Tribuna/Футбол/Блоги/Пинта-Шминта/Кики как-то назвал Милевского «любимым расистом». У игроков Бреста особые отношения – а расизм в Беларуси находят далеко не все африканцы

Кики как-то назвал Милевского «любимым расистом». У игроков Бреста особые отношения – а расизм в Беларуси находят далеко не все африканцы

...

17 июня 2020, 07:23
12
Кики как-то назвал Милевского «любимым расистом». У игроков Бреста особые отношения – а расизм в Беларуси находят далеко не все африканцы

В воскресенье на белТВ вышло эксклюзивное интервью защитника брестского «Динамо» Габи Кики. Среди прочего спросили камерунца и о товарище по команде Артеме Милевском. «Он многое мне дал – огромное количество советов. Кричит на меня, требует и объясняет это так: «Я кричу на тебя, потому что ты очень хороший футболист. Я хочу, чтобы ты прогрессировал, чтобы ты поиграл на самом высоком уровне». Я доволен, что он верит в меня», – рассказал Кики о профессиональном. О личном же мы услышали такое: «Миля называет меня своим сыном. Постоянно говорит: «Сынок! Сынок». Но как же? Мы разного цвета кожи. А он продолжает так называть. Он меня любит».

Об особых взаимоотношениях африканца и украинского белоруса известно давно. И их публичное общение довольно часто касается цвета кожи. Да так, что в США, где уже три недели не прекращаются массовые протесты под лозунгом важности жизни темнокожих, брестские динамовцы вряд ли бы ушли от проблем с репутацией и даже карьерой – ведь они, как показывает практика, наступают в весьма неожиданных для нашего восприятия ситуациях.

Хватило бы для этого, пожалуй, даже одного поздравления Милевского с 35-летием, в котором Габи назвал Милю расистом, пусть и любимым, и выразил надежду на сохраненный банан. Хотя, очевидно, что если Кики сам написал такое, значит, у них с Артемом все отлично.

Да и шутка про отца и сына была в инстаграме Кики еще в апреле. «Папа» Милевский подколол в ответ фразой про новую систему, которой Габи любит сопровождать свои луки.

Кики подробно рассказывал о своей дружбе с Милей в февральском интервью «Трибуне»: «Артем – мой лучший друг. Мы много шутим друг над другом. После тренировок в раздевалке у нас обычно лежит много фруктов. Однажды Миля увидел гору бананов. Он взял огромную гроздь и сказал, что никому есть ее нельзя – бананы для Кики. А на следующий день бананов не оказалось. Он подошел ко мне и со смехом спросил: «Ну что, Кики, нет бананов?» А я из рюкзака достаю банан и говорю: «Есть! Держи!» Я его травлю иначе. Если он ошибается на тренировках или в играх с передачами, финтами, я всегда говорю: «Миля – слабый футболист». Он в ответ заводится: «Кики! Я тебя убью сейчас, Кики!»

Неприятно же было камерунцу только от обвинений в расизме в адрес Артема: «Я уважаю его как большого брата. Артем меня опекает. Недавно я выложил в инстаграм фотографию с Милей и написал, что это мой друг. Люди начали писать не очень приятные вещи, что он не может быть моим другом, что он расист. Но это ревность и зависть. Я все равно буду делать то, что хочу».

К слову, фото с Артемом в Instagram Кики появляются довольно регулярно – и весьма позитивные.

А вот шутка от Габи про Милю и Александра Нойока.

Милевский, в ноябре комментируя расистский скандал на матче донецкого «Шахтера» и киевского «Динамо», объяснил и свою позицию по теме расизма – как раз на примере Габи: «У нас в брестском «Динамо» тоже черный в команде есть – парнишка Кики. Я ему бананы приношу. Говорю: «На, возьми все бананы». Он меня называет расистом. Посмеялись. Это немного черный юмор, но нормально. Другое дело, если вы друг друга не знаете, а ты кричишь: «Эй, обезьяна». Или банан внаглую кинуть. Тогда я согласен. А когда в одной команде – это шутки, так должно быть в коллективе, в котором ты работаешь».

С оскорблениями от незнакомых людей сталкивался и Кики, однако расизмом это не называл: «Я стараюсь не обращать на такое внимания, но ситуации бывают странные. Как-то сидел в ресторане – мимо идет человек и вдруг говорит: «А что это за собачка?» Я возмутился, сказал ему по-русски: «Повтори!». И тот как-то стушевался сразу. В Городее как-то во время матча крикнули: «Эй, черная обезьяна! На банан». И бросили его на траву. Футбол – это война, и раз такое кричат и такое делают, значит, ты силен».

Африканцы вообще довольно часто говорят, что расизма в Беларуси не чувствовали. Например, игравший в 2011-12 годах в минском «Динамо» Брюно Мбанангойе хоть и вспомнил пару слов в свой адрес, не считал их оскорбительными: «Не было ничего такого, что приносило бы мне огромные страдания. Часто называли черным. Но воспринимаю это тоже нормально. Если у «Динамо» на поле 10 белых и я один черный, как по-другому? Это не расизм. Это то, чем я отличаюсь. Меня в команде по приколу так и называли: «Черный». Как-то тренер в пылу назвал меня обезьяной. Я даже на это не обратил внимания. Меня обезьяной называл, а кого-то другого – бараном».

Игравший в 2013-м в «Немане» Ги-Стефан Эссаме успел попасть в историю, когда в концовке матча с минским «Динамо» вступил в конфликт с Артемом Быковым, про которого на пресс-конференции тогдашний коуч гродненцев Сергей Солодовников сказал: «Этот человек под 17-м номером второй раз подряд допускает расистские высказывания. Да и не человек он вовсе». Однако позже в интервью Эссаме на вопрос о том, ощущал ли он проявления расизма в Беларуси, все равно ответил отрицательно: «Нет, не было такого. Знаешь, иногда кто-то может почувствовать расизм. Порой люди хотят причинить боль другому человеку. И в таком случае они используют что-то обидное. Для темных людей расизм является такой темой. Но мы должны относиться к этому спокойно. Если когда-нибудь что-нибудь и произойдет, то сделаю вид, что ничего не случилось. Если тебе говорят о расизме, улыбнись. Я стараюсь делать именно так».

Нынешние игроки белорусских клубов из Африки тоже в большинстве случаев не испытали неудобств: представитель БАТЭ Эрвен Мукам говорил, что «в этом плане в Беларуси все хорошо», Жан По из «Смолевичей» «никакого расизма в Беларуси не встречал», если не считать пары встреч с «алкашами», а Момо Янсане из «Ислочи» и вовсе противопоставил хороших белорусов якобы расистам-марокканцам.

Однако есть и обратные случаи. Совсем недавно весьма резонансно высказался в интервью «Трибуне» камерунец Поль Роллан Бебе, отдавший пять сезонов «Неману», заявив о расизме от главного тренера: «В Беларуси я не считался легионером (имел вид на жительство) и каждый месяц нужно было платить 60 рублей за регистрацию. Это никогда не было проблемой для меня, но я почему-то забыл. Игорь Ковалевич узнал об этом и при встрече начал меня оскорблять: «Ты, ###### [чертов] африканец, не можешь даже 60 рублей заплатить?» Я был в шоке! <...>  Если я где-то допущу ошибку, Ковалевич будет ходить и две-три недели или даже месяц про нее мне напоминать. Белорусов подергает пару дней и все, достаточно. Разве это не расизм?». Однако история тут непростая – другие экс-легионеры команды не разделяют позиций Бебе, а его бывший агент говорит о том, что раньше Поль был настроен совсем по-другому.

 

 

Случались громкие инциденты и во время матчей. Так, сенегалец Паскаль Менди два года подряд обвинял игроков «Шахтера» в употреблении по отношению к нему слова «обезьяна» – в 2011-м, когда Менди играл за брестское «Динамо», его якобы оскорбил Павел Ситко, а в 2012-м (Паскаль уже бегал в футболке «Торпедо-БелАЗ») под подозрением оказался Дмитрий Комаровский, однако оба обвинения не привели к каким-либо наказаниям за отсутствием несловесных доказательств, тем более «горняки» все отрицали. Камерунец Нестор Ебобиссе Молли, выступавший в 2014-м за «Крумкачы», чуть не устроил драку с игроками мостовского «Немана», столкнувшись с, по его словам, первыми проявлениями расизма за свое нахождение в Беларуси, однако и тут у соперников была совсем другая версия. Более понятен эпизод в 2011-м с ивуарийцем Таиной Адамой Соро, игравшим за «Минск», которого довели постоянно «ухавшие» фанаты соперников из «Белшины» – в итоге за неприличный жест в адрес сектора легионера еще и удалили.

Что интересно, уверенный в наличии расизма в Беларуси человек успел побывать в брестском «Динамо» в одной заявке с Кики и Милевским. Речь о Мохамеде Адане, который провел в клубе первую половину сезона-2019 и трижды сидел на скамейке во время матчей основной команды, пусть и играл только за резервную. Вскоре после отъезда из Бреста выросший в Сомали гражданин Швеции заявил: «На поле проблем не было, но было тяжело за его пределами. Когда ты черный, ты не можешь жить в Беларуси. Они такие расисты. Это невозможно». Однако ему вскоре ответил тогда главный тренер «Динамо» Марцел Личка: «Не знаю, почему он так сказал. Слабый человек находит проблемы. То, что он сказал, показывает его характер. Никакого расизма в Беларуси нет».

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты