Tribuna/Футбол/Блоги/VK1 SPORTS/«Каждый день просыпались в 7 утра и смотрели тренеру в глаза». Кутузов – о неудачных методах работы Малофеева в сборной

«Каждый день просыпались в 7 утра и смотрели тренеру в глаза». Кутузов – о неудачных методах работы Малофеева в сборной

Истории как молодой парень впервые приехал в националку

Блог — VK1 SPORTS
Автор — Бэзавы Кіт
16 июля 2020, 12:00
38
«Каждый день просыпались в 7 утра и смотрели тренеру в глаза». Кутузов – о неудачных методах работы Малофеева в сборной

Приветствуем всех в блоге Виталия Кутузова!

В новой рубрике своего блога на «Трибуне» экс-нападающий сборной Беларуси рассказывает о тренерах, с которыми работал на протяжении всей карьеры. Это как белорусские, так и зарубежные специалисты. Виталий уже разобрал методы работы итальянцев Антонио Конте, Джампьеро Вентуры и Клаудио Раньери, немца Бернда Штанге и белоруса Юрия Пунтуса. Рекомендуем к прочтению! 

Следующим, о ком пойдет речь – Эдуард Васильевич Малофеев, при котором Виталий Кутузов дебютировал в национальной сборной Беларуси в 2002 году. Совместная работа продолжалась до 2003-го, пока на смену чемпиону СССР-1982 не пришел Анатолий Байдачный.

Для оценки были выбраны следующие параметры: 

  • Тактическое мастерство
  • Физическая подготовка футболистов
  • Навыки коммуникации и общения с игроками
  • Уровень мастерства тренерского штаба

Присоединяйтесь к VK1: vk1sports@gmail.com | www.vk1.it | Instagram: @kutuz007

***

Первое знакомство с Эдуардом Васильевичем, как и у всех белорусских мальчишек, у меня началось на фоне ностальгии по минскому «Динамо». Этот человек сделал многое для белорусского футбола, чего только стоит победа в чемпионате Советского союза. Многие годы это был флагман белфутбола, в котором играли поколения больших футболистов. Все это и ассоциировалось с Малофеевым. Поэтому я искренне благодарен, что мне повезло с ним работать, за возможность дебютировать в национальной сборной. Все-таки для молодого игрока чрезвычайно трудно сделать первый шаг во взрослый футбол. 

Но хотел бы подчеркнуть, что сборная – это краткосрочные встречи, туда приезжаешь только на некоторое время. И футболиста Виталия Кутузова делали совершенно другие люди. В Италии я получил запас прочности, со мной работали на уровне больших серьезных клубов. Поэтому мой первый шаг получился достаточно легким. В дебютном же матче против сборной Венгрии я забил два мяча и отдал голевую передачу. Да и в тот момент у сборной Беларуси была одна из самых сильных команд в истории. Смесь молодости и опыта – это крайне хороший такой симбиоз. Коллектив был очень боеспособным и ребята на поле делали серьезные вещи. Неспроста эта команда до самого последнего дня боролась за путевку в финальную стадию на чемпионат мира-2002. 

Вот и представьте, что чувствует юный человек из молодежки, когда приезжает в национальную сборную и видит искренний футбол Эдуарда Васильевича Малофеева. 

Тактика. Ее просто не было. Мы ничего не знали о сопернике, кроме какой-то вырванной информации, не было подготовленного материала, не говорю уже о точечном подходе к каждой команде. Все ограничивалось стихами, какими-то эмоциональными вводными, а тактики было мало. Вытаскивала нас импровизация всего коллектива, благо ребята играли в больших клубах и имели за плечами какой-то опыт, на котором делали небольшой результат. 

Физическая форма. Когда ты приезжаешь в сборную, то у тебя есть всего три-четыре дня, чтобы восстановиться и прийти в норму. Сложно показать что-то сверхъестественное за такой короткий срок. В Стайки на первый сбор, где поселилась вся команда, нас взяли вместе с Юрой Жевновым. Разбудили в семь утра и сказали смотреть в глаза. Я поначалу думал, что попал в сумасшедший дом, но потом уже понял, что так поставлена работа в национальной сборной. В итоге мы каждый день просыпались в семь утра и смотрели в глаза главному тренеру. Похоже, что он даже и не засыпал. После такого подъема было сложно и лечь спать, чтобы хорошо выспаться, и качественно отдохнуть. Любой футболист тратит много энергии и хочет отдыхать. Да и вообще, отдых – это важнейший элемент, наряду с питанием, в системе восстановления футболиста. А эти подъемы в семь утра меня просто убивали. Я даже пытался увидеть такие методы на нормальном уровне, но не смог. Этот момент меня зацепил и теперь ассоциируется с тем самым понятием «искренний футбол». 

У Малофеева подготовка футболистов была на уровне базовых футбольных занятий, оставшихся, скорее всего, еще с 1982 года, когда «Динамо» стало чемпионом. Почему-то мы очень много играли в баскетбол на досках в зале, чуть ли не каждый день. Мне очень нравилось и получалось играть. Но нужно было понимать, что нам предстояло играть не в баскетбол и не на досках, а через два-три дня с серьезным соперником. 

Да и вообще, мне кажется, это был не самый лучший период в карьере Эдуарда Васильевича. Он был нервным и неустойчивым, не справлялся с какой-то психологической нагрузкой, не смог выстроить единый работающий механизм. И для меня стало шоком, что национальная сборная проводит тренировку без главного тренера. Как вообще может команда приехать на сбор и начать тренироваться без тренера? Как может быть дисциплинированным коллектив, если тренер позволял себе не приходить на занятия? Но в тот момент было гораздо лучше провести занятие без тренера, чем с ним.

Увы, у меня остались только вот такие впечатления. Его помощники не особо пытались что-то навязывать или участвовать в процессах сборной. Не было контроля, чтобы команда слышала и ей можно было управлять. Единственной проверкой был утренний просмотр глаза в глаза. Это сказывалось и на коллективной дисциплине, были нарушены многие внутрифутбольные механизмы. Это меня поразило, я был в шоке. 

Хотя футбол сейчас движется семимильными шагами: поменялись методики, циклы, сама система. Причем все это сменилось уже раз десять. И в этих направлениях было очень сложно увидеть для себя что-то интересное. Будто этого этапа и не было, получил мало хорошего и полезного опыта, квалифицированных знаний. А знания – сегодня очень ценный ресурс, имея информацию – можно иметь все в этой жизни.

Коммуникация. Это сильное качество ЭВМ. В нем есть искра и энергия, поэтому его футбол и назывался «искренним». Это была простота, с помощью которой можно вдохновить людей своей энергией, чтобы за ним шли и преодолевали все трудности. Чтобы коммуницировать с ребятами, тренер старался использовать свои навыки в истории, литературе и поэзии. Но мне кажется, что современный футболист требует немного другого и гораздо большего подхода, более точечного. Этого не хватало, хотя Эдуард Васильевич выстраивал отношения с каждым футболистом и пытался говорить, что-то выяснять и налаживать связь с игроками. И как молодой футболист, на тот момент, я пытался сделать все возможное и невозможное. 

Были и собрания, на которых звучали басни и стихи. Во время одной из басен, после эмоциональных слов Мэтра: «посмотри!», мы с Юрой Жевновым кинулись к окну, но ничего там не увидели. Любой театр мог бы нам позавидовать в этот момент, это было прекрасно сыграно. Придя в свою комнату, мы смеялись минут сорок. Вот что называется, когда два молодых человека попадают в главную команду страны. Ощущали себя, будто оказались в сумасшедшем доме.

Тренерский штаб. Большой человек с белой бородой, который поливал воду на поле и приносил соль – вот главная ассоциация с тренерским штабом этого специалиста. Откровенно говоря, это не самое сильное звено, как такового тренера Эдуарда Васильевича. Да, были помощники, которые в тот или иной момент и пытались делать нужную работу для сборной. Но все это было краткосрочно и этим же нивеллировалась. Я даже не помню, кто тогда был помощником. Представьте себе, что я отработал в том коллективе несколько лет и у меня в памяти ничего не осталось. Кроме человека с бородой. Если еще не поздно, все-таки Мэтру исполнилось столько лет, тот тут точно следует добавлять.

При всем этом, в команде были и играющие ребята, у которых было чему поучиться. Да и в самом Эдуарде Васильевиче была искра, в нем жила энергия. Но на тот момент этого было очень мало и в современном футболе на одном запале далеко не уедешь. Рано или поздно конец должен был наступить. И наступил очень печально. Но даже во всем этом контексте ребята старались и пытались искать себя, создавали что-то большее и даже побеждали.

***

Я не хочу вдаваться во все подробности, но мои ожидания от работы с ЭВМ были гораздо больше, чем они получились на самом деле. Тот шлейф позитива, что был в прессе, у меня растворился уже за первые дни сбора. Когда я понял, что ожидал совсем другого – наступило разочарование. Я все-таки ждал, что этот тренер будет примером и эталоном чего-то большего, но дальнейший опыт мне показал, что большой футбол – это несколько другая материя. Надеюсь, что никто на меня не обидится и не будет бросать в мою сторону камни, но думаю, что сам Эдуард Васильевич согласится, что это был не самый лучший период в его карьере.

Желаю Эдуарду Васильевичу всяческого здоровья, сохранить здоровый дух и бодрствование. Все-таки в этом человеке есть любовь к игре, футболу и людям. И все-таки позитив с тех времен остался и у тренера, и у меня. Конечно, все мы люди и все мы попадаем в жизни в сложные моменты. Каждый имеет право ошибаться и исправлять эти ошибки. Хочу сказать Мэтру огромное спасибо, что дал мне возможность сравнивать, узнать, что такое национальная сборная, что значит быть частью лучшей команды, который представляет всю страну на больших футбольных соревнованиях. 

***

Следующего тренера в рубрике вы можете выбрать сами. Для этого проголосуйте за наиболее интересного вам кандидата в этом опросе. 

Фото: личный архив Виталия; www.pressball.by; www.gettyimages.com

Другие посты блога

Все посты