Tribuna/Баскетбол/Блоги/Blogg на паркете/Тристан Томпсон и другие игроки НБА, бастовавшие из-за споров по контракту

Тристан Томпсон и другие игроки НБА, бастовавшие из-за споров по контракту

Регулярный сезон НБА 2015/16 стартует уже на следующей неделе, а один из ключевых игроков прошлогоднего финалиста до сих пор не может прийти со своей командой к соглашению по контракту. Речь, конечно же, о Тристане Томпсоне, чье упорство приводит к тому, что межсезонье-2015 как началось с безумия (ДеАндре и «Лос-Даллас Кливерикс»), так им и заканчивается. Целое лето у Тристана и его окружения было два варианта соглашения с «Кливлендом»: 80 млн на 5 лет и однолетний обязательный контракт-тендер от «Кавз» на семь миллионов, по окончании которого Томпсон стал...

Автор — ramays
22 октября 2015, 01:10
Тристан Томпсон и другие игроки НБА, бастовавшие из-за споров по контракту

Регулярный сезон НБА 2015/16 стартует уже на следующей неделе, а один из ключевых игроков прошлогоднего финалиста до сих пор не может прийти со своей командой к соглашению по контракту. Речь, конечно же, о Тристане Томпсоне, чье упорство приводит к тому, что межсезонье-2015 как началось с безумия (ДеАндре и «Лос-Даллас Кливерикс»), так им и заканчивается.

Целое лето у Тристана и его окружения было два варианта соглашения с «Кливлендом»: 80 млн на 5 лет и однолетний обязательный контракт-тендер от «Кавз» на семь миллионов, по окончании которого Томпсон стал бы неограниченно свободным агентом в 2016 году и который агенты игрока угрожали принять, если им не предложат максимальный контракт. Не предложили. Но и QO не был принят. В итоге из двух вариантов не осталось ни одного.

Точнее, 80 на 5 – это все то же предложение «Кавальерс», вот только если раньше у Тристана были рычаги давления на клуб, то после того как истек срок «квалификационного предложения» все козыри теперь на руках у менеджмента клуба. Агенты явно просчитались со своим ультиматумом, и теперь остается последний блеф: Тристан не будет играть за клуб и пропустит столько игр, сколько нужно, пока измором не возьмет Дэвида Гриффина, Дэна Гилберта и остальных.

Это не первый случай, когда игрок готов бойкотировать игры из-за споров по контракту (совсем недавно такая угроза исходила от другого клиента Рича Пола – Эрика Бледсоу; успели договориться до начала сезона). Однако особых дивидендов это не принесет Тристану – во-первых, он будет терять по 1/170 своей будущей годовой зарплаты за каждый день, который он пропустит со старта сезона. Во-вторых, он так и не добьется свободы, ведь даже пропустив целый год, он окажется в том же положении: ограниченно свободный агент, квалификационное предложение от «Кавз» 7 миллионов, а то и меньше, если так решит арбитраж.

Так что теперь Тристан либо выкидывает белый флаг и соглашается на условия команды, либо пытается подписаться с «Филадельфией» (нафиг не нужен) или «Портлендом» («ну мы как бы уже взяли Эда Дэвиса намного дешевле») на свою максималку, либо продолжает свою глупую карусель с бойкотом и пропускает игры.

Как же подобные ситуации, когда игрок не выходит на паркет из-за споров по контракту, разрешались раньше?

Андерсон Варежао и «Кливленд», 2007

«Кавз» уже были в схожей ситуации, когда молодой бигмен никак не хочет соглашаться на условия клуба. Более того, этот баскетболист до сих пор в команде и мог бы поделиться с Тристаном своим жизненным опытом – летом 2007 года Андерсон Варежао отказался от предложенных командой 20 миллионов на три года, не принял квалификационное предложение до 1 октября и стал выжидать. Вместе с ним выжидал и другой игрок «Кливленда» – Саша Павлович – но если Саша договорился-таки с клубом о контракте до старта сезона, то бразилец продолжил свой «холдаут», требуя 52 млн на 6 лет.

В итоге конфликт затянулся до декабря, затем Варежао подписал контракт с «Шарлотт», а «Кливленд» его повторил. Итог? Контракт на три года и… 17 миллионов. Варежао потерял три миллиона на том, что не подписался сразу. Быть может, и Тристану не стоило выпендриваться и сразу согласиться на 80/5 – теперь преимущество на стороне «Кливленда» и они знают, что делать.

Дэнни Ферри и «Клипперс», 1989

Генеральным менеджером «Кавальерс» во время бойкота Варежао был Дэнни Ферри, который когда-то и сам не мог договориться со своей командой о контракте. Дело было сразу после драфта, на котором Ферри выбрали «Клипперс». Дэнни не хотел играть за команду, а потому сбежал в Италию. Что интересно, ЛАК за год до того уже ругались с многообещающим новичком по поводу контракта – но тезка Мэннинг все-таки договорился с командой после угроз пропустить целый сезон. Уговаривать Ферри «парусникам» уже не захотелось, и права на «нового Берда» передали в «Кливленд», который был готов ждать Ферри, пока тот играет в Европе, «ведь «Бостон» же ждал год Берда». Это реальная цитата тогдашнего ГМа «Кливленда» Уэйна Эмбри.

Оскар Робертсон и «Цинциннати», почти каждый год

Продолжаем двигаться по цепочке генеральных менеджеров – сам Уэйн Эмбри не бойкотировал игры своей команды, зато его многолетний одноклубник Оскар Робертсон всю свою карьеру спорил с руководством «Ройалс» о том, получает ли он то, что заслуживает. Оскар почти всегда пропускал предсезонку, торгуясь с менеджментом клуба о прибавке, и в итоге получал ее прямо перед стартом регулярного сезона. Примерно так же любил подзаработать и Уилт Чемберлен, еще один энтузиаст пропуска предсезонки.

Единственный случай, когда Оскар все-таки пропускал настоящие, не предсезонные игры из-за недовольства своим положением в команде, произошел в сезоне 69/70 – Оскара обменяли в «Балтимор», он заблокировал обмен, равно как заблокировал и свое появление в майке «Цинциннати» на пару недель.

Джим Джексон и «Даллас», 1992

Непосредственными переговорами по контракту Тристана занимается, по слухам, агент-ветеран Марк Термини, служащий советником у Рича Пола. Об упрямстве Термини ходят легенды, а его знаменитым успехом является контракт новичка Джимми Джексона в «Далласе».

«Когда меня задрафтовали [под четвертым номером], – вспоминает Джексон, – клуб предложил мне контракт, которого заслуживал восьмой драфтпик. Дональд Картер [владелец «Далласа»] прилетел ко мне и сказал: «Джимми, мне кажется, мы не должны платить много защитнику, потому что у нас ничего не вышло с Рэнди Уайтом и Дагом Смитом». Я ответил: «Не сочтите за неуважение, мистер Картер, но это не моя проблема, что у вас с ними ничего не вышло. Я не буду просить больше, чем заслуживаю, но и на меньшее не соглашусь. Если не хотите платить то, чего заслуживает четвертый номер драфта, я пойму. Обменяйте меня тогда».

«Агент сказал мне бойкотировать клуб, пока он готовит иск против «Маверикс» и – об этом мало кто сейчас знает – против НБА. Дэвид Стерн тогда пытался запретить клубам платить большие деньги новичкам. В конце концов «Маверикс» сдались и подписали меня, обнимая, целуя, делая вид, что они так рады этому – но на самом деле это все было из-за моего иска. Они знали, что им пришлось бы заплатить вдвое больше, чем мне предлагал «Кливленд», так что они согласились выплатить мне всю годовую зарплату, хотя я отыграл всего 28 игр».

Сейчас подобная ситуация юридически невозможна, поэтому Тристану не стоит уповать на то, что Термини сделает для него то же, что и для Джексона. Что же до самого мятежного Джима – то много лет спустя, в 2004 году 34-летний ветеран Джексон (с 10 разными клубами в трудовой книжке) снова решится на бойкот, когда его обменяют из «Хьюстона» в «Новый Орлеан». Целый месяц он отказывался выступать за новый клуб, добившись обмена в «Финикс».

Игроки и клубы, 1992

Стоит отметить, что конец 80-х и начало 90-х в НБА – самый расцвет «капризных» новичков, которые уже считали себя звездами и требовали полноценных контрактов. На драфте 1992 года таковых было несколько, не считая Джима Джексона:

  • Алонзо Моурнинг пропустил четыре игры «Шарлотт» на старте сезона, прежде чем выбил себе 26 млн на 6 лет;
  • Даг Кристи упирался и не подписывался с «Сиэтлом» до февраля – в дедлайн права на него обменяли в «Лейкерс»;
  • Джон Бэрри не мог договориться с «Бостоном» и был в декабре отправлен в «Милуоки» (2 млн на 3 года).

Брайан Шоу и «Бостон», 1989

Несмотря на Ауэрбаха, несмотря на Берда, несмотря на рекордное число чемпионских титулов, «Бостон» постоянно влезал в финансовые баталии со своими игроками. Еще до Бэрри другой молодой защитник – Брайан Шоу – решил в 1989 году переехать в Европу (в тот же самый римский «Виртус», куда сбежал Ферри). В январе 1990 года Шоу все-таки договорился с «Бостоном» о новом пятилетнем контракте – только чтобы спустя месяц заявить, что «Селтикс» давили на него и он хочет обратно в Италию. Переубедили его только предписание суда и ежедневный штраф в 5000 долларов.

В середине сезона 91/92 Шоу обменяли в «Майами» на другого молодого защитника, который к тому моменту несколько месяцев бойкотировал свой клуб из-за контрактного диспута – Шермана Дагласа. Зато на новых местах ни у Шоу, ни у Дагласа больше проблем с зарплатой не возникало.

Джувэн Ховард и «Вашингтон», 1994

1994 год с точки зрения развития контрактов новичков был даже более важным рубежом, чем 1992. Именно после межсезонья-94 в НБА было принято твердое решение установить лимиты на контракты новичков. С одной стороны, это расстроило тех, кто выходил на драфт-1995, а с другой – убедило школьника Кевина Гарнетта поскорее прибыть в НБА (а потом и других школьников), отыграть три сезона на контракте новичка и как можно раньше подписать многомиллионный «взрослый» контракт.

Гленн Робинсон спорил с «Бакс» все лето, пропустил всю предсезонку, но все же вытерпел и получил перед самым стартом сезона контракт на 10 лет и 68 миллионов (торги он начинал со 100 млн). Джувэн же торговался с «Буллетс» дольше и пропустил две недели регулярки, но и контракт получил скромнее – 36 на 11. Да, такая длительность контрактов вызывает недоумение сегодня, когда и пять лет – это редкость. Впрочем, в этом одиннадцатилетнем контракте была опция расторжения после двух сезонов, которой впоследствии Ховард и воспользовался.

Еще одним «холдаутером» лета-94 был Карлос Роджерс, но о нем никто и не помнит уже.

Род Стрикленд и «Сан-Антонио», 1991

80 дней Род Стрикленд не мог прийти к соглашению со «шпорами», пропустив за это время 24 игры. В итоге все закончилось довольно глупо для 25-летнего разыгрывающего – он получил однолетний контракт на 1,3 млн, который по окончании сезона «Сперс» решили не продлевать. Проблемный защитник отправился в «Портленд».

Лэрри Нэнс и «Финикс», 1985

Если какой-то бойкот и можно назвать оправданным, то это как раз такой случай. Нэнс попал на Матч Всех Звезд в 1985 году и был там самым низкооплачиваемым  форвардом, но клуб не спешил пересматривать его контракт в сторону увеличения. Боле того, существенная часть его зарплаты по контракту должна была бы выплачиваться аж в период с 1992 по 1999 годы, причем без каких либо процентов и индексации. Агентом Нэнса был Лэрри Флейшер, на тот момент также представитель профсоюза игроков НБА, так что договориться с «Финиксом» удалось довольно быстро – Нэнс пропустил только первую игру регулярки, а затем уже выходил за «Санс» с новым, улучшенным контрактом.

Гас Уильямс и «Сиэтл», 1980

Самый известный случай бойкота в истории НБА.  В 1978 году «Сиэтл» играл в финале, в 1979 – стал чемпионом, а Гас был самым ярким, самым быстрым, самым результативным игроком тех «Соникс», «one man fast break», как его когда-то окрестил великий тренер Джек Рэмзи. Но в 1980 году отношения защитника с клубом дали трещину, когда он отказался от предложенной зарплаты в 500 тысяч долларов.

Уильямс утверждал, что дело не только в деньгах: «У меня есть определенные принципы, и их не удовлетворили», но подробностей своего отказа не выдавал. По слухам, в требования Уильямса входила не только зарплата в 800 тысяч, но и Роллс-Ройс, квартира в Сиэтле, недвижимость в Сан-Франциско, а также акции, бонусы и пенсионные выплаты. Только в январе 1982 года (!) Уильямс все-таки поставил свою подпись под соглашением, по которому получал 3 миллиона за пять сезонов.

Вернулся Гас после полутора лет простоя (которые он проводил за уличным баскетболом, рыбалкой и теннисом), словно и не уходил, став только лучше. Но прежних командных успехов ни «Сиэтл», ни Уильямс больше не добились.

Гейл Гудрич и «Лейкерс», 1975

Гудрич хотел играть за ЛАЛ, и владелец клуба Джек Кент Кук хотел видеть Гудрича у себя, но их разделяли 100 тысяч долларов. Сейчас такая разница кажется смешной, но не в 1975 году: Гудрич просил 300, Кук предлагал 200. «Лейкерс» только что выменяли очень дорогого Карима Абдул-Джаббара и не очень хотели инвестировать в легендарного ветерана клуба.

В итоге Гудрич выждал 5 игр сезона и сдался, подписав контракт на один год, а следующим летом ушел как свободный агент в «Новый Орлеан». По тогдашним правилам компенсацией за него стали пики первого раунда, в том числе выбор на драфте в 1979 году, но это уже история совсем не о бойкотах…

Эрл Монро и «Нью-Йорк», 1978

Еще один великий защитник-чемпион из славных, но таких сложных и скандальных 1970-х. Монро пропустил 15 первых игр сезона и подписал новый контракт с клубом только тогда, когда «Никс» уволили Уиллиса Рида с поста главного тренера и вернули великого Реда Хольцмана.

Обычно подобных забастовщиков болельщики встречают не слишком дружелюбно, но не в этот раз – переполненный «Мэдисон-Сквер-Гарден» словно сошел с ума, когда любимец Нью-Йорка и капитан клуба Монро вышел со скамейки в своей первой игре после перерыва и попал свой первый же бросок. Выходит, истина не всегда на стороне команды.

Крис Маллин и «Голден Стейт», 1985

Когда Маллина задрафтовали ГСВ в 1985 году, выпускник университета Сент-Джон до последнего надеялся, что «Никс» выменяют права на него у «Уорриорз», и Крис останется в родном Нью-Йорке. Всю предсезонку он тренировался со своей студенческой командой, но когда стало ясно, что придется играть за ГСВ, Маллин вылетел в Окленд на переговоры с командой. На дворе уже был ноябрь, так что несколько игр новичок пропустил, прежде чем официально подписал контракт на 4 года, по которому ему полагалось 2 миллиона долларов.

Одновременно с Маллином свой бойкот прекратил и снайпер ГСВ Первис Шорт, но если бойкот двух игроков вам кажется проблемой, вспомните о «Буллз»-74/75. Почти половина состава «Чикаго» (включая лидеров Боба Лава и Норма Ван Лира) отказывались играть, так что потребовалось вызывать завершившего карьеру Чета Уокера, чтобы хоть кто-то выходил на паркет, пока остальные бастуют.

Эдриан Дэнтли и «Юта», 1984, и «Даллас», 1989

В 1984 году произошел один из самых известных и громких контрактных споров, и уж точно самый грязный. «Юта» не начинала переговоры по новому контракту с Дэнтли до октября, чем возмутила форварда, который предпочел бойкотировать игры, нежели спешно соглашаться на условия клуба. Дэнтли и главный тренер «Джаз» Фрэнк Лэйден перебрасывались оскорблениями через прессу, да еще и Лэйден оштрафовал своего лидера на… тридцать серебряников. Намек был понят, Дэнтли пропустил треть сезона, а в 1986 году его обменяли.

Второй раз Дэнтли взбрыкнул уже в 1989 году, когда из «Детройта» его отправили в «Даллас» на Марка Агуайра. Дэнтли сильно обиделся на всех вокруг и отказался прибыть в расположение «Мавз». Спустя несколько недель Дэнтли надоело терять по 15 тысяч за каждую пропущенную игру и он смирился с тем, что вместо несущегося к чемпионству клуба он теперь в команде, которой не светит даже плей-офф.

Стив Логан и «Голден Стейт», 2002

Если вы задаетесь вопросом «что еще за Стив Логан?», ничего страшного – этого баскетболиста почти никто не знает. Но в 2002 году невысокого разыгрывающего взяли «Уорриорз» под первым пиком второго раунда, под общим 30-м номером, и предложили ему стандартный негарантированный контракт. Логан и его агент возразили – поскольку в первом раунде «Миннесота» была обязана пропустить свой выбор из-за наказания НБА, то Логан должен считаться не 30-м номером, а 29-м, и претендовать на гарантированный контракт, что положен двадцать девятому номеру драфта, то есть последнему выбранному в первом раунде игроку.

Понимая, что игрок эту борьбу не выиграет, и не испытывая серьезной необходимости в Логане, «Голден Стейт» отдал права на него в «Даллас», где игрока с такими запросами снова послали на все четыре стороны. После бесплодных попыток найти себе гарантированный контракт в НБА Логан уехал в Европу в 2005, а уже спустя три года заканчивал карьеру в Венесуэле.

Арчи Кларк и «Лейкерс», 1967

А это история не о бойкоте, это – обратный случай. В 1966 году ЛАЛ взяли в третьем раунде драфта защитника Арчи Кларка, подписав его на копеечный однолетний контракт с расчетом на то, чтобы отчислить в тренировочном лагере. Кларк рано получил повреждение в предсезонке, и клуб решил оставить его в команде, чтобы оценить и принять решение позднее. К середине сезона Кларк уже играл в старте рядом с Джерри Уэстом, а после того как Уэст выбыл с травмой в плей-офф, Арчи превратился в лидера клуба.

Летом тренер ЛАЛ Фред Шаус перешел на должность генерального менеджера. Не будучи знакомым с тонкостями новой работы, он просто позабыл о Кларке и его истекшем контракте. Начался тренировочный лагерь, а Кларк все еще не был подписан. Более того, Кларк не был подписан даже в тот момент, когда команда собралась в аэропорту, вылетая на Восток на первые игры сезона 67/68. В итоге три или четыре игры Арчи Кларк провел за «Лейкерс» без действующего контракта, играя «за спасибо».

Времена изменились.

Фото: globallookpress.com/Phil Masturzo/MCT; Gettyimages.ru/Doug Benc; en.wikipedia.org/Sport Magazine Archives; Gettyimages.ru/Jonathan Daniel/Allsport, Mike Powell, Tim de Frisco/Allsport

Другие посты блога

Все посты