Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/9 часов отстоял у стены, за 30 секунд получил 10 суток, НГ встретил в 23:34. Воспитанник «Динамо» эпично окончил 2020-й

9 часов отстоял у стены, за 30 секунд получил 10 суток, НГ встретил в 23:34. Воспитанник «Динамо» эпично окончил 2020-й

В Жодино Игорь Столяренко спал без матрасов.

9 января 2021, 01:00
9 часов отстоял у стены, за 30 секунд получил 10 суток, НГ встретил в 23:34. Воспитанник «Динамо» эпично окончил 2020-й

В Жодино Игорь Столяренко спал без матрасов. 

Игорь Столяренко – воспитанник школы минского «Динамо», но сделать карьеру в большом клубе не сумел. После службы в армии полузащитник пытался проявить себя в белорусском миноре, правда, до «элиты» так и не добрался.

В последнее время Столяренко поддерживал форму, бегая в АЛФ за команду UNI, но в конце года спортсмен угодил в неприятную историю. 8 ноября его задержали в районе Немиги и отправили в жодинскую тюрьму, где пришлось отсидеть десять суток по статье 23.34. В последний день 2020-го Игорь решил подписать письмо спортивной общественности за честные выборы и против насилия, а через неделю Александр Ивулин поговорил с ним о том, как отстоять девять часов возле стены в РУВД, спать без матраса и праздновать Новый год в 23:34:

– Давно хотел подписать письмо спортсменов за честные выборы, но после задержания руки все никак не доходили. Согласен со всем, что там изложено. Правда, почему-то постоянно откладывал подписание на потом. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. 31 декабря сидел в интернете, увидел новогоднее поздравление SOS.BY и оставил свою подпись на сайте:

– Расскажешь, как оказался на сутках? 

– 8 ноября люди традиционно собирались в центре города, мы с друзьями тоже решили прогуляться. Уже на подъезде к Немиге появилось ощущение, что в Минске происходят какие-то боевые действия. Столько военных, омоновцев и милиционеров я не видел ни разу в жизни! Не представлял, что в одном месте может быть такая концентрация силовиков. 

– Это насторожило? 

– Нет. Просто я не понимаю, почему людям не дают гулять по улицам своего города. Силовики говорят: «Вы что, не понимаете, что по воскресеньям надо сидеть дома?» Извините, но почему в выходной день я обязан сидеть в квартире? Например, когда нас забирали, под раздачу попал мужчина, который шел с полным рюкзаком продуктов. Получилось так: сходил в магазин – уехал в РУВД. 

– Где тебя задержали? 

– На мосте через Немигу в районе Богдановича. Только подъехали к Троицкому предместью, и уже через четыре минуты нас забрали.  

– Оперативно! 

– Мы спокойно шли. У нас не было никакой символики. Но тут к мосту внезапно подъехало, наверное, 12 бусиков. Оттуда повыскакивали силовики с ружьями и автоматами. Что делать? Мы никуда не убегали, нам сказали: «Вы идете в автобус для проверки документов». Понятно, их никто проверять не стал. Буквально через 30 секунд к микроавтобусу подъехал автозак, и нас погрузили. Мне и моему другу повезло – в «стаканах» еще оказались свободные места. Но все равно тесновато, когда в одном «стакане» находится восемь человек. Вдобавок к нам пытались всунуть еще одного парня, но шансов осуществить эту затею попросту не было. Сотрудник ОМОН понял это, обиделся и очень громко хлопнул дверью. В принципе, мое задержание получилось не самым брутальным. 

– Обычно самая жесть происходит в автозаках…

– Были слышны удары и крики, но из «стакана» не видно, что происходит в салоне. После приезда в РУВД двух парней из нашего автозака с повреждениями ног увезли на скорой. Один парень, у которого голова была разукрашена в бело-красно-белые цвета, говорил, что ему сломали руку. Никто не оказал ему никакой помощи. Позже в своем интервью какому-то изданию человек рассказал, что 10 или 12 суток отсидел в тюрьме со сломанной рукой. 

– Как к вам относились в Ленинском РУВД? 

– Девять часов нас держали во дворе возле стены. Помню, в тот день пошел мелкий дождь. Из-за него, понятное дело, все немного замерзли. Но хорошо, что все это время хотя бы не пришлось держать руки на стене. Часа три нам не позволяли переговариваться, но уже потом разрешили сходить в туалет, а некоторые ребята даже покурили. Еще один момент, «пассажиров» нашего автозака поставили возле стены, а тех, кого привозили после, держали в гараже. Говорят, там было потеплее. И еще хочется сказать большое спасибо волонтерам, которые смогли передать нам еду и теплую одежду. 

– Тебя сразу же отправили в Жодино?

– Честно говоря, дорога в Жодино – это лучшее, что случилось со мной в тот день. Нам попались какие-то доброжелательные омоновцы, которые спокойно и без лишних криков рассадили нас в автозаке. Я согрелся и отключился. Проспал всю дорогу в Жодино и был просто счастлив.

– В тот день при приеме задержанных в Жодино знатно жестили… 

– Опять же, нашей партии очень повезло. Мы приехали в Жодино ночью, но не в первой партии. Знаю, что людей, которых привезли раньше, гоняли по катакомбах на корточках. Наверное, на нас просто не хватило сил. В наш заход приехало шесть-семь автозаков. Может, просто нас нужно было оформить быстрее…  

– Сколько человек находилось в камере, в которой оказался? 

– В камере на восемь мест было 16 человек. Пришлось спать валетом на железе. Было очень неудобно, потом нормально болели бока…  

– Вам не выдали матрасов? 

– Да, и двое суток на всех кидали только по две буханки хлеба. Говорят, в понедельник большую часть задержанных просто оштрафовали. Во вторник было пожестче, но тогда всем хотелось просто какой-то ясности. 

– Как проходил твой суд? 

– Как такового суда попросту не было. Я был просто в шоке – за две минуты осудили пять человек. 

– Это как? 

– Нас вывели из камеры и по очереди стали вызывать в маленькую комнатку, где находился судья. Один парень очень быстро вышел оттуда. Успел его спросить, сколько дали. Он ответил, что десять суток. Я зашел в этот кабинет, но судья даже не поднял на меня глаза:

– Женат? 

– Холост. 

– Понятно, десять суток. 

– Как? И все? 

– Хочешь больше? 

– Нет.  

Сразу после этого меня вывели из кабинета. Ребят, которые шли за мной, судили точно так же.

– Дичь! 

– Было обидно, но с другой стороны десять суток – не 15. Потом меня перевели в другую камеру, где на десять коек было 20 человек. 

– По сути, в твоем заключении ничего не изменилось. 

– Ну да, по-прежнему спали валетом. Правда, чуть позже нам все-таки выдали десять матрасов. Стало немного полегче, но кто-то все равно спал на полу, кто-то на лавочках… Свет не вырубали совсем, только один раз за десять суток включили ночной. 

– Да уж…

– Психологически было некомфортно, но человек ко всему привыкает… Тем более когда рядом веселые и адекватные люди: айтишники, преподаватель БНТУ, электрик, пенсионер… Кстати, этот дедушка шел возле Дворца спорта с внуком. К ним подошел ОМОНовец: 

– Сколько лет внуку? 

– 19. 

– Ясно, пройдем. 

– Подождите, но мы идем домой, – вмешался дедушка. 

– Дед, ты можешь идти, а этот с нами поедет. 

– Тогда и меня забирайте! Как я могу внука бросить? 

В итоге внуку дали восемь суток, дедушке – десять. 

– Жесткая история…

– Пожалуй, самая необычная, с которой я столкнулся. Один парень, с которым мы сидели, точно подметил, что люди уже не боялись. Они спокойно собирались и просто шли в автозаки. 

– До тебя доходили передачи? 

– Их могут передавать только родные, а мои находились далеко от Жодино. Было много знакомых и родственников, которые хотели сделать передачу, но им сказали, что без паспорта родных их попросту не возьмут. Правда, в нашу камеру все-таки пришло 17 передач, тогда стало чуть повеселее. Впрочем, мы старались не унывать, много разговаривали на различные темы. Постоянно играли в мафию, читали книги, разгадывали кроссворды плюс постоянно выручал юмор. Например, когда только зашли в камеру, сказал другу:  

– Представляешь, я же через дорогу от места, где мы сейчас находимся, присягу давал.

– Ну ничего, сейчас через дорогу посидишь.  

Знаешь, когда вышел на свободу, то испытал такое облегчение! Ну наконец-то! Плюс меня еще и отпустили на два часа позже ожидаемого. В тот момент начал переживать, накручивать себя, но все обошлось. Когда оказался на воле и увидел, сколько сообщений со словами поддержки пришло, даже пустил слезинку. Было невероятно приятно! 

– Ты праздновал Новый год в 23:34? 

– Конечно, даже специально на это время поставил будильник. Если честно, очень грустная цифры, все-таки еще столько людей продолжает сидеть по этой статье. К слову, недавно осилил «Архипелаг ГУЛАГ». Поражаюсь, что у нас в стране происходят практически такие же вещи, поэтому в 23:34 загадал, чтобы все это скорее закончилось.  

– Как думаешь, ты не зря отсидел десять суток? 

– Все мы верим, что перемены все-таки наступят. Надеюсь, уже в этом году все наладится.

Другие посты блога

Все посты