Tribuna/Футбол/Блоги/Кава и бла-бла-бла/«У Черника есть мощный психологически стержень». Как подготовить вратарей для сборной Беларуси

«У Черника есть мощный психологически стержень». Как подготовить вратарей для сборной Беларуси

Тренер Андрей Ашихмин составил портрет своего каждого звездного ученика.

Автор — Игорь
23 ноября 2015, 12:30
4
«У Черника есть мощный психологически стержень». Как подготовить вратарей для сборной Беларуси

Тренер Андрей Ашихмин составил портреты своих звездных учеников.

Человек, подготовивший трех вратарей для разных сборных Беларуси, остался без работы. Тренер Андрей Ашихмин неожиданно покинул «Неман». Причину своего ухода он уже объяснил.

Мы же встретились в Гродно, чтобы поговорить о вратарях, с которыми он успел поработать. И узнать, что Сергей Черник – психологически устойчив, Андрей Горбунов не любит тренажерку, а также  многое другое.

– 10 лет назад я вернулся в Гродно из «Белшины». А уже в 2008 году мой визави Альберт Рыбак ушел в МТЗ-РИПО, и тогдашний главный тренер Вячеслав Евгеньевич Акшаев попросил прямо перед сбором в Турции помочь в подготовке вратарей. Как Коля Езерский шутил: «Сел в самолет игроком, а вышел тренером». И вот на этом сборе, по совету Евгеньевича, «убивал» в себе игрока, хотя заканчивать в том сезоне не собирался. И так и не закончил :).

В той же гостинице в Турции жили команды «Витебск» и «Динамо» Брест, поэтому моими первыми учителями в тренерской деятельности стали Григорий Михайлович Цыркунов и Юрий Александрович Афанасенко. Весь сбор прошел в наших совместных беседах по вратарскому мастерству. Очень рад, что удалось с ними тогда поближе познакомиться. Мы до сих пор общаемся.

Так вот, у нас в «Немане» было два вратаря: Петя Иванова из Санкт-Петербурга и Серега Курганский. Ну, и я. Акшаев мне говорил, чтобы я и сам тренировался, но при этом делал акцент на построение тренировочного процесса. Так и работали. Определить первого номера хотели в играх на Кубок с «Даридой». Поставили Иванова. Потом неожиданно Курганский ушел в аренду в «Савит», хотя я просил его остаться. Видел в нем потенциал и хотел, чтобы Сергей вскоре стал основным вратарем в команде. Он хорошо относился к делу. В общем, мы остались вдвоем с Ивановым. Я провел первую половину сезона, и только потом сконцентрировался на подготовке вратарей, поддерживая себя в форме.

Лишь в 2010 году я впервые подписал контракт как тренер, а не игрок. И в моем подчинении были три вратаря: Роман Астапенко, Василий Кузнецов и Сергей Черник. Потом были и другие ребята. Я каждого ценю и уважаю. Давайте по порядку.

Андрей Горбунов

– Он приходил вместе с тренером. Сергей Солодовников сменил Александра Корешкова и привел с собой Андрея. Подразумевалось, что он будет играть. Окончательное решение принимал Солодовников, и он делал выбор в пользу Горбунова. Ситуация такая, какая она есть. Зачастую и в топ-клубы главный тренер приходит со своими игроками, на которых рассчитывает и которых лучше знает.

Основное сильное качество Горбунова – огромное желание. Он тренировался с целью не просто делать какие-то упражнения, а направить их на улучшение конкретных компонентов игры.  Он должен знать, что именно делает и для чего. Когда он это понимает, то работает с огромной энергией. Андрей видит цель и идет к ней. Его никогда не останавливала высокая конкуренция. Он всегда был сам себе конкурентом. Поставил планку – и пошел к ней.       

Также отметил бы его технику и смелость. И еще один важный момент – свежая голова. Он никогда не паникует на поле. Каждое решение является взвешенным и продуманным. В ситуации, когда вратарь попадает в пограничный эпизод с игроком атаки с процентом на успех 50 на 50, Горбунов за счет смелости принимает правильное решение и овладевает мячом, спасая эпизод. Это особенность психологии. Похожее качество есть у Сергея Черника и Бориса Панкратова. При прочих равных они разрешают эпизод в свою пользу.

У Горбунова действительно нет сильного мышечного корсета, но некоторые вратарские качества ему просто даны природой

Вообще, у Горбунова комплекс вратарских качеств на очень высоком уровне. Это футболист без минусов. Ему необходимо было совершенствовать игру левой ногой. Но по матчам чемпионата Греции и за сборную страны видно, что он овладел этим компонентом вратарского мастерства.

Разве что не хватает атлетизма. Просто у Андрея интересная ситуация сложилась еще в «Динамо». Тренер вратарей Сергей Приходько не «переваривал» тренажерный зал, поэтому он вместе с Андрюхой мало уделяли внимания именно развитию мышечной массы. Это нормально. Так можно работать. Но у меня тренажерка – важная составляющая тренировочного процесса. Там можно дополнить взрывные качества, быструю силу. Мы смогли эту проблему решить. Во-первых, многие силовые упражнения делали на поле с мячом. Во-вторых, у Андрея действительно нет сильного мышечного корсета, но некоторые вратарские качества ему просто даны природой.  Эта такая индивидуальная особенность, с которой нужно было работать. Перестраивать его, «душить» в тренажерном зале уже в зрелом возрасте, неправильно. Трудно предположить, как это воспримет организм. Отсутствие тренажерки – не катастрофа. Главное – качество игры. 

Говорят, что он вспыльчивый? Не припомню таких примеров. Все в порядке. И в команде его хорошо приняли. Хотя многие мне говорили: «Как ты с ним вообще работаешь?». Люди имели в виду его характер, но я так и не понял, на чем основывался такой странный вопрос. Я убежден, что к каждому человеку можно найти свой подход. У нас с Андреем это получилось , и мы сумели перезапустить его карьеру.

Сергей Черник

– С весны 2008 года, когда Сергею было 20 лет, мы его перевели из дубля в основную команду. Он вообще поздно стал заниматься футболом. Где-то в 10-м классе. Но за счет желания, харизмы и целеустремленности добивается успехов.

Так получилось, что с Серегой работал с самого начала его становления вплоть до уровня национальной сборной. Ведь в БАТЭ он уходил, будучи игроком главной команды страны. Если Андрей Горбунов приходил сформировавшимся голкипером, и ему нужно было лишь корректировать некоторые моменты, то Серегу можно было «лепить» самому. Радовало, что он всегда был восприимчив, обучаем. Он внимательно слушает и делает. Сергей адаптирован к любым требованиям. Сейчас это подтверждает игра за БАТЭ.

Еще в дубле понравились его данные. Да, не удивляйтесь, именно данные. Рост у него 188 см. Промежуток 187 – 192 сантиметра – самый оптимальный. Когда голкипер выше 192 см, это перебор. В таком случае может страдать координация, хотя, конечно, бывают исключения.

Еще у Сергея есть целеустремленность. Сколько общался с Черником, всегда видел, как он хочет стать лучше. И мне самому сильно хотелось ему помочь. Если у человека есть такое стремление, он рано или поздно добивается результата. Сергей и сам часто подходил, спрашивал. Он горит работой.

Вратарь – это психология и желание. Ну, и много здоровья, потому что нагрузки очень приличные. Про желание Черника много сказал. Теперь про психологию. С ней у Черника полный порядок. Вешать ярлыки у нас умеют. Приведу пример. Вот Илья Брызгалов – классный хоккейный голкипер? Наверное, да. Все-таки логично предположить, что обладатель второй по протяженности «сухой» серии в истории Кубка Стэнли и рекордсмен по числу матчей на ноль подряд среди новичков НХЛ что-то умеет в воротах. Так вот, его особенность – мысли держать в себе. Он объяснял это тем, что ему незачем внутреннюю энергию попусту расходовать. Ему нужно сильно концентрироваться, чтобы играть на высоком уровне. Нечто похожее есть и у Сергея Черника. Он тоже сильно сконцентрирован, настроен, и его ничто не должно отвлекать от цели. Но про Брызгалова никто не говорит, что это вратарь с трудной психологией, а у Черника на такой особенности делают акцент.

Черник из тех вратарей, кто правильно относится к своим неудачам

Уверен, у Сергея очень мощный психологически стержень. Жизнь ему не раз подкидывала ситуации, из которых нужно было с трудом выходить. Первая, когда в начале карьеры в него никто не верил в Гродно. Он начал играть вопреки всему. Местные специалисты на разных этапах карьеры считали, что он замкнутый. Люди просто не хотели в нем до конца разбираться, а сразу вешали ярлыки. Он стал в ворота, только неоднократно доказав свою состоятельность. Вторая ситуация, когда приходил Горбунов. Серегу не ставили в старт. Но он терпел, работал, повышал свой собственный уровень. Редкие матчи, когда ему давали шанс, проводил на очень высоком уровне. Не ломался психологически, а работал. Третья ситуация, когда в первом сезоне за БАТЭ на него вылился шквал критики.

Кто-то вбросил информацию о неуверенном психологическом состоянии Сергея, и все моментально это подхватили. Никто не стал утруждать себя анализом его игры. Все стали поливать грязью. Я ужасался, когда читал тексты в СМИ, а потом заглядывал в комментарии. Понял, что для многих людей смысл жизни – грязь. Ну, не важно. Главное, что Серега сумел выдержать этот негативный фон. И первый сезон он провел очень достойно, учитывая, что все межсезонье был травмирован. Черник стал в ворота во втором туре, после чего команда ни разу не проиграла в чемпионате. За первые 20 туров больше 10 раз болельщики признавали Черника лучшим игроком матча. А потом этот выброс негатива... Мало кто учитывал, что в 2014 году у БАТЭ была новая команда. Пришло много ребят, которые еще не чувствовали Лигу чемпионов.  Но команда достигла цели, выйдя в группу основного турнира.

Как вы прокомментируете ляпы Сергея?

– Можно взять видео игры лучших вратарей мира и легко сделать такую нарезку, что они не попадут в высшую лигу Беларуси. Поймите, любого вратаря мира можно закатать под асфальт. Ошибаются все. Вопрос в том, заостряла ли на ошибках свое внимание общественность. Я убежден, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Просто есть ошибка, а есть отношение к ошибке. Кто-то после неудачных действий не может справиться с грузом этой ошибки, а кто-то ее анализирует, становится сильнее и двигается дальше. Черник из тех вратарей, кто правильно относится к своим неудачам.

На мой взгляд, два лучших вратаря на постсоветском пространстве – это Александр Филимонов и Александр Шовковский. У них похожая история в том, что оба рано начали играть за сборные своих стран и у обоих был крутой поворот в карьере после грубой ошибки. Филимонов пропустил эпический гол от Шевченко, и Россия не попала в финальную часть чемпионата Европы. У него карьера, можно сказать, закончилась. Дальше он толком не играл. Эпизодически появлялся в киевском «Динамо», уезжал в Узбекистан, и только в 40 лет вернулсяв РФПЛ с тульским «Арсеналом». Это, кончено, подвиг.  Тем не менее, у него из карьеры выпало 10 лет. 

Был и у Шовковского случай, когда он, находясь на бровке, выбил мяч не партнеру на фланг, а в центр – и получил мяч в пустые ворота. Это был стыковой матч со Словенией за выход тоже на чемпионат Европы. Тоже трагедия для страны. Но Шовковский всю карьеру провел на высочайшем уровне. Он сумел преодолеть себя. Потом он рассказал, как смог выйти из этой ситуации. Ехал с женой по центру Киева и вдруг решил выйти в народ. Жена пыталась остановить: «Не выходи. Тебя толпа разорвет». – «Пускай рвет, я выслушаю, стану еще сильнее». Так и случилось. Его сильно оскорбляли. Люди не могли простить. Он наслушался самых разных гадостей про себя. Жена бралась за голову. Но Шовковский вернулся в машину и сказал: «Теперь я очистился, поехали». Это и называется отношение к ошибке. Он стал сильнее благодаря этому ляпу. Так и Серега Черник может пойти далеко. И самое главное, что он прекрасно обучаем. Сергей способен расти.

Александр Сулима

– В середине нулевых он однозначно был одним из лучших вратарей страны. Мне было интересно, как у нас сложатся отношения. Ведь мы еще с детства знали друг друга, но вместе никогда не работали. С Александром было безумно интересно. Я ему очень благодарен, что он мне дал хороший опыт как тренеру.

То, как Сулима относится к тренировкам, как он восприимчив к требованиями, можно сказать, что он спокойно еще четыре года играл бы в нашем чемпионате. Таких людей нужно ценить. Во-первых, он готовый первый номер для команд первой пятерки. Во-вторых, молодые голкиперы могут к нему тянуться. Очень жаль, что Саша закончил, причем так тихо. Никто даже не обратил на это внимание. Такой человек должен уйти соответственно следу, который оставил. У Саши самый большой наигрыш в чемпионате, а его так легко отпускают... Для белорусского футбола его спокойный уход – это потеря.

Кстати, вместе с Сашей у нас в команде работал Мариус Рапалис. Он мне тоже многое дал как легионер. Помню, как я ему составил конспект в тренажерный зал. Он посмотрел и сказал: «Как я это прочитаю? Нужно объяснять». Мы договорились, что через месяц он научится читать по-русски. Научился :).

Владислав Василючек

– Ярко бросается в глаза его талант. Вратарское предназначение заложено природой. Плюс этот талант подкрепляется тренировками. Только одна проблема, что по молодости он не до конца сконцентрирован. Его качественная работа на тренировках не может перерасти в такую же качественную игру в официальных матчах. Скорее всего, это связано с молодостью и с тем, что он только начинает играть. Но чем быстрее Влад это поймет, тем скорее станет лучше. Если сделает это, то в Беларуси будет на одного качественного вратаря больше.

Скоро он поедет на просмотр в «Крылья Советов». Мне кажется, белорусский чемпионат хорош для старта карьеры. Здесь можно начать играть в 20 лет, провести несколько сезонов, набраться опыта и уехать в более сильную команду, чтобы действительно конкурировать за место в составе, например, в российской премьер-лиге. Влад может уехать немного раньше запланированного. Там он попадет в условиях жесткой конкуренции, где важно выдержать, прежде всего, психологически. Может, повзрослеет быстрее. Это тоже хорошо. Он хочет добиться больших высот. Кстати, мне отец Влада рассказывал, что парня назвал в честь Владислава Третьяка. Так что ему предначертано быть вратарем. Посмотрим, как он себя проявит.

Роман Астапенко

– Ромик... Несомненно, колоритный персонаж. С такими данными он должен был играть в бундеслиге :). Но его полулюбительское отношение к игре не дало возможности полностью реализоваться. Данные просто великолепные. Конечно, он не худой, но лишний вес легко можно убирать. Когда мы с ним работали, он за месяц предсезонной подготовки убирал 10 килограммов. Но для этого надо профессионально к себе относиться. А для Ромика футбол был просто игрой, а не профессией. И его это устраивало. Игра. Просто игра...

Ромик Астапенко – это такой балагур и весельчак, который с легкостью относится как к футболу, так и к жизни

Увы. Для меня он себя не реализовал. Даже в белорусском футболе запомнился лишь габаритами и веселым отношением к футболу. Мы с ним беседовали по этому поводу. Но очень тяжело переубедить человека, когда он сам не настроен на самосовершенствование. Он нормально чувствовал себя на уровне высшей лиге. Ему этого было достаточно. Ромик – это такой балагур и весельчак, компанейский парень, который с легкостью относится как к футболу, так и к жизни.  

Он мне рассказывал, что как-то уехал в какой-то украинский клуб на просмотр, где у него не сложилось. Ну, не получилось и не получилось. Чего напрягаться? В этом весь Ромчик. Я считаю, что во вратарском деле очень важна целеустремленность – то есть человек этой профессии должен чем-то жертвовать. Ромик на это не был настроен. Хотя мне нравилось с ним работать, поскольку тренировки всегда проходили в позитивной атмосфере.

Помню, как у нас проходили утром зарядки на песке. Ромчик сначала ходил, сбросил вес, а потому он стал...просыпать. Я начал разбираться, в чем дело, на что он мне спокойно говорит: «Да не могу я уже! Какая еще зарядка в моем возрасте?». В итоге так и спал четыре дня. Я его оштрафовал, и благодаря этому мы сумели выжать положительный момент. Серега Черник заказал вратарской бригаде новую форму. На тот момент в клубе были проблемы с деньгами. А Ромчик, можно  сказать, помог. 

Работая с Астапенко, я окончательно убедился, что каждый вратарь – индивидуальность. Озираясь на строение тела Романа, подбирал для него тренировочный процесс. Он нагрузку не выдерживал. С ним нужно было работать над качеством действий. Если Серега Черник делал упражнение 10 повторений с максимальной скоростью, то Рома выдерживал шесть. Заставлять его делать то же самое не имело смысла, поскольку это было бы неэффективным. Так что мы решили, что эти шесть повторений нужно делать максимально качественно. Это дало эффект. Тренер по аналитике подсчитал, что Ромик за три года в Гродно провел больше сухих матчей, чем за всю карьеру.

В целом, Рома себя не реализовал. Как я понял, он сам по этому поводу сильно не переживает. Лично мне немного жаль. Уверен,  максимум выжать из него не удалось.

Сергей Курганский

– Как я уже говорил, я не хотел, чтобы он в 2008-м уходил из «Немана». Хотя, конечно, самому Сергею судить, ошибся он или нет. Но я рад, что мне удалось вернуть его в команду, дать возможность проявить себя в высшей лиге. По своему потенциалу он определенно вратарь элитного дивизиона.

Он же получил в «Лиде» серьезную травму задней поверхности бедра. Восемь месяцев не играл. Вот в «Немане» начал приходить в себя, набирать обороты, и так получилось, что даже прыгнул выше головы. Этот сезон провел на очень высоком уровне. Значит, за все старания Бог его отблагодарил. Тем более ему всего лишь 29 лет. По вратарским меркам это мало. Я вижу, что он еще голоден до игры. Думаю, сейчас Курганский понял, как нужно работать над собой. Полно примеров, как голкиперы прибавляли только после 30. Ван дер Сар после «Фулхэма» перезапустил карьеру и отыграл до 40 лет. Брэд Фридель выступал в Англии аж до 43-х. Но чтобы играть до того возраста, надо чтобы тренер в тебя верил. Ну, и по возможности надо выступать в другом чемпионате. Просто в Беларуси возрастным вратарям доверяют мало. Пример Саши Сулимы это доказывает. Надеюсь, у Сергея еще есть время поиграть на высоком уровне.

По этому поводу Станислав Черчесов сказал хорошую фразу: «Я только в 35 лет понял, как правильно в воротах играть, а уже пришло время заканчивать». Вратарь – это же опыт. Он как вино. Чем старше, тем лучше. Если следит за своем здоровьем, конечно.

Фото: из архива Андрея Ашихмина.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты