Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«Выходишь играть, а соперники еле-еле на ногах стоят». Как из чемпионата района запрыгнуть в высшую лигу

«Выходишь играть, а соперники еле-еле на ногах стоят». Как из чемпионата района запрыгнуть в высшую лигу

Коровы на стадионах, работа на СТО, интерес БАТЭ. Александр Холодинский – о пути из любителя в профессионалы.

4 ноября 2015, 01:12
13
«Выходишь играть, а соперники еле-еле на ногах стоят». Как из чемпионата района запрыгнуть в высшую лигу

Коровы на стадионах, интерес БАТЭ и работа на СТО. 24-летний капитан «Ислочи» – о пути из любителей в профессионалы.

Александр Холодинский – капитан «Ислочи». Вместе с клубом он прошел путь от первенства района до высшей лиги, успевая при этом подрабатывать на СТО. Скорее всего, 24-летний полузащитник продолжит выводить команду с повязкой на трицепсе и в «элите». При этом уже год назад некоторые клубы «вышки» вели с ним переговоры. Интерес проявлял даже БАТЭ, но игрок остался в стане «волков», чтобы вместе перешагнуть на новый уровень.

– Я родом из Колодищей. Занимался в школе МТЗ-РИПО. Играл на лицензировании. Сейчас в «вышке» из той команды закрепился только Макась. Даже не знаю, кто кроме меня еще бегает в первой лиге. После того, как пришла пора выпуска, все было просто: не подошел клубу – до свидания. Хотя со мной хотели подписать контракт. Начал проходить очередное медобследование. Врачи нашли какие-то проблемы со здоровьем. Даже не вспомню, какой диагноз поставили. Позже подходил к врачу «Ислочи», интересовался. Он сказал, что это какой-то недостаток переходного возраста. Мелочь, но контракт подписать помешала.

Знаешь, не жалею, что не срослось с МТЗ. Может, тогда бы не заиграл в «Ислочи», не съездил в Италию на турнир регионов УЕФА, не прошел путь с самого низа до высшей лиги. Тогда особо не загонялся: не получилось – ничего страшного.

– Что такое футбол в Колодищах?

– Колодищи – поселок городского типа. Кругом коттеджи, дома. Ничего спортивного нет. Был только один школьный стадион. Ничего особенного: кусок земли с песком, камнями и парой ворот. Организовывали свой турнир зимой, на масленицу. В деревнях любят этот праздник. Приезжала полевая кухня, варили кашу, пекли блины. Какие-то минимальные взносы, награды. Приезжали любители из Минска. Команд шесть-семь собиралось. Такого, как рассказывал Виталий Жуковский, не было, – это когда во время дерби Михановичей и Мачулищей болельщики рубились. Слышал, доходило до того, что электрички разбивали. У нас все было спокойно. В Колодищах тихо. Все свои. В крайнем случае люди покричат и разойдутся.

– А как игралось на чемпионате района?

– Конечно, там эмоции бурлили. Порой доходило до драк. Я туда не лез. Малой был. Но за меня заступались. Как-то играли с Боровлянами. Кто-то жестко в меня вкатился. В следующем эпизоде мой товарищ идет в серьезный стык с этим человеком. Поднимается и дает ему бычка, как Зидан.

Чемпионат района мало отличался от того, как мы играли между собой в Колодищах. Приехали на машинах, забили пулю и разошлись. Только в Михановичах и Мачулищах собирался народ. В других поселках придут три человека – на этом все. Толком никакой организации не было. Если домашний матч, все приходили с разных концов деревень переодетыми. Никакой разминки. Сыграли два тайма – пошли по домам. Вот и весь уровень. Дворовый футбол, не более того. За пять минут до начала матча рисуется какая-то кривая разметка. Нет судей? Не беда. Люди подходят к кому-нибудь на трибунах: «Посудишь?» Начинает темнеть – все, ребята, давайте заканчивать. Играли как-то на поле, на котором была вытоптана тропинка. Посреди матча по ней пошла какая-то бабка с коровой. Пришлось остановить игру. Такие случаи на чемпионатах районов не редкость. Много где коровы минировали поле. Бывало, ребята во время матча наступали на эти мины.

