Tribuna/Бокс/Блоги/По синему/«Кудин – богатырь, как из сказки. Он бодр духом и понимает, за что страдает». Адвокат бойца ММА – о том, как держится ее подзащитный

«Кудин – богатырь, как из сказки. Он бодр духом и понимает, за что страдает». Адвокат бойца ММА – о том, как держится ее подзащитный

Надежды на российские суды мало, но есть и другие варианты.

Блог — По синему
28 июня 2021, 10:54
2
«Кудин – богатырь, как из сказки. Он бодр духом и понимает, за что страдает». Адвокат бойца ММА – о том, как держится ее подзащитный

Надежды на российские суды мало, но есть и другие варианты.

Шестой месяц боец ММА Алексей Кудин находится за решеткой в подмосковных СИЗО. Спортсмена, объявленного силовиками Лукашенко за поствыборные события в розыск, задержали в январе под российской столицей. Сейчас Кудину грозит экстрадиция в Беларусь, где его ожидает суд по статье 363 Уголовного кодекса «Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок», предполагающей лишение свободы на срок до пяти лет.

Находясь под стражей, Кудин стремится избежать принудительного возвращения домой. Он написал прошение о предоставлении в России политического убежища и начал добиваться отмены депортации через российский суд. Заседание по его заявлению провели 25 июня. Результат оказался нерадостным для Алексея – Московский областной суд отказал в удовлетворении жалобы защитников на решение об экстрадиции. Суд постановил, что по возвращении беларусу не угрожают пытки, а уголовное преследование не является политически мотивированным.

Что Кудин намерен делать дальше и каковы его шансы не оказаться на скамье подсудимых в Беларуси? Об этом и не только «Трибуна» спросила у защитника спортсмена – адвоката Комитета «Гражданское содействие» Марии Красовой.

– Давайте подведем итоги судебного заседания: жалоба на решение об экстрадиции в Беларусь не удовлетворена.

– На самом деле у нас были невысокие ожидания от Московского областного суда. Сомнения, что нашу жалобу удовлетворят, появились, когда суд отложил заседание для истребования в МИД России заключения по вопросу применения пыток правоохранительными органами Беларуси и достаточности дипломатических гарантий страны в отношении Кудина. Сторона защиты представила в суд несколько заключений международных организаций, в том числе УВКПЧ ООН, УВКБ ООН, ОБСЕ и других, а также позиции правозащитных организаций – Amnesty International, Московской Хельсинкской группы, Комитета «Гражданское содействие» – о том, что, к сожалению, пытки и бесчеловечное обращение в отношении политически преследуемых беларусов имеют широкую практику. Совокупность представленных нами документов вынудила суд искать дополнительные способы легитимизировать решение об экстрадиции.

Согласно полученному ответу, МИД России признает, что международные организации и правозащитники бьют тревогу в связи с многочисленными документированными нарушениями прав человека правоохранительными органами Беларуси, презюмируется, что такие действия носят выраженный политический характер. Однако ведомство считает, что доверять этой информации не следует, потому что в консульство России никто из беларусов на пытки не жаловался, а международные организации могут быть, перефразируя, рупором западной пропаганды. К сожалению, не могу привести точных формулировок, защитникам этот ответ так и не был предоставлен, несмотря на ходатайства.

Суд ожидаемо устроили такие объяснения МИД. На существенные процедурные нарушения со стороны Генпрокуратуры судья тоже закрыла глаза, проигнорировав жалобу стороны защиты Кудина.

При этом отмечу, что экстрадиция Кудина до окончания рассмотрения его заявления о предоставлении статуса беженца невозможна. Второй важнейший довод жалобы на решение об экстрадиции – наличие доказательств того, что к Кудину уже применялись пытки, что дает весомые основания полагать, что такому обращению он будет подвергнут вновь в случае экстрадиции.

– Будете обжаловать решение Мособлсуда?

– Обязательно. На неделе в установленном порядке подадим апелляцию.

– Насколько понимаю, вы и Алексей уверены в итоговой победе?

– У нас есть некоторые сомнения в том, что Апелляционный суд удовлетворит нашу жалобу – к сожалению, очень редко, когда российские суды не поддерживают позицию Генеральной прокуратуры России. Поэтому, исчерпав возможности защиты Кудина в российских судах, мы будем вынуждены обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

– Решения Европейского суда имеют в России обязательный характер для исполнения?

– Да, все верно. Обратимся в Европейский суд с просьбой применить в отношение Кудина 39-е правило о запрете высылки. На весь срок, пока дело будет рассматриваться в Страсбурге, Алексея не смогут экстрадировать из России.

– Сколько в среднем проходит времени с момента подачи документов в ЕСПЧ до их рассмотрения и сколько длится сам судебный процесс?

– К сожалению, здесь сложно дать конкретный ответ – нет единой практики. Отмечу, что применение 39-го правила носит исключительный характер. То есть будет ли оно применено к Кудину, узнаем буквально в течение суток после подачи необходимых документов.

– Как часто Россия отказывает в экстрадиции и предоставляет политическое убежище?

– Это два разных процесса. Более того, в России кроме политического убежища еще существуют статусы беженца и временное убежище. Кудин обратился за всеми тремя. Я не знаю, какой из них ему дадут. Но давно не слышала, чтобы в России кому-то предоставляли политическое убежище.

Предоставление статуса беженца – очень редкое явление: в 2020 году этот статус получили всего 28 человек. Временное убежище предоставляют чаще, но относительно масштабов России – тоже в редких случаях. Кудин решил обратиться за этими статусами, и моя обязанность как адвоката помочь ему в этом. Дадут или нет? Сложно загадывать. У Алексея особенная ситуация, поэтому исключать положительный исход для него не могу. Но по общей практике такие статусы предоставляют крайне редко. Тем более в свете политических отношений между Россией и Беларусью.

Что касается экстрадиции, то отказы в ней единичны на всю Россию. Российское государство одобряет запросы на выдачу. Но упомянутое 39-е правило здесь работает, поэтому надеемся на его применение.

– Какое настроение у Кудина?

– Он молодец. Боец, настоящий богатырь, как из сказки. От него веет силой, бодр духом. Алексей верит в лучшее и передает всем большой привет. Держится молодцом. Очень грустно видеть, что такой человек оказался за решеткой. Он производит впечатление очень честного, порядочного и искреннего человека, всей душой любящего Беларусь и беларусов. У него прекрасная семья; жена приезжает на заседания суда ради двух минут даже не общения, а просто присутствия в одном зале. Ни прокуратура России, ни суд так и не дали согласия на свидание Кудина с женой. Полгода они не виделись.

– Нахождение в СИЗО не мешает ему поддерживать форму?

– Он мало того, что сам занимается, так еще рассказывал, что в прошлом СИЗО своих сокамерников успешно призвал тренироваться. Устраивали коллективные занятия. Могли ли ему отказать? Не думаю, что он настаивал :). Наверняка заразил сокамерников примером.

– Как вообще условия со спортивным инвентарем в СИЗО?

– Ничего такого нет. В этом смысле никаких условий. Не уверена даже, что они покидают камеру с учетом ковидных ограничений. Но не могу точно ответить на этот вопрос.

– А если про общие условия содержания в московских СИЗО? Просто в Беларуси они оставляют желать лучшего...

– Кудин сидит в областном изоляторе. Условия сильно зависят от СИЗО. Есть изоляторы, где недавно были ремонты, и условия отвечают хотя бы базовым требованиям. В других СИЗО условия не очень хорошие. Алексея две недели назад перевели в другой изолятор. Если честно, то пока не была там, поэтому ничего не могу сказать.

До этого Кудин находился в СИЗО-5 города Кашира. В этом изоляторе какой-то косметический ремонт был, и там дружелюбные сотрудники. К Алексею было очень хорошее отношение. Не скажу, что выделялся чем-то среди прочих сидельцев. Просто в принципе там человечное отношение к людям. На условия содержания Алексей не жалуется.

У меня сложилось ощущение, что Кудин не из тех людей, которые будут жаловаться. Он стойко все переносит. Да и не рассказывал особо ничего из своих бытовых проблем. У нас настолько сжатое время общения с адвокатами, что разговора на подобные темы особо не получается. На вопрос все ли в порядке в СИЗО, получаем ответ, что «все хорошо, все в порядке». А дальше уже нужно обсуждать процедурные вопросы, которые сейчас имеют серьезное значение. Но если бы у него возникли какие-то проблемы в изоляторе, то мы бы об этом, конечно, узнали.

– На Кудина не оказывают давление?

– Со стороны России нет давления, если не считать постоянную угрозу экстрадиции.

– Как сам Алексей относится к варианту возможной выдачи беларусским силовикам?

– Он спокоен. У него бойцовский склад характера. Знаю, он сдаваться не будет. Алексей понимает риски, насколько все опасно. Что в Беларуси снова возможны давление и пытки. Но чтобы Кудин испытывал панические страх и ужас, такого точно не видела. Алексей понимает, за что страдает или может пострадать.

– Кудин рассказал, что в СИЗО успевает развивать не только тело, но и ум.

– В изоляторе работает библиотека, поэтому проблем с книгами у него не должно быть. Также Алексей получает корреспонденцию. Работает сайт «ФСИН-ПИСЬМО», благодаря которому можно отправить Кудину письмо и получить ответ. Чем больше таких писем придет, тем ему там будет хоть чуть-чуть комфортнее находиться. Поддержка сейчас очень важна. Другие задержанные беларусы, как и Алексей, очень рады получать письма поддержки. Знаю, что в Москве несколько раз собирались добровольцы и готовили письма для политических заключенных. Знаю также, что такие письма очень помогают ребятам сохранять присутствие духа и веру в светлое будущее. 

Другие посты блога

Все посты