Евгений Гайдук: «Если бы не Глеб, Политевича сейчас в Турции не было»
Известный агент – о трендах межсезонья, критике Александра Глеба и делах Филипенко.
Известный агент – о трендах межсезонья, спросе на Глеба и делах Филипенко.
В последние годы Евгений Гайдук является, пожалуй, наиболее успешным отечественным агентом. С ним охотно сотрудничают самые видные белорусские игроки. В прошлом году он помог Егору Филипенко перебраться в «Малагу». В нынешнем межсезонье организовал трансферы Дмитрия Баги в чемпионат Израиля, Ильи Алексиевича в первенство Греции, вернул Александра Глеба в «Генчлербирлиги» и трудоустроил в Польше Олега Веретило.
– Для вас нынешнее межсезонье чем-то отличалось от других?
– Честно говоря, ничего особенного не заметил. Единственное, учитывая непростую финансовую ситуацию в странах постсоветского пространства, больше внимания уделил европейскому вектору. К счастью, за время работы у меня установилось много контактов и связей практически в любой европейской стране. И благодаря этому удалось осуществить несколько неплохих трансферов.
В целом, же ничего необычного. Шла работа по заключению новых контрактов или продлению старых. Вообще, я тружусь на протяжении всего года. Весной и осенью больше занимаюсь аналитикой и сбором информации, чтобы потом предоставить ее потенциальному работодателю игрока. Более активное время наступает в межсезонье. Приходится много летать, общаться лично, разговаривать по телефону. К примеру, в течение января я побывал в Испании, Турции, Израиле, России, Греции. График непростой, но такова специфика моей работы.
– Как вы нарабатываете связи за рубежом?
– 11 лет являюсь лицензированным агентом ФИФА. Со временем появилось достаточно связей. Во многих странах у меня есть свой партнер, контакты в клубах. Рабочий процесс идет круглогодично. Кто-то из партнеров предлагает трудоустроить своих игроков, я прошу помощи для своих футболистов.
– Кажется, в этом году белорусские футболисты особенно активно уезжали за границу.
– Чего скрывать, наш чемпионат не является топовым. Любой футболист стремится к тому, чтобы играть на высоком уровне и уехать в более сильное первенство. Но для перехода должно сойтись много факторов: игрок должен быть готов играть на более высоком уровне, иностранный клуб должен подходить футболисту по стилю, в его услугах должен быть заинтересован тренер, а руководство – удовлетворить его финансовые требования. Плюс клубы должны найти между собой взаимовыгодное решение по переходу, если у игрока действующий контакт.
– По всем параметрам для перехода за границу подходил Сергей Политевич?
– Хочу отметить, что Сергей не является моим клиентом. Многие ошибочно считают, что этот трансфер совершил я. Насколько я знаю, у Политевича нет агента, но большую роль в переходе Сергея в «Генчлербирлиги» сыграл Саша Глеб. Если бы не он, Политевича, скорее всего, сейчас в Турции не было. В один момент переговоры по переходу Сергея зашли в тупик. Тогда Саша пообщался с руководством «Генчлербирлиги» и сказал, что Политевича нужно подписывать, так как он является квалифицированным футболистом. Тренер и президент клуба обращались за консультацией по нему и ко мне. Конечно, я тоже дал Сергею хорошую характеристику.
– Кстати, многие не очень позитивно восприняли полугодичный контракт Глеба с «Генчлербирлиги»…
– Не понимаю комментариев из разряда: «Зачем он туда пошел?» К чему весь этот негатив? Саша прекрасно знал, куда едет. К нему отлично относится тренер и руководство клуба. Чемпионат Турции входит в десятку сильнейших национальных первенств. Здесь высокий уровень футбола, много звезд, развитая инфраструктура, зрители очень любят футбол. В Турции у Саши получается многое. Как только он пришел в «Генчлербирлиги», команда одержала четыре победы. Именно Глеб стал локомотивом, который тянет ее вперед. Одним своим присутствием на поле он вдохновляет партнеров, так что у Саши все хорошо.
Его переход в Турцию – это совершенно точно не шаг назад. Многие говорят, что летом он снова вернется в БАТЭ. Все может быть. Для этого нужно, чтобы желание игрока и клуба совпало. Давайте доживем до лета.
Вообще, сегодня турецкий вектор развития, на мой взгляд, очень интересен для белорусов. Несколько лет назад Глеб уехал в чемпионат Турции и здорово себя проявил. Это стало хорошей рекламой белорусского футбола. Глядя на игру Александра, турецкие функционеры стали обращать внимание и на других белорусских футболистов. Примерно так проявил себя в Греции Андрей Горбунов. После его первого сезона, в котором он сыграл на высоком уровне, в греческий чемпионат перебрались Веремко и Алексиевич.
– Глеб еще может вернуться в топ-чемпионат?
–Он продолжается оставаться одним из самых востребованных белорусских футболистов. У него всегда есть несколько отличных предложений от сильных команд из хороших чемпионатов. В свои 34 года Глеб продолжает держать высокую планку.
– Тогда почему не случился переход Александра в MLS?
– Слухи об интересе американских команд к Глебу были не беспочвенными, но нужно было ждать перехода примерно два месяца. В таких условиях сложно сохранить форму, не тренируясь в команде. Решили отказаться от этого направления. Был конкретный интерес в Израиле, но трансфер не случился. Не буду вдаваться в подробности, тем более время показывает, что решение перейти в «Генчлербирлиги» оказалось правильным.
***
– Зимой Илья Алексиевич достаточно неожиданно перебрался в «Панетоликос»…
– У него неплохо получались первые матчи в новой команде, но, к сожалению, Илья получил травму. Тренер был очень доволен Алексиевичем. Илья захотел сменить обстановку, хотя руководство БАТЭ было не против, чтобы он остался в Борисове. Ему все нравилось в клубе, но Алексиевичу захотелось что-то поменять. Понятно, в последнее время он получал мало игровой практики, но это футбол. Ничего страшного, думаю, у него все получится в Греции. Там достаточно сильный чемпионат. Команда Ильи борется за высокие места. Был приятно удивлен инфраструктурой «Панетоликоса». Это хороший клуб.
– Илья не самый коммуникабельный парень. Как он осваивается на новом месте?
– У него все в порядке. Жизнь заставляет учить язык, общаться. Понятно, не все сразу, но успехи уже есть. Больше всех в этом плане меня шокировал Андрей Горбунов. Он очень быстро освоился в Греции. Буквально за три месяца человек добротно выучил и греческий, и английский языки. Такой целеустремленности могут позавидовать многие. Сейчас Горбунов спокойно читает газеты на греческом языке.
– Кажется, у Дмитрия Баги в БАТЭ была такая же ситуация, как у Алексиевича.
– Не стал бы их сравнивать. Как говорил Анатолий Капский, Диме была нужна перезагрузка. Бага сам понимал это. Тем более Анатолий Анатольевич надеется, что Дима еще сможет вернуться в клуб. Смена обстановки пойдет на пользу футболисту. Все-таки Бага всю жизнь провел в одной команде. Ему нужно что-то новое. Важно почувствовать, что такое легионерский хлеб. На мой взгляд, у Димы в Израиле все получается хорошо. На первых порах ему очень помогли русскоговорящие ребята, которые есть в коллективе. На этом языке общаются литовец и черногорец. На данный момент он «железный» игрок основного состава. Жаль, пока результаты команды не радуют, но в этом нет вины Димы. У «Хапоэля» проблемы с линией атаки. Команде не хватает сильного нападающего.
– Как вы помогаете своим футболистам, которые перебрались играть за рубеж?
– Если возникают какие-то проблемы, футболисты звонят мне, а я их решаю. Когда игрок заключает контракт с клубом, стараюсь внести в соглашение пункт, по которому моему клиенту предоставляется квартира, автомобиль, телефонная сим-карта, помощь в открытии счета в банке. Бывает, что бытовые проблемы клубы решают за один день. Где-то эти процедуры затягиваются. Например, в Израиле у Димы Баги возникли трудности с поиском жилья. Там нелегко найти квартиру. На его поиски ушло две-три недели.
***
– Егор Филипенко остался в «Малаге», хотя мог уйти в аренду…
– У Егора было несколько достаточно хороших вариантов. Были конкретные предложения из Испании, Турции, других стран, но руководство «Малаги» не захотело отпускать его. Сейчас у Филипенко появился шанс, чтобы проявить себя. Он провел несколько матчей на своей позиции и выглядел в них, на мой взгляд, очень хорошо. Нужно понимать, что за место в составе ему приходится конкурировать с капитаном команды, которого очень сложно вытеснить из основы.
– В «Малаге» Егора двигали на позицию опорного полузащитника…
– Главное – играть. Не важно, на какой позиции. По-моему, чемпионат Испании – это сильнейшая лига мира. Здесь не скажешь: «Почему я должен играть там, а не тут?» Нужно показывать свои лучшие качества в любой ситуации. С Егором все в порядке, не стоит волноваться. Он оптимист и продолжает верить в лучшее.
– На ваш взгляд, Егору нужно было сменить обстановку?
– Тяжело сказать. Если он заиграет в чемпионате Испании, то зачем куда-то уходить? Если придется сидеть на скамейке запасных, то… Поймите, в этой ситуации ничего не зависело ни от меня, ни Егора. Руководство «Малаги» просто не отпустило Филипенко. Тренер и новый спортивный директор довольны его работой на тренировках. Тем более если бы Егор уходил, то нужно было искать игрока на его место. «Малага» не захотела этого делать.
***
– Нестабильная финансовая ситуация в Беларуси заставляет игроков уезжать за границу?
– Не сказал бы, что в этом межсезонье произошло что-то экстраординарное. Практически все белорусские игроки всегда хотят уехать за рубеж. Это абсолютно нормальное желание. Легче всего это сделать игрокам БАТЭ, которые выступают в Лиге чемпионов. Однако важно не просто уехать за границу, но уехать для того, чтобы иметь постоянную игровую практику, а не сидеть на скамейке запасных.
Вообще, белорусам очень трудно попасть в топ-чемпионат из-за отсутствия паспорта Европейского союза. В той же Польше со следующего сезона в команде может играть только два легионера не из стран ЕС. В Турции же такого нет. Раньше там был достаточно жесткий лимит, но с этого сезона его отменили. Сейчас в заявке на чемпионат, если я не ошибаюсь, могут присутствовать 14 легионеров, семь из них одновременно могут находиться на поле. В Израиле и Греции одновременно могут играть пять иностранцев не из ЕС.
– Вряд ли у футболиста не из БАТЭ, минского «Динамо» или «Шахтера» есть шанс перебраться в более сильный чемпионат.
–Каждый случай индивидуален. Например, недавно Сверчинский уехал в Словакию. Считаю, это первенство примерно одного уровня с чемпионатом Польши. Там работают сотни скаутов. Они присутствуют на каждом матче. Если Сверчинский будет играть хорошо, то, вполне возможно, перейдет в более солидный клуб. В этом плане показателен пример Маевского, который из аутсайдера чемпионата Польши перешел в «Анжи». Уехать в хороший клуб из Польши или Словакии гораздо проще, чем из чемпионата Беларуси. Как правило, матчи нашего первенства не посещают зарубежные скауты.
– Есть ли шанс повторить судьбу Маевского у Веретило?
– Не буду скрывать, я помог ему перебраться в «Подбескидзе». У Олега были еще варианты, в том числе еще один из Польши, но он выбрал свой нынешний клуб. Там он будет играть до лета. Если Веретило сможет себя хорошо проявить, то получит шанс перебраться в более сильную команду.
– Как сейчас обстоят дела с переходами внутри чемпионата Беларуси?
– Из-за финансовой ситуации все предельно упростилось. Руководство клуба говорит: «Можем дать только такую сумму. Идешь?» Как правило, игрок соглашается. Вот и все. В принципе, в чемпионате Беларуси уже перестали торговаться. При этом считаю, футболисты нашего первенства ходят по кругу из команды в команду не больше, чем в каком-то другом чемпионате. Это распространено и в других странах, так как клубы, как правило, заключают с игроками однолетние контракты. Исключение составляют топ-чемпионаты.
– Для перехода в рамках чемпионата страны игрокам нужны агенты?
– Я считаю, что нужны. Особенно молодым игрокам. Им не хватает опыта, в том числе и жизненного. Ребятам необходимы люди, которые будут помогать им на протяжении всей карьеры.В европейских странах это в порядке вещей. Там не возникает вопрос, зачем игроку агент. Все дела игрока клуб решает через агента, это даже не обсуждается. Футболист и агент – это одно целое, одна команда. Может быть, мы тоже когда-нибудь к этому придем. Лично мне интересно работать с игроками из нашего чемпионата, наблюдать за их прогрессом и способствовать карьерному росту.
Фото: Надежда Бужан, Анастасия Жильцова