Tribuna/Футбол/Блоги/Кава и бла-бла-бла/Олег Иванов: «Только при мне в «Динамо» было «6 + 1», а не «6 + 1 + 2 запасных + 2 паспорта»

Олег Иванов: «Только при мне в «Динамо» было «6 + 1», а не «6 + 1 + 2 запасных + 2 паспорта»

Бывший спортивный директор «Динамо» рассказывает новые истории из жизни клуба, о которых вы даже не догадывались.

Автор — Игорь
6 апреля 2016, 23:54
25
Олег Иванов: «Только при мне в «Динамо» было «6 + 1», а не «6 + 1 + 2 запасных + 2 паспорта»

Бывший спортивный директор «Динамо» рассказывает истории из жизни клуба, о которых вы даже не догадывались. 

В 2004-2007 годах Олег Иванов был генеральным директором хоккейного клуба «Динамо-Минск». Команда тогда стала обладателем Кубка Беларуси, серебряным и бронзовым призером чемпионата. Это были первые серьезные достижения «Динамо» после возрождения клуба, ициниированного тогдашним министром МВД и председателем ФХРБ Владимиром Наумовым. Те успехи связаны в том числе и с Ивановым как руководителем клуба.

В 2007-2009 годах Иванов возглавлял гандбольный клуб «БНТУ-БелАЗ». Потом в сезоне-2010/11 снова был приглашен в обновленное «Динамо» Юрием Бородичем. Работал там по договору подряда. А в самом трудном для «Динамо» сезоне в КХЛ – 2013/14 – стал спортивным директором клуба , но проработал лишь восемь с половиной месяцев. После увольнения его функции перешли к Владимиру Бережкову.

Игорь Петрулевич встретился с Олегом Ивановым, чтобы узнать его динамовскую историю – о том, как работалось с Андриевским и Субботкиным, как писались три заявления на уход, как были привезены в Минск Чичу, Эллисон и другие лидеры последующих динамовских сезонов, а также о многом другом. Правда, интервью началось с вопроса самого Иванова.  

– С чего вдруг журналист портала, который с завидным постоянством «полоскал» меня, выплескивая массу негативной информации, причем зачастую ту, которая не совсем соответствовала действительности, неожиданно решил предоставить мне возможность высказаться?

– О самом трудном для «Динамо» сезоне в КХЛ – 2013/14 – сказано очень мало. До сих пор нет ответов на многие вопросы.  Хоккейные эксперты подсказали, что именно вы поможете разобраться в этой теме. 

– Просто у журналистов действительно очень серьезные возможности по формированию общественного мнения. Вы можете призывать бойкотировать белорусский хоккей в лице минского «Динамо», защищая своего коллегу. Можете, если вам это удобно и выгодно, элементарные невоспитанность, хамство, вседозволенность и безнаказанность назвать смелостью суждений и харизматичностью. Можете позволить себе писать о хоккее, элементарно не зная правил этой игры. В общем, много чего можете себе позволить. В основном, вы – люди молодые, поэтому хочу пожелать вам относиться к своей профессии более ответственно и порядочно, а значит, и по-настоящему профессионально.

– Принято. Давайте теперь о вас. Начнем с истории о вашей работе в «Динамо» еще в период ОЧБ. В СМИ нередко можно было прочесть, что тогда вы занимались лишь общими организационными вопросами, не касаясь спортивной составляющей. Это действительно так?

– Ну конечно это не так. В то время в клубе не было должности спортивного директора или генерального менеджера. За все отвечал и всем занимался генеральный директор. И комплектованием команды в том числе. Или, если хотите, в первую очередь. Тогда я и познакомился с рядом агентов, которые сейчас в КХЛ на слуху. Это Вячеслав Махренский, Игорь Парашкин, Роберт Шпаленка, Марк Лапуш и другие.

Считаю, что и в сезона- 2005/06 и 2007/08 удалось собрать хорошие команды, но выделил бы сезон 2005/06. Именно тогда мы впервые выиграли Кубок страны и серебряные медали. В команде были собраны опытные белорусские мастера: Гальченюк, Бекбулатов, Скабелка, Макрицкий, Журик, Дудик, Микульчик, Хмыль. Сильные легионеры: Мурзин, Чербаев, Богдановский, Бутурлин, Седлак, Громов. Перспективная молодежь: Кулаков, Сенкевич, Эберт, Гусов, который Вячеслав, Мильчаков, Ерашов. В фарм-клубе были Сушко, Горанин, Демагин, Хафизов… Может, не упомянул кого, без обид, давно уже было.

И тренерский штаб был классный – профессор Любомир Покович и порядочные мужики Василий Панков и Андрей Дмитриев, отлично разбирающиеся в хоккее. Моей задачей было подобрать Любомиру в тренерский штаб таких помощников, чтобы они были сподвижниками, единомышленниками, а не стояли за спиной у главного тренера «с фигой» в кармане. К сожалению, доводилось мне видеть и такое. Считаю, с этой задачей я справился. У нас многое получилось. Ну, а сам Покович – это заслуга Наумова, он привез его в Беларусь. Не могу не сказать добрых слов в адрес Владимира Владимировича. Считаю, он очень много сделал для белорусского хоккея. Уж не мне судить, каким он был министром, но спортивный руководитель – сильнейший. Несмотря ни на что, с большим уважением отношусь к нему. Мне трудно это объяснить, все на каком-то подсознательном уровне. С ним было очень непросто, но в то же время очень интересно работать.

– Говорят, вы были неудобным спортивным функционером для руководителей высокого ранга.

– Ну, что значит неудобный? Я же не «мягкий уголок» :). И почему был? Я же жив и здоров, у меня прекрасное давление, здоровый сон, отличный аппетит :). Просто имел свое мнение по различным вопросам, которое далеко не всегда совпадало с позицией людей, имеющих колоссальное влияние в нашем хоккее. Из-за этого периодически оказывался «вне игры» :). Впрочем, так же, как и сейчас. Вообще, о том периоде можно говорить очень долго и много, там происходило немало интересного. Приходилось порой принимать непростые решения, прямо скажем, в ущерб своей карьере.

– Давайте перейдем к вашей работе спортивным директором в сезоне-2013/14. Как вы охарактеризуете этот период?

– Принято считать, что сезон-2013/14, когда я трудился в команде, был провальным. Я с этим не согласен. Это был самый правильный и честный сезон за всю историю выступлений «Динамо» в КХЛ. В том смысле, что мы действительно работали по системе «6+1» для легионеров, а не пытались ее как-то «обойти, обхитрить, обмануть». В моем понимании «Динамо» – социальный проект, направленный на развитие хоккея в стране. Исходя из этого, нужно было раскручивать эту команду, формировать в отношении ее общественное мнение.

Я прекрасно отдавал себе отчет, что будет невероятно тяжело противостоять клубам КХЛ команде, сформированной, в основном, из белорусских хоккеистов, приглашенных из нашего внутреннего чемпионата. Давление на клуб, который становился по-настоящему белорусским, было колоссальным.

Мне еще до начала сезона звонили и российские хоккейные специалисты, и наши, причем люди авторитетные, мною уважаемые, и говорили практически одно и то же, предсказывая в каждом матче поражения со счетом 0:10, 0:7, а 0:5 – это просто за счастье. Полторы-две тысячи зрителей на красавице «Минск-Арене», «похоронный марш и вынос тела». Ответ всем у меня был один – не дождетесь. В итоге, «Динамо» того сезона оказалось вторым по посещаемости в КХЛ. Это говорит, во-первых, о том, что большинство болельщиков все-таки поверили в белорусов и остались с командой, а во-вторых, профессионально работала служба маркетинга клуба.

Думаю, стратегическая задача на сезон была выполнена – наши парни мужали, прибавляли в мастерстве, становились опытнее и увереннее в себе. Таким образом, закладывался фундамент будущих успехов как самого «Динамо», так и сборной страны.

В том «провальном сезоне», конечно, было больше поражений, чем побед. Но были у нас и просто потрясающие матчи. Мы обыгрывали «Магнитку», команды из Челябинска, Нижнего Новгорода, Омска... И что важно, практически нашими белорусскими хоккеистами.

И легионеры сезона-2014/15 совсем не ради вежливости говорили, что успех в «регулярке» был возможен по той причине, что хороши были белорусы. Они здорово помогали. А ребята, над которыми посмеивались в начале сезона-2013/14, становились лидерами в следующем сезоне.

– Что вы можете сказать о работе в тандеме с Александром Андриевским?

– Непростой для меня вопрос, но отвечу предельно откровенно. Считаю, что мы с Александром Леонидовичем должны быть предельно честны перед болельщиками и общественностью. Никакого тандема у нас не было, да и быть не могло. Дело в том, что Андриевский всеми фибрами своей души не принимал формулу «6+1» и связанные с ней перемены в клубе. Делать то, во что ты совершенно не веришь, считаю противоестественным. О чем можно говорить, если на дворе июнь, команды практически нет, а генеральный директор и главный тренер улетают в отпуск? Я был готов расстаться с Андриевским на второй же день, как приступил к работе в клубе. Но у меня не было на это полномочий. Я и сейчас абсолютно убежден ,что с таким настроением, какое тогда было у Андриевского, он не нужен был клубу вообще ни в какой ипостаси, а уж тем более в качестве главного тренера. При этом я не говорю, что Андриевский – плохой тренер. То, что он умеет и может работать, он доказал во Владивостоке. Но я уверен, что это был совсем другой Андриевский с точки зрения психологии. Вот это и есть ключевой и самый тяжелый момент моей работы в клубе. Убежден, в первую очередь должен назначаться генеральный менеджер (или спортивный директор) и иметь соответствующие полномочия, потом он и только он под свою личную ответственность должен подписывать главного тренера. Естественно, это будет единомышленник, «заточенный» для решения поставленных перед клубом задач. Потом они вместе формируют тренерский штаб и комплектуют команду. Вот тогда это и будет единое целое и единый кулак.

– В этом смысле Бережкову повезло с Поковичем больше, чем вам с Андриевским?

– Везение здесь не при чем. Просто были учтены ошибки прошлого сезона. Генеральный менеджер, коим стал Владимир Петрович, получил соответствующие этой должности большие полномочия. Возможность самостоятельно принимать решения, связанные с комплектованием тренерского штаба, своих помощников и хоккеистов. Никто не мешал ему подписать в качестве главного тренера Любомира, это была его инициатива и желание. А затем вместе они проделали отличную работу.

Причем Бережков не лукавил, когда говорил, что селекцию, по сути, провел Покович, а ему только оставалось подписать тех игроков, которых хотел Любомир. Перестраховывался? Думаю, да. Но совсем не лукавил. Еще у Владимира было два шикарных бонуса: первый – это то, что он мог себе позволить подписать некоторых хоккеистов без согласования с Любомиром, при этом отлично понимая, что Покович как истинный профессионал и порядочный человек будет работать с этими игроками и выжимать из них максимум для решения поставленных задач и достижения необходимого результата. А не «убивать» их, чтобы показать некомпетентность и селекционные просчеты генерального менеджера. Уж поверьте мне на слово, это дорогого стоит. Второй бонус – стабильный и понятный бюджет. Пусть и не выдающийся по меркам КХЛ, но далеко не убогий. А главное – стабильный и понятный.

Я об этом мог только мечтать. Не буду здесь жонглировать цифрами, но поверьте, клуб в сезоне-2013/14 потратил на легионеров значительно меньше, чем в сезоне-2014/15. С финансовыми возможностями Бережкова можно было позволить себе иметь и план «B», и «C», и «D». Я мог иметь только план «Ж» :). Деньги не играют в хоккей. Но и без денег в хоккей не играют.

– Насколько мне известно, именно вы начали работу по лидерам будущего сезона. Это правда?

– Да. Мы уже начали готовиться с Поковичем к следующему сезону. В нашем расширенном списке на тот момент были Чичу, Веске, Лингле, Щехура и Элиссон. Шварны мы не рассматривали, Бэйлена ни я, ни Любомир в то время не знали. Тогда я предлагал ему рассмотреть защитника атакующего плана Ти-Джей Бреннана. Уже когда меня не было, агент Дмитрий Еремин предложил Любомиру кандидатуру Ника Бэйлена. Покович вместе с Владимиром Копатем тщательно «прокачали» того и другого, после чего остановили свой выбор на Бэйлене – и, как мы все уже знаем, не ошиблись.

– Что вы можете сказать о подписанных вами легионерах?

– Ни о Томаше Суровы, ни о Дереке Миче, ни о Джейкобе Микфликере не могу сказать плохого слова, а уж тем более назвать их «средненькими  и серенькими». Это спортсмены высокого уровня. Когда я подписал Мича, Глен Хэнлон поздравлял меня и говорил, что это успех. Наверное, он кое-что понимает в хоккее. Что касается Микфликера, то как только менеджеры «Лугано» узнали о его проблемах в «Динамо», они моментально предложили ему контракт, несмотря на то, что в швейцарской лиге тоже существует лимит на легионеров. Это говорит о многом. Думаю, ни у кого нет сомнений, что в менеджменте «Лугано» дураков нет. Почти уверен, если бы мне удалось подписать в том сезоне Чичу, Лингле, Веске, что, кстати, было вполне реально, они вряд ли бы показали такую же стабильную и результативную игру, как в сезоне-2014/15.

А Шуинар, конечно, ошибка. Понимал, что хоккеист, который почти полгода был не у дел, вряд ли поможет. Но дал слабину и пошел на эту авантюру.

– Принято считать, что Эрик Шуинар – самoe провальное приобретение «Динамо» за восемь лет. Вы согласны?

– Если кому-то так хочется считать, ради Бога. На самом деле Эрик – мастеровитый хоккеист, но он был совершено не готов физически. А времени приводить его в порядок у нас не было.

Вспомните, как начинали в «Динамо» тот же Тейлор или Джефф Глэсс. Если бы с ними расстались в течении первого месяца их пребывания в клубе, как было с Шуинаром, думаю, любой из них мог «отобрать» у Эрика это «почетное звание».

– На одной из пресс-конференций Бережков утверждал, что отговаривал вас от этого трансфера.

– Это неправда. До совершения сделки у нас точно не было разговора с Бережковым о Шуинаре.

– И все-таки как вы лично оцениваете свою селекционную работу? Худшее подписание – понятно. А главная ваша трансферная победа?

– Вы знаете, когда команда была уже укомплектована, ко мне подошел Любомир и сказал: «Олег, помнишь, восемь лет назад, когда ты закончил комплектование команды, я сказал тебе большое спасибо за хорошую работу, которую ты проделал. Сказал, что теперь пришло наше время – время тренерского штаба, поработать так же хорошо, как это сделал ты. Так вот, спустя восемь лет я вновь говорю тебе большое спасибо за хорошо проделанную работу. И теперь вновь пришло время тренерского штаба поработать так же хорошо, как это сделал ты». Давно знаю Поковича, причем достаточно хорошо. Он такими словами не бросается.

От себя могу сказать, что уж если я и не преуспел в селекции, то и не провалил ее. Это точно. Слишком многое зависело не от меня. И это правда. Так было.

А трансферная победа – Алексей Калюжный. Я думаю, и для него это оказалось большой удачей. Алексей – человек с непростым характером, но профессионал и патриот до мозга костей. Настоящий капитан. И этим все сказано.

– Бережков вернул одного легионера-белоруса – Лингле – и пролоббировал выдачу белорусского паспорта Бэйлену. У вас была мысль заняться натурализацией и тем самым облегчить себе задачу по решению формулы «6+1»?

– Я категорически против этого. Мне смешно слушать рассказы про точечную паспортизацию. Какая же она точечная? Она у нас уже давно многоточечная. В ней пора ставить жирную точку. Давайте посмотрим на ростер нашей сборной, включая тренерский штаб (хоть пока у них и нет белорусских паспортов): Дэйв Льюис, Михаэль Ленер, Крэйг Вудкрофт, Кевин Лаланд, Чарльз Лингле, Джефф Плэтт, Ник Бэйлен. Ничего себе сборная Беларуси! А если добавить сюда еще бывших россиян, которые уже давно получили наши паспорта, у нас хоть 3-4 человека родом из Беларуси наберется? Чем занимаемся в последние годы? Строим ледовые дворцы и раздаем паспорта. Лично у меня только такое ощущение. Я не верю в бескорыстную любовь легионеров к нашей родине. Для них это место, где они зарабатывают деньги.

Свежий пример – Кевин Лаланд. Он перестал быть востребованным в КХЛ. Насколько мне известно, было поставлено четкое условие: не подпишите в «Динамо» – не приеду в сборную. В итоге, клуб выкупает права на него у ЦСКА, что требует средств, и подписывает с ним контракт на три года, что тоже стоит немалых денег. В итоге, у нас получается не просто Кевин, а «Кевин в золотом», как в КВНе. И смешно, и очень грустно.

Желание облегчить себе задачу по решению формулы «6+1» очередной раздачей паспортов и увеличением количества легионеров в заявочном ростере у меня не было. Зачем переворачивать все с ног на голову? Тогда уже у нас не «6+1», а «6+1+2 запасных+2 паспорта».

Вообще, я считаю, что решить проблемы, накопившиеся в нашем хоккее за годы, в течение сезона-двух просто невозможно. Как будто бы наш хоккей принял таблетку и сразу же выздоровел, так не бывает. Любое действие, как та же формула «6+1», имеет как свои плюсы, так и минусы. На мой взгляд, здесь плюсов больше.

И так во всем. Панацеи просто нет. Всегда было и будет все строится методом проб и ошибок. Другое дело, что ошибки нужно стараться свести к минимуму. Лично я убежден в том, что нужно всячески развивать, повышать уровень, престиж и статус нашего отечественного чемпионата. Ни в коем случае нельзя превращать его в первенство коллективов физкультуры. Это будет катастрофа!

– Вы несколько раз пытались уволиться из «Динамо», но вас не отпускали. Расскажите, в чем там была суть истории.

– Первое заявление было написано после выхода письма болельщиков, где они во всех бедах обвинили меня. Я хотел услышать от руководства, есть ли у меня кредит доверия. Но гендиректор Субботкин шарахался от меня в коридорах динамовского офиса, делая вид, что не замечал. Только позже я оценил всю прелесть такой ситуации. Я мог спокойно работать. Мне никто не мешал :).

Некоторое время спустя удалось поговорить с ним. Во время нашей беседы Максим дал понять, что все будет решаться на Наблюдательном совете, и решение может быть самым радикальным. Я написал заявление об уходе, даже дату там не ставил. Так и сказал: «Поставите, когда сочтете нужным. Просто проинформируйте Наблюдательный совет, что такое заявление есть, и там могут принять любое решение, а я с ним соглашусь». Заявление отклонили.

История со вторым заявлением несколько сложнее. Дело в том, что Максим Владимирович, скажем так, очень мне рекомендовал, чтобы я написал на его имя служебную записку, в которой бы просил взять на работу якобы мне необходимого скаута – Дмитрия Нарсисяна. Я этого человека в глаза не видел. Не знаю вообще. И должен был фактически письменно за него поручиться. Абсурд! Конечно, я отказал. Но уже хорошо зная стиль руководства Максима, не сомневался, что нормально работать он мне уже не даст. Наши отношения обострились. Я прямо все объяснил тренерскому штабу и сказал, что буду уходить. Вот так и было написано второе заявление. Его отклонил НС.

Но отношения с Субботкиным только ухудшались. В конце концов, с его стороны последовали очередные странные телодвижения. Эти моменты не буду выносить на публику. Но наши отношения достигли точки невозврата. Работать вместе в одной организации нам было уже невозможно. Вот тогда я и встретился с Владимиром Бережковым – к тому моменту уже членом НС и кризисным управляющим «Динамо». В принципе, Владимир ситуацию знал хорошо. Мне нужно было лишь понять, кого он поддерживает. Он встал на сторону Субботкина. Каждый из нас сделал свой выбор. Вот и все. Вот так и было написано третье заявление. Хочу лишь подчеркнуть, что никакой паники у меня никогда не было. Но работать в коллективе, где ты становишься «телом инородным» – глупо, бессмысленно да и просто невозможно.

– Вы планируете вернуться в большой спорт?

– Прямо сейчас нет абсолютно никого желания. Хотя пути Господни неисповедимы...

Пользуясь предоставленной мне возможностью, хочу сказать слова поддержки Юрию Александровичу Чижу и всей его семье. Пожелать здоровья, мужества, терпения, оптимизма, веры и скорейшего и самого благоприятного разрешения сложившейся ситуации. 12 лет назад, когда у меня умерла жена и я остался один с двумя несовершеннолетними детьми мой друг Александр Попов и Юрий Чиж поддержали меня в это тяжелое время и помогли. 

Фото: Юлия Чепа.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты