Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«По результатам Ермакович ни в чем не уступил Гончаренко». Экс-тренер БАТЭ итожит пятилетку

«По результатам Ермакович ни в чем не уступил Гончаренко». Экс-тренер БАТЭ итожит пятилетку

Экс-тренер БАТЭ – о работе предыдущего штаба борисовчан.

12 февраля 2018, 23:01
13
«По результатам Ермакович ни в чем не уступил Гончаренко». Экс-тренер БАТЭ итожит пятилетку

Александр Лисовский – один из тех, кто попрощался с Борисовом.

В январе в БАТЭ случилась громкая тренерская перестановка. На место Александра Ермаковича пришел Олег Дулуб, который привел в Борисов своих помощников (из предыдущего тренерского штаба в команде остался только Алексей Бага). Владимир Невинский и Александр Лисовский, которые последние пять лет помогали Ермаковичу выигрывать чемпионат и выходить в группы еврокубков, покинули клуб. Мы встретились с Лисовским, чтобы вспомнить последнюю пятилетку истории «желто-синих»:

– Прошлый сезон для БАТЭ закончился разгромом от «Арсенала». После команда отправилась в отпуск, не получив золотых медалей, а ваш контракт с клубом подходил к концу...

– После «Арсенала» наступило какое-то тотальное опустошение, прошлый сезон для БАТЭ выдался невероятно сложным во всех отношениях. Плюс, как вы уже отметили, у всего тренерского штаба заканчивались контракты. Вскоре после возвращения из Лондона мы встретились с Анатолием Анатольевичем Капским и Александром Викторовичем Захарченко и обсудили наше будущее в команде. Пришли к предварительной договоренности, что наше сотрудничество с БАТЭ продолжится. Правда, существовали определенные нюансы. Через некоторое время только Ермакович встретился с Капским и Захарченко и обсудил их. Во время этого разговора Александр Владимирович сказал, что хочет сменить обстановку, попробовать что-то новое. После этого стало понятно, что в клуб придет новый главный тренер со своими помощниками.

– Я слышал, что после матча с «Арсеналом» Ермакович не собирался покидать клуб и хотел сохранить в БАТЭ свой тренерский штаб…

– Все верно. У нас с руководством была предварительная договоренность, но существовали определенные нюансы. Я не в праве о них рассказывать. Тем более, в конце концов, Ермакович покинул команду.

– Но, получается,  примерно месяц вы прожили в состоянии неопределенности…

– Я постоянно был на связи с Александром Владимировичем. Ждал, пока он определится со своим будущим.

– Ваше будущее в БАТЭ напрямую зависело от его решения?

– В принципе, да. Все-таки этот человек позвал меня в свой тренерский штаб. В итоге во время отпуска он позвонил и сказал, что уходит в ЦСКА. Уважаю это решение, принял его. Тем более, ощущал, что у Ермаковича ближе к концу сезона появилась какая-то выхолощенность. Ему нужно было сменить обстановку.

После этого разговора с Александром Владимирович начал думать, что делать дальше. Все-таки тренеру не рекомендуется долго сидеть без работы. Вскоре Александр Вячеславович Бразевич пригласил меня в «Смолевичи». Я не сразу согласился, нужно было прийти в себя, нельзя выходить на работу, когда не готов к ней на 100 процентов. Я взял небольшую паузу, чтобы привести свои мысли в порядок. Немного подумал и все-таки согласился.

– Вы могли покинуть клуб раньше. Слышал, что летом, когда Ермакович писал заявлением об отставке, вы хотели уйти вслед за ним…

– Когда Ермакович решил написать то заявление, мы долго разговаривали по этому поводу, но я не отговаривал Александра Владимировича. Сказал: «Поступай так, как считаешь нужным. Приму любое твое решение, но, скорее всего, уйду вместе с тобой». О том, как проходило это собрание после «Славии», уже говорил Саша Володько. Высказались все желающие – и все-таки отговорили Ермаковича уходить в отставку. Он увидел поддержку игроков, представителей тренерского штаба, руководства клуба, и решил остаться. Как видим, не зря.

– Почему футболисты БАТЭ так ценят Ермаковича?

– Просто Александр Владимирович обладает сильными человеческими качествами. Для него каждый футболист – личность. Он много общался с игроками индивидуально. И вообще Ермакович – очень открытый и коммуникабельный человек.

– Со стороны так не кажется…

– Поверьте, Ермакович никакой не молчун. Я знаю его давно. С ним приятно находиться в одной компании. С этим человеком всегда есть о чем поговорить. Правда, он воспринимает общение с журналистами исключительно как работу, которую просто нужно сделать.

– Но ведь медийность – важная часть работы главного тренера.

– Я давно знаю этого человека. Он не очень любит публичность и различного рода интервью.  Понятно, журналистам и болельщикам нравятся тренеры, которые могут вспылить на пресс-конференции или долго и красиво о чем-то рассказывать, но Ермакович другой. Не вижу в этом ничего страшного.

***

– Есть мнение, что Ермаковичу немного не повезло, что он возглавил БАТЭ после Гончаренко, потому что его постоянно сравнивают с Виктором Михайловичем.

– Понятно, Ермаковича будут постоянно сравнивать с Гончаренко, но по результатам в БАТЭ Александр Владимирович ни в чем не уступил Виктору Михайловичу.

– Многие болельщики говорят, что Ермакович выехал на багаже Гончаренко…

– Такие разговоры могли иметь место только в 2013 году, когда Гончаренко уехал в «Кубань», а Ермакович довел сезон до логического завершения – чемпионства. После кардинально изменился и состав команды, и тренерский штаб.

– Как изменился БАТЭ за почти пять лет работы штаба Александра Ермаковича?

– Глобально ничего не изменилось, все-таки мы пять лет брали «золото», поэтому философия игры БАТЭ осталось той же. В чемпионате почти во всех матчах команда продолжила играть первым номером. Если смотреть глобально, то особых перемен не случилось, но наш тренерский штаб постоянно вносил в игру команды определенные коррективы.

– Например?

– Ермакович – тот тренер, который всегда находится в поиске. Он не будет сидеть на месте и выруливать за счет каких-то старых умений. Мы постоянно ездили на различные стажировки и старались узнавать что-то новое. Старались смотреть много европейского футбола и подмечать какие-то нюансы, которые внедряли в игру БАТЭ.

– Всем известна история о том, как Гончаренко подсмотрел у «Милана» систему игры ромбом в центре поля и перенес ее в Борисов. Что привнес ваш тренерский штаб в игру БАТЭ после европейских стажировок?

– Не сказал бы, что мы копировали манеру игры ПСВ или того же «Лейпцига». Но, наблюдая за тренировочным процессом в этих клубах, подмечали некоторые упражнения, которые потом использовали в БАТЭ.

– А что касается манеры игры? На мой взгляд, самыми заметными тактическими переменами в БАТЭ при Ермаковиче был треугольник центральных полузащитников, который крутился в разные стороны.

– Мы меняли манеру игры в центре полузащиты в зависимости от соперника. Во время сезона могли играть и по системе 4-2-3-1, и по системе с одним опорным полузащитником, или классику 4-4-2. Прошлый сезон вообще начинали в три центральных защитника.

– Зачем БАТЭ нужно было осваивать эту модель игры?

– Не вижу ничего плохого, если в арсенале команды имеется такая система. Порой мы использовали ее и в чемпионате, и в еврокубках. Иногда она заставала наших соперников врасплох. Например, на разминку в ответном матче с «Астаной» мы вышли так, будто собираемся играть по системе 4-2-3-1. Наши оппоненты были готов к этой модели игры, но мы начали матч по системе с тремя центральными защитниками. Соперник не ожидал этого. В итоге мы провели очень качественный тайм, но, увы, смогли забить только один мяч, хотя создали еще несколько хороших моментов.

Кстати, после первого тайма ответного матча с «Александрией» мы решили перестроиться на игру в три центральных защитника. Для соперника это стало неожиданностью, а результат того матча вы прекрасно знаете.

***

– Одна из претензий в адрес тренерского штаба Ермаковича – что команда играла скучно: делала много поперечных передач и после одного забитого мяча не летела вперед, чтобы добить соперника.

– Это не мешало нам забивать больше всех в чемпионате, учитывая то, что в матчах против БАТЭ практически все команды оборонялись полным составом.

– Вы довольны футболом, который БАТЭ показывал в последние годы?

– В основном, да. Хотя, конечно, бывали и неудачные игры. А так… Мы постоянно выигрывали чемпионат, два раза вышли в группу Лиги чемпионов и один раз в группу Лиги Европы. Понятно, зрителям хочется видеть больше голов, но, поверьте, созидать намного тяжелее чем разрушать. Может, у нас где-то что-то не получилось, все-таки на поле играют живые люди, но в каждом матче БАТЭ выходил на поле, чтобы победить.

– Но в прошлом сезоне в матчах второго круга против «Нафтана» или «Крумкачоў» команда вышла какой-то недонастроенной. Вам так не показалось?

– Я бы так не сказал. В том же матче с «Нафтаном» не было недонастроя. Мы вели в счете, могли забивать еще, но в концовке матча игроки подспудно думали о сохранении положительного результата. Затем случился пенальти в наши ворота, о котором уже многое сказано.

Если говорить о встрече с «Крумкачамі», то в этой игре мы провели слишком большую ротацию. Тогда команда играла в плотном графике. Перед важным ответным матчем с «Александрией» решили дать отдых лидерам. Еще раз скажу, у БАТЭ никогда не было проблем с настроем. У нас отличный коллектив, в котором каждый профессионально относится к своим обязанностям.

– Но и находилось место для юмора.

– По мелочи какие-то подколки проскакивали практически каждый день. В отношении меня больше остальных старался Миша Гордейчук. Он, конечно, тот еще жулик. Частенько оставался с ним после тренировок, чтобы поработать индивидуально: оттачивали игру в завершении и другие нюансы. Александр Владимирович настороженно относился к таким нашим занятиям. Ермакович боялся, что Миша может переработать и сломаться, поэтому постоянно повторял: «Смотри, Петрович, если с ним что-то случится, то будешь виноват ты». Гордейчук, естественно, это слышал. На следующей тренировке,  когда рядом проходил Ермакович, Миша начал громко причитать: «Блин, что-то у меня задняя немного побаливает». Александр Владимирович это услышал и сразу стал предъявлять мне претензии: «Ну что? Доигрался?» Я смотрю на Мишу, а тот уже смеется: «Не волнуйтесь, Владимирович, я пошутил». Ну разве не жулик?

***

– За какую часть работы вы отвечали в тренерском штабе БАТЭ?

– У меня и Алексея Баги были примерно одинаковые обязанности. Мы занимались разбором игр БАТЭ, анализом матчей наших соперников, делали нарезки. Все эти данные предоставлялись Александру Владимировичу. Также через тур мы с Алексеем Анатольевичем проводили теоретические занятия.

Вообще, в штабе Ермаковича каждый занимался своим делом. Например, Вова Невинский помимо того, что также просматривал игры наших соперников, отвечал за научно-методическую работу с поларами. Скажу одно, в тренерском штабе Ермаковича каждый понимал друг друга с полувзгляда и полуслова.

– Что собой представляли теоретические занятия в БАТЭ?

– Обычно теория длилась минут 15-20 минут. Она включала в себя рассказ об ориентировочном составе соперника, характеристиках футболистов и нарезки игры команды.

– Мне всегда было интересно: можно ли разобрать игру «Барселоны» так, чтобы ее обыграть?

– Вы не первый, кто задает такой вопрос. Понятно, «Барселона» – команда с другой планеты, но и она порой пропускает и проигрывает. Нужно найти системные моменты, которые могут привести к успеху.

– У БАТЭ был план, по которому команда могла обыграть «Барселону»?

– Конечно, мы разбирали соперника и видели, как его можно обыграть. Все это доносилось до футболистов. Но одно дело теория, а совсем другое практика. Если кратко, нам важно было не пропустить и грамотно убежать в контратаку. Правда, чтобы выиграть у такой команды, нужно, чтобы в конкретный день сошлись все звезды.

Как раз в том розыгрыше Лиги чемпионов БАТЭ имел самый реальный шанс на выход в плей-офф.

– Да, в последнем матче против «Ромы», конечно, могли выжимать больше, чем просто ничья, но чуть-чуть не повезло. Было очень досадно. Могли вписать новую страницу в истории клуба.

– В том розыгрыше Лиги чемпионов БАТЭ много забил после розыгрышей стандартных положений…

– Мы уделяли большое внимание этому компоненту. Во время подготовки к матчам указывали зоны, в которые лучше всего направлять мяч при стандартах, чтобы создать опасность. На тренировках серьезно отрабатывали эти компоненты. Например, гол Милуновича «Байеру» в том же розыгрыше Лиги чемпионов.

Или мяч Полякова «Атлетику» – это тоже наигрывалось на тренировках.

Хотя в той же Лиге чемпионов были и другие голы со стандартов. Например, подключение Гордейчука к угловому в игре с «Партизаном» – чисто инициатива Миши. Он побежал в штрафную, где об этом невысоком мальчишке попросту забыли. В том эпизоде Гордейчук здорово сымпровизировал.

В любой ситуации у футболистов БАТЭ есть несколько вариантов розыгрыша стандартов, которые они варьируют на свой вкус. Опять же гол Милуновича «Кельну» в нынешнем розыгрыше Лиги Европы.

***

– Кажется, самый сложный момент за время работы тренерского штаба Ермаковича в БАТЭ – игра с «Дандолком».

– Тот матч лучше всего описывает слово «катастрофа». Все шло наперекосяк. Возвращались домой в полной тишине. Прекрасно понимали, что нужно забывать эту встречу и двигаться дальше, но сделать это было крайне тяжело. Все были прибиты. Это поражение надолго засело в сердце занозой.

– Потом было неудачное противостояние с «Астаной», после которого Анатолий Капский резко прошелся по деятельности тренерского штаба команды

– Наверное, он был прав. В тех матчах БАТЭ не показал своего уровня.

– Вам легко работалось с Анатолием Капским?

– Понятное дело, Капский – это все для БАТЭ, клуб – его детище. Он создает хорошие условия для работы, но потом жестко спрашивает. Анатолий Анатольевич имеет на это право. У него огромный авторитет в белорусском футболе, благодаря которому Капский защищает команду от любых внешних раздражителей. По сути, он является щитом, который укрывает клуб от негатива.

– Анатолий Анатольевич частенько был недоволен тем, как команда вкатывалась в сезон.

– Если честно, не назову команду, которая бы ранней весной показывала какую-то сумасшедшую игру. Главное на старте сезона – брать свои очки. Даже вспоминая свою игроцкую бытность, могу сказать, что мне всегда тяжело давался старт сезона. Просто необходимо втянуться, а потом все пойдет по накатанной.

– Считается, что начало сезона – это еще и время для адаптации новичков. Расскажите, как велась селекция в БАТЭ?

– Что касается белорусских футболистов, то тут нет чего-то сверхъестественного. Мы постоянно готовимся к матчам и видим всех игроков чемпионата Беларуси. Взять хотя бы последний белорусский трансфер БАТЭ – приобретение Захара Волкова. Когда готовились к играм с «Нафтаном», смотрели записи матчей новополочан. Обратили внимание на Захара. Начали следить за ним, футболист держал уровень. В конце сезона решили пригласить его в БАТЭ. Даже несмотря на гол с пенальти в наши ворота на «Борисов-Арене» :).

Что касается зарубежных исполнителей, то есть агенты, которые давно сотрудничают с клубом. Они предлагают футболистов, которых просматривает тренерский штаб. Перед тем, как пригласить игрока, перелопачиваем большой объем информации.

– Почему прошлой зимой БАТЭ так неэффективно сработал на трансферном рынке? По сути, более-менее заиграл только Березкин. Почему не проявили себя Рушевич и Туоминен?

– Думаю, Туоминен еще принесет пользу БАТЭ. Прошлый сезон у него ушел на адаптацию. Было видно, ему хочется проявить себя. Этот парень обладает сильными индивидуальными качествами и вполне может заиграть на хорошем уровне.

Признаться, от Рушевича наш тренерский штаб ожидал большего, но свою лепту в чемпионство он все-таки внес. В начале сезона на последних минутах матча с «Минском» забил победный мяч и принес важные три очка в копилку клуба. Если честно, не помню футболиста, который бы пришел в БАТЭ и вообще не помог команде. Когда мы возвращали в Борисов Хагуша, мало кто предполагал, что он через год отправится в РФПЛ.

Или посмотрите на Лешу Риоса, который именно в БАТЭ превратился в одного из лучших футболистов страны, хотя наше решение пригласить его в клуб многие восприняли неоднозначно. После очередного сезона собрались тренерским штабом и начали думать, кем из белорусов усилить состав. Мне всегда нравился этот футболист. Простой пример: когда я работал с дублем БАТЭ, как-то против нас за «Шахтер» вышел Риос. Он выкладывался так, что многие молодые могли позавидовать его работоспособности. Лично меня подкупала такая самоотдача и профессионализм.

В первый год Риос чаще выходил на замену и сильно переживал по этому поводу. Мы постоянно подбадривали его. Леша чувствовал поддержку и со временем заиграл так, что им заинтересовались сразу две национальные сборные.

– После стольких лет вам грустно покидать БАТЭ?

– Конечно, нелегко, ведь я отдал столько лет этому клубу в качестве игрока и тренера. Он стал для меня родным. Счастлив, что довелось поработать в команде  замечательных людей и настоящих профессионалов. Но все-таки не хочется говорить клубу «прощай».

Фотоfcbate.by/ru

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты