Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/Вячеслав Акшаев: «В нашей стране нельзя быть безработным, поэтому тренер категории Pro трудился водителем»

Вячеслав Акшаев: «В нашей стране нельзя быть безработным, поэтому тренер категории Pro трудился водителем»

Главный тренер «Орши» – о камбеке в большой футбол, принципиальности и амбициях.

21 марта 2018, 23:59
34
Вячеслав Акшаев: «В нашей стране нельзя быть безработным, поэтому тренер категории Pro трудился водителем»

Главный тренер «Орши» – о возвращении в большой футбол, принципиальности и амбициях.

Вячеслав Акшаев, в свое время выигрывавший чемпионат и Кубок Беларуси, надолго оказался вне большого футбола. Тренер пропал с радаров в 2011-м, когда покинул штаб национальной команды. За последние семь лет Акшаев успел поработать в детско-юношеской школе БАТЭ и открыть свой центр детской подготовки, который просуществовал всего несколько месяцев. В прошлом году специалист нашел себе применение в пляжном футболе и вместе с «Витоблспортом» выиграл Кубок страны, а также начал трудиться в штабе сборной Беларуси по пляжному футболе. Этой зимой тренер все-таки получил место по своему основному профилю. Он вновь в большом футболе и будет руководить «Оршей» – стоит признать, отнюдь не самой сильной командой первой лиги.

– Вячеслав Евгеньевич, чем вы занимались, когда вам предложили возглавить «Оршу»?

– Весь прошлый год я провел, работая в пляжном футболе. До сих пор вхожу в тренерский штаб сборной Беларуси. Вообще, в последнее время многие спрашивали: а чем ты занимаешься? Кажется, кто-то из журналистов «Трибуны» делал такой материал и задал мне вопрос: правда, что вы читаете лекции по горным лыжам в университете?

И что вы ответили?

– Я улыбнулся. На самом деле я работал в центре подготовки олимпийского резерва по зимним видам спорта.

– На какой должности?

– Был инструктором по горнолыжному спорту. Поступило такое предложение, решил не отказываться, но сразу скажу, что никаких лекций я не читал. Инструктировал людей, ездил с проверками в те же Городок и Рубу, чтобы оценить качество лыжных трасс. Честно говоря, не думаю, что все это будет интересно вашим читателям. Давайте лучше о пляжном футболе.

– Давайте. Вам была интересна эта работа?

– Очень! Узнал много нового, проникся этим потрясающим видом спорта и выиграл Кубок Беларуси. В пляжном футболе своя специфика. Многие пляжные футболисты пришли в этот вид из большого футбола. В этом плане показателен пример тех же Бриштеля и Бокача, которые сейчас считаются одними из лучших игроков Европы в пляжном футболе. Бывают и обратные примеры. Например, Дмитрий Сычев пробовал свои силы в пляжном «Локомотиве», но у него ничего не вышло. Здесь очень много нюансов. Например, в пляжном футболе отскок от песка совершенно не предсказуем, нужно быть к этому готовым. Изначально пляжный футбол придумали в качестве шоу, а сейчас он вполне может стать олимпийским видом. Его уже включили в программу Европейских игр.

– Вам было легко перестроиться на работу в пляжном футболе? Все-таки всю жизнь вы проработали в большом.

– Если честно, думал, что будет сложнее. Когда только начинал, меня взяли на сбор национальной команды, которой руководил бразилец Марко Октавио. Я потихонечку стал вникать в нюансы, которых было очень много. Меня увлекла динамичная и яркая игра, поэтому продолжил работу в сборной. Руководство «Орши» в курсе этого. Когда переговоры только-только начались, я предупредил работодателей о желании совмещать работу в клубе и в сборной по пляжному футболу. Не думаю, что от этого пострадает учебно-тренировочный процесс в «Орше», ведь здесь работает мой проверенный помощник Игорь Гасюто.

– Вы долго думали перед тем, как возглавить «Оршу»?

– Достаточно. Если честно, впервые в жизни пришел в команду, где практически не было футболистов. По различным причинам практически все игроки из прошлогоднего состава покинули клуб. Мне же хочется прийти в команду и показать какой-то результат, поэтому долго размышлял, получится сделать это в «Орше» или нет. Все-таки решил рискнуть.

– Ходят разговоры, будто вы подсидели в «Орше» Юрия Коноплева. Как к ним относиться?

– Это какие-то глупости. У меня никогда не было таких мыслей. Я никогда никого не подсиживал. Абсолютный слух, который не соответствует действительности. 

– Как вы комплектовали команду, учитывая скромные финансовые возможности клуба?

– На мой взгляд, у клубов со скромным бюджетом только один путь – развивать молодых футболистов. Все-таки пригласить сильного исполнителя на небольшую зарплату вряд ли получится, поэтому нужно комплектоваться ребятами, которые по каким-то причинам не смогли себя реализовать. Например, пригласил в «Оршу» трех молодых игроков из Витебска, которые оказались не нужны клубу, хотя в свое время выиграли чемпионат лицензирования своего возраста. Хочется сыграть на мотивации, чтобы ребята получили возможность проявить себя и что-то кому-то доказать.  

Вообще, первым делом я встретился с оршанцами Владом Знаком и Колей Китаевым, которые долгое время играл в клубе. Удалось уговорить их остаться в команде.

Попросил Влада привести на просмотр местных ребят, которые по каким-то причинам не проявили себя раньше. Пообщался с тем же Вячеславом Геращенко, который пару лет назад работал в «Орше». Он говорил, что здесь хватает перспективных игроков. В общем, дорога в клуб ни для кого не закрыта. У нас налажен контакт с местной ДЮСШ. Подтягиваем ребят, которые занимаются там, к работе с основной командой. И я, и Гасюто будем посещать матчи наших команд на лицензировании.

– Зачастую футболисты первой лиги совмещают футбол с другими источниками заработка. В «Орше» будет так?

– Когда общался с некоторыми игроками, они интересовались: «Можно нам приезжать только на игры? Все-таки зарплата в команде очень невысокая». Сразу же отмел это предложение. Пусть в команде играют только молодые ребята, которые будут сконцентрированы исключительно на футболе, хоть и в ущерб какому-то результату. Как на меня будет смотреть мальчишка, который работает шесть дней в неделю в двухразовом режиме, а в официальных матчах на поле будет выходить другой человек? О каком микроклимате внутри коллектива тогда можно говорить?

Мы работаем в двухразовом режиме. Вижу, это нравится ребятам. Повторюсь, делаем ставку на молодых футболистов. В основном, команда состоит из ребят 1995-1998 года рождения. Может, кого-то пугает, что в клубах первой лиги обязательно должны быть лимитчики, но нас это не волнует. В «Орше», наверное, восемь таких игроков.

Мы работаем на перспективу. Спасибо руководству клуба и города, которое выполняет все обещания. Клуб создает неплохие условия для работы. Приезжие футболисты и тренерский штаб живут на одном этаже в профилактории. Рядом находится лесопарковая зона. Там сделали мини-поле, на котором можно работать в качестве разнообразия. Для подготовки к сезону нам расчистили поле с искусственным покрытием на стадионе Льнокомбината. Используем два спортивных зала, которые принадлежат местной ДЮСШ. Работаем в тренажерном зале ледовой арены, там же проводим восстановительные мероприятия. Не вижу никаких проблем, которые могли бы помешать нам подготовиться к сезону. Коля Китаев, который очень много лет играет в «Орше», сказал, что таких условий для работы в клубе не было никогда.

Теперь будем стремиться выжать максимум из того, что имеем. Не просто так мы с Игорем Гасюто пришли в «Оршу». У нас высокие требования к себе. В нынешнем сезоне постараемся занять как можно более высокое место. Это задача на первый сезон. Когда соглашался на работу в «Орше», знал о хорошей спортивной инфраструктуре в городе. Здесь не хватает только поля с качественным искусственным покрытием. На мой взгляд, перед клубом постепенно нужно ставить задачу по выходу в высшую лигу.

***

– Вас долго не видели в белорусском футболе. Назначение в «Оршу» это

– Принципиальный момент. У нас привыкли судить о людях по каким-то характеристикам со стороны. Этот тренер конфликтный или нет? Управляемый или неуправляемый? По-моему, оценивать тренера нужно по результатам его работы. В Беларуси почему-то есть другой критерий оценки. Порой ко мне подходят люди: «Вячеслав Евгеньевич, мы про вас такое в интернете прочитали». Кстати, на днях мне в viber прислали одно интересное видео. Сейчас покажу.

Это видео из 1996 года. Тогда у «Витебска» были очень серьезные финансовые проблемы, поэтому лучшие игроки той команды отправились в «Нафтан». В Новополоцк уехали Коноплев, Куланин, Кононов, Чернышов. В том сезоне мой «Витебск» только-только вышел из спортзала и обыграла этот «Нафтан». На тот матч, который проходил в Шумилино, приехало много «нефтяных людей» на джипах. Сразу после игры стоял такой визг автомобилей, потому что те, кто приехал посмотреть на фурор, злыми отправились по домам. В том чемпионате «Витебск», в котором практически не было условий для работы, занял пятое место, а «Нафтан» седьмое.

В футболе постоянно нужно что-то доказывать. Прекрасно понимаю это и часто говорю игрокам: забудьте, что вы когда-то были чемпионами. Это история, о которой уже никто ничего не помнит. Надо работать и давать результат сейчас.

– Считается, что вы долго оставались без работы из-за того, что зачастую давали слишком откровенные интервью…

– Раньше, когда я уходил из команды, объяснял, почему так случилось. Сейчас уже не вижу в этом смысла. Порой встречаю под материалами о себе совершенно удивительные комментарии. Например, недавно прочитал, что Акшаев имеет собственный центр подготовки, который он построил на огромные деньги, заработанные за время карьеры. Мол, какой смысл ему ехать в «Оршу». Удивляют такие высказывания. На этот счет могу только пошутить: поменяю семь виртуальных квартир, которые обещали мне в разное время в разных клубах, на одну реальную. По итогу не получил ни одной. Были времена, когда я не подписывал никаких бумаг с руководством клуба. Мне говорили: «Мы же договорились и пожали друг другу руки. Мужское рукопожатие дороже любых контрактов». На деле все оказалось иначе.

– Самый нелепый слух, который слышали о себе?

– Их хватает до сих пор. Просто люди по своей природе очень завистливы. Смысл об этом говорить? Не хочу.

– Вас сильно задевают такие истории?

– У меня выработался иммунитет на такие вещи.

– Давно?

– Ну как сказать, иногда все равно задевают все эти слухи. Стараюсь контролировать себя и не обращать на них внимания. Зачастую получается, но иногда нет. Я достаточно ранимый человек. Многие это знают. Еще раз скажу: люди зачастую завистливы по своей природе. Как-то читал интервью актера Александра Пороховщикова. Журналист задал ему вопрос о хобби. Пороховщиков ответил: «Я люблю помогать своим талантливым коллегам, которые в свое время играли выдающиеся роли, а сейчас находятся на грани нищеты. Мое хобби – помогать таким людям, ведь посредственности всегда будут на плаву, потому что здорово умеют работать локтями». На самом деле чаще всего слухи распускают посредственности, которым не дают покоя чужие успехи. Это в полной мере испытал на себе. Продолжаю испытывать до сих пор.

– Вы говорите о комментариях в интернете. Зачем вы читаете их?

– Стараюсь не читать, но порой залажу в дебри. Когда читаешь обзор какого-нибудь матча, случайно проскролишь и наткнешься на комментарии. В свое время так поступал и Георгий Кондратьев. Когда мы вместе работали в сборной, говорил, чтобы он меньше уделял внимания таким вещам. Георгий Петрович все уверял, что ничего не читает, а потом купил планшет и не отрывался от него.

Ясное дело, проще всего назваться «Боингом-777» и бомбить людей из-за угла. Никто не видит и не знает, как тебя зовут на самом деле. Многие такие комментаторы даже не знают тренеров и футболистов в лицо, но незаслуженно их обижают. Хотя среди комментаторов встречаются адекватные люди, которые могут аргументировано указать на недостатки. Они зачастую называются своими именами и показывают лицо.

– Кажется, вы очень похожи с Георгием Петровичем. Как минимум тем, что говорите то, что думаете…

– Сейчас стараюсь быть более сдержанным в общении с журналистами, потому что в свое время этой откровенностью здорово себе навредил. Ну что поделать, если отец так меня воспитал? Он не пропускал ни одного моего матча, начиная с самого раннего детства. Папа уделял мне много внимания, поэтому я старался быть похожим на него. К сожалению, он рано умер. Ему был всего 61. В тот год мой «Витебск» до последнего сражался за чемпионство с минским «Динамо». Отец был максималистом. Часто говорил мне: «Ну и что? Подумаешь, заняли второе место. Почему не стали чемпионами?» Вскоре я вместе с «Белшиной» выиграл и чемпионат страны, и Кубок, но он уже этого не увидел. Обидно, что так произошло. Мне его не хватает.

– Главный совет, который дал вам отец?

– Он постоянно говорил: «Всегда нужно быть честным. В первую очередь перед самим собой. Нельзя бояться говорить правду». Отец постоянно так делал, хоть порой руководство завода было этим недовольно. Зато он всегда был на хорошем счету. Отец был профессиональным грановщиком. Он делал все, чтобы наша семья ни в чем не нуждалась.

***

– Как вам удавалось не изменить себе и оставаться принципиальным до конца?

– Было тяжело. Занимался самоедством, копался в себе: может, я на самом деле что-то неправильно делаю? Как-то сказал одному руководителю: «Вы хоть понимаете, что поступаете несправедливо?» В ответ услышал: «У каждого свое понятие о справедливости». Это было после одной неприятной ситуации. Она просто за чертой моего понимания. В этом клубе обманули футболиста, подсунув ему на подпись контракт, предварительно закрыв рукой срок на который заключалось соглашение. Потом этот игрок, который уже подтягивался к национальной сборной,  звонит мне и чуть не плачет: «Евгеньевич, вы сказали мне переподписать контракт?» Говорю, что да. Оказалось, вместо года молодой парень заключил соглашение на три.

Естественно, я взорвался. Пошел к этому руководителю: «Почему вы так поступили? Зачем молодого парня сажать в кабалу? Увидели, что этот человек будет хорошим товаром, поэтому  захотели на нем заработать?» 

– Вас когда-нибудь обманывали так, как этого игрока?

– Было дело, когда-то я взял в кредит машину. Пришлось продать ее, чтобы расплатиться за учебу категории Pro. Правда, изначально была договоренность, что эти расходы оплатит клуб. Учеба началась, а потом пошли разговоры: «Давайте вы обыграете БАТЭ, а потом с вами рассчитаемся». Говорю: «А Лигу чемпионов мне не нужно выиграть? Мы о чем с вами договаривались?» В другом клубе случилась примерно такая ситуация. Сначала обещали, что оплатят учебу, а потом ко мне подошел сын руководителя: «Папа просил передать, что больше не будет с вами работать». Тогда я учился в Киеве. Мне позвонили с курсов: «Будем обращаться в УЕФА, потому что ваши руководители не оплатили вашу учебу». Я сказал, что все оплачу сам. Продал машину и отвез деньги в Киев. Продолжил выплачивать кредит на автомобиль, но уже без автомобиля.

– Какой-то треш, но, кажется, вы все равно не подстроились под систему…

– Есть выражение, сколько не прогибайся – тебя все равно поимеют.

– А потом долгое время вы оставались без работы.

– А что делать? Одно время я и вовсе работал водителем в одной организации. Нужно же было как-то жить. Тем более в нашей стране нельзя быть безработным, поэтому тренер категории Pro трудился водителем. Наверное, если бы у меня были денежные запасы, о которых любят говорить обыватели, я бы не работал водителем.

– Проект с футбольной школой приносил вам какой-то доход?

– Нет, конечно, но мне хотелось сделать что-то серьезное из этой школы. Набрал детишек и сам с ними занимался. Правда, изначально думал нанять тренеров, рассчитывал на спонсорскую поддержку. Увы, толком ничего не вышло. Я занимался с детишками от четырех до семи лет, но вскоре пришлось разрываться между пляжным футболом и школой. Не смог совмещать. Доработал год и сказал родителям, что не смогу продолжить работать с их детьми. Сказал, что не хочу их обманывать. Пообещал порекомендовать ребят в другую СДЮШОР. Вот и все.

– Вам было интересно работать с детьми?

– Бегал с ними. Получал массу удовольствия от работы. Я любил их, а они меня. Они придавали мне мощный жизненный импульс. Подкупала их неуемная энергия и непосредственность.

– Тогда чувствовали себя счастливым человеком?

– Я рад, что, благодаря футболу мне есть что вспомнить. Согласно поговорке, старый друг лучше новых двух. Благодаря футболу нашел людей, которые меня постоянно поддерживают, которых могу назвать друзьями. Они вообще не знали меня раньше, но совершенно неожиданно для меня мы начали здорово общаться. С другой стороны в последние годы в моей жизни хватало трагических событий. В момент, когда я остался без футбола. Возможно, они наложили определенный отпечаток на мое состояние.

– Расскажете об этих трагических событиях?

– Нет, не стоит.

– Но сейчас вы наконец-то вернулись в большой футбол.

– Конечно, рад этому. У меня серьезная мотивация, какая была в свое время в пляжном футболе. В прошлом году «Витоблспорт» под моим руководством выиграл Кубок Беларуси, который БАТЭ очень-очень давно никому не отдавал. Для меня это было за счастье. В чемпионате взяли «серебро», уступив БАТЭ, с которым до конца сражались на равных. В прошлом сезоне получил много положительных эмоций.

Сейчас вернулся в большой футбол. Возвращаться только ради того, чтобы вернуться – это не в моих правилах. Постараемся чего-то добиться. Не было бы смысла за что-то браться, если не верить в успех. В общем, что-нибудь сделаем в «Орше».

Другие посты блога

Все посты