Tribuna/Футбол/Блоги/Душевная кухня/«Четверо полицейских схватили его и уложили на землю». Неизвестный Алексис Санчес

«Четверо полицейских схватили его и уложили на землю». Неизвестный Алексис Санчес

Денис Романцов – о юности чилийской суперзвезды.

17 июня 2017, 16:14
1
«Четверо полицейских схватили его и уложили на землю». Неизвестный Алексис Санчес

Денис Романцов – о юности чилийской суперзвезды

В аэропорт ехали молча. Чего говорить-то? Тренер Марсело Бьелса уже высказался в раздевалке: Видаль не выполнил ни одно игровое задание, Медель устроил в защите прогулочную зону, а Санчес не боролся за верховые мячи. Отбор на ЧМ-2010 в разгаре, они умудрились уступить Эквадору, впереди Аргентина – а ее попробуй обыграй. Вот и грустили в тиши. Так бы и просидели до самого аэропорта, но Алексис прыгнул в проход между креслами и стал танцевать брейк-данс. Игрокам трудно было сдержать хохот, но Бьелса крепился. Тогда Алексис показал на тренера пальцем, упал на пол и исполнил нижний брейк. Бьелса сдался. Он улыбнулся и захлопал. Через четыре дня его команда обыграла Аргентину.

То был октябрь 2008-го. А в феврале 2011-го «Удинезе» Cанчеса приехал к «Палермо» – тогда еще солидной командочке с вратарем Сиригу, защитником Дармианом и полузащитником Пасторе. Но и «Удинезе» тогда был ого-го-го: например, Хуан Куадрадо сидел там на лавке, потому что проигрывал конкуренцию чилийцу Исле. Короче, к перерыву «Удинезе» вел 5:0, а Санчес забил три мяча. И если в эквадорском автобусе он поразил тренера, то в сицилийской раздевалке вышло наоборот.

Франческо Гвидолин сказал: «Не нужно забивать все возможные голы и высокомерно добивать соперника. Не нужно показывать слишком много могущества: даже если вы забьете тысячу голов, мы не наберем больше трех очков. Гораздо важнее сберечь силы для следующего соперника». Выслушав все это, Санчес вернулся на поле и через четыре минуты сделал счет 6:0.

– Что ж это такое? Ведь я машинально.

– Я тебе покажу машинально!

Через три минуты Гвидолин убрал Санчеса с поля.

«Никогда не признавайся, за кого болеешь, – советовал вратарь Нельсон Тапиа. – Во взрослом футболе это только мешает». Алексис младше детей Нельсона, и при первой встрече, в раздевалке команды «Кобрелоа», Тапиа удивился: – «Ты потерял кого-то?» – «Нет, пришел тренироваться» – «Детская раздевалка – прямо и направо».

Увидев Санчеса на тренировке (первым же касанием тот прокинул мяч между ног аргентинскому защитнику Диего Гвиди), Тапиа подобрел: пустил Алексиса в раздевалку основы, научил складывать одежду, чтоб не мялась, и готовить салат цезарь. Другой ветеран, защитник Луис Фуэнтес, подарил бутсы Diadora. Вернее – сперва дал их соседу Санчеса по комнате, Франсиско Пифии, но тот побрезговал: «Великоваты». – «Дай-ка мне», – попросил Алексис. – «У тебя ж нога еще меньше». – «Не страшно».

На Санчесе те бутсы напоминали ласты, но ему-то что: первый мяч за «Кобрелоа» забил головой, а потом Nike обеспечил его обувью поудобнее, сняв заодно в рекламе, где Алексис метким ударом – по мячу – вырубил грабителей банка. Как и велел Тапиа, Санчес помалкивал про любимую команду, но в 2009 году, забив свой второй мяч Боливии, опустился на левое колено и поднял вверх указательный палец правой руки: так отмечал голы только Марсело Салас, в девяностые – символ «Универсидада», за который Санчес и болел.

В 2001 году любимый клуб его отверг, счел хилым, зато скаут «Кобрелоа» Карлос Вальдебенито решил: техника-то какая, надо брать. Папин брат, дядя Рамон купил билет на автобус до Сантьяго, и Санчес унесся за полторы тысячи километров от дома. Проведя в пути почти сутки, он забил три мяча в ворота «Коло-Коло» и остался в «Кобрелоа», но первый зарубежный турнир – в Японии – пропустил. Для вылета из Чили требовалось нотариальное разрешение его матери, но менеджер «Кобрелоа» Рикардо Карвахаль так ее и не нашел: узнал только, что она убирает дома и торгует рыбой, а где – бог знает. (С биологическим отцом Алексиса, Гильермо Сото, она познакомилась во время уборки в его доме, но вскоре рассталась). Не нашли ее и когда решили окрутить Алексиса взрослым контрактом: тогда уж Мартина Санчес спряталась потому, что передала футбольные права на сына бизнесменам Фернандо Фелисевичу и Пабло Талларико.

В шестнадцать лет Санчес очутился с юношеской сборной Чили на турнире в Парагвае. Тренер Хорхе Аравена поразился: Алексис был единственным в его команде, кто тратил суточные не на себя, а на одежду для мамы. Во втором матче парагвайского турне Алексис сломал руку, но уговорил не высылать его домой и отыграл в гипсе еще два матча.

Я впервые увидел Санчеса на молодежном чемпионате мира в Канаде, где чилийцы прорвались в полуфинал. Там им противостояла Аргентина с Агуэро и Ди Марией. Алексис не вышел в стартовом составе из-за травмы плеча, появился за пятнадцать минут до конца, но было поздно – судья Вольфганг Штарк удалил Артуро Видаля, потом еще одного хавбека Дагоберто Курримилью, и чилийцы проиграли 0:3. После матча их дожидались сотни болельщиков (в Канаде после переворота 1973 года осело около сорока тысяч чилийцев, многие из которых поддерживали сборную в Торонто, Монреале и Эдмонтоне, где проходил чемпионат мира).

Полиция запретила игрокам приближаться к болельщикам, те не послушались, и начался кошмар. Полиция стала заталкивать игроков в автобус, но там нечем было дышать – одна из болельщиц метнула в салон перцовую гранату. В итоге игрокам пришлось выпрыгивать из окон, а на улице их винтили полицейские. В это время Алексис причесывался перед зеркалом в душе. «Санчес, как всегда, вышел из раздевалки последним, – рассказал второй тренер чилийской молодежки Родольфо Дубо в книге о Санчесе журналистов Данило Диаса и Николаса Олео. – Четверо полицейских схватили его и уложили на землю. Мы кричали, что у него травмировано плечо, но нас не слушали. Алексис взвыл от боли, но полицейским было наплевать».

Аргентинские агенты Фелисевич и Талларико устроили трансфер Алексиса в «Удинезе», но он еще не был совершеннолетним, и его на год отдали в аренду чилийскому «Коло-Коло». На первую тренировку Санчес заявился в синих бутсах, чем взбесил тренера Клаудио Борги. Синий – цвет «Универсидада», лютого конкурента «Коло-Коло»! Но это еще что. Однажды полузащитник «Коло-Коло» Артуро Видаль выбежал на поле в бутсах разных цветов, и Борги вообще выгнал его с тренировки.

Алексис удивлял новых партнеров инфантилизмом. Он признавался, что понятия не имеет, кому принадлежит его трансфер, и посвящал вечера просмотру мультфильма Super Campeones. Не то что его друг Видаль, ежевечерне искавший новых подруг. Когда Алексиса вконец затроллили, он сдался и пригласил знакомую девчонку в кино. «Что смотрели-то?» – спросил наутро Видаль. – «Как что? Конечно, «Тачки»!» (анимационный фильм про говорящие машины)

14 ноября 2007 года родина Алексиса Токопилья перенесла землетрясение: за четыре минуты разрушило полгорода, ранило маму Алексиса Мартину и снесло ее дом, построенный из глины и соломы. Сестра просила Алексиса не приезжать, но он все равно не играл из-за травмы лодыжки, так что примчался в Токопилью уже через неделю, во время перерыва на матчи сборных. Санчес передал на восстановление домов своих близких двести миллионов чилийских песо (около трехсот тысяч евро), попросив, чтобы их строили не так, как раньше, когда крыши покрывались сыпучим материалом, вдвое увеличивавшим риск онкологии.

Дядя Алексиса, мамин брат Хосе умер от рака через несколько лет после землетрясения. Именно он увлек Санчеса футболом, хотя в Токопилье популярнее бейсбол, заразил любовью к «Универсидаду», и Алексис стал играть не только на асфальте у дома, но и на местном кладбище, где заодно мыл машины посетителей, и в тюрьме с охранниками, которые были старше его на тридцать лет.

Но вернемся в конец нулевых. После молодежного чемпионата мира Алексис приник к «Ривер Плейту», где его тренировали Даниэль Пассарелла и Диего Симеоне. В игре с «Тигре» Санчес столкнулся с защитником Бленхио, получив ту самую травму лодыжки, и у Пассареллы почти не играл, зато с Симеоне стал чемпионом Аргентины. В сборной Алексиса тренировал другой аргентинец, Марсело Бьелса. В феврале чилийцам предстоял товарищеский матч в Южной Африке, и Бьелса поручил своему помощнику, Эдуардо Бериссо, привезти из Буэнос-Айреса двух игроков аргентинских клубов – Санчеса и Вальдо Понсе из «Велес Сарсфилд».

Когда троица прибыла в аэропорт Буэнос-Айреса, Алексис обнаружил, что истек срок действия его паспорта. Бериссо слегка запаниковал, но Санчес успокоил его: сейчас все уладим. Он приблизился к офицеру миграционной службы и зашел с козырей: «Друг, тебе нравится футбол?» – «Да». – «А за кого болеешь?» – «За «Ривер». – «Так посмотри же! – сказал Санчес, схватив Бериссо за плечо. – Перед тобой две звезды «Ривера»! Уж великого Бериссо-то ты знаешь! Ты обязан пропустить нас на рейс». Офицер расхохотался и отвел Алексиса в кабинет, где тому в виде исключения ненадолго продлили срок действия паспорта. Через несколько дней чилийцы обыграли Южную Африку 2:0. Кто открыл счет, вы догадаетесь и без меня.

Через несколько месяцев Санчес забил победный гол «Колону». Гол, который принес «Риверу» чемпионский титул. С восемнадцатой минуты «Ривер» играл в меньшинстве – две желтые карточки успел получить защитник Понсио, – а Санчес вышел на поле во втором тайме вместо Диего Буонанотте и через десять минут, после замены Абреу, остался единственным нападающим, потому что Симеоне решил доиграть матч в контраатакующем стиле. Именно в контратаке родился золотой гол Санчеса, после которого фанаты «Риверы» принялись скандировать: «Чилиец! Чилиец». Как и Марсело Саласу в середине девяностых.

Салас помогал Санчесу учить итальянский, когда тот приехал в серию А. В первые два года там Алексис чаще играл флангового форварда и забил только восемь мячей, но «Удинезе» отказался продавать его клубам из Франции и России, и оставил на третий год. Новый тренер Гвидолин ввел схему с двумя нападающими и Санчес получил куда больше свободы в атаке, на пару с Антонио Ди Натале настреляв сорок голов.

«Удинезе» купил Алексиса за три миллиона евро, а «Барселоне» продал за двадцать шесть миллионов с бонусами. Другим претендентом на Алексиса был «Ман Сити». Его бывший скаут Барри Хантер (сейчас он в «Ливерпуле») собрал углубленное досье на Санчеса, опубликованное потом в FourFourTwo. Прошлым летом я уже приводил его в тексте про скаутов:

Дата: Май 2011 года.

Место: Удине, северо-восток Италии

Цель: Алексис Санчес

15:00. Последним покидает тренировочный центр. Уезжает на спортивном автомобиле – белая Audi R8. Шутит с сотрудником базы, появляется хорошее настроение.

15:20. После нескольких минут дома выходит на улицу с двумя собаками (обе – светлые лабрадоры) и бегает по городу. Все еще одет в тренировочную форму.

16:30. Играет в теннис с другом. Заслуженно побеждает.

17:50. Посещает ресторан в центре города с подругой. Заказывает лангустины и салат (без заправки). Пьет минеральную воду.

19:25. Заканчивает ужин кофе (без десерта). Счет оплачивает наличными. На выходе дает автографы и фотографируется с болельщиком.

20:15. Играет дома на пианино (мелодия неизвестна).

21:30. Гасит свет, ложится спать.

Через несколько месяцев после переезда Санчеса в Италию «Удинезе» гостил у «Милана». Алексис заменил Антонио Флоро Флореса уже при счете 1:5, но важнее то, что через пять минут на поле, вместо Алешандре Пато, вышел Андрей Шевченко. После матча Санчес признался Шеве: «Я играл за тебя в PlayStation и ты всегда приносил мне голы».

Фото: REUTERS/Daniel Munoz, Victor Ruiz, Marcos Brindicci; Gettyimages.ru/Valerio Pennicino, Dino Panato

Другие посты блога

Все посты