Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«Рекордный улов – 42 килограмма за утро». Как рыбак-профи стал знаковым футболистом для Орши

«Рекордный улов – 42 килограмма за утро». Как рыбак-профи стал знаковым футболистом для Орши

По утрам Николай Китаев ходил на рыбалку, а вечерами забивал за «Оршу».

25 сентября 2017, 23:04
14
«Рекордный улов – 42 килограмма за утро». Как рыбак-профи стал знаковым футболистом для Орши

Утром – щука, вечером – гол. Вы позавидуете рыбацкой удаче Николая Китаева.

Николай Китаев – видный футболист в белорусском миноре. Нападающий практически всю жизнь отыграл за «Оршу», забив 86 мячей во второй лиге. Хотя в свое время мог построить куда более успешную карьеру. В начале 2000-х талантливого паренька в «Днепр» пригласил сам Валерий Стрельцов:

– Когда мне было 16, как-то после Дня города играл «Хрустальный мяч» за Оршу против могилевской СДЮШОР. Понятное дело, немного повеселились с ребятами накануне, поэтому проиграли 0:6. Но я вроде смотрелся неплохо. Три раза убежал один на один, но дважды попал в перекладину. Оказалось, на том матче был Валерий Иванович Стрельцов, которому понравилась моя игра. Через пару недель мне позвонил друг, который тогда играл в «Днепре»: «Коля, прикинь, Стрельцов хочет забрать тебя в Могилев. Даже не думай, соглашайся!» Вскоре в Оршу приехал могилевский селекционер Николай Иванович Дайнеко: «Поедешь играть за наш дубль?» Конечно, я согласился. Но по окончании девятого класса у меня была работа на лето. Из-за постоянного футбола я толком не успевал учиться, поэтому закончил девять классов с парочкой двоек. Пошли с Дайнеко к директору школы: «Отпустите Колю в Могилев, он будет играть в футбол». После долгих уговоров директор сказал: «Ладно, пусть хотя бы книжки поможет из библиотеки со второго на первый этаж снести, нарисуем ему нужные оценки». Короче, поставили мне колонку троек в аттестат и отпустили на все четыре стороны.

В Могилеве устроили в ПТУ электромонтером связи, заселили в общежитие. Но мне там быстро разонравилось. Переехал на базу, где жил один в «ленинской комнате». Тогда кроме меня на базе жили украинцы Леша Багнюк, Саша Пищур, Андрей Распопов, Руслан Усов и Антон Хромых. Общался с ними, вместе ходили смотреть телевизор. Как-то после этого решили поиграть в «квадрат» прямо в фойе корпуса. Играем, играем, и тут заходит Стрельцов: «В «квадрат» играем? Ну, тогда со всех по 25 долларов штрафа». Я тогда не получал в «Днепре» никаких денег, просто жил на базе и тренировался, поэтому угрозы Валерия Ивановича на меня не распространялись.

Ну что делать? Все равно уже получили штраф, продолжили играть. И так зарубились, что Саня Пищур разбил мячом стекло. Чтобы никто этого не заметил, он пошел на второй этаж, достал из рамы такое же стекло и начал вставлять его. Вставил, достает штапики, а тут стекло, как упадет, и прямо ему на руки. Бах! И у человека из артерии струя крови до потолка! Настоящий фонтан, кое-как пережали ему руку и бегом вызывать «скорую». Она так долго ехала. Привезли Саню в больницу, а у него украинский паспорт. Говорят, мол, не можем оказать вам помощь. Кое-как пацаны решили этот вопрос... В общем, если бы еще чуть-чуть задержались, Пищуру ампутировали бы руку. Слава богу, все закончилось благополучно. Утром Стрельцов заметил, что у Сани перемотаны руки. Спрашивает, что случилось, но тот сказал, мол, растяжение. В общем, руководство так и не узнало об этом случае.

Вообще, все в «Днепре» уважали и немного побаивались Стрельцова. Чувствовалась его харизма. Человек всегда ходил по базе, как большой босс. Если что-то не нравилось, подходил к тебе и говорил: «Ну что? ##### [хреново], мой милый, ##### [хреново]». Это любимое выражение Валерия Ивановича. 

Китаев тренировался с дублерами «Днепра», бегал за могилевчан на «Хрустальный мяч» и первенстве дублеров. Его партнерами по команде были Артем Радьков, Андрей Горбунов, Александр Павлов, Александр Сазанков. Но парню в клубе нравилось не все:

– Всем молодым, которые играли в дубле, платили какие-то деньги. Ничего не получал только я. Стрельцов постоянно говорил: «Пока просто тренируйся, тебе еще рановато что-то зарабатывать». Поэтому практически каждый день после тренировок ездил в Оршу, затем вставал в пять утра и отправлялся на электричке в Могилев. Надоело мотаться туда-сюда. Тем более не получал никаких денег. Что-то обидно так стало!.. Короче, забил на «Днепр», хотя мне звонили и Стрельцов, и Дайнеко: «Не дури! Ты перспективный парень, но нужно потерпеть». Но я сказал: «Если не начнете платить, играть не буду». Так и разошлись. Хотя на базе в Могилеве были все условия для работы. А как там кормили! Вставал из-за стола и не мог идти, так много давали вкусной еды. Эх, обидно сейчас все это вспоминать. 

На прощание Виталик Булыга и другие ребята собрали мне две сумки различной экипировки. Я собрал шмотки и поехал в Оршу. Конечно, сейчас понимаю, что совершил самую большую ошибку в жизни. Надо было оставаться и терпеть, а я этого не сделал. Из команды, в которой я постоянно выходил в старте, все ребята поиграли в высшей лиге. Прикинь, тогда в одной команде бегали Сазанков, Павлов, Радьков, Горбунов. Наша бригада всегда была вверху таблицы. Эх, жаль, конечно. Потерпи годик – добился бы в футболе гораздо большего. 

Тогда в Могилеве была очень крутая команда. Меня сильно впечатлял Игорь Рожков, который до сих пор играет в высшей лиге. Я только просыпался, а он уже возвращался с поля после индивидуальной тренировки. Человек брал теннисный мячик, ходил и чеканил его двумя ногами раз по 350. Вот это, конечно, профессионализм.

В том «Днепре» уживались тихие-тихие Чумаченко и Лихтарович и те, на ком горела шкура, как на Булыге и братьях Калачевых. Булыга, например, любил быструю езду. Помню, у него был зеленый «мерс», так он всегда ездил на базу со скоростью больше 200 километров в час. Кстати, сразу было видно, что Тимофей будет сильным футболистом. Ради игры был готов на все. Однажды ему вырезали аппендицит, так он уже через две недели играл в составе. Красавчик, конечно.

***

Уехав из Могилева, Китаев не забросил футбол. Николай поддерживал форму, тренируясь в оршанской ДЮСШ, а по выходным играл «Хрустальный мяч» за «Витебск». Выходило неплохо. Настолько неплохо, что нападающий поехал на просмотр в жодинское «Торпедо» к легендарному Якову Шапиро:

– Звонит мне отец: «Слушай, а не хочешь съездить на просмотр в «Торпедо»? Там сейчас Яша Шапиро тренером работает». Папа в университете сидел с ним за одной партой. Тогда команда только-только пробилась в высшую лигу. Приехал в Жодино и как поперло! Ко мне подходит Шапиро: «Что-то ты слишком много забиваешь. Где ты раньше был?» В первой же двухсторонке понял все величие этого тренера. Играем в «Стайках», а Шапиро сел на трибуне и судил. Как-то в начале матча Цаплюк, который сейчас работает в федерации, сфолил. Шапиро свистнул, а он начал возмущаться, мол, ничего не было. Яков Михайлович спокойненько так подзывает его: «Во-первых, у тебя штраф 20 долларов. Во-вторых, матч для тебя закончен. Вперед, бегать по кругу». Игорь ничего не сказал, опустил голову и бегал до конца тренировки.

А я в это время делаю вещи на поле. Открываюсь под Малеева, он дает пас, я забиваю. После этого подошел к нему и сказал «спасибо». Во втором тайме он опять вывел меня один на один, я снова забил. Вновь подошел, поблагодарил. Приезжаю после тренировки в Оршу, мне звонит отец: «Слушай, ты там совсем приборзел? Что там пижонишь перед Малеевым? Мне Яша уже все рассказал». Я был в шоке. Может, человек не понял мою благодарность и подумал, что я выпендриваюсь? Но хорошо, все обошлось.

Вообще, Шапиро – человечище. Его так сильно уважали! Все знали: если Шапиро пришел на тренировку с сумкой, значит, наступил день зарплаты. Тогда в «Торпедо» все получали деньги в конвертах лично от Якова Михайловича. Молодыми давали по 100-200 долларов, а футболистам основы по несколько косарей. Перед началом сезона я в кафе возле стадиона «Динамо» подписал контракт с Яковом Михайловичем. Причем, не с «Торпедо», а лично с тренером. Не берусь утверждать за всех, но у большинства ребят были именно такие контракты. Шапиро сразу дал мне 150 долларов. Я поехал в Оршу и отдал десятую часть первой зарплаты своему первому тренеру: «Спасибо за воспитание. Теперь всегда буду так делать».

Но вскоре большой футбол для Китаева закончился:

– Во время предсезонки работали с дублем в тренажерном зале. Нужно было приседать со штангой на плечах. Выполнял упражнение и услышал хруст в позвоночнике. Боль такая, что не смог разогнуться. Поехал в диспансер. Там костоправ сделал все дела и сказал на несколько недель взять паузу в тренировках. Но где-то через недельку тренеры дубля сказали, чтобы я начал тренироваться в зале. Стал объяснять, что мне нельзя, но те настояли: «Ничего страшного, просто возьмешь чуть меньший вес». Ну что делать? Взял штангу, присел и тут же опять услышал хруст в спине и чувствую, что мне задница. Оказалось, у меня выпало два позвоночных диска. Врачи предупредили: «Если продолжишь играть в футбол, можешь сразу откладывать деньги на инвалидную коляску. Через пару лет она тебе пригодится». Делать операцию было опасно. Мне сказали, что один из девяти случаев заканчивается тем, что человек просто перестает ходить. Решил не рисковать. Со слезами на глазах подошел к Шапиро, объяснил ситуацию. Он, конечно, расстроился: «Ну что поделать? Такова жизнь». 

***

Несмотря на проблемы со здоровьем, Николай все-таки продолжил бегать в свое удовольствие:

– Я не мог жить без футбола. Пробовал переквалифицироваться во вратаря, играя за оршанскую ДЮСШ. Вроде, спина уже не так болела. Просто не представлял жизнь без футбола. Бегал с ребятами, а после нас там были тренировки у местных гаишников, которые играли на чемпионате области. Как-то побегал с ними, и меня пригласили в команду. Так начал играть на первенство области за Дубровно, откуда родом агент Андрей Кабуш. Подошел как-то: «Начнешь играть за нас? Будем платить нормально, не переживай». Ребята, связанные с ГАИ, давали нормальные бабки. Мне платили валютой столько, сколько сейчас зарабатывают в первой лиге, возили на игры из Орши на авто с мигалками. Тогда за сезон забил 30 мячей, меня выносили со стадиона на руках. Той же «Орше» забил четыре.

А потом появилась команда «Орша-Белавтосервис», которая заявилась во вторую лигу. Это было круто! Раньше на футбол в городе ходили толпы болельщиков. На каждом домашнем матче трибуны были забиты под завязку. Просто тогда за «Оршу» играли пять-шесть местных ребят. Сейчас – один Влад Знак, ну и я выхожу на замену. Не так давно я не попал в заявку на матч. В день игры зашел в магазин, что-то покупаю, и ко мне подходят наши фанаты: «Ты чего тут? Сегодня же день матча». Объясняю, что не попал в состав. Они посмотрели и идут на кассу: «Нам по три полторашки. Пойдем лучше на речке посидим, нечего на стадионе делать». Говорю, мол, ребята, сходите на стадион, а они отвечают: «Какой смысл? Нам интересно посмотреть на наших. Что там без оршанцев делать?» Футбол-то не самого высокого качества, а поболеть именно за своих всегда приятно.

Во времена «Орша-Белавтосервис» болельщики постоянно кричали: «Колю на поле! Колю на поле!» Нельзя слабо отыграть, когда весь стадион орет твое имя. Каждый раз выходил с замиранием сердца. Поверь, до сих пор играю только ради болельщиков. Какие тут деньги? Получаешь такой адреналин, что не передать словами. Наверное, люди чувствуют это и ценят. Меня узнают в городе, частенько пропускают вперед в очереди. Ну как после этого можно не выкладываться, когда играешь за команду родного города? Так приятно, когда детки маленькие подходят и просят сфотографироваться или расписаться на чем-нибудь. Недавно проспорил одному мальчишке мороженое. Подходит перед матчем говорит: «Ну что? Забьете сегодня?» Я говорю: «Нет, потому что меня не выпустят». Он начинает переубеждать. Поспорил с ним, что меня не будет в составе. В итоге меня выпускают на 92-й минуте. Поворачиваюсь, а малыш радуется, потому что выиграл мороженое.

Вообще, раньше во второй и первой лигах все искренне рубились. Не было никаких договорняков, никаких ставок. Это сейчас чуть ли не каждый месяц кто-то звонит ребятам и предлагает сдать матч. Но никто не соглашается. Особенно после истории с «Ислочью». Раньше таких звонков вообще никому не поступало. Наверное, тогда просто букмекерские конторы не были так развиты. Конечно, иногда судьи убивали команды. Помню выезды в Мосты, там задачей местных игроков было зайти в чужую штрафную и упасть. Тут же звучит свисток, даже если рядом с футболистом соперников вообще никого нет. Ну что поделать?

Колорита хватало. Как-то играли то ли с «Барановичами», то ли со «Сморгонью» во второй лиге – и понеслось такое побоище. Кто-то с кем-то сцепился, и началась драка стенка на стенку. Приезжала милиция, чтобы всех успокоить. Наверное, в 2014 году играли в «Барановичах». Судья отменил их гол, и болельщики начали сходить с ума. Люди отдирали от трибун штукатурку и кидали в нас, плевались в футболистов. Короче, еле-еле убежали в подтрибунку. Видишь, какие эмоции были?

Я забил 86 мячей во второй лиге. Хочу догнать этот показатель до сотни и спокойно завершить карьеру. Уже второй год хочу перейти в какой-нибудь клуб Д3, чтобы забить эти 14 мячей. Но всем нужна молодежь. Нынешней зимой собирался в «Молодечно», но там уже был комплект нападающих. Закончил бы, и все. Денег в нашем миноре не заработаешь. В «Орше» я устроен на 0,5 ставки – 120-130 рублей. Прошу, чтобы дали полную, но отвечают: «Ты местный».

***

На жизнь Китаев зарабатывает не футболом. Его основной источник дохода – рыбная ловля:

– Я толком никогда нигде не работал. Играл в футбол и занимался рыболовством. Этих денег хватало, чтобы спокойно жить в Орше. В клубе давали 300 долларов зарплаты плюс деньги на питание. Еще какой-то доход приносила рыбалка.

С самого раннего детства ходил с отцом на речку. У меня хорошо получалось ловить, бывало, днями сидел у воды. Когда учился в школе, еще до начала уроков успевал принести домой щук по три-четыре килограмма. Люди на переменках бегали ко мне домой смотреть на эту рыбу.

У меня через эксперименты начали появляться свои секреты. Например, добавлял в прикормку то, чего не добавляют другие. Плюс я искал различные рыбные места под Оршей, прикармливал рыбу. В итоге нашел такое место, где за утро на обычный крючок вытаскиваешь минимум десять килограммов.

Мой рекорд – 42 килограмма рыбы за утро, которую поймал с берега на обычную удочку. Рыбы было столько, что у меня садки рвались. Кидаешь в воду жменю пшеницы, а на нее бросается целая стая! Такое ощущение, что ждали. Прямо-таки прыгают головни по два килограмма! Тогда, конечно, творилось что-то странное. Бывало, что приносил домой по 25-28 килограммов, но чтобы такое… В среднем за раз ловлю где-то по 5-10 кило. Года три назад поймал самую большую щуку в своей жизни – почти на десять килограммов. Тогда за осень вытащил четыре щуки таких размеров. Блин, просто нужно испытать эти чувства, когда ты вытаскиваешь такую махину! Сердце бешено бьется, руки трясутся… Невозможно передать этот адреналин. Причем ловлю щуку на обычный крючок на живца.

У меня есть свои клиенты, которым продаю рыбу. Кило стоит 5,5 рублей. В принципе, можно жить. Тем более получаешь удовольствие от процесса. Сейчас практически ничего не трачу на рыбалку. Отварил пшеницу, взял удочку – поехал. Правда, до этого приходилось прикармливать рыбу ведрами пшеницы, чтобы она знала, куда нужно плыть.

Под Оршей есть рыбные места, которые местные называют «Колино место». Перед тем как порыбачить там, они звонят и просят разрешения половить. Просто есть своя корпоративная этика – никто не будет ловить на месте, которое ты присмотрел и за которым ты следишь. Осенью ловлю хищников – щуку и судака. В остальное время тягаю лещей, голавлей, плотву. Только не подумайте, я не браконьер. Ловлю на простую удочку с одним крючком. Сейчас никто не хочет рисковать, за браконьерство дают штраф по 5000 рублей. Кому это надо? 

Жаль, сейчас у нас тренировки начинаются в 12, поэтому день немного разбит. Когда тренировки были в 17:00, практически все свое время проводил на рыбалке. Утром сходил, половил, потом потренировался и поехал на ночную рыбалку. Кстати, когда ездил на рыбалку в день игры – постоянно забивал. Мне потом говорили: «Ну ты клоун, и щуку успел поймать, и гол забить!» Вот такая у меня была подготовка к матчам. Сидишь на реке, успокаиваешься, ничто тебя не отвлекает. Хорошая такая терапия.

Когда «Оршу» тренировал Вячеслав Геращенко (самый сильный тренер, с которым я работал), практически каждый день ездили с ним на рыбалку. У него неплохо получалось рыбачить, постоянно приезжал домой с солидным уловом. Слышал, что хорошо ловит Довгялло из «Днепра», Саня Сазанков, который недавно стал моим одноклубником. Думаю, скоро выберемся с ним на рыбалку, но в основном беру своих на рыбалку в качестве туристов. Они расслабляются, наблюдают. Своеобразный аттракцион :).

Когда играл в Поставах, практически каждый день ездили с пацанами к воде. Тогда у нас собралась прикольная банда: Дрозд, Адамицкий, Бобко, Кендыш. Кажется, Дрозд дал Кендышу прозвище «Тит», потому что внешне и по манере игры Юра чем-то напоминал Егора Титова. Кендыш совсем не употреблял алкоголь, хотя ему частенько предлагали. Так вот, взяли его как-то на рыбалку. Какая рыбалка без ухи и алкоголя? Ради прикола бахнули Титу в миску с ухой стакан водки. Проходит минут 20, его уже качает: «Блин, ребята, какая-то у вас уха вкусная». Потом всю неделю ходил и просился на рыбалку. Взяли, но на этот раз бахнули ему где-то полбутылки водки, так его совсем повело, смешно было наблюдать. Слышал, что Юра до сих пор живет без алкоголя. Профессионал, конечно, еще в «Поставах» было видно, что из него получится хороший футболист.

Считай, я профессиональный рыбак, правда, пока не участвовал в соревнованиях. Очень хочется попробовать свои силы в этом деле. Недавно пригласили на турнир по поплавочной рыбалке, но нужно было ехать на выезд с «Гранитом». Сильно расстроился. Смотришь на все эти соревнования и зависть берет, потому что можешь не хуже.

У меня есть свои секреты, но не буду о них рассказывать, чтобы не спугнуть удачу. Большое внимание уделяю леске – она должны быть очень тоненькой. Плюс важную роль играет приманка, порой на рыбных выставках покупаю для нее специальные ароматизаторы, которые нелегко достать в обычных магазинах.

У меня есть три дешевых спиннинга по 50 долларов. Но крючки постоянно покупаю. В кошельке несколько экземпляров валяется. Наверное, у меня около тысячи крючков. Поплавков штук 20-30, но я уже пять лет ловлю на один. Просто мне нравятся, как выглядят поплавки. Все они очень красивые. Такая у меня фишка. Просто не могу не купить поплавок, если он мне понравился.

Посещаю выставки, связанные с рыбалкой. Раньше смотрел «Диалоги о рыбалке», но сейчас сам могу вести такую программу. Если бы в Орше были заинтересованы, мог бы сам делать такую передачу. Думаю, людям было бы интересно узнать что-то интересное, подсмотреть какие-то нюансы. Мне это очень интересно, но времени на все не хватает. Одно время думал с другом открыть рыболовный магазин, но отказались от этой затеи.

Рыбу в основном сушу зимой. В остальное время копчу, жарю, недавно начал вялить. Вроде, получается неплохо. У меня в холодильнике постоянно есть замороженная рыба. А так… Я же не жадный, поэтому постоянно угощаю друзей, одноклубников, знакомых.

Фото: личный архив Николая Китаева 

Другие посты блога

Все посты