Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«Сидибе решил устроить праздник растаманов, закурив в автобусе». Бывший менеджер «Днепра» – о жизни клуба

«Сидибе решил устроить праздник растаманов, закурив в автобусе». Бывший менеджер «Днепра» – о жизни клуба

Бывший менеджер «Днепра» Андрей Евтушенко рассказал Александру Ивулину, как попасть на работу в клуб, продавая программки, собрать стадион командой второй лиги, сэкономить «Днепру» 35 тысяч у.е. и доказал почему Модибо Сидибе – самый экзотический легионер Беларуси.

14 мая 2014, 10:54
11
«Сидибе решил устроить праздник растаманов, закурив в автобусе». Бывший менеджер «Днепра» – о жизни клуба

Бывший менеджер «Днепра» Андрей Евтушенко рассказал Александру Ивулину, как попасть на работу в клуб, продавая программки, собрать стадион на команду второй лиги, сэкономить 35 тысяч долларов и ужиться с самым неземным легионером в истории лиги Модибо Сидибе.

– Почему ты пришел на интервью с журналом «Forbes»?

– На мой взгляд, футбол – это модель бизнеса. Поэтому я читаю не только литературу, связанную с футболом, но и какие-то экономические вещи.  Некоторые модели бизнеса применимы к жизни футбольного клуба.

– Отчего футбольные клубы в Беларуси не зарабатывают?

– У подавляющего большинства наших клубов отсутствует какая-то стратегия развития. Они себя никак не позиционируют. Сегодня бюджетное финансирование спорта ограничено. Поэтому выработать какое-то направление развития приоритетно. Почему бы, например, тому же «Днепру» не сформировать костяк из молодых игроков и дать им проявить себя? В могилевской СДЮШОР-7 хватает талантливых ребят. Почему бы не попробовать подтянуть их к основе? Тем более за эти два года, когда фактически высшую лигу никто не покидает? Взять им в компанию несколько опытных  исполнителей, добротных  легионеров–и играть. Деньги, которые окажутся в остатке после такого хода, можно пускать на развитие детско-юношеского футбола, или, что тоже очень важно, – восстановление футболистов. Почему-то многие клубы  у нас не уделяют должного внимания данному вопросу.

– В «Савите», где ты начинал работать, была какая-то стратегия развития?

– В 2006 году в Могилеве появился новый футбольный клуб. Его особенность – работа с болельщиками. Мы стремились привлекать их на свои матчи разными способами. Об играх «Савита» было известно всем жителям города. Использовались различные платформы: афиши, телевидение, радио… Мы старались создать зрителям комфортные условия на стадионе. Уже тогда были привлечены девочки в клубной форме, которые  во время матчей разносили болельщикам еду, напитки. Пожалуй, мы первые в Беларуси начали делать это. Уже через четыре месяца после существования клуба на кубковом матче против МТЗ-РИПО мы собрали аншлаг.

– Сколько зрителей пришло на тот матч?

– Играли на стадионе «Торпедо». Клуб второй лиги на том матче собрал аудиторию в три с половиной тысячи зрителей.

– Кстати, как ты попал в «Савит»?

– До 18 лет я занимался футболом, но все-таки стал понимать, что хорошего игрока из меня не выйдет. Забросил это дело, но желание реализоваться в футболе осталось. Работал на региональном телевидении – снимал сюжеты, сотрудничал с различными изданиями. В 2006 году на одном из матчей «Савита» мы с друзьями сделали программки к встрече и стали продавать их у входа на стадион. Проходит мимо Виталий Нис: «А что это вы тут делаете?» Мы объяснили. Он посмотрел на меня: «Подойди после матча к директору команды Старовойтову». Пообщались – и я начал работать в клубе. В «Савите» отвечал за работу со СМИ и такие маркетинговые проекты.

– Виталий Нис – интересный человек…

– Он вкладывал в клуб собственные деньги. Причем потратил не сто долларов. У руководителя были амбициозные задачи. Мы планировали выиграть чемпионат страны, участвовать в Лиге чемпионов… Он хотел, чтобы в Могилев приехали «Арсенал», «Барселона». У Ниса была такая мечта. Человек хотел ее достичь, но не получилось. Возможно, где-то не рассчитали силы. Ведь поддержки со стороны городских властей  у «Савита» была практически минимальной. Виталий Нис все тянул сам.

– Сколько бизнесмен вложил в клуб?

– Точную сумму я назвать не могу. Примерно два миллиона долларов. Не каждый человек решится на такой шаг.

– Почему «Савита» не стало?

– У клуба должен быть свой фундамент. Речь идет об инфраструктуре, футбольной школе… Отличный пример такого менеджмента – «Краснодар». В «Савите» все развивалось слишком стремительно. После двух лет со дня основания клуба, клуб попал в высшую лигу. Результаты шли впереди создания инфраструктуры. 

– Что тебе дал «Савит»?

– С этим клубом связаны только приятные воспоминания. Благодаря «Савиту», я познакомился с замечательными людьми: Виталием Нисом, Александром Седневым, Юрием Малеевым, Вадимом Скрипченко, Вячеславом Геращенко, Игорем Старовойтовым…  Игоря Викторовича вообще считаю сильным менеджером. Многое у него старался брать и учиться. Там был крутой коллектив.

– Докажи крутость коллектива в «Савите».

– Команда выиграла чемпионат первой лиги. По завершении последнего матча мы собрались на клубной базе, чтобы отпраздновать это событие. Она находится на стадионе «Торпедо». Сидим, отмечаем… В первом часу ночи захотелось подвигаться, потанцевать. Мы с ребятами пошли в звукооператорскую кабинку на стадионе. Представь, час ночи. На стадионе включается футбольный марш – и команда выбегает на поле :). Начинаются танцы в стиле «Аякса», когда все ползут парвовозиком друг за другом. Самое интересно, что стадион находился спальном районе, который окружен девятиэтажками. Наверное, жителям этих домов было очень весело…

***

– Что ты делал после того, как умер «Савит»?

– Работал в крупной компании, не связанной с футболом. При этом поступил в БГУФК на специальность «Спортивный менеджмент».  Затем появилось желание помогать игрокам. Специально для этого поехал в Киев. Пообщался с Геннадием Жилкиным, который сейчас работает помощником Юрия Максимова в «Мордовии». Он мне объяснил, как и с кем нужно общаться в среде футбольных агентов. Потом поговорил с Романом Киренкиным. Он дал много советов о том, как правильно вести себя с футболистами. Так я стал менеджером игроков. Работал в структуре спортивного агентства.

– Если я захочу стать менеджером футболистов, что мне нужно сделать?

– Не знаю, что тебе посоветовать. Наверное, нужно быть искренним и честным в первую очередь перед самим собой. Необходимо действительно стараться помогать людям.

– Большинство агентов в первую очередь думают о заработке…

– Знаю о таком стереотипе. Имидж, который создали себе агенты, в принципе, обоснован. Многие люди в этой профессии действительно этакие «жучки». Им важно кого-то обмануть, «кинуть». Таких людей действительно много, но нужно делать свою работу честно.

– Как найти игрока с которым, ты будешь сотрудничать?

– У тебя есть круг знакомых тренеров, футболистов. Они рекомендуют друг другу твои услуги. В свое время я помог перейти в «Белшину» Сергею Козаку. Козак посоветовал меня Володе Щербо, который с моей помощью перешел в «Днепр». Бывают случаи, когда тебе звонят из клубов и говорят: «Нам нужны такие-то люди на такую-то позицию». Ты открываешь базу футболистов и смотришь исполнителей по соответствующим характеристикам. Затем находишь номера их телефонов и предлагаешь варианты.

***

– Как ты попал в «Днепр»?

– Мы хорошо общаемся с Вячеславом Геращенко. Как-то я заехал на клубную базу. Поговорили с тренером и решили сотрудничать. Директор клуба Николай Власенко дал добро на мой приход.

– Чем ты занимался в «Днепре»?

– Отвечал за самые разные участки работ. Занимался вопросами лицензирования, спортивными делами юридического плана, частично селекцией. Работал с легионерами, инициировал вопросы маркетинга…

– В плане маркетинга «Днепр» особо ничем не выделялся.

– В клубе работает парень, который занимается этим. Он делает все, что может в данных условиях. Я пытался помочь ему. Моя инициатива – , как это делается в Европе. Мы организовали . На телевидении шел . Реанимировали . Как только я пришел в клуб, пытался донести до руководства одну мысль: «Команда будет интересна только тогда, когда о ней говорят».

– Удалось это сделать?

– Поначалу да. Но все-таки… Например, у клуба никогда не было атрибутики. Почему это происходит? Руководители «Днепра» говорят, что для создания атрибутики нужны средства, а их нет. В прошлом году я нашел представителей частного бизнеса, которые были готовы сами произвести нужные товары. Более того, они хотели выкупить права на это дело. Интересная же инициатива, но она не нашла понимания в администрации. Уже был составлен договор. Правда, подписания не случилось. Классная задумка осталась нереализованной. Эти же ребята предлагали практически бесплатно экипировать команду и провести для нее сбор в Испании. Опять же – никакой обратной связи со стороны руководителей.

– Почему так получилось?

– Не знаю. Представители этой компании встречались с нашими руководителями. Но… Тот же сбор в Испании. Он вышел бы почти бесплатным или недороже  турецкого. Мне было интересно посмотреть на условия, в которых бы работала команда. Взял отпуск – слетал на Майорку. Там есть все условия. На этой базе постоянно проводит свои сборы «Челси». Почему подобное неинтересно «Днепру»? Если углубляться в сотрудничество, можно было сделать так, чтобы клуб «Мальорка» стал побратимом «Днепра». Всякие обмены опытом, семинары, поездки в гости… На это предложение наши руководители ответили: «Куда они к нам приедут?» За эту помощь данная компания просила партнерство с клубом. Рекламу на сайте и форме. Плюс какой-нибудь щит на стадионе. Разве это так сложно сделать?

– Окей. Расскажи о своем участии в юридических вопросах «Днепра».

Это работа с трансферами игроков и представительство клуба в комитете по статусу и переходам футболистов. В 2010 году к нам в аренду приходил из «Сатурна» Вова Юрченко. «Днепр» должен был выплатить подмосковному клубу компенсацию. Кажется, пять тысяч долларов. Мы сразу ее не выплатили. Этот вопрос тянулся очень долго… Клуб из Раменского уже успел исчезнуть. Из-за этого в конце 2012 года у «Днепра» получились проблемы по получению лицензию для участия в чемпионате. Мне приходилось искать в России концы этого «Сатурна». В итоге мы вышли на человека, который помог нам списать ту сумму. Получается, Юрченко играл у нас бесплатно :).

– Какие еще проблемы ты решал?

– В «Днепр» из «Сморгони» в качестве свободного агента перешел Николай Фастов. В один из дней в клуб прислали бумагу от «Сморгони», мол, будьте любезны выплатить за игрока тридцать тысяч долларов. Я поехал в комитет по статусам и переходам, чтобы разобраться. Стою перед дверьми, никого не трогаю. Подскакивает ко мне какой-то мужчина и начинает спрашивать: «Кто ты? Откуда?» Натурально наезжает. Я вообще не понимаю, что хочет этот человек, а он кричит: «У тебя ничего не выйдет! Все это фальшыука!» Так я познакомился со Станиславом Юргелем... Хотя мы с ним после того случая нормально общаемся. Короче, я выиграл дело. Суть в том, что «Сморгонь» в свое время написала документ, в котором клуб отказывался от какой-либо компенсации за переход Фастова. У меня имелась копия нужной бумаги. Мой знакомый нашел оригинал и привез в комитет. Дело для «Днепра» благополучно закрыли. Короче, сэкономил клубу 35 тысяч долларов :).

– Как вообще в «Днепре» проводилась селекция?

– Как таковой системы селекции в клубе нет. Никто не наблюдает за футболистом на протяжении длительного периода времени, не собирает информацию по игроку. Например, скауты польского «Леха» следили за Сергеем Кривцом на протяжении целого сезона. Такого «Днепр» себе позволить не мог. У нас все обходилось получением характеристики от людей, которые знают возможности футболиста. Плюс игроков топ-класса клуб не мог себе позволить. Поэтому командам вроде «Днепра» нужно ориентироваться на системное приглашение молодых исполнителей. Опять же приведу в пример принципы Сергея Галицкого в работе «Краснодара». Тем более продажа футболистов – один из вариантов пополнения клубного бюджета. Того же Черных нынешней зимой нужно было продавать, ведь летом он уйдет бесплатно. Знаю, на «Днепр» точно выходил «Шахтер». Почему бы не получить за игрока деньги?  Примерно такая философия у «Црвены Звезды». Те же скауты польских клубов удивились, как БАТЭ сумел бесплатно заполучить Младеновича. Ведь игрок из структуры этого клуба стоит как минимум от миллиона долларов. Борисовчане в этом плане сыграли очень здорово.

– Как тебе нынешняя подписная кампания «Днепра»?

– Сезон покажет. Правда, мне непонятно, почему в матчах дубля выходит три легионера. 

– Самый удивительный легионер «Днепра», с которым приходилось работать? Сидибе?

– Удивительный персонаж. Про него можно написать целую книгу. Я не понимаю, как он оказался в «Днепре». В один прекрасный день прихожу на базу и вижу там это чудо… С самого первого дня с ним происходили какие-то странные вещи. Человек приехал в Беларусь практически без одежды и денег. Сидибе ходил в майке «Ювентуса» и с какой-то карточкой, которую не принимала ни одна банковская система. У человека постоянно было две проблемы: где поесть и где взять денег. Он никогда не выходил из столовой с пустыми руками. Сидик постоянно что-то выносил с собой: хлеб в карманах, еще что-то… Плюс ему постоянно кто-то что-то покупал. Тот же Виталик Булыга все время привозил ему пакеты с продуктами. Виталик шутил, мол, у него еще один сын появился.

Сидибе постоянно требовались деньги. Правда, непонятно зачем. Он говорил, что у него случилась какая-то беда с родственниками дома. Причем у человека было столько родных, которые попадали в беду... Ему давали деньги в клубе, ребята что-то одалживали. Самое интересное, что после всех этих трагических событий человек приходил на базу с новыми крутыми наушниках и в новой кожаной куртке :).

– Чем еще запомнился Сидибе?

– Когда собирал документы для его заявки, подхожу: «Сидик, под каким номером будешь играть?» Он отвечает: «Бери, как год моего рождения, – 87-й». Я говорю: «Подожди, у тебя же по документам 1992-й». Он сразу замялся, сказал, что ошибся.

Еще помню. Как-то команда возвращалась с выезда, в салоне автобуса запахло дымом. Водитель остановился, все вышли на улицу. Сидик тоже выбежал с напуганным лицом… Оказалось, что это он решил устроить праздник растаманов. Забрался на место отдыха водителя и закурил.

– Неудивительно, что этот парень .

– Мы специально продлили ему визу после мачта с «Городеей». Отправили Сидика в Минск, предупредили о последствиях. Сказали: «Парень, ты обязательно должен уехать». Он ответил, мол, конечно, без проблем. Кстати, это единственный человек, которого вовремя рассчитали в «Днепре», чтобы только уехал. Рефаи улетел на следующий день, а Сидибе где-то тусил. Что он делал, никто не знает.

– Что можешь сказать о Рефаи?

– Полная противоположность Сидибе: образованный, начитанный, религиозный человек. Рефаи очень теплолюбивый. Осенью у нас на базе было очень холодно. Рефаи спал под двумя одеялами. Пришлось купить ему два обогревателя.

Хотя, есть одна байка про Рефаи и Сидибе. В сентябре прошлого года в чемпионате возникла пауза, связанная с играми сборных. Так получилось, что на базе остались только они вдвоем. У ребят закончилась еда. Они решили пойти в магазин. Ближайший находится километрах в пяти от базы. Ребята надели спортивные костюмы, а из обуви у них были только тапки. В таком видел и шли по трассе. Можно представить, как удивлялись водители, которые ехали по деревням, а навстречу им шли босоногие араб и африканец. Правда, назад ребята вернулись на такси :).

– Говорят, ты постоянно захаживал в номер к Игорю Чумаченко с тактическим планшетом?

– Объясняю. Мне интересно смотреть футбол не только глазами зрителя, но и понимать его глубже. Тактика – это очень интересно. Мне важно понимать, почему команда оказалась сильнее в конкретной игре, какие факторы легли в основу результата. Игорь Чумаченко, как начинающий тренер и замечательный человек, всегда пробовал мне что-то объяснить. Я его, наверное, немного достал. Общался и с игроками по поводу тактики. Тот же Олег Карамушка много рассказывал о работе с Луческу, а у Олега Патоцкого пытался узнать что-то интересное о тренировках БАТЭ и принципах игры «молодежки» Шуканова и Альшевского. Хоть та сборная и не показала выдающегося результата, их тренерский тандем в плане организации игры всегда вызывал симпатии. На мой взгляд, Альшевский в будущем может стать одним из лучших тренеров нашей страны. Вообще, при Геращенко в «Днепре» был очень интересный тренировочный процесс.

– Почему ты уже не работаешь в «Днепре»?

– Все очень просто. У меня закончился контракт. Его не стали продлевать. Хотя со стороны руководителей «Днепра» было желание продолжить сотрудничество. Однако против этого выступил один человек, чье мнение имеет самое большое значение для боссов клуба. Время покажет, как «Днепр» будет развиваться дальше. У меня остались хорошие отношения с Дмитрием Калачевым, игроками команды… Все отлично. 

Фото: личный архив Андрея Евтушенко

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты