Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/Сергей Ковалюк: «В Беларуси хотят сделать из профессионального футбола детский»

Сергей Ковалюк: «В Беларуси хотят сделать из профессионального футбола детский»

37-летний полузащитник «Смолевичей» – о возрасте, треше в «Граните» и родстве с Романом Василюком.

14 мая 2017, 23:40
19
Сергей Ковалюк: «В Беларуси хотят сделать из профессионального футбола детский»

37-летний полузащитник «Смолевичей» о возрасте, треше в «Граните» и родстве с Романом Василюком.

Прошлый сезон Сергей Ковалюк вспоминает без особой радости. После первого круга он оказался не нужен «Неману», который прописался во второй половине турнирной таблицы. Переезд в «Гранит» также не принес хавбеку позитива – команда вылетела в первую лигу. Что делать? Особенно, если посмотреть в паспорт, который напоминает о солидном по футбольным меркам возрасте. В январе футболисту исполнилось 37 лет.

На помощь пришел Дмитрий Молош. Тренер пригласил опытнейшего полузащитника в «Смолевичи СТИ» и не прогадал. На старте сезона Ковалюк впечатляет результативностью. В шести матчах первой лиги Сергей забил пять мячей. Чем не повод для беседы?

– Впервые вам стали намекать о солидном по футбольным меркам возрасте семь лет назад. С такой формулировкой Юрий Пунтус отчислил вас из брестского «Динамо».

– В тот момент мне было 30 лет. Когда Юрий Иосифович пришел в «Динамо», он не говорил, мол, я уже стал пенсионером. Тренер нормально относился к возрастным игрокам. Что-то изменилось после того, как команда неудачно начала чемпионат. Не было результата, руководство стало поддушивать тренера: «Если команда не выигрывает, нужно что-то менять». Что делать? Ушел один 30-летний футболист, второй, третий.

– Вам было обидно?

– Ну, как сказать… Меня удивляет желание белорусских клубов играть молодыми футболистами. Кажется, в этом нет ничего плохого, но у нас это искусственный процесс. Я не против, чтобы на поле выходили молодые ребята, но нужно доказывать, что они действительно достойны этого. Например, взять лимит на молодых игроков в первой лиге. Мое мнение, гарантированно ставить молодых игроков в состав – это не очень дальновидно.

– Как вы думаете, почему так происходит?

– Наверное, от безденежья. Некоторые руководители думают: «Зачем нам эти старые пердуны? Им нужно сделать более-менее приличные условия. Зачем? Есть же молодые, которые готовы играть за копейки». Но, посмотрите, кто играет в Лиге чемпионов? В Европе люди выходят на пик формы, когда их возраст переваливает за 30 лет. Тотти с Буффоном уже по сорок, а они до сих пор не хотят заканчивать. Никого не хочу обидеть, но в Беларуси хотят сделать из профессионального футбола детский.

Если играть только молодежью, сложно понять, за счет чего она будет развиваться. Как молодые будут прогрессировать, если в команде не будет стариков? С кого им брать пример? Повторюсь, я тоже был молодым, но меня просто так в состав никто не ставил. Нужно было ждать, ведь всему свое время. Видел, как под лимит в первой лиге выходили ребята 16-17 лет, которые бегали по полю с испуганными глазами и не понимали, что вокруг происходит. Их легко понять. Эти парни только-только окончили спортивную школу, а сейчас им нужно на равных тягаться с мужиками.

Плюс нынешнее поколение молодых игроков не все понимает с первого раза. Я ничего не имею против них, но ребятам нужно быть более ответственными. Просто, наверное, поменялось поколение. В свое время мне хотелось чего-то добиться. Сейчас не все ответят, для чего они играют в футбол. Удивился, что многие молодые даже не знают легенд мирового футбола.

– Это как?

