Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/Иван Маевский: «Привяжу себя веревками к раздевалке «Завиши» и буду просить, чтобы не выгоняли»

Иван Маевский: «Привяжу себя веревками к раздевалке «Завиши» и буду просить, чтобы не выгоняли»

В разгар кризиса полузащитник «Минска» перебрался в польскую «Завишу» и рассказал Александру Ивулину о мешках денег в МТЗ-РИПО, неадекватных белорусских милиционерах и грустных перспективах чемпионата Беларуси.

22 января 2015, 19:29
25
Иван Маевский: «Привяжу себя веревками к раздевалке «Завиши» и буду просить, чтобы не выгоняли»

Перебравшийся в польскую «Завишу» экс-полузащитник «Минска» говорит о влиянии кризиса на наш футбол и о грустных перспективах чемпионата Беларуси.

– Ты предполагал, что нынешней зимой станешь легионером?

– Мне же всегда хотелось поиграть в другом чемпионате. Когда смотрел матчи из-за границы, невольно думал, как бы я смотрелся на месте этих ребят. Весь прошлый год думал над переездом. Мне не 15 лет. Уже в нормальном возрасте, поэтому хотелось попробовать себя за рубежом. Хотя конкретных предложений не было. Имелся вариант в Казахстане. Летом один клуб звал на просмотр. Руководство «Минска» не захотело меня отпускать. Тогда у нас были важные игры за попадание в шестерку. Начальство можно понять.

– Уровень чемпионата Казахстана не очень высок. Почему хотел уехать туда?

– Я уже в таком возрасте, что нужно задумываться о финансовой составляющей. Летом я без вопросов был готов ехать на просмотр. Хотелось хотя бы почувствовать, что такое легионерский хлеб. Поэтому немного обиделся на руководство «Минска». Подошел к Андрею Скоробогатько: «Так и так, есть возможность поехать на просмотр». Он сказал: «Впереди важные матчи. Мы рассчитываем на твою помощь». Все ясно. С другой стороны меня звали на пять-шесть дней. Это было в июне. Пропустил бы максимум один матч. Вроде, ничего страшного. Впереди было еще много игр… Наверное, из-за большого желания уехать на первых порах ощущалось какое-то недовольство. Но быстро от него отошел. Все-таки мы здорово ладили с Андреем Викторовичем. Только один раз возникло недопонимание. В каком-то матче он очень рано меня заменил. Наверное, минуте на 53-й. Через пару дней тренер заметил, что выгляжу обиженным. Подошел. Мы нормально поговорили. Инцидент был исчерпан. Чтобы разобраться в ситуации, хватило пяти минут.

– Получается, летом совсем не расстроился из-за того, что не удалось уехать из чемпионата Беларуси?

– А что делать? Тем более я почти не играл после деления на шестерки. Травмировался и думал, как быстрее восстановиться. Правда, было обидно за ребят. Чтобы попасть в первую шестерку, нам не хватило несколько очков. Если рассуждать об этой системе проведения чемпионата, то напрягают шараханья из стороны в сторону. Когда ввели деление, многие были недовольны. Я в том числе. Прошло два года. Вроде бы привыкли. В этом году опять все меняется. В прошлом сезоне в высшей лиге сыграет 14 команд. В чемпионате будет 26 матчей. Это очень мало. Просто мегамало. Что это такое? Говорят, собираются добирать количество игр встречами в Кубке. Получается, тогда нужно будет играть по два матча, начиная с 1/16 финала? Это не очень интересно. Постоянные перемены напрягают всех. Как будто сложно сесть и выработать одну стратегию развития, а потом придерживаться ее. Правильной она будет или нет, мы узнаем потом. Сейчас получается, что мы два года играли неправильно? Зачем в свое время было сокращать высшую лигу? Если тогда говорили о кризисе, что сейчас? Есть проблемы во многих странах: Беларусь, Россия, Испания, Греция–везде экономическая ситуация оставляет желать лучшего.

– Белорусские футболисты уже успели ощутить на себе влияние нынешнего кризиса?

– Наша зарплата стала меньше. Теперь финансы урезались примерно на 40%. В нашем футболе нет особо больших денег. Сейчас максимальная зарплата в большинстве белорусских клубов будет примерно три тысячи долларов. Лучше пусть так. Главное, чтобы деньги отдавали вовремя. Посмотреть на ситуацию в Гродно. Там вообще ужас! Сложно представить, сколько потеряют ребята, когда им наконец-то выплатят долги. У всех контракты в белорусских рублях. Курс доллара изменился. Потери просто колоссальные. Причем пацаны не виноваты в происходящем. Их звали на определенные условия. Что им, отказываться? Сейчас все будет скромнее: или соглашайся на то, что дают, или езжай за границу. Все просто.

– На твой взгляд, в этом межсезонье белорусские футболисты станут массово уезжать за границу?

– Сложно что-то прогнозировать. Если у любого игрока появится более интересный вариант развития карьеры, он, конечно, согласится. Допустим, тебя пригласят работать на какой-нибудь хороший спортивный сайт из России. Там компенсируют аренду жилья, еще какие-то бонусы, а зарплата окажется примерно такой, как в Беларуси. Наверняка же согласишься на переезд. В таких ситуациях речь идет больше не о зарплате, а о перспективах. Похожая ситуация в футболе.

– А если говорить о финансах, игроки «Минска» столкнулись с задержками зарплаты?

– Максимальная задержка была примерно три месяца. В этом плане нам еще повезло. В «Минске» сейчас рассчитались более-менее со всеми. Так что все нормально. Помню, ребята из МТЗ-РИПО рассказывали, как им выплачивали зарплаты после полугодовой задержки. Они приходили в офис и выходили оттуда с большими сумками. Говорят, Гиви Кварацхелия в такие дни носил мешки с деньгами. После подобных историй думал, блин, какие тогда у них зарплаты?

Потом сам столкнулся с задержками в МТЗ. Приходишь на тренировку, спрашиваешь: «Когда ждать зарплату?» Тебе отвечают: «Завтра». На нормальном языке это означает: «Еще не скоро». Постоянно кормили этими «завтраками». Зато эта процедура научила жить по средствам. Кстати, у Лени Ковеля в «Минске» была любимая фраза: «Дайте грошай». Он очень любил ее повторять, но чаще всего без толку. Кстати, недавно один парень из «Завиши» пересказал историю, которую ему рассказал Левандовски. Однажды в «Борусии» на один день задержали зарплату. Команда не вышла на тренировку. Не буду сравнивать уровень немецкого клуба с белорусскими, но все же.

Давайте будем откровенными:  если получаешь две тысячи долларов, спокойно можно что-то отложить. Потом на эти деньги пережить задержки. Половина населения страны получает гораздо меньше. Что далеко ходить, моя мама зарабатывает куда более скромные деньги. При этом умудряется нормально жить и что-то откладывать. Я не привык шиковать. Могу сходить в кафе, в кино с девушкой. А так мои основные расходы–это машина: на бензин, на ремонт.

– Как ты относишься к тому, что футболисты во время задержек зарплаты начинают жаловаться, мол, жить не за что?

– На это можно смотреть с двух сторон. С одной, какого х ноешь? У тебя и так хорошая зарплата, с которой можно что-то откладывать. С другой стороны, когда людям не платят на заводе, они тоже возбухают. У нас в стране привыкли считать, что футболисты получают деньги ни за что. Мол, играть не умеешь, а просто так получаешь большую зарплату. Мне это конкретно неприятно. Сейчас в высшей лиге будет 14 команд. В каждой максимум 25 игроков. Получается в Беларуси всего 350 профессиональных футболистов. Это в десятимиллионной стране. Люди, идите, играйте! Почему вы возмущаетесь, если это так легко? Существуют же свои нюансы. Если в футболе ты ничего не заработал к 35 годам, ты ничего не имеешь в жизни. К этому времени нормальные люди на обычных предприятиях уже занимают какую-то престижную должность. После завершения карьеры в обычной жизни футболист полный ноль. Он ничего не умеет, потому что до этого все время выполнял другую работу. Поверьте, я в свое время поработал на заводе и знаю цену деньгам. Зачем обсуждать кого-то? Люди, смотрите за своим карманом.

– Ты можешь понять, почему люди в нашей стране постоянно всем недовольны?

– Может, они привыкли к этому. Спортсмен выступил хорошо – красавчик. Что-то не получилось – он г***о.  Кстати, думаю, в этом году посещаемость чемпионата Беларуси станет еще меньше. Не знаю, почему люди не ходят на футбол. Много раз думал над этим. В других чемпионатах тоже хватает скучных матчей. Но там зрители почему-то сидят на трибунах. В этой теме много нюансов: уровень инфраструктуры, организация работы с болельщиками, сотрудники правопорядка, конечно, качество самой игры… На днях играл товарищеский матч за «Завишу». Обычный спарринг на искусственном поле, где даже нет трибун. На него собралось столько людей, сколько не ходит на некоторые матчи высшей лиги. Болельщики, представители СМИ… Люди бегали с камерами, снимали, фотографировали. В этот момент в голове была только одна мысль: «Ого! Прикольно». Блин, когда на трибунах люди, играется совсем по-другому. Атмосфера располагает… Белорусы жалуются на плохое качество футбола. Взять тот же «Нафтан». Команда почти весь сезон шла на третьем месте, показывала хороший футбол. После этого на «Атланте» стали собираться аншлаги?

– Ты бы ходил на матчи чемпионата Беларуси, если бы был простым болельщиком?

– Когда у меня появляется возможность, стараюсь ходить на футбол. Мне это интересно. Конечно, есть всякие неприятные вещи типа досмотра милиционерами. Правда, я не знаю, как происходит это в других странах. Например, на «Борисов-Арене» руководство БАТЭ старается сделать все, чтобы скорость прохода была максимально быстрой. При этом все равно, когда первый раз пришел на этот стадион, на входе были достаточно длинные очереди.

Меня особо не обыскивают при входе, потому что люблю ходить в спортивном. Достал телефоны из карманов и пошел. Но случались и форс-мажоры. Как-то смотрел матч «Минска» на «Торпедо». Пришел на игру в шортах, но погода резко испортилась. У меня в машине лежали штаны. Она была припаркована возле входа. Решил пойти переодеться. На входе сотрудники правопорядка мне сказали: «Выходить нельзя». Я показываю: «Вон в десяти метрах стоит моя машина». Они мне: «Если выйдешь – на стадион не пустим». Я был просто в шоке! Настоящий маразм. Укрыл ноги кофтой и досматривал матч. Что делать?

Еще была неприятная ситуация, когда мы играли финал Кубка в Жодино. Тогда я был травмирован. Допрыгал на стадион на костылях. Стою на досмотре. Милиционеров не волновало, что человек на костылях. Говорят: «Подожди-ка, сейчас мы будем проверять фанатов». Сильно удивился. Неужели нельзя пропустить человека, который на костылях? Что он может пронести с собой? Пропустить такого человека – это минута.

***

– Давай о приятном. Как стал возможным твой переход в «Завишу»?

– В конце декабря на меня вышел один агент с предложением съездить на просмотр в Польшу. Я согласился. Аутсайдерский статус «Завиши» совсем не смущал. Сейчас команда находится на последнем месте. Правда, в чемпионате еще 18 матчей. Отставание от ближайших конкурентов девять очков. Чего бояться? Почему бы не воспользоваться шансом, проверить свои силы? Тем более сейчас в Беларуси такая ситуация. Долго не думал. Хватило часа, чтобы принять решение. Написал Паше Войцеховскому, чтобы навести справки о клубе. Он сказал: «Тебе все понравится: инфраструктура, болельщики… Даже не думай, езжай».

Потом узнал на вашем сайте, что меня . Тогда еще сам был не курсе: поеду или нет. К тому моменту даже не открыл польскую визу. Потом с этим помогла одна знакомая, которая работает в туристическом агентстве. Ездил на просмотр по туристической визе. Меня ждали в клубе 8 января.

– Ты прилетаешь в Варшаву…

– В аэропорту меня должен был встретить представитель клуба. Прилетел. Смотрю по сторонам. Он делает то же самое. Хотя находились в трех метрах друг от друга. Не могли найтись. В конце концов он подошел: «Иван?» У него была моя старая фотография, на которой у меня еще нет бороды. Поэтому не смог меня узнать. Кстати, по этой причине в аэропорту была вообще беда. Из-за бороды меня очень долго досматривали. Спрашивали: «Какая у тебя прописка? Когда день рождения?» Раза три проверяли паспорт, мало ли поддельный.

Потом на машине мы поехали в Быдгощ. Первым делом оказался на стадионе. Поговорили с президентом клуба. Тренера команды не было на той встрече. Он находился на стажировке в «Порту». Уже по первому разговору я почувствовал интерес к себе. Мне сказал, что «Завише» нужны игроки, которые будут биться за команду. В этом клубе не громадные зарплаты. Конечно, буду получать чуть больше, чем в «Минске», но не намного.

– Как проходил твой просмотр?

– Я бы даже не сказал, что это был просмотр. Прилетел в Польшу в четверг. В пятницу утром у команды были тесты. Кстати, достаточно интересные. Нужно было бегать по кругу. Примерно двухсотметровому. На расстоянии примерно 60 метров друг от друга расположены специальные палочки. Их нужно оббежать. Работали с электроникой, которая показывала время, когда ты пробегал мимо этих отметок. Сначала за определенное время нужно пробежать четыре круга. После этого замерялся пульс и бралась кровь из пальца. Второй раз бежал четыре круга, но уже в более быстро темпе. Снова замерялся пульс и сдавалась кровь. Потом еще два подхода по пять кругов, а затем два по шесть. Тяжеловато. Я дошел до шести кругов. После этого сказали, что хватит. Сначала думал: «Что тут бежать?» Оказалось, очень трудно. Я работал с двумя ребятами и продержался дольше всех. Был доволен собой, потому что они уже были в команде. 

Вечером этого дня меня пригласили на традиционное для «Завиши» мероприятие. Вся команда отправилась на встречу с мэром, руководством города и спонсорами. Хорошо, хоть взял с собой приличную рубашку. Представляешь, первый день. Еще толком никого не знаю. Захожу в зал шикарного отеля, а там все в костюмах с галстуками. Почувствовал себя не очень комфортно.

На этом мероприятии президент клуба говорил, что команда постарается сделать все, чтобы не вылететь. Потом решили вспомнить о приятных моментах. На большом экране показали ролик о том, как «Завиша» выиграла Кубок Польши. Там такая крутая нарезка! После того, как вратарь «Завиши» отбил последний пенальти, все в зале начали хлопать. У меня даже мурашки по коже начали бегать. Так захотелось скорее выйти на поле… По окончании официальной части был фуршет. На столах стояло вино. Никто никого не ограничивал. Все цивилизованно и культурно.

Хотя было забавно слушать польскую речь. У них достаточно смешной язык. Например, мяч по-польски будет «пиука», а футбол «пиука ножна». Меня уже научили одному мату. «Ударь по воротам» у поляков звучит «ебни». Конечно, на тренировках постоянно слышится слово «курва». «Травма» переводится как «контузия». Сбор – это «обоз». Прикольный язык.

– Что было на следующий день?

– В субботу была первая тренировка. Мне сказали взять на нее только бутсы. Сижу в раздевалке. Думаю, где лежат мои вещи. Только спросил, где кипа, мне тут же показали. Дали форму. Все подошло по размеру. Пошел работать. Честно говоря, будь я тренером, по тому занятию сделал бы вывод, что футболист Маевский вообще не умеет играть. По-моему, просто ужасно отработал. Казалось, не могу отдать пас на два метра. Наверное, это от волнения. Хорошо, что главный тренер к тому моменту не вернулся из «Порту»:).

После занятия расстроился. Оставил вещи в раздевалке в корзине со своим номером. На стадионе есть специальная вещевая комната. Оставляешь там вещи после тренировки. Приходишь на следующую, все уже чистое. Очень удобно. Просто супер!

Потом был выходной. После него вся команда собралась на сбор. Волнение прошло. Все стало получаться. Сразу бросилось в глаза, что на занятиях во время предсезонки нет беготни. Максимум делали рывки на сто метров. Вся работа строится на интенсивности и упражнениях с мячами. Причем предсезонка начинается за месяц до старта чемпионата. У нас же всегда–за два месяца. На следующий день главный тренер посмотрел на меня, подошел: «Ты нужен команде». Уже во вторник 13 января мы подписали контракт. Он начал действовать 21 числа, когда закончились мои обязательства перед «Минском». Я ничего не нарушил. Если у футболиста остается полгода до окончания текущего контракта, он может свободно заключать новое соглашение с другим клубом.

– «Минск» нормально тебя отпустил?

– Перед тем, как уехать на просмотр, я подошел к Александру Алексейчикову. Он сказал: «Езжай». Вроде бы все нормально. Правда, были разговоры: «Может быть, за тебя заплатят какую-то компенсацию? Все-таки ты три года провел в клубе». После того, как я подписал контракт с «Завишей», мне позвонили из «Минска». Я дал номер президента клуба. Судя по всему, боссы не очень-то договорились. Если объективно смотреть на вещи, то какой клуб заплатит за футболиста, если у него до конца контракта осталось пять дней? Что мне, заставить руководство «Завиши»  перечислить «Минску» какие-то деньги? Не скрою, у меня была предварительная договоренность с клубом о продлении контракта. Если бы не появился вариант за границей, конечно, остался бы в «Минске». Из-за того, что клубы не договорились, 17 января мне пришлось лететь в Беларусь. Мой контракт с «Минском» действовал до 21 января. Приехал в клуб. Мы уладили все вопросы. Поэтому сейчас все мысли о том, чтобы закрепиться в составе «Завиши». Филипенко говорил, что будет держаться за «Малагу», пока не выгонят. Думаю поступить точно так же. Привяжу себя веревками к раздевалке и буду просить, чтобы не выгоняли :).

Фото: Петр Петровский, Иван Уральский, Юлия Чепа

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты