Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/Один из лучших дриблеров чемпионата Беларуси, который еще три года назад играл на первенстве области

Один из лучших дриблеров чемпионата Беларуси, который еще три года назад играл на первенстве области

История новичка «Ислочи» Вадима Побудея, оказавшегося не нужным брестскому «Динамо».

29 апреля 2017, 23:33
22
Один из лучших дриблеров чемпионата Беларуси, который еще три года назад играл на первенстве области

История новичка «Ислочи» Вадима Побудея, оказавшегося ненужным брестскому «Динамо».

В прошлом году 21-летний Вадим Побудей сыграл первый сезон в высшей лиге за брестское «Динамо». До прихода в клуб арабских шейхов полузащитник с неординарной техникой был одним из любимцев местных болельщиков. Хавбек не стеснялся идти в обводку. По итогам сезона он вошел в семерку лучших дриблеров чемпионата. Порой ему удавалось проворачивать такие штуки.

– Финты хороши, когда ты обыгрываешь двоих и отдаешь на пустые ворота. В таких моментах к тебе нет вопросов. Красавчик! Но когда ты обыгрываешь двоих, а на третьем обрезаешься, и соперники забивают, то какой смысл в лишнем переступании? Обводка – это, конечно, круто, но мне нужно подтягивать другие качества. Например, хочется делать больше точных передач.  Пока с этим не все в порядке, но я стараюсь устранить этот недостаток. Просто когда приходишь в профессиональный футбол из дворового, тебя постоянно тянет в обводку.

Мне намного легче сделать какой-нибудь финт, чем просто прокинуть мяч в сторону. Защитник соперников играет в высшей лиге уже не первый сезон. Он скорее оттеснит тебя корпусом, пока ты оббежишь его с другой стороны. Я не делаю финт для того, чтобы проверить соперника между ног. У меня точно нет такого пижонства, но иногда мне намного удобнее сыграть пяткой или рабоной, чем левой ногой.

Мой любимый финт? Играли с минским «Динамо» в прошлом году. Мне дали очень неудобную передачу. Принимаю, а у меня на спине соперник. Убрал мяч под себя – защитник пролетел. Его идет страховать кто-то другой, я убираю его, а потом делаю финт Зидана. Мы горим 1:4, а с трибун шквал аплодисментов.

Переступания делаю уже на автомате. Показал, что уходишь в право, а сам бегу влево. Друзья рассказывали, что на разборах тренеры говорят: «Побудей делает два переступания и уходит вправо». Бывало, после этого в играх защитник специально закрывали мне проход вправо, тогда я просто пробрасывал мяч влево. Не до такой же степени я прямолинейный. 

Правда, профессиональная карьера футболиста приостановилась после десятого класса.

– Я родился в деревне Остров, которая находится 20 километрах от Ганцевичей. Население этого города – 16 тысяч человек. Здесь, как и в любом периферийном городке, спорту уделяется мизерное внимание. Наверное, вырваться из этой трясины удалось только мне и Игорю Бобко, который играет в «Слуцке». Сейчас смотрю на ребят, которые занимаются  в футбольных школах Минска, и по-хорошему завидую им. Как-то слышал, кто-то из этих парней говорил: «Блин, какое плохое сегодня поле». Ребята, вы еще не бегали по полям в Ганцевичах, где реально полметровые ямы от кротов.

В 12 лет отец привел меня в ганцевичскую ДЮСШ. До этого я бегал по дворам в своей деревне. В «дюшке» я совсем не выделялся на фоне сверстников. Играл центрального полузащитника, но во мне не было ничего особенного. 

Побудея все-таки заметили и пригласили играть лицензирование за «Гранит». Правда, детские команды из Микашевичей никогда не показывали результативной игры.

– У «Гранита» постоянно были проблемы с группами лицензирования. В клуб просто набирали пацанов нужного возраста из Ганцевичей, Барановичей, Микашевичей, Любани и ставили на матчи. Состав менялся чуть ли не каждую игру, постоянно появлялись какие-то новые пацаны. Я, как и все, приехал в Микашевичи и без всякого просмотра начал играть. В общем, не было ничего удивительного, что мы постоянно скручивались всем со счетом 0:10 или 0:13.

– Интересно, что после таких матчей игрокам говорит тренер?

– Заходит в раздевалку и молчит. Ну а что он может сказать? Человек понимает, что людей набрали, чуть ли не по объявлению. Мы тренировались всего два раза в неделю. Что можно наиграть с таким графиком? Кстати, порой у нас был занятия без мячей. Просто бегали по полю. В общем, наш «Гранит» все время занимал последние или предпоследние места. Однако на некоторых наших парней обращали внимания другие клубы и приглашали к себе. 

Побудей был никому не интересен. После десятого класса играть на лицензировании было поздно. Паренек начал играть на чемпионате района. О профессиональной карьере оставалось только мечтать.

– Я закончил десятый класс. Что делать? Играть и тренироваться было негде. Попал в команду мужиков, игравших на чемпионате Ганцевичского района. Честно говоря, это совсем беда, а не турнир. Условий никаких, все по классике: по диагонали поля протоптана дорожка, рядом с ним бегают собаки. Это считалось абсолютно нормальным. Никого не смущало, когда во время матча по полю пробегал заяц. Если говорить об уровне игры, то это был типичный минор, где мужики просто убивают тебя сразу после того, как начинаешь возиться с мячом.

Пришла осень. Я начал учиться в 11 классе и готовиться к поступлению. Понимал, что вряд ли получиться играть в футбол на профессиональном уровне. Одно время на полном серьезе думал пойти учиться в академию МВД. Слышал, что там есть какая-то мини-футбольная команда. Рассчитывал попасть туда. Но в конце концов решил поступать в БГУФК на футбольного тренера. Родители переубеждали: «Ну что такое тренер? Какие у тебя перспективы?» В итоге удалось переубедить маму и папу. Начал готовиться к ЦТ. На футбол пришлось забить, потому что тренироваться было попросту негде. Играл в своей школе в волейбол, баскетбол, теннис. Наверное, это сказалось на моей физической подготовке. До одиннадцатого класса у меня совсем не было скорости, но перед выпуском я пробегал стометровку за 11,5 секунд, обгоняя легкоатлетов. Наверное, так случилось, потому что начал заниматься сам. Просто садился и качал пресс, отжимался.

***

Когда Побудей принес документы в БГУФК, люди из приемной комиссии сильно удивились.

– У меня не было никаких проблем с учебой. Средний балл аттестата – 9. При поступлении сдал нормативы на 9. ЦТ по русскому языку написал на 70 баллов, по биологии – на 50. Когда принес документы в комиссию, на меня посмотрели со взглядом: «Ты что? Совсем дурачок?» Я оказался первым в списке зачисленных. Поступил в БГУФК только с одной мыслью: «Отсюда можно как-то попасть в большой футбол». 

После поступления в БГУФК Побудей начал играть на чемпионате области за команду из Ганцевичей. Порой ему удавалось забитьвать вот такие мячи.

Хавбека пригласили в «Барановичи», которые в тот момент выступали во второй лиге. Играя в Д3, Вадим получал 400 тысяч рублей в месяц. 

– Чемпионат области – это жесткое рубилово. Мужики летят в ноги так, что несколько раз у меня ломались щитки. Обыгрываешь одного, и боковым зрением видишь, как тебе в колено с двух ног катится его партнер. Кое-как удавалось увернуться. Если бы не успевал сделать это, давно бы закончил с футболом. Тьфу-тьфу-тьфу, как-то обошлось без жестких травм. Правда, голеностопы порой выскакивали будь здорово.  

Когда попал в «Барановичи» был просто счастлив, хотя было сложновато совмещать футбол с учебой. Я не приезжал на тренировки в понедельник и вторник. В эти дни ходил на все пары. В среду приступал к занятиям, после них в шесть вечера ехал в Минск. Утром шел на первую пару, а потом сразу бежал на вокзал, чтобы успеть на тренировку. Хорошо, что ездил в Брановичи не один, а с другом. Бывало просто спал на парах, потому что после матча замученный идешь в универ, а там еще полощут мозги, мол, ты много пропускаешь. Иногда хотелось все это бросить, но нужно было держаться. Родители бы просто не поняли этого решения.

Не все преподаватели хотели идти на встречу. Некоторые спрашивали: «Почему не ходил на занятия?» Объяснял, что я играю за «Барановичи». Они менялись в лице и спрашивали: «Где ты играешь? Я даже такой команды не знаю. Разве там есть футбол?». Потом уже просто не говорил, что играю за «Барановичи».

***

Три года назад «Барановичи» без особых проблем выиграли вторую лигу. Однако куда более примечательным стало то, что главный тренер молодежной сборной страны Игорь Ковалевич решил вызвать в команду полузащитника из города железнодорожников. Вместе с «молодежкой» Побудей завоевал «бронзу» Кубка Содружества.

– Андрей Хлебосолов хорошо общается с Игорем Ковалевичем. Наверное, он порекомендовал меня Игорю Николаевичу. Конечно, когда тебя из второй лиги вызывают в «молодежку», присутствует нехилое давление. Многие говорили, что я попал в команду по блату. Было обидно, когда до меня доходили такие разговоры. Если кто-то сказал бы мне об этом в лицо, я, наверное, не сдержался и втащил бы этому человеку. Ребят, ну какой блат? Я же не сам просился в сборную. Никогда не пойду туда, где буду чувствовать себя ненужным.

В Баранках пацаны притравливали меня после первого вызова в сборную. Приехал из «молодежки», они начали: «О! Смотрите, сборник, приехал». Так смеялись над этим. Им казалось, что придумали такую смешную шутку, что капец.

Кстати, Игорь Николаевич, конечно, прихватывал меня. Иду утром на завтрак, он встречает: «Куда ты так рано встал? Тебе же сегодня не нужно коров пасти». Нормально относился к этому. Понимал, что тренер шутит.

Только у меня есть одна особенность. Я достаточно долго адаптируюсь в новом коллективе: сижу в сторонке и наблюдаю за тем, что происходит. Допустим, пацаны играют в карты, но я стесняюсь подойти к ним и сказать: «Слушайте, а можно с вами?» Конечно, если подойти ко мне и заговорить, я отвечу. Мне нужно время, чтобы притереться к людям.  Единственным человеком, с которым я нормально общался в молодежке, был Женя Яблонский. Просто мы учились с ним в одной группе в универе. Классный парень.

Конечно, вспоминается, что мы заняли третье место на Кубке Содружества. Наверное, этот результат, действительно, был каким-то достижением. Правда, моего вклада в этот успех было совсем мало. Если бы сыграл на турнире несколько полных матчей, что-то забил и отдал пару голевых, можно было бы гордиться, а так… Вручили мне эту бронзовую медаль. Сейчас она висит на стене в родительском доме. Папа показывает ее гостям, гордится. У меня нет такого чувства. В общей сложности сыграл примерно один тайм на Кубке Содружества. Например, больше горжусь «золотом», которое мы завоевали во второй лиге. В этом турнире я играл, забивал, а не просто числился в команде.

***

После выхода «Барановичей» в первую лигу Побудей забросил учебу, сконцентрировавшись только на футболе. 

– Не сказал бы, что после перехода из второй лиги в первую что-то сильно изменилось. Какой-то пропасти между дивизионами не чувствовалось, ведь в «Барановичах» собралась неплохая команда. Жаль, мы провалили сезон, заняв 13 место из 16 команд.

С другой стороны, наверное, тогда впервые почувствовал себя футболистом. После того, как на равных играешь с людьми, которые год-два назад неплохо смотрелись в «вышке», приходит осознание, что ты не хуже. Думаешь, может, еще могу чего-то добиться. Тогда в «Барановичи» приезжали люди из «Славии», брестского «Динамо», чтобы кого-то присмотреть. Ко мне часто подходил наш главный тренер: «Слушай, на тебя приехали посмотреть такие-то люди, но не зацикливайся на этом. Просто выходи на поле и делай то, что умеешь». Это вдохновляло.

Не скажу, что я был прямо-таки лидером «Барановичей». Там хватало хороших игроков, но тренерский штаб давал мне свободу. Если ошибался, когда шел в обводку возле чужих ворот, мне никто не пихал. Мне разрешалось многое. Это раскрепощало. Мог спокойно лезть с мячом на троих соперников. Если бы тренеры говорили: «Что ты делаешь? Ничего не придумывай, а убирай под правую и грузи в штрафную!» У меня бы вряд ли что-то получилось.

***

После не самого удачного сезона в первой лиге Побудея пригласили в брестское «Динамо», которое еле-еле прошло лицензирование для участия в чемпионате. Футболисту пообещали зарплату в восемь миллионов рублей и творческую свободу.

– Долго сомневался перед переездом в Брест. У клуба постоянные финансовые проблемы. Плюс, в команду приходили футболисты, которых я не знал. Думал-думал, решил, что все-таки это переход на новый уровень, но тут возникли трудности. «Барановичи» не хотели отпускать меня без компенсации, поэтому ушел в «Динамо» в аренду. Хорошо, хоть так отпустили.

С первых дней чувствовалось доверие ко мне. Сергей Петрович Ковальчук постоянно говорил: «Ничего не бойся. Обостряй, обыгрывай. Если что, тебя сзади подстрахуют». Вроде, много не забил и не отдал, но создал много предголевых моментов. Может быть, поэтому меня ценили. Правда, нужно работать над реализацией моментов. Их хватало, но не получалось выжимать максимум. Плюс у меня в голове сидит мысль, мол, лучше обыграть троих и отдать голевую передачу, а не забить. Сейчас пытаюсь найти необходимый баланс.

Кстати, оказалось, что я забил первый мяч в высшей лиге в договорном матче. Никогда бы не подумал, что такое может быть в Беларуси. Когда узнал об этом, был в шоке. Я забил из-под Шагойко, но он же не сдавал матч. Короче, считаю, свой гол честным. 

Где-то после десятого тура Петрович сказал: «Ребята, может, скоро в клубе произойдут перемены». Никто не обратил на это внимания. Мы просто выходили на поле и бились за тренера и друг за друга. После первого круга команда поехала на сборы. Все поняли, что-то в клубе меняется. К нам приехал Аврамия и Куяте. После сборов к ним добавились Гаврилович, Букаткин, Торрес и Фамейе. Круто! Правда, коллектив немного изменился, появились какие-то группировки. Легионеры больше общались между собой, белорусы–между собой. Кто-то был не доволен переменами, потому что перестал играть.

Я не боялся за свое место в составе. Тем более, классно сыграл в первом матче второго круга против БАТЭ.

Но в следующей игре вышел на замену. Потом был не самый удачный поединок с «Белшиной», а затем я три матча отсидел на скамейке запасных. Было очень обидно! Начал загоняться, потому что стал играть через раз. Наверное, нужно было поговорить с Сергеем Петровичем, узнать, что со мной не так, но я все держу в себя. Если тренер не ставит, нужно работать с еще большим усердием. Я пахал, но все равно через раз попадал в состав. В последнем матче с «Витебском» вышел на 87-й минуте и тут же забил. Думаю, ну хоть что-то хорошее во втором круге.

Наверное, я был слабее конкурентов за место в составе Диксона, Германа, Фамейе. Они забивали, отдавали передачи. Вопросов нет, это конкуренция. Правда, было непонятно, почему не дать мне шанс? Думаю, не смотрелся бы хуже ребят. Никого не виню. Если не попадаю в состав, значит, дело во мне – нужно где-то прибавлять. 

Несмотря на редкие появления на поле Побудей решил подписать долгосрочный контракт с «Динамо», отказавшись от перехода в «Витебск». Увы, убедить в своей состоятельности Владимира Журавеля не удалось. Зато хавбек потренировался вместе с Кевином Кураньи.

– Никто из пацанов не знал, что к нам приедет Кураньи. Сидим на сборах в раздевалке. Я надеваю полар, перчатки. Журавель начинает давать установку на тренировку. Тут, как в фильме, слышатся шаги в коридоре, и к нам заходит Кураньи и говорит на русском: «Привет, ребята!» Я офигел! Забивал этим игроком в FIFA 2007 голы головой, а тут он будет с нами тренироваться. Честно говоря, с самого начала не верилось, что он подпишет контракт с клубом. Ребята, ну какой Кураньи в Бресте?

В нашем квадрате всегда играли я, Лебедев, Чиж, Торрес и к нам начал заходить Кураньи. Сразу появлялась куча эмоций. Кевин очень простой. Если кто-то ошибался по его вине, он тут же заходил в квадрат. Конечно, это просто фантастический игрок. Как он владеет своим телом! Так ставит корпус и бьет головой, что просто нет слов. Просто топ-уровень!

Я пахал на сборах, как мог, но начался сезон, и просто перестал попадать в заявку. Первый, второй, третий раз… Что делать, если я не нужен? Понял, что надо уходить. Чем быстрее – тем лучше. После четвертого матча «Динамо» в сезоне подошел к Сергею Петровичу Ковальчуку: «Наверное, я не нужен команде. Давайте что-нибудь думать». Он сказал, что просто так меня никуда не отпустят. Это было понятно, но какой смысл в 22 года бегать в первенстве дублеров? В этом возрасте нужно показывать результат в высшей лиге. В Беларуси футболисты в таком возрасте еще считаются перспективными. Какой нафиг перспективный? 

Руководство бресчтан все-таки пошло на встречу игроку и отпустило в «Ислочь».

– Честно говоря, боялся, что «Динамо» меня не отпустит. Не знаю как, но клубам удалось найти компромисс. «Ислочь» полностью выкупили права на меня. Рад, что оказался в «Ислочи». Здесь очень хороший коллектив. Очень надеюсь, что сможем достойно выйти из нынешней ситуации. Да, сейчас у нас нет целостной игры, но уверен она придет. Такое же мнение у тренерского штаба и руководства клуба.

Фото: dynamo-brest.by, Ксения Деревяга, gants-region.info/Виталий Герасименя. 

Другие посты блога

Все посты