Tribuna/Баскетбол/Блоги/HOOPS BELARUS/Бывший тренер школы «Цмоки-Минск» открывает баскетбольную Академию. Зачем ему это?

Бывший тренер школы «Цмоки-Минск» открывает баскетбольную Академию. Зачем ему это?

Николай Фокеев – о тренерской карьере, проблемах в белорусском баскетболе и проекте Академии «Добро пожаловать в мечту».

Блог — HOOPS BELARUS
19 августа 2017, 11:54
5
Бывший тренер школы «Цмоки-Минск» открывает баскетбольную Академию. Зачем ему это?

Николай Фокеев – о тренерской карьере, проблемах в белорусском баскетболе и проекте Академии «Добро пожаловать в мечту».

Николай Фокеев родился в Борисове, где и начался его путь в баскетбол. Еще до поступления в физкультурный институт он играл в борисовском клубе «Папирус». После окончания школы Фокеев поступил в БГУФК, в котором начал совмещать игровую и тренерскую карьеры. Отправным пунктом стал «Мэджик-Баскет», которым тогда руководил Константин Шереверя. За время обучения в БГУФК Фокеев тренировал ребят из «Мэджик-Баскет» и параллельно играл в баскетбол в высшей лиге и за университетскую сборную. На последнем курсе сделал вынужденный перерыв в карьере профессионального игрока. Закончив обучение в университете, Фокеев выступал за БГУИР, а потом пришло предложение о работе в клубе «Минск-2006».

***

 

– Как ты попал в «Минск-2006»?

– Работать в клубе я начал с самого его основания. Моей первой группой набора были дети 1996-го года. С ними я выиграл первенство СДЮШОР. В этой группе занимался Роман Рубинштейн, игравший за молодежные сборные Беларуси, а теперь являющийся кандидатом в «националку». Спустя пару лет в «Минск-2006» мне предложили возглавить кадетскую команду клуба.

– Это был серьезный вызов для тебя?

– Да, они должны были играть в  детской Евролиге (EYBL). У меня уже был тренерский опыт и опыт профессионального игрока, но я считал, что этого недостаточно. На тот момент просил не хорошую зарплату, а условия для детей, потому что ребята тренировались в очень маленьком школьном зале. Попросил бесплатные выезды, нормальную форму, две-три тренировки в большом зале и два тренерских семинара в год. Шереверя согласился. До меня дети тренировались под руководством Алексина и уже являлись серебряными призерами чемпионата. Спустя год совместной работы с Вадимом Николаевичем, который очень сильно помогал мне и во всем поддерживал ребят, мы стали чемпионами страны.

- Как тогда твои подопечные из «Минск-2006» выступили в Евролиге?

– Первый год в EYBL сложился не очень удачно -мы оказались в Дивизионе-Б. После того завершения сезона я сказал в интервью, что мы постараемся выйти в элитный дивизион. Многие тогда усмехнулись. В итоге выиграв Дивизион-Б, смогли пробиться в Суперфинал. Восемь человек из той команды потом сыграли за молодежные сборные Беларуси в разных возрастных категориях.

– Чего не хватает детским тренерам в Беларуси?

– Не хватает финансовой мотивации. Для того, чтобы правильно развиваться, нужно правильно работать. У нас зарплата не зависит от того, как ты работаешь. Она зависит от количества часов, проведенных в зале, и никто не спрашивает, чем ты там занимаешься. Допустим, моя последняя зарплата была около 600 рублей. Это с нагрузкой больше, чем на одну ставку, с высшей тренерской категорией и с учетом, что я был старшим тренером в СДЮШОР «Цмоки-Минск». Я считал, что такая зарплата для мужчины унизительна. Хорошо, что параллельно работал с командой высшей лиги, но и этих денег мне не хватало, потому что снимал квартиру за 250 долларов. Приходилось искать дополнительный заработок. Какое-то время даже таксовал.

– Подожди, днем ты был тренером в СДЮШОР «Цмоки-Минск», а вечером работал таксистом?

– В последний год в «Цмоках» было именно так. Я собирался уехать, а мне предложили остаться, мол, разработана система премирования и зарплата будет нормальной. Будучи патриотом, принял решение остаться. Через пару месяцев понял, что не вытягиваю по зарплате. Несмотря на то, что мои воспитанники 2003 г.р. стали чемпионами республики, премии я так и не увидел. Унижаться не хотел – по ночам таксовал.

– Тяжело ли работать в такси?

– Не самый сладкий труд! Но это была та работа, которую можно совмещать с тренерской.

– Сколько ты мог заработать за выходные?

– У меня получалось около 100 рублей за ночь. Давай прямо: меня же никто не заставлял жить в квартире за 250$ – мог ездить из Борисова на электричке или снимать комнату. Но я так не хотел – хотел жить нормально.

– У других тренеров были похожие проблемы?

– Многие тренеры жалуются на зарплату, но продолжают работать. Настоящая беда не в ее размере, а в том, что она со временем не меняется. Считаю, что зарплата должна зависеть от качества работы и уровня профессионализма. Такие игроки национальной сборной как Дмитрий Зайцев, Игорь Галобурда, Константин Ефремов уехали работать в Москву. Возникает вопрос: почему здесь им ничего не предложили? Я знаю, что цена отъезда Димы Зайцева составляла 1000$, а ему сказали, что у нас нет таких денег для детского тренера. Министры говорят, что два миллиона для тренера – это нормально… Для какого тренера это нормально? Для такого, который детям мячик бросит, а сам сидит? Возможно, для него это и нормально.

– Шимковяк как-то сказал, что в регионах баскетбола нет или он на зачаточном уровне. Что об этом думаешь?

– Читал это. У нас в стране любят баскетбол. Но баскетбола нет в регионах, потому что нет игровой практики. Детям в регионах негде и не с кем играть. Уровень областных команд очень разнится. Была ситуация, когда команда Витебской области не приехала на первенство республики: или денег, или формы не было. Такие проблемы не должны возникать. Я бы не сказал, что баскетбола в регионах нет. Он есть. Например, Надежда Каменец успешно это доказала. Просто из всех региональных баскетбольных школ игроков пытаются забрать в одно место. На сегодняшний день, может, и правильно, потому что там нет условий для их развития. Нужно думать, как их создать, чтобы команда из Витебска или другого города смогла выезжать на международные соревнования.

***

– ДЮБЛ – это интересная лига для детских тренеров?

– Я считаю, что вопрос, насколько ДЮБЛ интересная лига не очень актуален, ведь она единственная детская лига по баскетболу в Беларуси. Многие участвуют там не потому что им нравится, а потому что больше негде. Мне как тренеру интересно играть с равным соперником, когда ты постоянно думаешь, какую тактику применить, какого игрока выпустить, что сказать во время тайм-аута. В ДЮБЛ таких игр очень мало, многое проводится для галочки – например, команды заявляются, но не приезжают на тур…

– Ты сказал, что в нашей стране любят баскетбол. Почему же на матчи чемпионата Беларуси приходит так мало людей?

– Во многих играх чемпионата нет азарта, нет шоу. Мне неинтересно идти на финал высшей лиги «Цмоки» против «Гродно-93», где «Цмоки» выигрывают +40. В чемпионате получается слишком большая разбежка. Когда команда проигрывает 40 очков, такую игру неинтересно смотреть. Откуда будет интерес? Я слышал, что у «Цмоков» в этом году должно быть три команды. И что это? «Цмоки» против «Цмоков» и «Цмоками» погоняют? «Гродно-93» всегда вторые и это их устраивает.

– Ты работал с молодежными сборными. Чего не хватает нашим командам для успешного выступления на чемпионатах Европы?

– Нашим игрокам не хватает мастерства. Игры чемпионата Европы сильно отличаются от игр чемпионата Беларуси. Когда стал тренером молодежной сборной, мне казалось, что у нас все нормально и для хорошей работы все есть. Вся система должна работать, но она не работает. Больше всего расстраивает то, откуда берутся задачи, которые федерация ставит перед сборными. Считаю, что у нас нет мужских молодежных сборных, которые могли бы выйти в элитный дивизион, но командам ставят именно такую цель. Получается, как бы ты не сыграл, твое выступление будет расценено как неудовлетворительное. Чтобы добиться выхода в Дивизион-А, недостаточно просто поставить такую задачу – нужно повысить уровень ДЮБЛ и собирать сборные хотя бы с 14 лет, чтобы у тренера было время научить детей, ведь он не волшебник.

– У тебя было когда-нибудь желание завершить тренерскую карьеру?

– Возьмем мой последний год в «Цмоках». Желание работать было. Я приезжаю на сборы, тренируюсь, у меня все классно – хочу работать дальше. Приезжаю в Минск, начинается постоянное дергание, постоянно куда-то надо, бесконечная бюрократия. Желание работать пропадает. Скажу больше: пропадает желание делать свое дело хорошо! Все из-за разных причин. Бросить карьеру? Нет, желания не было. Но уехать очень хотелось, потому что перестал чувствовать себя нужным в этой стране.

– Совсем недавно критиковалась работа Буяльского и отказ Левченко и Веремеенко играть на чемпионате Европы. Как ты к этому относишься?

– Я считаю, что эти люди заслужили максимального уважения. Неважно, какой Буяльский… Плохой или хороший, но он добился этих результатов: бронза на чемпионате Европы, четвертое место на чемпионате мира, участие в двух Олимпиадах. Конечно, нельзя забывать, что у него был отличный состав, для этого результата пришлось потрудиться многим тренерам, федерации и всему персоналу сборной. Я считаю, что Буяльский – один из лучших белорусских тренеров и с него хочется брать пример. А Лена и Настя – наша гордость, отдали столько лет сборной, могли позволить себе побыть с семьей и залечить свои травмы. Их нельзя в этом обвинять, а уж тем более в том, что они занимают ставку в сборной.

– Основная проблема в белорусском баскетболе на твой взгляд?

– У нас люди не верят в себя. На разных этапах перед нами постоянно ставят какие-то задачи, нужно выиграть медали и кубки для того, чтобы об этом можно было красиво написать в отчетах. А если нет медали – ты плохой. Многие забывают, что основная задача состоит в том, чтобы вырастить игроков, личностей, воспитать победителей. Дети не верят, что их может заметить скаут, что их возьмут в хороший клуб. Мы сегодня должны дать нашим игрокам лучшее, чтобы следующее поколение тоже хотело играть, а то они просто забьют на баскетбол.

– Как считаешь, белорусский баскетбол все-таки развивается или деградирует?

– Наш баскетбол на дне. Двадцать лет назад мы выиграли молодежный чемпионат Европы. И что? Мы это будем 70 лет отмечать, как победу в Великой Отечественной? Я не спорю, что ребята, которые  выиграли тот чемпионат, всегда будут нашей гордостью. Я с огромным уважением отношусь к каждому из них, но сегодня лучше ставить новые цели и задачи. На данный момент, мы – на дне. Это надо признать и начать работать по-другому. Иногда лучше утонуть и отталкиваться от дна, чем барахтаться где-то посередине.

– И что ты предлагаешь делать молодым баскетболистам?

– Люди должны уезжать. На прошлой Олимпиаде сербская сборная стала второй. В тот момент я был на сборах в Сербии, и мы вместе с тренерами смотрел финал. Мне стало интересно, сколько игроков сербской сборной выступает во внутреннем чемпионате. И представляешь? Только один. Один! Все остальные играли в клубах НБА, Евролиги... Самый сильный детский чемпионат Сербии 16-17 лет, так как примерно в этом возрасте ими начинают интересоваться профессиональные клубы, и многим игрокам предлагают контракты. Надо сделать так, чтобы у наших детей тоже была возможность уехать играть за границу.

– Какие белорусские баскетболисты раскрылись, играя за границей?

– Очень много белорусских игроков! Лидерами сборной почти всегда становились баскетболисты, которые перед этим смогли уехать и получить международный опыт игры. После чемпионата Европы в 1994 году почти вся сборная подписала контракты с иностранными командами. Тогда Мещеряков, Куль и Кривонос получили предложения от американских колледжей. Кудрявцев, Веремеенко, Параховский, Пустогвар и Лютыч – все они прогрессировали не в белорусском чемпионате. Мы хотим, чтобы сборная хорошо играла, но не хотим отпускать игроков. Где логика? Статистика говорит об обратном. На сегодняшний день не у всех наших клубов есть возможность растить топовых игроков. Раз не хватает своих рук, тогда пусть воспитывают чужие.

– Под эгидой НБЛ ты открываешь Академию «Добро пожаловать в мечту» для детей от 3 до 7 лет. Как пришла эта идея?

– Эта идея рождалась у меня очень давно. Это было моей мечтой. Мне всегда нравился микроклимат, который был в моих командах. Это – семья. Дети, с которыми ты занимаешься, они все как родные. Хочу передавать такую традицию из поколения в поколение, а не просто замыкаться внутри своего коллектива. Только в этой атмосфере можно жить и работать. В государственной структуре я этого не видел. Пришло время все изменить.

– Почему ты выбрал именно такой возраст своих воспитанников?

– Этим возрастом у нас в баскетболе никто не занимается. Очень мало залов, где есть баскетбольные стойки, в которых опускаются щиты. Ребенку просто необходимо забрасывать мяч в кольцо. Если он не будет попадать, то ему просто-напросто станет неинтересно. Я хочу, чтобы мы в этом возрасте привили детям любовь к баскетболу, чтобы они хотя бы знали, что это такое. Со временем можно более профессионально нацелить детей на баскетбол. Нужно начинать тренировать ребят с более раннего возраста, чем это делает СДЮШОР. Это то дно, от которого нам нужно отталкиваться и начинать растить наших чемпионов. Тогда мечты станут реальностью.

– Главная цель Академии...?

– ... чтобы как можно больше детей влюбилось в баскетбол. Хочу, чтобы ими интересовались агенты и скауты, чтобы ребенок мог уехать учиться и играть за рубеж. Главная цель: чтобы белорусские баскетболисты стали востребованы.

– Почему наши баскетболисты все же перестают быть востребованными?

– Ситуация такая, что нашими игроками интересуются до 16-17 лет. Для игрока этого возраста необходимо как можно больше играть. А в белорусском чемпионате у него нет такой возможности. Если баскетболист не получит игровую практику, он перестает быть востребованным. У него не будет хорошей статистики, у него не будет видео с хорошими играми. Без этого всего очень трудно себя продать. После 16 лет перспективные баскетболисты должны стараться уехать. Я буду счастлив когда-нибудь увидеть своего воспитанника на паркетах НБА или Евролиги...

– В Беларуси есть такой же проект как у тебя?

– Я не слышал ни о чем подобном в нашей стране. Надеюсь, что Академия поможет сделать белорусский баскетбол лучше. Хочется привлечь в ее работу как можно больше людей, которые еще не потеряли веру в то, что мы все-таки сможем возродить те баскетбольные традиции, которые у нас были. И когда-нибудь снова начнем возвращаться с чемпионатов Европы победителями!

 

Фото: из личного архива Николая Фокеева

Другие посты блога

Все посты