Tribuna/Теннис/Блоги/Матчбол/«Она либо станет первой в мире, либо загремит в тюрьму». Чем уникальны сестры Уильямс

«Она либо станет первой в мире, либо загремит в тюрьму». Чем уникальны сестры Уильямс

Детский тренер Винус и Серены – об их сходстве с Майклом Джорданом и том, что большие бицепсы не гарантируют успех.

Блог — Матчбол
Автор — Алесь Коваль
30 сентября 2015, 20:18
1
«Она либо станет первой в мире, либо загремит в тюрьму». Чем уникальны сестры Уильямс

Детский тренер Винус и Серены – об их сходстве с Майклом Джорданом и том, что большие бицепсы не гарантируют успех.

Рик Макки – известный теннисный тренер и глава именной Rick Macci Tennis Academy в Бока-Ратон, Флорида. В разное время он тренировал пять игроков, становившихся первыми ракетками мира: Энди Роддика, Дженнифер Каприати, Марию Шарапову, Винус Уильямс и Серену Уильямс.

В начале месяца, еще до сенсационного поражения Серены в полуфинале US Open, Макки рассказал Морису Пиблсу с Complex.com про свою работу с сестрами, каждая из которых на этой неделе переступила большой рубеж: Серена вышла на третье место по количеству недель в звании №1, а Винус одержала 700-ю победу в карьере.

«В 1991 году я познакомился с Ричардом Уильямсом. Серене было девять, Винус – десять. Он тогда решил, что им нужно переехать из Комптона, и хотел, чтобы я поработал с девочками. Мы договорились, как только я увидел их в действии. Дело было даже не в их технике, рядом с которой никто не стоял. Больше всего меня поразила их скорость в сочетании с мощью, которая проглядывалась уже тогда. В 90-е, если игрок был крупным и хотя бы немного мощнее среднего, он по умолчанию не был быстр.

Тогда было не представить, что игрок ростом 170 см и весом 70 кг может порхать по корту. А они это делали обе. И они боролись просто отчаянно. Они бы по битому стеклу побежали, чтобы достать мяч, и потом обратно – за следующим. Эта боевитость была у них от природы и сразу бросалась в глаза. А ведь я двумя годами ранее работал с Каприати. Но они боролись так же, как Роддик. Без оглядки, не жалея себя. Наблюдать это было потрясающе.

Их мощь и скорость ног к 17-18 годам уже говорили о том, что они на пути к величию. А на тот момент им нужен был специалист по технике. Нужны были шансы. Спарринг-партнеры. Наставники мирового уровня. Так что мы с Ричардом заключили контракт, по которому я работал с девочками с 1991-го по 1995-й. Я даже возил Винус на ее первый турнир. Она была тогда 57-й в мире и чуть не обыграла №1.

Но, по большому счету, уже тогда за Винус росла Серена. Она была еще совсем ребенком, но чисто атлетически уже тогда была одарена чуть больше. У меня была мысль, что она может стать даже лучше Винус. Я никогда не говорил об этом вслух, потому что Винус сверхталантлива. Просто Серена дольше взрослела. В 1991-94-м они по четыре часа шесть дней в неделю играли спарринги, занимались тхэквондо, боксом, гимнастикой. Плюс, индивидуально работали со мной. Всего они занимались спортом 20-25 часов в неделю.

Они бы по битому стеклу побежали, чтобы достать мяч, и потом обратно – за следующим

Поразительно – многие этого не понимают, – что ни Винус, ни Серена никогда не играли по юниорам. Никогда. В 9-10 лет они сыграли несколько детских турниров в Комптоне, но потом до 16 – ни одного: ни местного, ни, тем более, за пределами страны. В 16 Серена дебютировала в профессионалах и поначалу играла неважно. Стояла в районе 180-го места, но уже вскоре могла обыгрывать соперниц из десятки.

Путь, который они прошли, очень нетрадиционный. Про них иногда говорят: «Вот, они просто другие» и тому подобное, но они другие потому, что сами выбрали свой путь. И они единственные, кто на это решился.

Я вообще-то хотел, чтобы они играли юниорские турниры. Это был единственный вопрос, по которому мы с Ричардом разошлись во мнениях. Но в конечном счете, они и без соревнований продолжали развиваться. А Серена еще и поражала своим бесстрашием. Она не боялась промахнуться. Просто она ненавидела проигрывать. Ей нужно было во всем быть первой. Она даже бутылку воды хотела получить первой.

Серена так любила во всем соревноваться, что я как-то сказал Ричарду: «Она либо станет первой в мире, либо загремит в тюрьму». И я действительно имел это в виду. Я не говорю, что она была обречена на успех, – просто когда ребенок с таким характером, такой спортивный и с такой техникой, не остается сомнений, что его ждет вершина. Я уже тогда говорил, что они обе будут первыми в мире, а ведь они жили под одной крышей. Это же уму непостижимо.

Все постоянно говорят: она мощная, сильнее других. Но сама по себе мощь не значит ничего

Когда Серене было 10, уже было понятно, что у нее будет лучшая подача в мире. У нее естественное движение на подаче, не оставлявшее в этом сомнений.

Но многие не понимают, что, какие бы у нее ни были большие бицепсы и мощные удары, самое важное – это психология, то, что в голове. Об этом часто забывают. Все постоянно говорят: она мощная, крупная, сильнее других. Но сама по себе мощь не значит ничего.

Мощь видна невооруженным глазом – поэтому все об этом говорят. Но куда важнее внутренняя, ментальная сторона игры, воля к победе, умение справляться с ситуацией. В этом Серена – как Майкл Джордан. Она отказывается проигрывать. Это качество, которое привело ее на вершину.

Но, вместе с тем, нельзя не признать, что в последние годы произошел и своего рода идеальный шторм. За семь-восемь лет ушли Каприати, Бартоли, Дэвенпорт. Шарапова то играет, то нет. Моресмо. Можно перечислить еще кучу теннисисток, которые ушли из-за травм, вышли замуж или просто решили закончить.

Так что этот пул игроков, которые побеждали на «Шлемах», были в Топ-2, – он опустел. Винус много пропускала. Так и получалось, что Серена на голову сильнее всех даже на поздних стадиях турниров. Но это не упрек в адрес женского тенниса и не вина Серены. Просто так получилось, что чуть ли не вся элита как-то в один момент ушла. Так что, конечно, в каком-то смысле это сыграло Серене на руку, но все равно ей никто ничего просто так не отдал.

Нельзя не признать, что вся элита ушла в один момент

Серена – величайшая теннисистка всех времен. И это вдвойне важно, учитывая, что ей 34. На ней всегда было давление: как младшей сестре я приходилось больше доказывать; отец часто говорил спорные вещи. Но они с сестрой никогда не боялись давления. Им с детства прочили великие дела, им говорили, что они должны то и должны это. Это закалило Серену так, что не собраться, и научило, что ее главный соперник – это она сама.

Я считаю сестер Уильямс величайшей спортивной историей века».

Источник: Complex.com; фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Ken Levine.

Другие посты блога

Все посты