Tribuna/Хоккей/Блоги/По синему/«Это именно похищение». Адвокат Кудина – о том, как Россия махнула на решение Европейского суда по правам человека и отдала бойца режиму Лукашенко

«Это именно похищение». Адвокат Кудина – о том, как Россия махнула на решение Европейского суда по правам человека и отдала бойца режиму Лукашенко

Не уникальный случай.

Блог — По синему
22 июля 2021, 14:51
9
«Это именно похищение». Адвокат Кудина – о том, как Россия махнула на решение Европейского суда по правам человека и отдала бойца режиму Лукашенко

Среда 21 июля была насыщена драматичными событиями для беларусского бойца ММА Алексея Кудина.

К этому дню Кудин полгода провел в российских изоляторах под стражей в ожидании, будет ли принято решение о его экстрадиции на Родину. Из Беларуси спортсмен бежал, спасаясь от уголовного преследования. После выборов в августе 2020-го в родном Молодечно Кудин вступил в стычку с силовиками Лукашенко, избивавшими безоружных беларусов. В итоге его хотели привлечь к ответственности по 363-й статье уголовного кодекса – «Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок». По такому обвинению бойцу грозило до пяти лет лишения свободы.

Кудин дожидался процесса под домашним арестом, однако в молодечненский суд не явился. Сначала считалось, что он сбежал во Францию, но позже бойца арестовали в России – стране, которая практически безотказно выдает режиму Лукашенко участников протестов.

В среду Апелляционный суд Москвы решал, будет ли Кудин экстрадирован в Беларусь. Все суды нижестоящих инстанций поддержали запрос беларусской стороны об экстрадиции.

В среду был последний день, когда российские власти могли держать Кудина под стражей. В случае Кудина национальное законодательство ограничивало такую меру пресечения шестью месяцами. Некоторые надеялись, что в среду Кудин выйдет на свободу.

В среду, перед самым заседанием в Москве, свое решение по кейсу Кудина озвучил Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), куда обратились адвокаты спортсмена. ЕСПЧ постановил приостановить процедуру экстрадиции, а решения ЕСПЧ для России являются обязательными, так как страна состоит в Совете Европы.

В среду стало известно, что за Кудиным в Москву вылетели силовики Лукашенко, чтобы осуществить экстрадицию.

В среду Апелляционный суд Москвы принял решение экстрадировать Кудина в Беларусь, игнорируя решение ЕСПЧ.

В среду Кудин так и не вышел на свободу, и какое-то время было неизвестно, где он находится. Позже появилась информация, что бойца везут в Беларусь. Самые последние новости – в четверг Кудин был помещен в СИЗО-1 в Минске.

Обо всех этих перипетиях «Трибуна» поговорила с защитником Кудина – адвокатом Комитета «Гражданское содействие» Марией Красовой.

– У нас есть информация, пока непроверенная, но мы склонны ей доверять: вероятнее всего, Алексей уже в Минске.

– Как проходила апелляция на решение Мособлсуда по экстрадиции?

– Изначально заседание назначили на девять утра. Но в здании до трех дня не было интернета, поэтому заседание откладывали до последнего. То есть, чтобы у нас не имелось возможностей для маневра.

В десять утра мы получили решение от Европейского суда по правам человека о невозможности высылки и экстрадиции Кудина с территории Российской Федерации по 39-му правилу [Регламента ЕСПЧ]. Сразу же уведомили об этом суд и прокурора, участвующего в процессе, Генеральную прокуратуру, Федеральную службу исполнения наказаний, все пограничные службы. В курсе о том, что Алексея высылать никуда нельзя, были все. В часов пять приехала его жена Татьяна и еще человек 15, чтобы поддержать Кудина. Все стояли у СИЗО и ждали, когда Алексей выйдет, потому что в среду истекал предельный срок задержания. Но этого не произошло.

– Какой план действий у защиты дальше?

– Честно говоря, мы сейчас мало что можем сделать. Это скорее декоративные вещи. Конечно же, теперь Европейский суд в делах по Беларуси будет думать дважды и реагировать быстрее, а не в последний момент. Мы безумно благодарны Европейскому суду по правам человека за принятое решение в пользу Кудина, но я надеюсь, что такой же вердикт будет по остальным делам беларусов, попавших в подобную непростую ситуацию. Собираемся обращаться за компенсацией и дальше расследовать похищение человека. Ведь так и есть – это именно похищение. Думаем писать заявления в правоохранительные органы по этому поводу.

Конечно, будем добиваться, чтобы дипломатические гарантии, которые давала Российская Федерация, исполнялись в полном объеме. Но все понимают, как они будут исполняться.

– При этом не возникнет проблемы, что Беларусь не является членом Совета Европы, а значит, на нее не распространяются решения Европейского суда?

– Конечно, это проблема.

– Вообще, в России случались подобные прецеденты, когда госорганы не останавливало решение Европейского суда?

– К сожалению, дело Кудина не единично.

– Насколько понимаю, власть объясняет свои решения последними поправками в Конституцию, где прописали, что национальное законодательство стало выше международного.

– По сути ничего не поменялось. У нас как был примат актов Европейского суда, так и остался. Обывателей и непрофессионалов все эти разговоры могут ввести в заблуждение – на то и был расчет. У нас все еще примат позиции Европейского суда по правам человека. Никуда это не делось. И точно так же обязательны к исполнению и 39-е правило, и другие решения Европейского суда.

– Если Кудин выиграет дело в ЕСПЧ, то чем это может помочь в его сложной ситуации?

– Получит внушительную компенсацию от российских властей. Но когда человек находится в тюрьме в неизвестно каких условия, то деньги будут не самым главным. Они отойдут на второй план.

– После вероятной перевозки Кудина в Минск успели пообщаться с беларусскими адвокатами и правозащитниками?

– Мы только получили информацию, что Алексея увезли. Честно говоря, еще ничего не успели. В ближайшие часы будем решать все эти вопросы.

– Как вообще настроение Алексея? Что рассказывал в последнее время?

– Нам особо не давали с ним общаться. Но было немного времени перед заседанием. Успели сообщить о решении по 39-му правилу, чтобы он знал, что мы его ждем. Сказали о намерении ждать его около СИЗО. Алексей находился в бодром расположении духа. Впрочем, как всегда – он по своей натуре боец. Да и риски прекрасно понимал.

– Кудин был в курсе, что за ним выехали люди из Беларуси?

– Ему сказали об этом в СИЗО. Алексей сам нам рассказал, что его ждет самолет. Как он на это отреагировал? Не скажу, что в мониторе мы увидели что-то необычное, но, думаю, ему было тревожно. Однако присутствие духа Кудин точно не терял.

Другие посты блога

Все посты