Tribuna/Гандбол/Блоги/Политика и спорт/Топовые спортсмены и тренер-легенда – все они были лояльны к Лукашенко, но за последнее время изменили мнение

Топовые спортсмены и тренер-легенда – все они были лояльны к Лукашенко, но за последнее время изменили мнение

...

Автор — Алесь Коваль
6 ноября 2020, 12:09
1
Топовые спортсмены и тренер-легенда – все они были лояльны к Лукашенко, но за последнее время изменили мнение

Очень сложно в это поверить, но на днях исполнится всего-то полгода с начала кампании по проведению в Беларуси президентских выборов-2020. Они разделили страну на до и после и точно вовлекли сотни тысяч, если не миллионы белорусов, которые прежде были равнодушны к каким-либо политическим процессам. В число «проснувшихся» попали и представители белспорта – многие из них признавались в интервью, что голосовали ныне впервые в жизни, да и вообще за политикой до этой кампании не следили.

Но есть в белспорте и те, кто еще перед выборами определился со своим фаворитом. И чаще всего им оказывался Александра Лукашенко – поклонники то не видели достойных альтернатив, то ценили внимание к спортивной сфере. Только нынешним летом некоторых из них зацепило слишком сильно – до- и поствыборные события заставили поменять отношение к своему прежнему кандидату.

Вадим Девятовский

Самый громкий случай, ведь Девятовский казался неисправимым апологетом Лукашенко. Перед выборами бывший спортсмен призывал голосовать за стабильность и подчеркивал, как много Лукашенко сделал для страны. В день выборов побывал вместе с ним на участке и заявил: «В очередной раз убеждаешься в его открытости и искренности. Видно, что Лукашенко несет огромную ответственность за все происходящее и контролирует ситуацию». Сразу после, когда с контролем что-то явно пошло не так, говорил о случаях «неадекватного поведения людей, которые вызывают агрессию и насилие и крайний негатив в нашем обществе» и только после этого вспоминал о подобных «эпизодах» со стороны силовиков.

Но 21 августа абсолютно неожиданно Девятовский отрекся от былого.

Журналисты звонили функционеру, предполагая, что его соцсети взломаны, но оказалось, что никакого взлома не было. С трудом подбирая слова, Девятовский говорил об искреннем заблуждении в прошлом, но потом мысли хлынули потоком: «Я же поверил ему… Скотина я, на самом деле… Он всегда говорил: не предавай. Получается, я его предал, да? Я видел, как он искренне переживал за страну. Но я никогда не был за насилие, никогда! Прости меня, Господи!» Также успел Вадим сказать, что сделать свое заявление публично его попросил «брат Олежа» – как оказалось, экс-воднолыжник Олег Девятовский тогда был госпитализирован после попытки суицида. А вскоре госСМИ объявили о попадании в больницу с нервным срывом и самого Вадима.

Ныне статус заявления остается непонятным. Девятовский надолго пропал из инфополя, вернувшись в него лишь однажды – чтобы передать полномочия главы БФЛА Ивану Тихону, связав это именно с необходимостью восстановления организма, давшего сбой. Пока этот процесс идет вдали от посторонних глаз.

Николай Козеко

Великий тренер, чьи воспитанники взяли четыре золота ОИ (всего у Беларуси восемь зимних наград такого уровня), 9 августа давал СМИ на участке такой комментарий: «Абсолютно все голосуют за свободную Беларусь, красивую, трудолюбивую, мирную, счастливую, радостную, светлую Беларусь. И я не исключение». Как оказалось, видел все это он в Лукашенко – кандидат был для Николая Ивановича также «гарантом какой-то стабильности, понимания спортивных моментов». Также Козеко считал, что Лукашенко «владеет ситуацией».

Увидев поствыборные события, тренер признал, что это ему лишь казалось. Козеко заявил, что 80 процентов Лукашенко набрать никак не мог, вспомнил, как не пускали на участки наблюдателей, и жестко осудил применение силы. Все это вылилось в подпись письма спортсменов.

Ответ системы был скорым – самого успешного тренера страны лишили именной стипендии да еще и потребовали выплатить ее почти за год, мотивируя тем, что тренер якобы сел за руль в нетрезвом виде. Провластные Telegram-каналы особо упирали на то, что «помиловал» Козеко сам Лукашенко – а значит, по их логике, Николай Иванович будто бы не умеет быть благодарным. Но легенда белспорта выдал «идеологическим» отличный ответ, а отзыв подписи допускает только под пытками, да и в таком раскладе не собирается сдаваться.

Вадим Кривошеев

Человек, отказавшийся репрессировать Козеко и его спортсменов, быстро лишился должности главы РЦОП по фристайлу. Его место занял человек, который сделал все в угоду власти – хотя Кривошеев раньше во все свои походы на выборы поддерживал как раз Лукашенко. Не стал исключением и 2020-й. «Исходил из того, что происходило в спорте. У меня не было вопросов. Я был увлечен своей работой. И те условия, которые создавались для нас, меня устраивали», – объяснял функционер.

Но в августе Вадим, как и многие, заметил вокруг гораздо больше. Фальсификации на избирательных участках и насилие стало вопросом, на который он не нашел ответа. «Как я должен рассказывать в коллективе, что насилия нет, если все настолько открыто? Как можно подвергать сомнению запись происходящего на избирательном участке в Витебске, где приходит административное лицо и говорит: «Я вашу позицию услышал, а теперь давайте писать протокол так, как надо»?» – это Кривошеев сказал в лицо министру спорта Сергею Ковальчуку. А уже после увольнения заявил, что солидарен со всеми требованиями письма спортсменов, и сформулировал посыл для Лукашенко: «Моя основная претензия к нему в том, как он это все допустил, являясь гарантом конституции и имея такие полномочия. Будучи столько лет у власти, имея такой ресурс, как вы это все допустили? Как?»

Степан Попов

Чемпион мира и Европейских игр по самбо долгое время поддерживал Лукашенко, хотя читал и о выборах 2010-го (те, где протесты тоже разгоняли силой), и о других не самых лучших деяниях. Однако такие сведения уверенно уступали в глазах спортсмена созданным условиям для его вида и личному впечатлению – однажды он встречался с Лукашенко неформально и впечатлился его культурным поведением. Еще в начале этого года Попов одобрял заявление Лукашенко по теме коронавируса – он отказался закрывать предприятия на карантин в отличие от Европы.

Однако следующие события перевернули картину мира Степана. Задуматься заставили отрицавшиеся проблемы медиков во время пандемии, а окончательно довершили дело именно околовыборные события. «Посадки одного за другим кандидатов в президенты, отбракованные подписи, процент, озвученный на выборах... У меня перевернулось сознание. Но последней каплей стало полное беззаконие, избитые и покалеченные люди. Власть перешла черту невозврата и еще говорит нам: «Да, мы это делали, и что?» Оправдывают настоящий садизм!» – возмущен Попов.

С сентября борец – активист Свободного объединения спортсменов Беларуси (SOS BY). И, конечно, он давным-давно подписал письмо спортсменов.

Сергей Долидович

Самый титулованный белорусский лыжник не скрывает: на трех выборах до 2020-го голосовал за Лукашенко, считая его своим президентом. При этом Долидович верит, что в тех случаях он попадал в электоральное большинство. В 2020-м, однако, спортсмен изменил привычной практике и отдал свой голос «независимому кандидату» – на этот раз видел невинных людей в тюрьмах и хотел получить «перемены, сменяемость власти, честный подсчет голосов».

В итоге спортсмен заявил, что уже ночью после выборов увидел массу фальсификаций на избирательных участках, а также обвинил силовиков в провокации на беспорядки. Также Долидович хлестко описал ситуацию в стране: «Люди не вышли на протесты из-за того, что мы плохо живем, люди вышли, потому что их считают быдлом». Сейчас Долидович считает, что каждый должен занять свою позицию. Его направлена на помощь независимым атлетам – выставление на благотворительный аукцион медалей Универсиады принесло Белорусскому фонду спортивной солидарности весьма солидную сумму.

Правда, в августе Сергей, работающий тренером в сборной, на вопрос о том, что будет в случае поражения протестов, ответил: «Конечно, в душе будет сверлить, останется осадок, но куда я денусь – буду работать».

Александр Бушков

У этого белорусского гандболиста не было претензий к Лукашенко до 2015-го – «не видел кандидатов, которые могли его заменить». Александр все еще считает, что Лукашенко некогда сделал для Беларуси много хорошего. Но к 2020-му спортсмен для себя точно понял, что многое не так, и на выборах верил «в хорошее» только до момента, пока несколько основных соперничавших с властью фигур не оказались за решеткой. «Потом всем говорил: «Посмотрите, нарисует себе 73 процента». И это был мой фантастический сценарий. Но он нарисовал себе 80!», – поражался Бушков.

Видеосвидетельства насилия, появлявшиеся после 9-11 августа, и вовсе сжигали спортсмена изнутри. После этого спортсмен окончательно утвердился во мнении: «Новая Конституция не с этой властью! Сначала выполните требования людей и проведите честные выборы». Письмо спортсменов Бушков также подписал.

Владимир Михута

Легенда минского СКА и многократный чемпион СССР говорит честно: Лукашенко раньше поддерживал сильнее, чем просто голосом на выборах. «У меня даже вся стена на кухне в деревенском доме была обклеена вырезанными из «Советской Белоруссии» фотографиями Лукашенко. Где-то ему дарят цветы, где-то он с кем-то встречается. Все вырезал и приклеивал на обои», – вспоминает гандболист

Теперь спортсмен говорит, что ошибся. «Все, что он говорил, так и осталось на уровне обещаний. Ждать и надеяться? Так мы 26 лет так и прождали. Из людей сделали дураков», – сетует Михута. Из кандидатов 2020-го он выбрал Светлану Тихановскую – и уверен, что она вполне способна управлять страной, особенно после приобретенного опыта переговоров на международном уровне. Подобно Долидовичу, гандболист считает, что людей на драки и конфликты провоцируют силовики, а также респектует молодому поколению, которое до лета считал «хилым». Все это вылилось и в подпись под письмом спортсменов.

Ольга Мазуренок

Лучшая из неафриканских легкоатлеток в мировом марафоне жила спортом и не видела никаких проблем в том, чтобы поддержать на выборах-2020 Лукашенко. Остановила ее лишь огромная очередь на избирательном участке, которой спортсменка не ожидала и отстаивать не стала.

Но после 9-11 августа Мазуренок не смогла закрыть глаза на случившееся насилие со стороны силовиков. Письмо спортсменов за честные выборы и против насилия Ольга подписала одной из первых. «Даже после всех жестоких событий я не услышала от государства раскаяния, наоборот – людям премии выдали», – была возмущена легкоатлетка. Но еще больше шокировал Мазуренок момент, когда она на встрече с легкоатлетами услышала от министра спорта Сергея Ковальчука вопрос, пострадал ли кто-то из близких конкретно у собравшихся. «Этот вопрос убивает больше всего. Для меня звучало дико. Это мой народ, а не какой-то чужой. Значит, пострадавшие – это мои близкие», – четко объяснила Ольга.

После всего этого спортсменку с именной лицензией ближайшей Олимпиады фактически оставили без средств и возможностей подготовки к стартам. Но мы можем помочь Мазуренок все преодолеть и отправиться на главный старт!

Марина Арзамасова

Чемпионку мира в беге на 800 метров до этого лета не замечали в критике власти, но после выборов она подписала письмо за честные выборы и против насилия одной из первых, признавшись при этом, что «раньше тоже была за Лукашенко». По словам Марины, глаза ей открыли действия силовиков, на которые обратила внимание еще до выборов при разгонов акций протестов, очередей в ЦИК и закрывавшийся магазин symbal.by, которые показали «жестокость и несправедливость системы». Ну а после выборов бегунья достигла точки кипения. На то, что Лукашенко на посту она уже не рада, указывала и прямая фраза в интервью конца августа: «Лукашенко много сделал для страны и народа. Но настал момент, когда люди не могут простить фатальных ошибок».

Однако вскоре после того такие свои фразы (перекликавшиеся, заметим, в нескольких интервью) Арзамасова охарактеризовала как «совершенно случайно получилось, не хотела», а также отозвала подпись под письмом. Когда спросили о причинах, легкоатлетка выдала поистине гениальное: «Под давлением пришлось осознанно принять такое решение». Если чуть подробнее, спортсменке напомнили, что она формально числится в Вооруженных силах, куда ее и могут откомандировать служить по полной в любой момент. Многих спортсменов это сподвигло расстаться с подобными местами службы, Арзамасову же – понять, что она может быть «только в системе, а не против нее». Так что разворот от Лукашенко можно считать недовыполненным элементом.

Светлана Щербацевич

Многократная чемпионка Беларуси по стрельбе из малокалиберной винтовки голосовала за Лукашенко в 2020-м как «за продолжение своей жизни до выборов». После них спортсменку возмутило насилие со стороны силовиков, и она подписала письмо спортсменов. Однако к Лукашенко у Щербацевич сохранялось сострадание – она даже плакала, когда вскоре после выборов заводчане начали кричать ему «Уходи», ведь лично у нее цели поменять президента не было, да и к ответственности за насилие привлекать самого Лукашенко она бы не стала. Ситуацию она видит очень похожей на развод супругов: «Как бы хорошо ни было предыдущие годы, сейчас все в корне поменялось. Время после выборов сделало свое дело. Люди просто не могут смотреть на это так, как раньше, даже те, кто видел в нем своего президента и доверял полностью. Наверное, даже те, кто сейчас хочет, чтобы он остался, понимают, что хорошо уже не будет».

С подписью Щербацевич случилась детективная история – кто-то отозвал ее вместо спортсменки, а она сама вернуть ее уже не находит сил. Так что и тут разворот своеобразный.

Фото: tut.byfree-style.bygettyimages.comhandballzabrze.plpressball.bygrodnonews.bybfla.eu, архив Светланы Щербацевич

Другие посты блога

Все посты