Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/Как Скрипченко шел к успеху

Как Скрипченко шел к успеху

Публичная молитва, пробитая стена, притчи на установках – Александр Ивулин рассказывает об амбициозном специалисте.

4 ноября 2015, 18:45
14
Как Скрипченко шел к успеху

История белорусского тренера, заставившего Урал позабыть о Гончаренко.

Как-то после пар вместе с университетскими товарищами зашли перекусить в «Корону». С подносами уселись за стол в ресторане быстрого питания. Начались разговоры о белорусском футболе. Неподалеку от нас поглощал второе мужчина в спортивках. Скоро человек со странной прической закончил прием пищи и направился к выходу. Это был Вадим Скрипченко (в то время тренер отдыхал после ухода из «Кубани»).

– Вадим Викторович, как поживаете? – жму руку специалиста.

– Спасибо, все в порядке. Отдыхаю.

– Может, расскажете об этом в интервью?

– Нет-нет, спасибо, – тренер поспешил удалиться.

Ответ Скрипченко не удивил. В последние годы он не горит желанием вести эксклюзивные беседы на диктофон.

– Что он тут делает? Он же в России такие деньги зарабатывает, а питается в минском общепите, – недоумевали мои попутчики. – Одеться тоже мог получше, а то какие-то спортивки. Короче, странный он какой-то.

Вадим Викторович никогда не стремился выпячивать себя вне поля. Его большие амбиции ограничиваются только футболом. Именно по этой причине в конце декабря 2011 года он решил покинуть БАТЭ, где работал помощником Виктора Гончаренко. По закону преемственности, которую привил Анатолий Капский, через несколько лет Скрипченко должен был возглавить команду. Однако желание работать самостоятельно не позволяло ждать. Получив тренерскую категорию «Pro» в Киеве, специалист возглавил «Минск». 

Знающие люди говорят, что к этому вызову он готовился целый год: что-то подмечал, анализировал, записывал в блокнот на будущее. Очень здорово, когда люди так основательно готовят себя к большой ответственной должности. Еще более важно, особенно в человеческом плане, – Вадим Викторович не скрывал от работодателя, что намерен стать главным тренером, если поступит стоящее предложение.

Четыре года назад Скрипченко мог возглавить минское «Динамо», однако приглашение Юрия Чижа тренер все-таки не принял. Он понимал, что работа с «бело-голубыми» – ужасная стартовая площадка для сольной карьеры. Юрий Александрович постоянно требует от команды красивой игры, победы в чемпионате и внедрения в состав молодежи. Вряд ли это посильная задача для тренера-дебютанта. В «Динамо» не было времени на раскачу. Его Скрипченко получил в другой столичной команде. После девятого места в сезоне-2010 «горожане» отважились на перестройку.

Коуч сразу же попытался выделиться. Он активно шел на контакт с журналистами. Практически не отказывал в интервью, даже разрешил наблюдать за медосмотром команды перед сезоном. Короче, создавал позитивный образ в СМИ. Только на пресс-конференциях не жег, ограничиваясь банальными: «Игра должна была понравиться зрителям. Спасибо игрокам за самоотдачу. Это футбол». В общем, наблюдать за ним было не очень интересно. Хотя тренер смог вывести подопечных в финал Кубка, где «горожане» в серии пенальти уступили «Нафтану».

Несмотря на итоговое шестое место в чемпионате, тренеру удалось создать коллектив. И многое в нем строилось на дисциплине. Скрипченко не прощал подопечным звонков во время установок или разборов матчей. Если на этих мероприятиях у кого-то из футболистов был включен звук на телефоне, следовал штраф в размере 50 долларов. За повторное нарушение сумма удваивалась. Во время заездов на базу не разрешалось, чтобы в комнатах после 11 вечера горел свет. Некоторые игроки вспоминали, как лишились порядка 100 у.е. за то, что на пять-десять минут заигрывались в приставку.

Не стоит думать, будто Скрипченко – жуткий диктатор. Он много общался с футболистами в неформальной обстановке, искал к ним подход.

– Пару лет назад в Минск приехал Безруков со спектаклем по Есенину. Сходили с женой во Дворец Республики. На следующий день пришел на тренировку. Завязываю шнурки, слышу, что прямо надо мной кто-то так эмоционально читает стихи Есенина. Почти как Безруков. Поднимаю голову – Вадим Викторович улыбается: «Видел тебя на спектакле. Рад, что интересуешься культурой. Короче, плюсик заработал», – вспоминает защитник «Минска» Александр Сверчинский.

Тренер круто читал не только Есенина. Многие футболисты отмечают интересные установки в его исполнении.

– Он ни разу не повторился. Говорил и о нашей команде, о команде соперников. И воспринималось все хорошо. Минут 15-20 спича, но никто никогда не уходил нагруженным. Мне нравилось, – рассказывает Никита Букаткин, выигравший с «горожанами» Кубок страны.

– Скрипченко было интересно слушать. Он мог сравнить футболиста с поваром или художником, начать говорить, что нужно играть вдохновенно, эмоционально, – продолжает Сверчинский. – Даже рассказывал какие-то притчи.

Порой наставник принимал активное участие в игровых упражнениях: бегал в гандбол, заходил в квадрат. Несмотря на то, что за пару лет зарекался делать нечто подобное. Причиной ограничить себя стал конфликт с Максимом Жавнерчиком во времена работы в Борисове.

– Понимал, что это из-за эмоций. Тогда не осознавал, но теперь пришел к следующей мысли – участвуя в игровых упражнениях, тренер становится игроком. Да, такие задания предполагают единоборства и стыки. И если тебе достается – это данность. Макс подкатился под меня. Тогда это показалось проявлением неуважения. Я слишком эмоционально прореагировал, после чего и родился конфликт. В общем, не хочу повторения той истории, потому теперь не участвую в игровых упражнениях в БАТЭ, – рассказывал тренер.

Скрипченко – человек-вулкан. В ходе игры он всегда громко подсказывает подопечным и почти все время на ногах. Вербально достается всем: своим, чужим, порой судьям. Например, после встречи с минским «Динамо» в 2012-м тренер получил четыре матча дисквалификации за оскорбление рефери.

– Как-то на «Торпедо» Скрипченко зашел в раздевалку и как дал кулаком в стену!.. Она была отделана сайдингом – в том месте сразу появилась дырка, – делится Сверчинский методами мотивации от тренера.

За год самостоятельной работы амбиции специалиста выросли. Перед началом сезона он объявил о максимальных целях. Скрипченко на полном серьезе говорил, что его команда будет бороться за победу в чемпионате и Кубке страны.

 – Слишком смело? Я уверен в своей команде. Считаю, нам по плечу большие победы, – утверждал коуч. 

– Кто-то смеялся по этому поводу, ну а как иначе? – уверяет Сверчинский. – Просто Вадим Викторович такой человек, который заражает всех своим желанием и амбициями. Кажется, он может достучаться до любого. Его любимое словосочетание – эффект победителя. С этим девизом он идет по жизни.

Тренер был уверен в себе и готовил команду к завоеванию трофеев. Особое внимание уделялось Кубку. Перед матчем за трофей Скрипченко повел команду на финал гандбольного Кубка вызова между минским СКА и люксембугским «Эшем». Это мероприятие называлось «визуализацией». Когда игроки Спартака Мироновича поднимали над головой трофей, Скрипченко просил подопечных представить, как на следующий день они будут делать то же самое.

Замысел сработал. После победного пенальти Кибука в ворота минского «Динамо» Скрипченко выдал чемпионский забег в стиле Жозе Моуринью

После этого тренер удивил многих. Прежде чем начать победную пресс-конференцию, он публично прочитал молитву. Можно по-разному относиться к религии и вере как таковой, но такой неожиданный поступок заставил присутствующие журналистов оцепенеть.

Коуч продолжил вести себя эпатажно и в Лиге Европы. На пути к порогу группового этапа «Минск» переиграл мальтийскую «Валетту» и провел эпический выездной поединок против «Сент-Джонстона», в котором победа и проход в следующую стадию были добыты в серии пенальти. Шотландцы негодовали. Тем более после первого поединка Скрипченко не пожал руку тренеру гостей.

– У нас такие рукопожатия не в традиции, поэтому я, если честно, даже не придал этому значения. Давайте не будем искать в этом никакой подоплеки. То, что там говорит Томми Райт – пусть, это его право, – объяснял свое поведение тренер.

– Это никакой не эпатаж, не показуха. Может, Вадима Викторовича действительно что-то задело. На самом деле шотландцы вели себя не очень красиво, – вспоминает Сверчинский. – Перед ответным матчем Скрипченко сказал нам: «Ребята, я играл на этом стадионе. Тогда победил. Вы должны сделать то же самое».

 «Минску» не хватило всего шага, чтобы квалифицироваться в группу. Пройти бельгийский «Стандард» не получилось. Хотя от Скрипченко ждали чуда. Тренер не зря считается сильным тактиком, который умеет находить слабые стороны соперников. Это он продемонстрировал в 2010 году, когда входил в тренерский штаб сборной Бернда Штанге. Скрипченко мастерски разобрал игру французов, что позволило нашей команде добыть сенсационную победу на «Стад де Франс».

После успеха в еврокубках дела «Минска» в чемпионате стали складываться не лучшим образом. Не хватило опыта игры на несколько фронтов. Чтобы вывести команду из кризиса, после каждого домашнего матча Скрипченко устраивал на базе шашлыки. Таким образом он пытался разрядить ситуацию в коллективе. Фишкой Владимира Викторовича было то, что своим футболистам он все говорил в глаза. В том числе новость об уходе в «Кубань».

– Вадим Викторович зашел в джинсах, в куртке. Сразу стало понятно, что что-то не то, ведь он обычно заходит в спортивном костюме, с макетом, говорит о тренировке. А тут он попросил минуточку внимания и рассказал все как есть, изложил свою точку зрения, мнение, на что он решился, – вспоминает Букаткин. – Сначала он поговорил, провел тренировку, а после нее подошел, каждому пожал руку. Мы пожелали ему удачи. Я лишь спросил, как он будет в Краснодаре без хоккея. Ведь он любитель этого вида спорта. Посмеялся и сказал, что будет переключаться на другой вид.

С тех прошло два года. Скрипченко не без приключений сумел возглавить «Урал». В истории со странным уходом из клуба Гончаренко до сих пор много вопросов, но это пошло команде на пользу. «Шмели» приблизились к зоне еврокубков.

– Мы работали над определенными моментами, которые удалось исправить, подкорректировать. И тот футбол, что демонстрирует «Урал», я считаю, заслуга нынешнего тренерского штаба, – уверяет Скрипченко.

Фото: fc-ural.ru, Иван Уральский, Яков Терешенков.

Другие посты блога

Все посты