Tribuna/Футбол/Блоги/VK1 SPORTS/«На моем пути появился Пастор и помог выйти из тяжелой ситуации». Кутузов рассказал о своем Раньери

«На моем пути появился Пастор и помог выйти из тяжелой ситуации». Кутузов рассказал о своем Раньери

новые откровения

Блог — VK1 SPORTS
Автор — Бэзавы Кіт
7 июля 2020, 18:00
10
«На моем пути появился Пастор и помог выйти из тяжелой ситуации». Кутузов рассказал о своем Раньери

Приветствуем всех в блоге Виталия Кутузова!

В новой рубрике своего блога на «Трибуне» экс-нападающий сборной Беларуси рассказывает о навыках тренеров, с которыми работал на протяжении всей карьеры. Это как белорусские, так и зарубежные специалисты. Виталий уже разобрал методы работы итальянцев Антонио Конте и Джампьеро Вентуры, немца Бернда Штанге и белоруса Юрия Пунтуса. Рекомендуем к прочтению! 

Следующим, о ком пойдет речь – Клаудио Раньери, с которым Виталий Кутузов работал в «Парме» сезона-2007. После первой половины чемпионата итальянский специалист сменил на тренерском посту Стефано Пиоли.

Для оценки были выбраны следующие параметры: 

  • Тактическое мастерство
  • Физическая подготовка футболистов
  • Навыки коммуникации и общения с игроками
  • Уровень мастерства тренерского штаба

 

***

Знакомство с этим тренером случилось во время моего самого сложного сезона в карьере. Но тем не менее, оно получилось очень интересным. Когда у тебя что-то не ладится, то всегда стараешься найти возможность это исправить, ищешь помощь и какую-то дополнительную поддержку. И даже за тот небольшой отработанный период времени этот человек произвел на меня большое впечатление. Прежде всего – своими человеческими качествами. И уже сейчас я могу представить благодаря чему и как этот человек может выходить из самых сложных ситуаций и выигрывать такое количество различных трофеев. 

Раньери пришел к нам в середине сезона-2007. Сезона для «Пармы» со сменой руководства и возможностью обанкротиться, сезоном полным дрязг и приключений, и полностью деморализованным коллективом, в котором не было ни желания, ни объединения. Команда была настолько разрознена, что казалось невероятным и очень сложным исправить эту ситуацию. Присутствовали мысли, что это корабль, который тонет. Я не знаю при помощи чего и каких сверхсил, но ему удалось выправить штурвал и выйти на чистую воду. Хотя поначалу присутствие Клаудио даже не ощущалось, он не выделялся. Но в конце сезона я оглянулся и понял – сделана огромная и очень качественная работа.

Все время думал, на кого этот тренер похож? И как-то пришло понимание, что это Пастор – священнослужитель, который никогда не грустит, который никогда не злится, который всегда готов выслушать и прийти на помощь, который пытается найти позитив там, где его просто не существует. Как бы тяжело ни было, Клаудио всегда сохраняет хладнокровие, трезвый ум и желание просто жить, просто творить, преодолевать какие-то временные трудности. И он меня так сильно этим удивил, что мои проблемы, особенно физические, ушли на второй план. 

*** 

Физическая форма. Это человек, который работал в Италии, в различных мировых клубах и у него были любые возможности и средства. Мы работали в прекраснейшем футбольном центре Collecchio – там есть все для мониторинга, подготовки и отдыха. Команда ни в чем не нуждалась, все было. Тренерский штаб Раньери хоть и был небольшим, но всегда старался работать просто. Как сейчас понимаю, тренер составил какие-то приоритеты: было необходимо что-то сделать с командой, реанимировать связи. Физформа не была самым главным компонентом, да и время не позволяло: каждая последующая игра могла стать последней. И в этой ситуации был делан упор на единственное, что могло нас спасти – это коммуникация и желание достучаться до коллектива, в котором он видел боеспособность. Но в том состоянии, что было у команды – нельзя решать какие-то задачи.

В этом сезоне у меня постоянно воспалялись ахилловы сухожилия, причем, на обеих ногах. Приходилось с этим постоянно бороться и лечиться. Благо, в то время у меня было и желание исправить эту ситуацию, и все инструменты, и прекрасные отношения с руководством, спортивным директором и медицинским персоналом. Мы все вместе пытались находить какие-то рычаги и возможности выйти из этого состояния. А я даже в таком состоянии пытался помогать команде, но это было каплей в море. Получалось только на 10% от моих возможностей. Да, от игры к игре я мог где-то появиться, сыграть и опять восстанавливаться: начинался воспалительный процесс. 

Коммуникация. Получился скомканный год, у нас в середине сезона поменялся тренер, команда находилась в сложном положении – в зоне вылета. Первое собрание, которое провел Клаудио, было на выезде с «Брагой». Оно длилось минут 30-40 и тренер говорил не о футболе. Просто рассказывал об обыденных человеческих вещах: кто мы, что мы, где мы, для чего мы. К концу собрания я заметил, что вся команда была во внимании, хотя обычно больше 20 минут футболисты не держит фокус. Даже было такое ощущение, что у кого-то навернулись слезы: так затронулись струны души. У меня тоже было, может я и не заплакал, но тонкие сентиментальные моменты точно почувствовал.

И вот мы заработали свои первые три очка и собрались после выходных, переварив победу. Тренер зашел в раздевалку, как всегда улыбающийся, но было понятно, что он пришел с серьезным разговором. Рассказал нам притчу:

– Шел пес и увидел на земле понравившеюся ему палку – схватил ее в зубы. Сторожившие неподалеку собаки сразу же начали преследование. И, чтобы палка выпала из пасти, спросили: – «Откуда ты?». Собака сжав губы ответила: – «Из Чер-р-р-р-рианы» (город в Италии). Тем самым подтвердив, что палка у нее в зубах и она никогда никому ее не отдаст. Вроде самый обычный маленький пес, но сжал зубы – и не отпускает. 

Тем самым Клаудио хотел, чтобы мы взяли эти три-шесть очков – уцепились за эту возможность, никому ее не отдали. И мне это очень запомнилось. Ведь футбол – это такая вещь, в которой часто изменяется психологическое состояние, хочешь ты этого или нет: от хорошей игры к плохой. Но есть и такие моменты, когда тебе кто-то помогает почувствовать баланс, найти состояние «flow», достичь комфорта. Но важно не быть слишком расслабленным или в стрессовом состоянии. В этом смысле Раньери был одним из лучших, он пытался найти нужные слова, чувствовать каждого футболиста всеми фибрами души. Даже если это будет последний запасной игрок в его списке – он все равно подойдет, улыбнется, обнимет и пожмет руку, спросит как дела, все ли хорошо дома. Старался быть со всеми максимально близко и чувствовать все ноты настроения.

Был эпизод, мы играли с «Брагой» в Кубке УЕФА – единственный матч, который в том сезоне у меня получился. Тогда более-менее восстановился от травмы. В перерыве Раньери подошел ко мне и сел рядом. Сначала рассказал пару тактических моментов, а потом положил руку на плечо:

– Виталя, слушай, ты же большой мастер!

Для меня это было таким окрылением! Получается, что он тактические вещи заменил всплеском адреналина: дал возможность парню «задышать» и почувствовать себя человеком. 

Тактика. Здесь не было чего-то сверхъестественного. Так делают и остальные тренеры, я это видел в разных командах. Просто игровая дисциплина и уважение на поле. Только соблюдая игровую дисциплину можно уважать своего партнера. И получается, что мы сейчас снова переходим на взаимоотношения в коллективе. Коль уже он наладил дела с внутренними связями, то и на футбольном поле появилось тактическое взаимоуважение и культура. Мы начали относится друг к другу с пониманием и огромным желанием помочь, добиться большой цели.

Но в команде на тот момент были достаточно обученные футболисты, которые уже имели опыт больших игр: начиная португальцем Фернанду Коуту и заканчивая хорватом Игор Буданом – все они играли в своих национальных сборных. И научить чему-то новому или за пять минут перевернуть систему – это очень сложно. Кстати, сейчас Клаудио находится в «Сампдории» в котором сложилась достаточно сложная ситуация. Получается, что это кредо Раньери – выруливать корабли, которые  курсируют очень близко у скалам.

Тренерский штаб. Это были специалисты, давно работающие с ним. Все похожи на Клаудио и являлись его дополнением всей той картинки, что мы видим. Никто из его штаба не пытался чересчур показать себя, как-то выделяться или быть агрессивным. Они просто тихо делали свою работу, но всегда находились за спиной у Раньери. По прошествии многих лет я понял, нужно было переварить это, прочувствовать проделанную колоссальную работу. И когда в эту команду уже никто не верил, она сохранила прописку в сильнейшей лиге. Это было чудо Раньери или просто подарок Бога. А еще наши установки были похожи на какую-то мессу, богослужение или службу в церкви: мы говорили обо всем, кроме футбола.

Закрыть негативный сезон пришлось еще и в сборной. Получилось объединить вместе этот негатив в физическом состоянии. Мой тот приезд в сборную сопровождался звонком Пунтуса, в процессе которого я сказал Юрию Иосифовичу, что мое состояние критическое и сложное, но после года в «Парме» чувствовал себя лучше. После первого сбора националки наступила сентябрьская игра, к которой я был не очень готов и не знал, как отреагируют больные ахиллы. Но под постоянным контролем итальянских врачей более-менее вышел из этого воспалительного состояния. И Пунтус мне сказал: 

– Виталя приезжай, ты нам нужен, мы тебя подлечим. 

– Ну, коль уж нужен, надо ехать.

Впоследствии вернулся обратно. Но слава Богу, что на моем пути появился Пастор и помог выйти из этого состояния: он слышал и верил, мы говорили над этим и обсуждали. Такие вещи помогают и окрыляют. Этот негативный сезон прошел так, будто я оказался на исповеди у священника. 

***

Следующего тренера в рубрике вы можете выбрать сами. Для этого проголосуйте за наиболее интересного вам кандидата в этом опросе

Фото: личный архив Виталия; www.pressball.by; stream24.ilsole24ore.comwww.ilpost.itwww.gettyimages.com

Другие посты блога

Все посты