Tribuna/Футбол/Блоги/На большом огне/Что не так с белорусским биатлоном

Что не так с белорусским биатлоном

О проблемах, которые лишают нас медалей и перспектив в биатлоне.

29 сентября 2016, 14:50
8
Что не так с белорусским биатлоном

В среду утром стало известно, что главный тренер белорусской сборной по биатлону Валерий Польховский и его помощник Роберт Кабуков прекратили сотрудничество с командой «по соглашению сторон». Назначение нового тренерского штаба – не единственная и даже не главная проблема белорусского биатлона. Их за последние годы накопилось слишком много. Кто виноват и что делать? Попробуем разобраться.

Наш биатлон переживает затяжную депрессию, которую умело маскируют триумфами Домрачевой, яркой «Гонкой легенд», редкими подиумами Скардино и эстафетной четверки (опять же, не без участия Дарьи). Биатлонная прима стала «Героем Беларуси», «взорвав» Олимпийские игры в Сочи, привезла в Минск Большой хрустальный глобус и даже самого Бьорндалена, заставила иностранцев разыскать на карте Беларусь. Вот только это гений Домрачевой, а не показатель развития биатлона в стране. С этим у нас большие проблемы.

Но давайте обо всем по порядку.

Ротация тренеров

За два месяца до старта сезона сборная остается без главного тренера. Опытные атлеты говорят, что тренеру надо предоставлять в распоряжение один-два олимпийских цикла для того, чтобы его система дала результат. Для примера, один из самых успешных коучей мирового биатлона Зигфрид Мазе проработал с французской сборной восемь лет − за эти годы там окреп непобедимый Мартен Фуркад, у биатлетов заметно вырос процент точности стрельбы, сформировалась эстафета, регулярно «заезжающая в призы». Белорусский биатлон (как, в общем-то, и весь постсоветский) придерживается другой стратегии: нет результата за сезон – до свидания.

За шесть лет, начиная с Олимпиады в Ванкувере, в мужской команде поменялось четыре старших тренера: Юрий Альберс, Рафаэль Пуаре, Олег Рыженков и Александр Сыман. В женской – пять: Андриан Цыбульский, Клаус Зиберт, Альфред Эдер, Федор Свобода и Роберт Кабуков. При этом происходили регулярные перестановки на посту главного тренера сборной: после Ванкувера с должности убрали Александра Попова, а вместе с ним упразднили и сам пост главного тренера. После Сочи решили вернуть должность и назначили Цыбульского, которого в мае 2016 сменил Польховский (как вы поняли, совсем ненадолго). А ведь еще в этой веренице лиц был Владимир Королькевич, которого, по его словам, звали в Беларусь как главного тренера сборной, но в итоге он оказался трудно сказать кем.

В такой мясорубке сложно найти правых и виноватых. Можно, конечно, поверхностно посмотреть на картину результатов и сказать, что самыми успешными были Зиберт и Цыбульский, под руководством которых Домрачева фактически переименовала Олимпиаду в Сочи в Игры имени Дарьи Домрачевой, а Скардино завоевала там бронзу. С другой стороны, с таким же успехом лучшим наставником можно назвать и Альфреда Эдера – при нем Дарья впервые выиграла Большой хрустальный глобус, главный приз сезона. В конце концов, при Юрии Альберсе, который со дня на день готовится к очередному пришествию в сборную, Сергей Новиков выиграл в Ванкувере единственную за последние 6 лет медаль в белорусском мужском биатлоне. Выходит, что и Юрия Юрьевича можно внести в топ-лист.

Аппетиты

У нас привыкли очень долго ждать, а потом столько же смаковать успех. После серебра Новикова, которое было приправлено соседством с Бьорндаленом на пьедестале, Альберс смело назвал сезон-2009/10 успешным для белорусской мужской команды. Сезон, в котором был всего один подиум! Как тогда свои сезоны оценивают норвежцы и немцы – фантастические, космические, межгалактические? Скорее всего, считают, что можно и лучше. А для нас и одна медаль за Олимпиаду и восемь этапов Кубка мира равняется успеху.

Нисколько не хочется принижать заслуги Новикова и тренерского штаба, но от такой планки успеха становится не по себе. Особенно если учесть, что в следующие шесть лет белорусские мужчины выиграли ровно ноль медалей на Олимпиаде, Кубках и чемпионатах мира.

Отцы и дети

С женским биатлоном ситуация выглядит оптимистичнее, хотя тоже есть из-за чего грустить. Все достижения в женских гонках связаны у Беларуси с Домрачевой, за небольшим исключением – со Скардино и эстафетами (в которых, опять же, Надежда задавала хороший темп, а Дарья вытаскивала даже тогда, когда, казалось, было уже без шансов). Экс-глава Союза биатлонистов России Александр Тихонов сказал, что результаты белорусского биатлона и работу тренеров нельзя мерить по Домрачевой – ее, мол, смог бы тренировать даже водитель «БелАЗа», и все равно медали были бы на шее у белоруски. И в чем-то с этим можно согласиться. Почти при всех тренерах результаты Домрачевой шли вверх, и вплоть до вынужденной паузы (сначала из-за мононуклеоза, а после – декретного отпуска) она продолжала прогрессировать.

Тем не менее, даже если не брать в расчет результаты Дарьи, можно говорить о том, что сотрудничество с немецким специалистом Клаусом Зибертом было одним из самых удачных для нашего биатлона. Зибыч начинал в Беларуси как тренер по стрельбе, а после Ванкувера вплотную стал работать с женской командой. При нем Надежда Скардино поднялась в общем зачете Кубка мира с 40-го на 17-е место.

Зиберт стал символом биатлонной семьи. Ему удалось создать такую команду, которую спортсменки единогласно называли родней, а тренера – своим биатлонным папой. Несмотря на то, что в конце 2010 года у Клауса Зиберта диагностировали рак, он продолжил работать со сборной. Вплоть до Сочи. Биатлонистки потом вспоминали, что Зибыч был так влюблен в биатлон, что сразу после химеотерапии ехал на этапы Кубка мира и даже вопреки советам врачей присутствовал на Играх-2014. Он умел быть авторитетным и дружелюбным, требовательным и понимающим. Даже когда Домрачева стреляла по чужой установке, даже когда выдавала стойку вместо лежки. Неизвестно, что стало большим достижением Клауса в работе со сборной  – стрелковые показатели, медали или все же тот командный дух, который смог привнести, как ни странно, немецкий, а не белорусский специалист.

Чужие среди своих

Глядя на успехи Зиберта, биатлонное руководство решило, что иностранцы – рецепт от всех болезней белорусского биатлона, и в 2013 году пригласило на пост тренера мужчин Рафаэля Пуаре. Вадим Сашурин, трехкратный чемпион мира, тогда очень удивился этому назначению: «Человек только закончил карьеру, вчерашний спортсмен, а его ставят главным тренером. Он еще не разобрался, с кем предстоит работать, а Рафаэль уже берет обязательство подготовить чемпиона».

Пуаре продержался в белорусской сборной всего год. Француза приглашали не на мастер-класс, а для воспитания конкурентоспособной команды, возможно, это он не до конца осознавал. Пуаре жаловался, что не может работать со сборной, где тренер обгоняет спортсменов, удивлялся белорусскому менталитету, не готовому к переменам, смело высказывал идеи и упирался в тупик. Тем не менее, француз все же успел нащупать проблемные точки белорусского биатлона и ткнул в них пальцем: «У вас в этом виде спорта будут проблемы еще много-много лет. Белорусский биатлон может стать лучше только со спортсменами от 15 до 19 лет. При этом нужно начинать делать команду из них прямо сейчас». Это именитый француз говорил в 2013. Но у нас до сих пор не сделали ставку на молодежь, которая в перспективе заменила бы 30-летних Домрачеву и Скардино и позволила бы с радостью смотреть мужские гонки, а не лицезреть красно-зеленые комбинезоны только на круговых спортсменах.

Паспорт в подарок

Проблему отсутствия кадров решают любимым белорусским способом – натурализацией атлетов. Из российского биатлона в Беларусь переехали Надежда Писарева, Кристина Ильченко, Мария Панфилова, Дмитрий Абашев, Дмитрий Дюжев, Сергей Бочарников. Да и, если уж быть до конца честными, Надежда Скардино – уроженка Ленинградской области. Просто перешла она к нам из лыжных гонок, поэтому биатлонистка Скардино родилась именно в Беларуси. И ладно бы натурализованные спортсмены регулярно заезжали на пьедестал. На деле получается, что не многим из них удается пробиться в гонки преследования. Неужели тренеры за столько лет не воспитали коренных белорусов, способных выигрывать конкуренцию за место в сборной на таком уровне? Да, у нас есть молодые Блашко, Сола и Алимбекова, перспективные брат и сестра Кривко, постепенно обосновывающийся в первой тридцатке тотала Чепелин. Но их недостаточно для полноценной нацкоманды. Неудачный биатлонный, как и хоккейный, опыт натурализации уже давно намекает, что этот метод не сможет сделать вид спорта национальным. И россияне с канадцами не сделают наш биатлон с хоккеем лучшими в мире. Просто потому, что они уже будут не нашими.

Не сошлись характерами

После паузы в карьере Домрачевой проблемные места белорусского биатлона стало просто неприличным скрывать. Альфред Эдер по семейным обстоятельствам не продлил контракт с белорусской сборной. Сезон-2015/16 команда провела под руководством Андриана Цыбульского, на должность тренера-консультанта был приглашен Владимир Королькевич. Спортсмены жаловались, якобы Королькевич предложил работать по советской методике, которая привела к перетренированности. За сезон белорусы не завоевали ни одной медали. В команде сложились напряженные отношения. Королькевич будто бы не любил долгих разъяснительных разговоров, все вопросы он воспринимал в штыки как недоверие к своему профессионализму. После его ухода из сборной Надежда Скардино сравнивала это расставание с жизнью семейной пары, которая зашла в тупик: «Удерживать эти отношения не было никакого смысла, и лучшее решение – просто разойтись без конфликтов».

Мужским тренером остался Александр Сыман – некогда ассистент Пуаре. Весной 2016-го федерация возобновила переговоры с Альфредом Эдером по женской команде. Белорусские биатлонистки надеялись, что австриец вернется, а вместе с ним вернется и прогресс. Да и сам Эдер был не прочь тряхнуть стариной. Но Сергей Булыгин рекомендовал нового главного тренера – Валерия Польховского, а россиянин привез с собой Роберта Кабукова – тренера женской сборной. Поэтому камбэк Альфреда не состоялся. Скардино и Дуборезова начали работать по индивидуальной программе с Федором Свободой. Остальная часть женской команды стала тренироваться с Робертом Кабуковым по очередной новой системе.

Казалось бы, результаты свежего эксперимента мы должны были узнать на старте биатлонного сезона в Эстерсунде. Но кому-то снова захотелось сыграть в шахматы. Среди возможных причин ухода Польховского и Кабукова до начала сезона называют разногласия со спортсменами. Вот только по фото члена национальной команды Динары Алимбековой, на котором Роберт Кабуков прощается с женской сборной, кажется, что слезы девушки льют не от радости расставания и облегчения, а совсем по другим причинам.

Должность главного тренера сборной Беларуси по биатлону, по всей вероятности, займет Юрий Альберс. До старта сезона два месяца. А до призовых мест белорусскому биатлону, кажется, еще очень далеко. Хочется, чтобы проблемы вида спорта решались не перетасовкой колоды и натурализацией чужаков, а в списке радостных событий предстоящего сезона числилось что-то, кроме появления на свет ребенка Домрачевой.

Фото: rsport.ru, allbiathlon.com, naviny.by, eurosport.ru, by.tribuna.com, biathlonrus.com, инстаграм Динары Алимбековой

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты