Tribuna/Прочие/Блоги/Пойди поставь сторожа/«Если ситуация не изменится, Латвия не будет проводить с Беларусью чемпионат». Соседи не хотят иметь дело с режимом Лукашенко

«Если ситуация не изменится, Латвия не будет проводить с Беларусью чемпионат». Соседи не хотят иметь дело с режимом Лукашенко

Взгляд из Риги.

4 сентября 2020, 06:00
10
«Если ситуация не изменится, Латвия не будет проводить с Беларусью чемпионат». Соседи не хотят иметь дело с режимом Лукашенко

Узнали, какие там настроения. 

В первые дни после президентских выборов протесты и насилие в Беларуси стали важной темой в мировых СМИ. Жуткие истории и фотографии впечатлили и крупных спортивных чиновников. Так, 11 августа вице-президент ИИХФ Калерво Куммола поднял вопрос о том, не стоит ли из-за политической и эпидемиологической ситуации забрать у Беларуси право на хоккейный ЧМ. 13 августа чиновника из Финляндии поддержал латвийский премьер Кришьянис Кариньш – по его мнению, события в нашей стране делают для Латвии невозможным принимать ЧМ вместе с белорусами. Белорусские чиновники спокойно воспринимают новости из-за рубежа. Например, Дмитрий Басков утверждает, что если Латвия откажется от турнира, Беларусь сможет провести его в одиночку.

Насколько реален такой исход? Действительно ли в Латвии готовы из-за политического кризиса в Беларуси отказаться от чемпионата мира? Спросили у известного латвийского спортивного теле- и радиожурналиста Владимира Иванова.

- Как латвийское общество воспринимает белорусские протесты?

 - В целом, конечно, наше общество вас поддерживает, как и наше правительство. Например, как вы знаете, 31 августа Латвия, Литва и Эстония ввели санкции против 30 чиновников высшего ранга, включая Лукашенко, то есть эти чиновники теперь невъездные в эти страны. Мы выступаем за тех людей, которые каждый день выходят на мирные акции протеста, причем это поддержка на всех уровнях – начиная от правительства, министров, и заканчивая простыми людьми.

Владимир Иванов

Я работаю среди прочего на «Латвийском радио 4», и мы каждый день освещаем эту тему. Созваниваемся с белорусами, общаемся с политологами, говорили с Марией Колесниковой, которая входит в президиум Координационного совета. То есть в обществе однозначная позиция по поводу протестов, и никаких противоречий тут быть не может. Это касается и вопроса организации чемпионата мира: хоть наши люди и соскучились по большому хоккею, они понимают вашу ситуацию. И, кого ни спроси, никто не видит возможности в следующем году организовать этот турнир вместе с белорусами.

 - Знаю, что в Латвии также проходили акции солидарности с белорусским народом.

 - Да, они были приурочены к очередной годовщине «Балтийского пути». Обычно такие акции проходят у нас вместе с литовцами и эстонцами 31 августа, но в этом году решили начать их чуть раньше, сместить на неделю. Такая акция солидарности с белорусским народом прошла у нас на границе с вашей страной, в ней участвовала тысяча человек, потом все это продолжалось в Литве.

Еще до этого прошли акции у белорусского посольства в Риге. Изначально там было заявлено 50 человек, пришло где-то 500-600, стояли у посольства с плакатами против Лукашенко и фальсификации выборов. То есть гражданское общество в Латвии очень активно поддерживает вашу страну, все за вас переживают.

 

 - А есть те, кто смотрит на протесты как на что-то проплаченное?

 - Знаю, что журналисты латвийского радио и телевидения общались с людьми, которые живут в поселках и маленьких городках на границе с Беларусью. И там, в основном у людей старшего поколения, есть мнение, что лучше не вмешиваться в происходящее, белорусы сами разберутся. То есть это нейтральная позиция, но она встречается очень редко. В основном все хотят, чтобы произошли перемены, и, главное, чтобы выборы проходили честно.

 - Как в Латвии воспринимали то, что происходило в Беларуси сразу после выборов – насилие на улицах по отношению к задержанным, информационную блокаду?

 - Конечно, это ужасно. Непостижимо, что такое творится в 21-м веке, и поэтому все отнеслись к этому очень негативно. Тем более те, кто интересуется событиями в Беларуси, видели все кадры, сделанные в те дни, и все в ужасе. В Латвии представить такое невозможно.

Кстати, 31 августа у нас тоже была акция протеста. В центре Риги вырубают деревья, и в связи с этим 30-40 человек вышли на улицы и перекрыли движение. Но полицейские очень культурно и вежливо разобрались с этой ситуацией, составили административные протоколы. Понятно, что ситуация другая, но тем не менее. Что касается тех кадров, которые с трудом пробивались из Беларуси, то просто волосы встают дыбом – как такое возможно?

Хотя те люди, которые уже долгое время следят за ситуацией в вашей стране, говорят, что ничего нового они не увидели. Лукашенко всегда был таким жестким, а тут просто проявилось его желание любой ценой удержаться у власти, поэтому он и отдавал приказы так обращаться с людьми. В любом случае очень страшно, когда против своего же народа применяются такие методы. Кстати, несколько человек из Латвии тоже жестко задержали тогда в Минске, хоть они и не принимали участия ни в каких протестах. Несколько дней эти люди провели в следственном изоляторе, потом их выпустили благодаря содействию дипломатов. Судя по их рассказам, все это действительно было очень жестко и страшно.

 

 - События в Беларуси наверняка напоминают жителям Латвии про вашу собственную борьбу за свободу и демократию.

 - Конечно. После всего, что было в Латвии в начале 90-х, когда страна стала независимой, мы понимаем ценность свободы и то, какой ценой она дается. С этой точки зрения наше общество тоже поддерживает белорусский народ, который хочет жить в свободной, демократичной стране. На самом деле здесь [в Латвии] очень негативное отношение к Лукашенко, хотя, думаю, с экономической точки зрения наверняка было выгодно иметь такого партнера, как Беларусь. Но, видя все нынешние события, если мы будем выбирать между деловыми интересами и ценностями свободы и демократии, предпочтение, конечно, отдается второму. Какие бы ни были экономические связи, главное, чтобы люди жили в нормальной стране с нормальным руководством, а не с таким человеком, как Лукашенко.

***

 - По вашим словам, латвийское общество однозначно против совместного с белорусами чемпионата мира по хоккею.

 - Да. В отличие от Беларуси, где чемпионат проводился шесть лет назад, мы принимали его только один раз еще в 2006 году, поэтому все ждут турнир. К сожалению, за эти годы у нас так и не была построена вторая ледовая арена, поэтому мы не имеем возможности самостоятельно проводить чемпионат. Но, в связи с белорусской ситуацией, в обществе, в том числе и среди болельщиков, сложилось твердое мнение: если Латвия и будет проводить чемпионат мира, то только с другой страной.

На днях министерство образования и науки, которое у нас отвечает за спорт, должно было представить правительству доклад по переговорам с ИИХФ о том, как решить эту проблему. Все прекрасно понимают, что если ситуация в вашей стране не изменится, Латвия не будет проводить с Беларусью чемпионат. Правда, при отказе от турнира необходимо будет заплатить неустойку, если не ошибаюсь, миллион. Но, думаю, правительство найдет эти деньги, только бы не идти в паре с Беларусью. 

Но отказ от чемпионата по политическим соображениям – это позиция латвийской стороны. Другое дело, что право проводить турнир делегировано ИИХФ, и она дала это право двум хоккейным федерациям – белорусской и латвийской. Позиция латвийской хоккейной федерации нейтральная, она ждет конкретных шагов со стороны Рене Фазеля и ИИХФ, потому что только ИИХФ дает или забирает право проводить турниры.

И здесь ситуация подвисла. Мы знаем Рене Фазеля и его хорошие отношения с Лукашенко. Он считает – и, наверное, по праву – что в Беларуси хоккей является спортом №1, да и прошлый чемпионат был проведен на очень хорошем уровне. Так что Фазель тоже занял выжидательную позицию, хотя знаю, что где-то через неделю чиновники ИИХФ снова должны собираться и обсуждать эту проблему. Сейчас ситуация в Беларуси как будто успокоилась, в Минске и других городах нет такого насилия, как раньше. Поэтому не думаю, что Фазель и ИИХФ пойдут на радикальные шаги и лишат Беларусь права проведения чемпионата мира.

Мы слышали заявления премьер-министра Беларуси и исполняющего обязанности главы белорусской федерации хоккея о том, что Беларусь сама в состоянии провести турнир. В этом никто не сомневается, наверное, в Беларуси есть для этого ресурсы. Но в такой ситуации, думаю, уже можно с уверенностью говорить о том, что Латвия откажется проводить с Беларусью чемпионат мира, и это будет политическое решение.

ИИХФ – очень консервативная организация, для нее главный критерий – безопасность спортсменов. Сейчас они видят, что по выходным в стране проходят акции протеста, вроде бы никого не убивают. Да, есть аресты, но вроде нет такого насилия, которое мы видели после 9 августа. Так что сейчас вряд ли кто-то будет забирать у Беларуси право на турнир.

 - Что именно может сделать Латвия, чтобы не потерять чемпионат?

- Латвийская федерация хоккея ничего делать не будет, потому что она целиком зависит от ИИХФ. Наше правительство сейчас будет контактировать по своим каналам с ИИХФ и Рене Фазелем, использовать разные политические рычаги и настаивать на том, что такая страна, как Беларусь, не должна принимать турнир. Кроме того, мы будем искать другую страну, с которой могли бы провести чемпионат, потому что Латвия не справится с этим самостоятельно.

 

Повторюсь, что все будет зависеть от исполкома ИИХФ. В середине августа Фазель заявил, что через месяц они соберутся и будут смотреть, что там происходит в Беларуси.

 - Латвии дорого обошлась подготовка к чемпионату?

 - Да. Когда страна получает право проведения чемпионата мира, для этого должны быть финансовые гарантии, а их выдает правительство. Латвийское дало такие гарантии. Вложены немалые средства, думаю, несколько миллионов евро. Для чемпионата мира полным ходом строится тренировочный каток на полторы тысячи мест. У нас есть небольшие катки для тренировок, но нет того, который соответствовал бы всем стандартам, он стоит несколько миллионов. Плюс ведется всякая организационная работа со спонсорами, то есть деньги уже потрачены.

Отчасти этим можно объяснить позицию Латвийской федерации хоккея, которая не хочет терять то, что уже вложено. Чиновники федерации понимают: если Латвия теряет право на турнир и Беларусь проводит чемпионат мира одна, латвийская федерация и все спонсоры останутся в минусах. Повторюсь, со стороны Латвии отказ от турнира будет политическим решением, с этим придется считаться, хоть средства и вложены.

 - Насколько для Латвии реально найти другого партнера по турниру вместо Беларуси?

 - Это реально, тут нет особых проблем. Если Беларусь вдруг лишат чемпионата, у Латвии не должно быть с этим вопросов, найдется вторая страна. Это точно будет не Россия, хотя Владислав Третьяк на днях кричал на всех углах, мол, Россия может провести чемпионат, если что. Разумеется, по политическим соображениям Латвия не будет проводить турнир и с Россией, поэтому, скорее всего, будет страна из Северной Европы. Пока на ум приходят такие варианты, как Финляндия или Швеция. Это идеальные кандидаты еще и потому, что вопрос о второй стране будет решаться в очень короткие сроки, поэтому нужен будет партнер, который имеет всю необходимую инфраструктуру. Логистика здесь тоже очень хорошая, все расположено очень близко.

Но эти варианты только прорабатываются. Правительство делегирует право переговоров министерству образования и науки, там есть департамент, который отвечает за спорт. Он выходит на ИИХФ, и тогда предпринимаются конкретные шаги. Однако вплотную этим будут заниматься только после того, как определятся с Беларусью. 

Hartwall Arena, Финляндия

 - На ваш взгляд, с учетом всей ситуации в Беларуси, в том числе экономической, чемпионат действительно могут полностью отдать нашей стране?

 - За все отвечает ИИХФ, а это, как заявил сам Фазель, аполитичная организация. ИИХФ не углубляется в вопросы политики, для нее главное – безопасность спортсменов. Про это неоднократно говорил сам Фазель, говорили и другие руководители ИИХФ. Если страна гарантирует, что участники чемпионата мира находятся в безопасности и их жизни ничего не угрожает, страна может свободно проводить турнир. И если та ситуация, что сейчас сложилась в Беларуси, в ближайшие месяцы не изменится, Фазель очень спокойно примет решение отдать Беларуси право проводить чемпионат мира. Тем более он в отличных отношениях в Лукашенко, Фазель вообще очень любит дружить с такими людьми, наверняка там есть и какая-то финансовая заинтересованность.

В любом случае ИИХФ помнит, как в 2014 году в Беларуси проходил чемпионат мира, который Фазель назвал одним из лучших. В вашей стране хоккей популярен, а для ИИХФ это важно, и, учитывая, сколько в стране сейчас силовиков, Лукашенко наверняка сможет гарантировать участникам чемпионата безопасность. Думаю, в вялотекущем режиме все этим и закончится. Фазель скажет Латвии: не хотите идти в паре с Беларусью – это ваши проблемы, до свидания, Беларусь справится сама.

Как говорит ИИХФ, пока что они просто наблюдают за происходящим. На следующей неделе ИИХФ должна принять какое-то решение, но, думаю, знаковых решений пока не будет. В исполкоме ИИХФ опять займут выжидательную позицию.

 - Те единичные вспышки насилия, которые до сих пор происходят в нашей стране, роли не играют? Или все это просто не так известно, как события послевыборного периода?

 - В том-то и дело. Тогда, после выборов, этот вопрос поднял один из помощников Фазеля, финн Куммола. Сказал – посмотрите, что происходит в Минске, давайте оценим ситуацию. Чиновники увидели, что все действительно очень плохо, и решили посмотреть, как будут развиваться события. Но сейчас мы видим, что из Беларуси не приходит такая картинка, как было сразу после выборов. Сейчас проходят мирные марши протеста, и в основном нет таких жестких задержаний, как раньше. 

ИИХФ не будет очень чутко реагировать на каждый арест, каждое задержание и стычку. В этом плане никаких сюрпризов ждать не приходится. ИИХФ постоянно контактируют с белорусской федерацией хоккея, где говорят, что спорт вне политики, у нас все нормально, ситуация под контролем. Думаю, не нужно быть наивными и думать, что Фазель примет какое-то конкретное решение по месту проведения турнира. Если в вашей стране не произойдет ничего существенного, все закончится тем, что Беларусь просто будет одна проводить этот чемпионат.

 - Когда стоит ждать какие-то конкретные новости?

 - Думаю, Латвия в сентябре пример решение о том, участвовать ли в турнире с Беларусью, это однозначно будет решение не участвовать. После санкций и осуждения действий белорусских властей наше общество не поймет, если правительство закроет глаза на совместный турнир с Беларусью. Это невозможно.

Что касается Беларуси, Фазель будет следить за ситуацией. Он не станет делать резкие шаги, а посмотрит, что будет в октябре, ноябре, декабре. Если у вас, не дай Бог, будет нагнетаться ситуация и случится то, что мы видели в предыдущие годы в других регионах – имею в виду и возможную помощь соседа – только тогда, если и международное сообщество начнет бить тревогу, ИИХФ что-то предпримет. Пока она не будет принимать конкретные решения.

Другие посты блога

Все посты