Вообще, поля на районе – отдельный вопрос. Где-то одна половина пострижена нормально, а на другой трава по колено. В Заславле было горбатое поле с чуть ли не асфальтированной тропинкой через него. В Хотежино такое, что с одной стороны садишься в ямку, а с другой тебя уже не видно.

– Весело.

– Порой выходишь играть против команды, а там соперники еле-еле на ногах стоят. Пьяные. Мужики просто собираются побегать. Достойных команд было всего парочка. Приятно было поиграть с Михановичами, Мачулищами.

Главное, что люди хоть как-то бегали. В тех же Колодищах столько молодых приходило смотреть футбол, играть. А сейчас? Придешь иногда на стадион. Бегают те же люди, которые играли еще со мной, плюс еще парочка юношей. Малыши в Колодищах лучше сходят в какой-нибудь бар. Там интереснее. Почти все курят. В мое время лучше было не выпить пива за углом, а пойти в лес поиграть в футбол. Ехали за два километра. Кто-то шел пешком, кто-то на велосипеде. Там хоть какое-то поле. Пни, вместо ворот два дерева, а к ним еще одно прибито типа перекладины. Просто у нас возле домов не было футбольной площадки. Сейчас 90% молодежи подумает: «Зачем идти куда-то в лес, потеть. Лучше поиграть дома в компьютер или пива попить. Это же круче! Девочкам такое больше нравится». Сейчас молодежь совсем не интересует футбол. Грустно это все.

Тренировки на чемпионате района? Да ну. Все мужики приезжали после работы только на игры. Начали хоть как-то тренироваться, когда появилось «Пристоличье» – клуб был предшественником «Ислочи». При этом никто до конца не знал, будет ли существовать команда. Человек семь-восемь из лучших команд района позвали в молодеченскую «Забудову». Там тренировались раза три в неделю. Готовились к сезону, но держали в уме вариант с «Ислочью». Когда стало понятно, что команда будет играть на область, позвонил Жуковский: «Ребят, есть такая тема. Приезжайте, если хотите. Если откажетесь – обижаться не буду». Мы решили, что «Ислочь» нам ближе. Все-таки это Минск, свой тренер. Тем более в Молодечно у нас не было никаких контрактов.

В «Пристоличье» позвал играть мой друг Андрей Миллин после МТЗ-РИПО. Ехали в Пуховичи на матч чемпионата области, собрались на вокзале. Смотрю, а там все в экипировке. Какие-то солидные костюмы «Adidas», сумки, бутсы, а тут я простой пацан в «Kelme». Мне 16, Миллину 23, а остальным мужикам где-то по 25-30. Сначала обращался ко всем на вы. Волнение было огромным. Вроде, рядом бегают настоящие футболисты, а кто ты такой? Сказали: «Выйди и делай свое дело». Играем 1:1. Меня выпустили на замену. Забил победный. С этого момента почувствовал себя в своей тарелке.

Тогда и познакомился с Виталием Жуковским. В те времена он был более сдержанным. Все-таки другой уровень, другая степень ответственности. Требования предъявлялись совсем иные. С каждым годом поднимаемся все выше, поэтому больше криков, эмоций, переживаний. В первом матче тренер точно на меня не кричал. Все началось потом. На поле стараешься слушать его подсказки. Помогает. Жуковский называет меня легкоатлетом. Я в детстве занимался этим видом спорта. Наверное, сейчас тоже бегаю хорошо. Тренер постоянно подсказывает, как обращаться с мячом, как открываться. Может, мне где-то этого и не хватает.

Все говорят, что Жуковский эмоционален. Не могу сказать, что это плохо. Перед каждым матчем он так настраивает нас, что выходишь на поле заведенным. Всегда находит правильные слова.  Для «Ислочи» нет других вариантов кроме победы. Только выигрывать и точка. На установках Жуковский не сдерживает эмоций. Говорят, есть тренеры, которые могут прийти, что-то пробормотать и оставить раздевалку. Виталий Леонидович не такой. Бывает, в раздевалках что-то летает, если попадется под руку главному. Рабочие моменты, но такого, как в «Газмясе», в «Ислочи» нет. Покричать – да. Бывает, сильно. Все это понимают. Никто не обижается. Каждый добивается результата как может.

Иногда тренер, наоборот, успокаивает. Случаются игры, в которых что-то просто не идет. Вроде, контролируем мяч, хорошо двигаемся, а забить не можем. В таких случаях Жуковский – само спокойствие. Спокойно зайдет: «Ребята, это футбол. Такое бывает. Давайте потерпим. Нужно через силу. Потерпите». Если занимаемся ерундой на поле, конечно, Леонидович залетает и начинает пихать. Ну а что? По делу. Это тренер, который отвечает за результат.

Уже через год мы выиграли много чего: Кубок Минска, Кубок области, региональный Кубок Беларуси, второе место на области. Конечно, то был более высокий уровень по сравнению с районом. К этому времени уже начали тренироваться два раза в неделю. Понятно, тогда были тренировки не такие, как сейчас. Все равно, работали с мячами, пытались что-то наигрывать. Были всякие квадраты, аквариумы, отрабатывали удары. Конечно, забивали «пулю». Куда без нее?

На выездные матчи начали отправляться на автобусах. Когда на нормальных, когда и на пазиках. Правда, все равно этот футбол был далек от профессионального. Порой за пару часов до матча звонили люди: «Не знаю, получится сорваться или нет». Иногда на игру приезжали восемь-девять человек. За полчаса до начала Жуковский искал людей, которые бы вышли на поле. Понятно, не всем интересно ехать за 300 километров, чтобы получить десять тысяч на питание. Мне это было в кайф. Порой приезжали на матчи вдевятером и побеждали.

В принципе, веселого на области тоже хватало. Играли в Борисове против какой-то команды. Местный тренер в спорном моменте что-то крикнул нашему игроку Лехе Левковичу. Он услышал и пошел на разговор. Тот испугался и как рванул через все поле!.. Играем с этой командой в следующем круге. Тоже какой-то замес в центре поля. Потолкались немного. Этот же трениришка подбегает уже к Цыганенко и толкает его в спину. Валера разворачивается, делает шаг в его сторону – и чувак снова выдал забег. Так что даже на области никто не бьет тренеров и судей.

– Антураж чемпионата области – это…

– У нас в стране вообще на футбол не очень-то ходят. На области собирается мало людей. Во второй лиге только в некоторых городах приходило больше 500 зрителей. Не понимаю, почему так. Наверное, не любят футбол у нас в стране. Почему не прийти на ту же «Ислочь»? Тем более вход бесплатный. Стараемся показывать зрелищный футбол. У нас нет такого – «бей вперед – игра придет».

Когда вышли во вторую лигу, нам сказали, что команда распускается. Было очень много вопросов по финансированию. Но все-таки удалось найти деньги. Тренировались раза три-четыре в неделю по вечерам. Все приходили уже уставшими. Понимали, что бросать основную работу ради второй лиги глупо. Я занимался автомобилями. Работал на СТО, красил машины. Занимался этим, играя и в первой лиге. Правда, чуть меньше уделял внимания машинам, но все равно совмещал.

– Как ты оказался в этой сфере?

– В Колодищах с другом ездили на спортивных мотоциклах. Его отец открыл СТО. Пошел к нему на работу. Потихонечку всему научился. Вторая лига заработка почти не приносила. В первой тоже больших денег не заработаешь. Приходилось где-то подрабатывать.

– Играя в первой или второй лиге, реально зарабатывать себе на жизнь?

– Мне кажется, заниматься только футболом и иметь нормальный доход можно только в «Городее». Хотя какие там деньги? Даже в высшей лиге все стабильно только в трех командах: БАТЭ, минское «Динамо», «Шахтер». Грустно, конечно, но у нас полулюбительский футбол. Скоро и высшая лига станет наполовину любительской. Посмотрите, как клубы банкротятся один за другим. С финансами в стране очень тяжело. Это негативно сказывается на футболе. Надеюсь, в федерации что-то придумают на этот счет, и все будет хорошо.

– Для тебя футбол – это хобби? Раз ты говоришь, что им на жизнь не заработаешь…

– Для меня футбол – это жизнь. Если бы платили достойную зарплату, конечно, выбрал бы футбол.

– Что в твоем понимании достойная зарплата?

– Деньги, которых хватит на жизнь.

– Сколько денег нужно тебе?

– Философский вопрос. Всегда хочется зарабатывать больше.

– Год назад Никита Букаткин говорил, что готов играть за тысячу долларов. Это достойная зарплата?

– Сейчас назову сумму–и все? Вдруг кто-то больше предложит :). А-то сейчас прочитают интервью и больше не дадут. Так неинтересно.

– В нынешнем году в каждой команде первой лиги есть футболисты-совместители?

– Не знаю, как в других, а у нас, наверное, только я так активно совмещаю футбол и другую работу. Хотя сейчас уже тружусь гораздо меньше. Копаюсь в машинах во время выходных. Перед играми стараюсь совсем не нагружаться. Когда «Ислочь» выступала во второй лиге, работал каждый день. Когда вышли в первую лигу, тренировки стали делать утром. После них ты нифига не работник. Приходишь на СТО, а делать совсем ничего не хочется. Одна мысль: лечь на диван и отдохнуть, а тебе еще четыре-пять часов работать. Возвращаешься домой, как выжатый лимон. Тебе уже ничего не нужно: ни телевизора, ничего. Помылся и лег спать.

– Что ты можешь сделать с машиной?

– Я автомобили крашу. Работаю руками, это достаточно серьезный труд, который забирает много энергии. Чтобы покрасить одно авто, нужно три-четыре дня.

– Чей труд сложнее: футболиста или работника СТО?

– Каждому свое. Кто-то должен красит машины, а кто-то играть в футбол. Все профессии нужны. Не важно, сложнее или легче. Кто на что учился. 

– Тебе никогда не ставили ультиматума: «Выбирай: или футбол, или СТО»?

– Было дело. Такой разговор случился в 2013 году перед финальным этапом Кубка регионов в Италии. Я ушел со станции. Сказал: «С футболом заканчивать не собираюсь». Мне ответили: «Это твой выбор». Бросать работу было нестрашно. Детей у меня нет. В футболе платили какие-то деньги. Руководство нас не кидало. Тем более не каждый день предлагают съездить в Италию. Правда, через какое-то время мне позвонили из СТО. Поменяли свое решение. Стал минимально подрабатывать. Во время межсезонья трудился в полную силу.

– Что тебя удивило на финальном этапе Кубка регионов УЕФА?

– Очень серьезная организация. Все солидно. Нас заселили в гостиницу хорошего уровня с бассейном. Кормили хорошо. Возили на матчи автобусом. Поля хорошего уровня. Конечно, не сравнить со стадионом в Молодечно, где мы играли последний этап отбора. Разумеется, не бегали на «Сан-Сиро», но очень достойные арены.

В первом же матче играли против испанцев. Они были в порядке, но, блин, могли зацепиться. Проиграли 1:2. Конечно, они классно симулировали. Бывало, какой-то чудак пробегал и с криками просто падал в штрафной. Лежит и смотрит на судью. Видит, что свистка не нет, – встает и бежит дальше. Мы показывали более мужской футбол. Удивило, что испанцы приехали со своими камерами, репортерами. Это очень круто для любителей. В Беларуси даже никто не знал, что мы едем на Кубок регионов. Нас быстро собрали, две-три тренировки–и поехали в Италию. На тот момент из «Ислочи», которая выступала в первой лиге, туда отправились только я и Лынько.

Обидно, что не сыграли в финале. Если бы в последнем матче группы россияне обыграли испанцев, мы бы сражались за первое место. Ладно, третье – достойный результат. Вписали новую страницу в историю белорусского футбола :).

Помню, едем на автобусе по Италии. Гид показывает дорогу. У нас был автобус с кондиционером. На крыше стояла такая фигня. Едем – и на нормальной скорости врезаемся кондиционером в мост. Просто наш транспорт был немного выше, чем положено. У ребят паника. Все повыскакивали на улицу. Автобус дымится. Чуть успокоились. Пересели в другой автобус, приехали–и выиграли болгар.

Вообще, складывалось ощущение, что против нас играют далеко не любители. Еще когда был отборочный турнир в Молодечно, к нам приехала команда из Франции. Они были так здорово экипированы: сумки, костюмы, кроссовочки. В нашей высшей лиге не у всех такая кипа.

– Как оценишь уровень команд, которые играли на финальной стадии Кубка регионов?

– Большинство ребят из команд Испании, России, те же французы не затерялись бы у нас в высшей лиге. Их уровень точно не ниже первой тройки первой лиги. Сейчас все говорят, что наш второй дивизион стал слабее. Не знаю, может быть, чуть упал уровень команд-аутсайдеров. Первая тройка первой лиги достаточно сильная и в этом году. Как всегда в порядке «Городея». «Днепр» в прошлом году выступал в вышке. В команде осталось достаточно людей.

– Отправляясь на Кубок регионов ты уже был футболистом первой лиги. Насколько это честно по отношению к любительским командам из других стран?

– Я играл в первой лиге. Уже в те времена она считалась полупрофессиональной. Мы выходили в финальную часть Кубка регионов, когда выступали во второй. Тогда «Ислочь» считалась любительской командой. В регламенте турнира было указано, что если ты не сыграл определенное количество матчей в высшей лиге, то считаешься любителем. Так что мы не нарушали регламент.

– Каково выводить на поле с капитанской повязкой Алумону и Денисевича?

– Наверное, за годы, что я провел в «Ислочи», заслужил это право. На данный момент мы все в одной команде. Если мы вместе – значит, равны. Если Алумона и Денисевич играют в «Ислочи», выходит, у нас один уровень. Честно, у нас никто не смотрит на имена. Все тепло относятся друг к другу. У нас нет такого, чтобы после тренировки все помылись и разъехались по делам. После занятия еще минут 30 сидим и наслаждаемся общением. Не могу это объяснить. Так повелось с области. Любой, кто приходит в «Ислочь», говорит: «У вас хорошо. Я б тут на всю жизнь остался». Наверное, все идет от тренерского штаба. В нем собраны очень хорошие люди. У нас все спокойно. Нет никаких ограничений. Жуковский не запрещает выпить бокальчик пива после матча. Никто не напивается и в никто не собирается. Финансы не позволяют:).

– Когда понял, что команда может замахнуться на высшую лигу?

– Еще в прошлом году у нас была хорошая команда. Жаль, в какой-то момент потеряли концентрацию, случился сбой. Так происходило каждый год, а в этом не произошло. Не остановились. Сумели перебороть себя. Недавно читал высказывание Сергея Сафарьяна. Постараемся заявиться. Каждый год «Ислочи» было тяжело, но команда жила. Сейчас всем трудно. Никто не может со стопроцентной уверенностью сказать, что будет завтра.

– Напрягали кулуарные разговоры, что «Ислочь» не пойдет в высшую лигу?

– Да ну. Я не первый год в команде. Отлично знаю ребят, тренера. Такого просто не могло быть. Никто бы на такое не пошел. Нам всем хочется чего-то добиться.

– Чего хочется добиться тебе?

– Поиграть в высшей лиге, попасть в какой-нибудь великий клуб. Понятно, сразу ничего не будет. Нужно расти, прогрессировать, выкладываться на тренировках и много требовать от себя.

– БАТЭ – это великий клуб?

– В Беларуси – да. Команда столько раз подряд становилась чемпионом... Ты думаешь иначе?

– Откуда у БАТЭ возник к тебе интерес?

– Мне рассказывали, что на несколько матчей «Ислочи» ходили или Бага, или Ермакович. Кто-то из них был очень доволен мной. Что было дальше – я не в курсе. Это вопросы не ко мне. Знаю, что БАТЭ интересовался. Не более. Это огромная мотивация. Если такой клуб, как БАТЭ, интересуется тобой, нужно работать еще больше.

В команде ребята притравливали, когда появилась эта информация. Больше всех веселился Тиша: «Ну все, Холод проставляется. Все-таки БАТЭ». Если что-то нужно сделать, сразу начинается: «Пусть делает Холод. Им же БАТЭ интересовался».  Посмотрим, что будет в следующем году, когда начнем пылить на полях высшей лиги:).

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты