Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/Форвард «Гранита» завязал с футболом через месяц после выборов (не мог думать о спорте): поддерживает забастовку, был на Орловке во время жесткого разгона

Форвард «Гранита» завязал с футболом через месяц после выборов (не мог думать о спорте): поддерживает забастовку, был на Орловке во время жесткого разгона

Максимально нетипичная футбольная история.

30 октября 2020, 14:02
4
Форвард «Гранита» завязал с футболом через месяц после выборов (не мог думать о спорте): поддерживает забастовку, был на Орловке во время жесткого разгона

Максимально нетипичная футбольная история.

В свое время Федор Сапон входил в число перспективных воспитанников «Минска». Но из-за службы в армии и череды травм нападающий так и не смог раскрыть свой потенциал. Сделать карьеру в «вышке» не получилось, а трудоустроиться за границей (ездил на просмотр в клубы Чехии и Латвии) не вышло из-за компенсации для «горожан». В Европе не хотели платить за белоруса без серьезного портфолио. 

Сапон пылил в белорусском миноре, но в сентябре решил завязать с профессиональным футболом. Серьезное влияние на решение игрока оказала политическая ситуация в стране. Александр Ивулин рассказывает историю 27-летнего нападающего «Гранита», который подбивал одноклубников к забастовке, убегал от светошумовых гранат на Орловской и пока не ищет новую работу из-за ультиматума Светланы Тихановской.  

***

В свое время Сапон вызывался в расположение «молодежки», но так и не смог проявить себя на «элитном» уровне. Форвард с отличной стартовой скоростью бегал в командах уровня «Березы-2010», минского «Торпедо» и «Сморгони». Нынешний сезон Федор начал в «Граните». Не секрет, в последние годы клуб из Микашевичей не отличается финансовой стабильностью. 

– В «Граните» нам выплачивали по 50-100 рублей. Грубо говоря, давали деньги только на проезд. Мы собирались командой в четверг, пятницу тренировались и отправлялись на игру. В принципе, весь футбол, – рассказывает Сапон

С финансами в «Граните» было совсем туго. В Микашевичах футболист не получал особого удовольствия ни от обстановки в клубе, ни от игры команды. Федор стал задумываться над тем, чтобы повесить бутсы на гвоздь. Процесс ускорили события, которые произошли в стране после президентских выборов.

– Прекрасно понимал, что большинство людей голосует не за действующую власть. Я выступал за перемены, поэтому вечером 9 августа решил отправиться в центр города. Вечером сел на велосипед и поехал к стеле. Увидел там много людей, но потом начался жесткий разгон с гранатами и резиновыми пулями. Но в тот момент мне не было страшно, потому что я не делал ничего плохого. Грубо говоря, просто проезжал мимо на велосипеде. Правда, потом практика показывала, что у нас могут задержать даже за это. 

После всего увиденного вернулся домой и долго не мог уснуть. В интернете появлялось много фотографий и видео того, что происходило в городе. Людей задерживали и избивали. Причем делали это так агрессивно! Такое отношение силовиков не вызывало никаких эмоций кроме злобы. 

После увиденного парень, который до этого лета практически не интересовался политикой, не мог сконцентрироваться на футболе. На первых тренировках после выборов Сапон будто бы находился в другой реальности. 

– Лично у меня не получалось отвлечься. В раздевалке постоянно держал в руках телефон, чтобы быстрее прочитать новости. Смотришь на ужас, который творится в стране, и становится не по себе. Признаться, было совсем не до тренировок. Как сказал один человек: «Если у тебя негодование и дрожь по телу от всякой несправедливости, то ты мой товарищ». На тренировках мне даже подпихивали, мол, фигней страдаю. Но просто не получалось сконцентрироваться на работе, потому что в голове были совсем другие мысли. Например, играем в ручной мяч на разминке, и у меня не вышло отдать точную передачу. Директор тут же сказал: «Не ожидал от тебя такого». Я ответил, что тоже не ожидал. Тогда руководитель в грубой форме сказал: «Сейчас домой поедешь». Знаешь, я даже ничего ему не ответил. 

Вообще, после тренировок все только и делали, что обсуждали происходящее в стране. Показывали друг другу видео и у всех в голове было только одно слово – ужас. Людей избивают, над ними издеваются… Так просто не должно быть.

***

Сапон играл за «Гранит» до начала сентября, но после матчей в первой лиге старался успеть «прогуляться по Минску». 

– Если честно, во время гимна, который играл перед матчами, были мысли отвернуться в другую сторону. Хотелось показать, что я с народом. Хотя до этих выборов я ни разу не голосовал. Наверное, это было неправильно. Все-таки именно люди выбирают человека, которому доверяют вести страну в том или ином направлении. В этом году пришло осознание происходящего. Несколько раз после матчей «Гранита» сразу отправлялся гулять. Пусть не получалось добраться до основной колонны, но все равно хоть как-то обозначал позицию. Знаешь, воскресные прогулки можно сравнить с народным праздником, который заряжает эмоциями. Там ты видишь умных и красивых людей, которым небезразлично будущее страны. 

Ближе к концу осени Сапон решил завязать с футболом, от которого не получал особого удовольствия. Перед сентябрьским матчем с лидером Д2 «Спутником» Федор сообщил руководству о желании покинуть команду. 

– Перед матчем сказал тренеру и директору клуба, что это моя последняя игра за «Гранит». Тем более, после первого круга руководство обещало полностью с нами рассчитаться. Какие-то деньги все-таки начислили, но кому-то больше, кому-то меньше. Особой логики в этом не просматривалось. Перед самым матчем со «Спутником» директор сказал, что передо мной все закроют, мол, не уезжай. Даже перечислили 200 рублей на карту, но в клуб я так и не вернулся. Нисколько об этом не жалею, – улыбается Сапон. – Честно говоря, даже не было особого сожаления из-за расставания с клубом. Я не супер-игрок, но мне не хотелось играть в Беларуси с нынешней обстановкой в нашем футболе. Я очень хотел добиться чего-то. Вроде, даже был перспективным, но потихоньку желание играть отбивалось. Просто нашему футболу не хватает профессионального отношения. По большей части, в Беларуси играешь только для себя. Наверное, только во времена минского «Торпедо» играл для фанатов. Если тебя это устраивает, то получаешь удовольствие от футбола. Но лично я последний раз кайфовал в 2017-м, когда играл за «Торпедо». 

*** 

6 сентября Сапон провел последний матч в профессиональном футболе, а через несколько дней поучаствовал в обращении футболистов против насилия.

– Кто захотел, тот поучаствовал в видеообращении. Были и те, кто осуждал насилие в том же «Граните», но не стали сниматься в ролике. Люди предпочли воздержаться. Что сказать по этому поводу? Каждый выбирает свой путь. С одной стороны, футболистов можно понять. Ребята всю жизнь отдавали себя футболу и кроме этого ничего не умеют. С другой стороны – сейчас такая ситуация в стране… Очевидно, тут сделка с совестью: или ты уходить из футбола, или молчишь. Но у кого-то семьи, кредиты… Многие просто не могут уйти в никуда. Кстати, после этого видео главный тренер «Гранита» чуть ли не полтора часа спорил с одним футболистом команды из ролика о том, под каким флагом ходили фашисты. Понятно, парня никто никуда не выгнал. В «Граните» и так выгонять некого :).

Самое интересное, Сапон ушел, грубо говоря, в никуда. В декабре Федор планировал уехать на работу в Германию, но это затея сорвалась. Чтобы заработать какие-то деньги на первое время экс-футболист был готов пойти работать даже кладовщиком на склад. Но даже такие варианты не срастались, а затем в стране после народного ультиматума наступила национальная забастовка. 

– Жизнь не заканчивается, нужно учиться чему-то новому. В декабре думал уехать в Германию. До этого времени рассчитывал найти какую-нибудь подработку на пару месяцев, но тут началась забастовка. Наверное, сейчас будет некрасиво идти куда-то работать, пока остальные бастуют, – рассуждает Сапон. – Кстати, подбивал пацанов из «Гранита» бастануть из-за задержек зарплаты :). Можно было хотя бы на 15 минут задержать начало какого-нибудь матча, но большинство ребят не поддержало идею с забастовкой. Наверное, плохо подбивал ребят:).

Сейчас Федор поддерживает форму, время от времени бегая под руководством тренера-друга по легкой атлетике, а по вечерам тренирует женскую команду по мини-футболу. По выходным игрок выбирается на прогулки в город, которые порой заканчиваются весьма экстремально. 

– Родители против моих прогулок, но мне уже не 15 лет. У нас разные взгляды на происходящее в стране. Как-то родители сказали, что за марши платят деньги. Понятно, спросил: «А вы видели, чтобы кому-то что-то заплатили? Лично мне ничего не приходило». У родителей может быть свое мнение на ситуацию, у меня – свое. Просто дома стараемся не затрагивать эту историю. В прошлое воскресенье оказался на Орловской. Видел, как людей закидывали светошумовыми гранатами. Пригнулся и побежал трусцой. В тот момент толком ничего не понимал, просто бежал за толпой. Потом вырулил на какой-то садик, перелез через забор, там подорвалось два каких-то пацана. Может это были обычные ребята и просто испугались, но это могли быть и тихари. Рванул в парк, там кто-то сказал, что на выходе ждут силовики. Побежал через трамвайные пути, там подъехали бусики. Подошел к какому-то дому, а рядом с ним уже стоят люди в касках. Тогда достал ключи, мол, сейчас зайду в подъезд, двигаю во двор – там 20 человек в камуфляже. Рванул в какую-то арку, вышел на остановку – там уже паркуются автозаки. Снова рванул в парк… Короче, пришлось нормально побегать. Но мы же ничего не нарушаем – просто гуляем. 

Другие посты блога

Все посты