Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«Загнали болт в кость – потом месяц избавлялся от гноя». Пропустить 2 года из-за ошибки врача, но попасть в сборную Беларуси

«Загнали болт в кость – потом месяц избавлялся от гноя». Пропустить 2 года из-за ошибки врача, но попасть в сборную Беларуси

История Алексея Легчилина, в которой переутомление – это не самый страшный диагноз.

21 июня 2017, 04:08
9
«Загнали болт в кость – потом месяц избавлялся от гноя». Пропустить 2 года из-за ошибки врача, но попасть в сборную Беларуси

История Алексея Легчилина, в которой переутомление – не самый страшный диагноз.

Брестское «Динамо» изо всех сил пытается спасти финал Кубка Беларуси. Казалось, после гола Виталия Лисаковича сделать это будет нереально. На 82-й минуте подопечные Владимира Журавеля зарабатывают штрафной в центре поля. Практически все игроки «сине-белых» бегут к воротам Бушмы. Через мгновение самым расторопным из них оказывается Алексей Легчилин. Коренной гродненец головой вколачивает мяч в сетку и дает возможность Жереми Малербу проявить себя в серии пенальти.

Через час счастливый полузащитник размахивает огромным флагом с буквой «Д», сходя с ума от радости. Он не думает о том, что через три дня дебютирует в футболке национальной команды в матче против сборной Швейцарии. Легчилин наслаждается моментом, которого в его жизни могло не быть.

***

Алексей пришел в школу «Немана», когда ему исполнилось 11 лет. Его сверстники начали профессионально заниматься на три-четыре года раньше. Обычно тренеры неохотно записывают в секцию таких возрастных ребят, но для фактурного парнишки сделали исключение.

– До этого шесть лет занимался танцами. Я всегда любил футбол, но как-то не получалось записаться в секцию, – вспоминает полузащитник. – Перепробовал, наверное, все виды спорта: волейбол, баскетбол, хоккей. Кстати, может, на коньках и остался 6ы, но у родителей не получалось совмещать мои занятия с работой. Хоккейные тренировки начинались в семь утра, поэтому водить меня на них было неудобно. 

Из-за отменных физических данных (сейчас рост футболиста 191 сантиметр, а вес 86 килограммов) парнишка быстро стал выделяться на фоне сверстников. Благодаря игровому мышлению и спортивной злости он здорово выглядел в центре поля. Настолько здорово, что в 15 лет впервые получил вызов в сборную страны. Тогда еще U-16.  

– Я прошел через все юношеские и молодежные сборные. Юношескими командами, в которых играл, мы дважды выходили в элитный раунд чемпионата Европы. Сейчас наши юноши редко добиваются таких результатов. Мы же делали это уверенно. В те времена у нас была очень хорошая команда.

Алексей быстро прогрессировал. В 17 он впервые сыграл в высшей лиге. В июле 2009 года в концовке матча «Немана» с МТЗ-РИПО Легчилин вышел на поле вместо Сергея Левицкого. Молодого человека изрядно потряхивало, ведь в ту пору за «красно-белых» еще играли Гвили Кварацхелия, Абубакар Камара, Николай Рындюк и другие заметные футболисты по меркам нашего чемпионата. 

– Я смотрел матч со скамейки запасных. Думал, что меня заявили на эту игру только ради количества, но Олег Радушко в самой концовке встречи выпустил меня на несколько минут, – вспоминает Легчилин. – Дотронулся до мяча раза три, при этом отдал две передачи сопернику. Хорошо, минчане ничего не создали у наших ворот. В том матче очень сильно волновался, зато узнал, что такое взрослый футбол. Здорово, что удалось дебютировать в высшей лиге в таком раннем возрасте. Я быстро понял, к чему надо стремиться.

– Когда в «Немане» работал мой тренерский штаб, мы внимательно следили за ребятами из дублирующего состава. Прекрасно знали возможности молодых игроков. Тогда в нашем дубле выделялся не только Алексей Легчилин. Там хватало перспективных ребят: Артур Бомбель, Александр Анюкевич,  Александр Едешко, Павел Савицкий. Просто Леша был лучше развит физиологически, поэтому обратили на него больше внимания, – вспоминает Олег Радушко. – Хотел выпустить его в игре за основу еще раньше, но парень слишком волновался. Он мог не прийти на предыгровую тренировку основы, а отправиться работать с дублем. Приходилось разговаривать, объяснять, что фактически он уже является футболистом основного состава. Выпустил его в матче с МТЗ-РИПО, чтобы Леша прочувствовал, что такое высшая лига. Сейчас в 22-23 года белорусские футболисты еще считаются молодыми и перспективными. Мое мнение, что в 18-19 лет люди уже должны играть в основном составе, если они, конечно, планируют в будущем выступать на хорошем уровне. Я не боялся подпускать молодежь к основе. В том сезоне в «Немане» дебютировали и Легчилин, и Бомбель, и Едешко. 

Уже в следующем сезоне Легчилин стал игроком основы. 18-летний полузащитник сыграл 21 матч в чемпионате.

– В Гродно всегда старались развивать своих воспитанников. Леша был одним из лидеров юношеских сборных страны. Ему удалось безболезненно стать игроком основного состава. Правда, ему не пришлось ни с кем конкурировать за место в составе. Может быть, где-то это не очень хорошо, но в раннем возрасте парень получил много игровой практики, – говорит экс-наставник «Немана» Сергей Солодовников. – Меня привлекали многие его качества. Леша –порядочный человек, который очень любит футбол и профессионал с большой буквы. К этому добавлялись хорошая фактура и игровое мышление. 

***

Перед игроком рисовались завидные перспективы, которые перечеркнул один нелепый эпизод. В 2011 году на тренировке Алексей в безобидной ситуации получил травму, из-за которой практически на два года выпал из игры. За это время ему четыре раза ложился на операционный стол.

– На одной из тренировок выпрыгнул, неудачно приземлился и услышал резкий щелчок. Подумал, что на бутсе сломался шип или я просто наступил на какой-то камень. Но эта мысль исчезла, когда почувствовал сильную боль. Снял обувь и увидел опухшую ногу. Доктор тут же сказал, что, скорее всего, я ее сломал. Сделали снимок – оказалось, что сломана плюсневая кость.

Один человек (не буду называть его фамилию) посоветовал сделать операцию. Изначально я был против, но меня, можно сказать, заставили. Говорили, что на меня рассчитывают и мне поскорее нужно вернуться в строй. Руководство клуба обещало, что меня прооперируют в Германии. Но, видимо, ознакомившись со стоимостью лечения, боссы «Немана» решили, что не потянут такие расходы и отправили меня в Минск. Там сделали операцию, и на следующий день отправили меня в Гродно. Моя мама, которая знакома с медициной, была просто в шоке. Как это так быстро? Почему я даже не прошел курс антибиотиков? 

Мне просто загнали болт в кость, на этом все. Организм начал отторгать инородное тело. Через пару дней рана начала гноиться. Я пришел к клубному врачу, который тут же сказал, чтобы я ехал обратно в минскую клинику. Меня повезли уже не в Институт травматологии, а, кажется, в железнодорожную больницу. Там попался хороший хирург, который сделал повторную операцию и достал этот болт. После я месяц лежал под капельницей. Мне вставили трубку не в руку, а в ногу, чтобы избавиться от гноя. Слава Богу, это помогло.

Но после второй операции кость не срасталась, началось смещение. Пришлось третий раз ложиться под нож. Предлагали снова ехать в Минск, но я отказался. Все-таки одному находиться в чужом городе не хотелось. Плюс практически все время в Минске я проводил на костылях. Снова лег на операционный стол, пришлось ломать кость, чтобы она потом срослась без смещения. Мне просверлили ногу, взяли фрагмент косточки из голени, чтобы вставить ее на место перелома. После операции хирург сказал, что никогда не сталкивался ни с чем подобным, но хорошо, что все прошло удачно. Спасибо врачу, который поставил меня на ноги.

Наконец-то начал тренироваться, поехал с командой на сборы и снова неудачно приземлился на тренировке. Опять услышал щелчок. Сделал рентген – трещина. Пришлось вновь оперировать кость. Все прошло быстро, минут за 15. Мне заморозили ногу и начали обкалывать кость специальной жидкостью. Правда, после этого нужно было взять паузу.

– Не хочется никого винить, но у меня на тренировках молодые ребята трудились в облегченном режиме. Они выполняли чуть меньше скоростно-силовой работы. Ничего не могу сказать по поводу того, что происходило в «Немане» после меня, – говорит Радушко.

В такой ситуации сложно не захандрить и не послать футбол ко всем чертям. В голову полузащитника закрадывались такие мысли, но вера в себя и поддержка близких не позволили опустить руки.

– Конечно, во время простоя было нелегко, но меня поддерживали родные и близкие. Честно говоря, появлялись мысли закончить с футболом и переключиться на что-нибудь другое. Старался отвлечься от этого. Решил, что буду гнуть свою линию до конца. Если стремиться к цели, то все получится, и совсем не важно, что говорят другие. Главное до конца верить в себя.

Я держал себя в тонусе. Ходил на матчи «Немана», старался не впасть в депрессию и посещал тренажерный зал. На первых порах стеснялся ходить в качалку с гипсом на ноге. Что любопытно, занятия в зале не помешали мне набрать лишний вес. Наверное, стал толще килограммов на десять.

После заключительной операции кость срасталась, но не так быстро, как этого хотелось. Мне надоело сидеть без дела. Пришел в диспансер и попросил поставить допуск к соревнованиям пораньше. Хирург посмотрел на меня: «Ты хочешь всем доказать, что можешь играть с поломанной ногой?» Я сказал, что да. Приступил к занятиям, хотя еще чувствовал боль. Если у тебя есть мечта, то будешь терпеть и работать через не могу. Тем более мне очень хотелось играть в футбол.

Легчичин вернулся на поле в сентябре 2013-го, проведя всего три минуты в матче с «Гомелем». Уже через месяц он набрал форму и получил вызов в молодежную сборную страны. Правда, этому предшествовало еще одно испытание. В разгар сезона, когда футболист только-только приступил к тренировкам в общей группе, руководство клуба хотело отдать Легчилина в аренду «Лиде». Футболист наотрез отказался переходить в клуб из первой лиги.

– Вообще, хочется сказать спасибо Сергею Витальевичу Солодовникову. Человек не отвернулся, а ждал моего возвращения. Хотя не было понятно, смогу ли я продолжить карьеру. Правда, все-таки был один не самый приятный момент. В середине сезона-2013 меня хотели отдать в аренду в «Лиду», чтобы я получал игровую практику. Тогда сказал Соловдникову: «Я что, вам не нужен? Тогда буду пробовать искать другие варианты трудоустройства». Сергей Витальевич ответил: «Мы же хотим, чтобы тебе было лучше». В общем, поговорили немного на повышенных тонах. В конце концов, я остался в «Немане». В том сезоне команда заняла четвертое место, а я все-таки воспользовался своим шансом. У меня было огромное желание доказать свою состоятельность. Даже если где-то не получалось технично обращаться с мячом, компенсировал это самоотдачей.

– Я верил в Лешу. Прекрасно понимаю, что такое футбольные травмы и как тяжело после них восстанавливаться. Пытался сделать все, чтобы Легчилин чувствовал свою значимость в коллективе. Игрок должен понимать, что он нужен команде. Мы ждали возвращения серьезного футболиста, потому что видели потенциал. Тем более как мы могли выкинуть на улицу собственного воспитанника? – говорит Солодовников. – Обычно игроки, которые переносят такие травмы, потом работают с тройной энергией. Не хочу, чтобы сейчас все говорили, мол, Солодовников психолог и все такое. Это неправильно, я просто верил в человека и хотел, чтобы он быстрее вернулся на поле. Мне было по-человечески жаль Лешу. Его поддерживал не только я и руководство клуба, но и все футболисты. Аренда в «Лиду»? Если честно, не помню такой ситуации. Значит, это был какой-то не совсем серьезный вариант.

***

Легчилин провел два стабильных сезона за «Неман» и один за «Минск», после чего перебрался в брестское «Динамо». Играя за «сине-белых», полузащитник получил приглашение в национальную команду. 

– Вернуться в футбол после двух лет простоя – это, наверное, подвиг для Леши. Но, повторюсь, он играет за счет головы. Человек прекрасно ориентируется на поле. Это самое главное, – говорит Радушко. – Ему нужно было набрать физические кондиции и залечить болячки. Когда Легчилин справился с этим, ему не составило особого труда заиграть на высоком уровне. Леша – очень талантливый футболист. Жаль, раньше перейти в более сильный клуб мешали травмы. Как только они перестали, все наладилось. Сейчас парень выиграл свой первый трофей в карьере и получил вызов в национальную команду. Думаю, все это могло случиться раньше.

– Ему еще нужно работать над многими качествами (не хотелось бы заострять внимание на конкретных моментах), чтобы перейти на новый уровень. Конечно, в последнее время он сделал шаг вперед в своем развитии, но ему необходимо еще много трудиться, чтобы играть в серьезном клубе, – делится мнением Солодовников.

Проявить себя с в национальной команде Легчилину помешало переутомление. После тайма в матче со Швейцарией тренерский штаб сборной отправил футболиста в клуб.

– Его вызов в сборную пока нужно рассматривать как аванс, но, думаю, Леша обязательно использует этот шанс, – говорит Солодовников. – Переутомление? Если Легчилин выходит на поле, он играет на пределе возможностей. Плюс у него достаточно энергозатратная позиция. На поле Легчилин будет работать за себя и за того парня, даже, если сил совсем нет. Рад, что тренерский штаб сборной с пониманием отнесся к переутомлению Леши и не стал его загонять. Легчилин из тех, кто работает, не жалея себя, поэтому еще обязательно получит свой шанс.

– Мы проходили плановый медосмотр. Врачи сказали, что мой организм перегружен, но я этого не чувствовал, – рассказывает игрок. – Тогда доктора решили, что меня лучше поберечь и дали паузу. Врачей не обманешь, но я был готов играть за сборную. Такими диагнозами меня не испугаешь :).

Другие посты блога

Все посты