– Не буду называть имен, но как-то подошел к одному молодому: «Слушай, слышал новость о Марко ван Бастене?» Он посмотрел на меня, как на космонавта: «Нет, а кто это?» По-моему, страшно не знать таких футболистов. Наверное, вы в курсе любимого прикола Игоря Ковалевича? Он любил подходить к молодым с вопросом: «Кто такой Эдсон Арантис ду Насименту?» Многие таращились на него и отрицательно мотали головой. Тогда Ковалевич хватался за голову: «Это же Пеле!». Странно, когда футболисты не знают таких, казалось бы, элементарных вещей.

– Понятно, что молодых игроков в Беларуси не так много, но вас не смущает, что наша высшая лига входит в топ-6 самых возрастных чемпионатов Европы

– Я не могу объяснить, почему так происходит. Получается, у нас нет молодежи, которая может потянуть уровень «вышки». Все-таки тренеры не враги сами себе. Если они будут видеть, что человек тянет нужный уровень, то поставят его в состав. Еще раз скажу, я не против молодежи, но и не считаю, что в 30 лет нужно заканчивать с футболом. Например, в свои 37 чувствую себя так хорошо, как не чувствовал в 20.  

– В «Смолевичах» у всех ветеранов такое самочувствие?

– Стараемся держать марку. Кстати, в «Смолевичах» неплохая молодежь. Младшие ребята с уважением относятся ко мне, Олегу Шкабаре, Игорю Воронкову, Игорю Трухову.

– Они обращаются к вам на вы?

– Мне не нравится это обращение. Когда в свое время играл в «Лиде», в команде появился совсем юный паренек. Как-то подходит ко мне: «Извините, а вы не могли бы мне помочь?» Говорю ему: «Дружище, ну не обращайся ко мне так». Чувствую себя некомфортно, когда мне выкают. Хотя в «Смолевичах» «Шкабарика» и Игорька Трухова пацаны называют по отчеству. Выходит, я еще не такой старый.

– При этом вы старше главного тренера команды Дмитрия Молоша.

– В команде все с уважением относятся к Дмитрию Васильевичу. Правда, это не мешает ему первому заходить в квадрат. Тут все строго по паспорту. Когда только приехал в «Смолевичи», сказал Молошу: «Где еще увидишь, чтобы главный тренер первым заходил в квадрат». Тренер не обижается. Он вообще создает очень хорошую атмосферу в коллективе. Мне сейчас очень комфортно в «Смолевичах».

***

– В прошлом году вы оказались не нужны «Неману», вылетели с «Гранитом» в первую лигу. Не было ощущения, что карьере футболиста приходит конец?

– В Гродно у нас не задался старт чемпионата. Даже не знаю, чем это объяснить. Сергея Солодовникова отправили в отставку, и в команду пришел Игорь Ковалевич. В первом же матче под его руководством мы выиграли у минского «Динамо». Вроде, все стало налаживаться, а потом меня резко убрали из команды. Причем никто не объяснил и не сказал, что я не нужен «Неману». Узнал об этом из интернета, когда позвонил товарищ: «Серый, а тебя что– на трансфер выставили?» Вылез в сеть, прочитал новость. Удивился. Считаю, 36-летнему футболисту могли все сказать в лицо. Я же взрослый человек и все пойму. Понятно, у каждого тренера свое видение футбола и ему нужны определенные игроки (чаще всего свои). Но, честно говоря, не ожидал такого поступка от Ковалевича.

– После этого вы общались с Игорем Николаевичем?

– Мы как-то не пересекались. Считаю, он поступил не очень красиво. Если честно, не хочется видеться с этим человеком. Тем более у него своя правда, а у меня – своя.

– А потом вы перебрались в «Гранит». Зачем?

– Со стороны кажется, что там все совсем плохо? Знаю, многие негативно отзываются о Валерии Бохно, но у меня с ним нормальные отношения. Во время отпуска в Бресте играем с ним в одной любительской команде.

– Вас не смущает, что о Валерии Петровиче многие отзываются, мягко говоря, без симпатии.

– Не люблю говорить за других. Когда-то и у нас были определенные разногласия, но Бохно меня никогда не обманывал. Все эти разговоры о Валерии Петровиче… Конечно, он специфический человек, но к Бохно просто нужно найти подход. Не знаю, почему, но мы с ним ладили. Может, я просто не вступал в перепалки и не обращал внимания на его слова.

– Не слышали в свой адрес слова из разряда «сигильбан»?

– Обо мне он ничего такого не говорил. В прошлом году вообще ни разу не поругались. Конечно, бывало, что он поддушивал молодежь, но такой у него подход. Он своеобразно настраивает пацанов на матчи. Валерий Петрович, конечно, очень эмоциональный человек.

– Расскажете историю по этому поводу?

– Когда команда валилась в прошлом году, после очередного поражения он пришел в раздевалку и начал истерически смеяться. Тренер сидел и просто гоготал. Наверное, это самое сильное проявление эмоций.

Прошлый год выдался для Бохно просто катастрофическим. Если честно, когда переходил в «Гранит», не думал, что команда вылетит из «вышки». Все-таки после первого круга был серьезный запас очков перед аутсайдерами. Нужно было выигрывать хотя бы раз в два матча, и этого должно было хватить для сохранения прописки. Но все пошло по другому сценарию. Команда в Микашевичах полностью изменилась. Не осталось ни одного человека из прошлого состава. Из опытных были только я и Вадик Курлович. Остальные – молодежь. Было тяжело, но мы как-то змагаліся. Правда, когда приехали эти «российские инвесторы», понял, что все будет плохо.

– Почему вы так решили? Говорят, эти люди рассказывали, что устраивали Зинченко в «Манчестер Сити».

– Они говорили, мол, как-то связаны с этим трансфером. Когда увидел этих инвесторов в первый раз, сказал: «Ребята, это же какие-то аферисты». Они пачками привозили людей на просмотр. Говорили: «Так, какая у тебя нога рабочая? Окей, продадим туда-то». Это вызывало только улыбку. Когда подписывал контракт с «Гранитом», они говорили: «Сергей, построим здесь академию. Будешь работать тренером, все будет отлично». Только мне в это совсем не верилось.

Они устроили презентацию команды в местном Доме культуры, позвали людей. Говорят: «В этом сезоне будем бороться за тройку». Ну-ну, только за нижнюю. После этой встречи в ДК прошло два дня и инвесторы уехали из Лунинца. Больше их никто не видел.

– Как вообще эти инвесторы оказались в Лунинце?

– Я сам толком не понял. Бохно рассказывал, что они вышли на него через какого-то агента: «Слышали, у вас есть какие-то трудности. Давайте поможем вам футболистами и деньгами». На тот момент руководство «Гранита» хваталось за любую возможность спастись, но, видите, как инвесторы помогли.

– Согласитесь, в прошлом году в Беларусь пришло много заграничных инвесторов.

– Приехали и развалили «Белшину» и «Гранит». В Бобруйске хотя бы вначале что-то сделали солидно: провели сборы, купили экипировку. В этой истории хоть что-то можно объяснить: команда не показала результат – бизнесмены свернули удочки и уехали домой. В «Граните» все было по-другому: подарили по кружке и сразу смотались.

– Испугались, когда в прошлом году инвесторы пришли в Брест?

– Честно говоря, поначалу было боязно. Все говорили, что в клуб пришли люди из Бобруйска, мол, «Динамо» ждет судьба «Белшины». Вроде, тьфу-тьфу-тьфу, такого нет. В Бресте все намного серьезнее. Хочется, чтобы в клубе продолжали работать в том же духе. До этого футбол в городе погибал, а сейчас ожил. В свое время клубные руководители просто убивали «Динамо», а сейчас на домашние матчи собирается по семь-десять тысяч зрителей. Пусть эта сказка продолжается.

– Есть мнение, что она закончится, если в мае «Динамо» не выиграет Кубок.

– Слышал разговоры, мол, если что-то не получится, то этот волшебный ковер свернется – и до свидания. Не хочется об этом думать. Наверное, ставка в этом сезоне в Бресте делалась на Кубок. Сами видите, как у «Динамо» идут дела в чемпионате. Ладно, не мне об этом рассуждать, но, повторюсь, хочется, чтобы сказка продолжалась.

– Кстати, в брестском «Динамо» играет ваш швагер Роман Василюк. Как вы породнились?

– Моя сестра вместе с родителями часто ходила на матчи брестского «Динамо». Они болели за меня. Честно говоря, не помню, как сестра познакомилась с Ромой. Наверное, на футболе. Потом начали ребята в команде притравливать меня: «Сколько Рома отстегнул, чтобы с твоей сестрой познакомиться?» Василюк ведь совсем неразговорчивый. Не знаю, чем он так понравился Оле. Наверное, своим молчанием:).

Он ведь в новых компаниях постоянно молчит.  Где-то кивнет головой, и на этом все. Все привыкли: «Ай, не трогайте вы Рому». Наверное, сложился такой стереотип, что Василюк постоянно на своей волне. Он вообще не любитель что-то рассказывать, поэтому если хочешь что-то узнать о Роме – звони сестре.

***

– В шести стартовых матчах первой лиги вы забили пять мячей. О чем это говорит?

– О работе тренеров.  Не знаю, что они со мной сделали:). Пока бегу и забиваю. Сразу скажу, не хочется принижать уровень первой лиги и говорить, что там играют недофутболисты. Знаете, в первой лиге играть даже тяжелее, чем в высшей.

– Почему?

– Здесь люди носятся по полю, как муравьи. Бегут, бегут куда-то. Конечно, есть несколько команд, которые стараются играть в футбол, а не просто носятся по полю. В первой лиге игра чаще всего идет до гола. После того, как команда пропускает, она начинает сыпаться. Остается только добивать соперников.

Вообще лет пять назад уровень первой лиги был намного выше. Например, в 2012 году, когда выходил в «вышку» с «Днепром», был очень сильный турнир. Тогда в первой играли мы, «Витебск», СКВИЧ, «Городея», «Слуцк». У всех было благоприятное финансовое положение и достаточно футболистов, которые могли спокойно играть в «вышке».

– Может, дело в том, что тогда в клубах первой лиги платили не сильно меньше, чем в высшей?

– Конечно, тогда в белорусском футбол было намного больше денег. Сейчас ситуация изменилась. Простой пример. В прошлом году в Гродно на тренировках не было нормальной воды. Пили воду из крана. Конечно, это мелочь, но она показывает уровень нашей высшей лиги. Что говорить о первой? С каждым годом финансирование во втором дивизионе уменьшается. Скоро в первой лиге будет играть одна молодежь. Дадут пацанам зарплату в сто долларов, и они будут бегать.

– Как-то все совсем грустно.

– Есть такой момент. Тем более на матчи первой лиги ходит по 30-40 человек: знакомые и родители футболистов. Понятно, в любом случае будешь выкладываться на поле и настраиваться на матч. Но часто возникает ощущение, что играешь не тур чемпионата, а товарищескую встречу во время предсезонки. Порой на стадионе так тихо, что слышно, как кто-то из болельщиков разговаривает по телефону: «Да ну, совсем играть не умеют».

– У вас есть ощущение, что футбол в нашей стране становится нужен только самим футболистам?

– Согласен, потихоньку умирает футбол. Хорошо, в Брест пришли инвесторы. Всем стало интересно, что происходит с «Динамо». Не случилось бы этого, что было бы? Вроде во всем мире футбол развивается, а у нас наоборот. Хотя и у нас люди стараются что-то придумать, сделать какое-то шоу, но толком отдачи нет. О чем можно говорить, если на полуфинал Кубка в Борисове собирается пять тысяч человек. Если бы на арену не приехали брестские болельщики, смотреть матч было бы просто невозможно.

Конечно, в нашем футболе все не так хорошо, но хочется верить, что в ближайшее время что-то наладится. Надеюсь, доживем до этого. Мне хочется оставаться в футболе. Пока силенок, вроде, хватает.

Фото: Эдуард Белемук, личный архив Сергея Ковалюка, fcneman.by

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты