Tribuna/Биатлон/Блоги/Winterfell/Лучше жить вообще без белорусского мужского биатлона, чем жить с таким. Это невозможно терпеть

Лучше жить вообще без белорусского мужского биатлона, чем жить с таким. Это невозможно терпеть

Сколько можно терпеть этот мрак?

Блог — Winterfell
Автор — Вадим Кнырко
21 декабря 2017, 23:00
22
Лучше жить вообще без белорусского мужского биатлона, чем жить с таким. Это невозможно терпеть

Вадим Кнырко негодует.

Фото: VK-группа «Биатлон онлайн»/ Денис Костюченко

Пока белорусские биатлонистки проводят впечатляющий старт сезона в Кубке мира (последний раз три разные белоруски поднимались на пьедестал больше десяти лет назад), мужики благополучно проваливают год. Ужасы начались уже в первых гонках Эстерсунда. В смешанной эстафете Чепелин и Бочарников опустили Беларусь после Скардино и Домрачевой с шестой строчки на двенадцатую. Дальше были личные гонки и оккупация мест от восьмого десятка до одиннадцатого. Настоящий ад!

Дважды в сезоне белорусы не смогли отобраться по итогам спринтов в преследование. Лучший результат нашего биатлониста в личной гонке – 33-е место Романа Елетнова в спринте в Швеции. И это единственный заезд белоруса в очки. Снова страшно, да?

Апогей нелепости белорусского мужского биатлона наступил в эстафете Хохфильцена, когда белорусов сняли как круговых и присвоили последнее место – позади Румынии, Кореи, Японии и Литвы, к примеру. Выступление Максима Воробья на первом этапе некоторые назвали «и смех, и слезы», но все-таки тут смеяться не хочется. Падение на старте, промахи, проблемы с винтовкой, круги штрафа – такое чувство, что сам Всевышний намекает: ребята, биатлон – это не ваше.

Беларусь уже позади многих. Взять хотя бы тех же соседей-украинцев. У них тоже женская команда сильнее мужской. Но мужики не опускаются на дно: борются за очки, попадают в топ-6 в эстафете. Сергей Семенов не так давно был медалистом чемпионата мира. Да что украинцы – эстонцы даже. Уже три спортсмена из этой прибалтийской страны познали вкус очков в сезоне. Унизительно для нас? Да.

C середины «нулевых» в белорусском мужском биатлоне наступила самая настоящая задница. После ухода Рыженкова, Драчева и Сымана нам постоянно твердили о смене поколений, которую никак не удается довести до ума. То ли от отсутствия системы, то ли от отсутствия кадров, которые могли бы работу этой системы выстроить. Впрочем, это все разговор об одном и том же. Иногда наших биатлонистов прорывает, но периодичность этих прорывов шокирует. Во время ожидания медалей ваша жизнь менялась крутейшим образом, потому что за 5-7-летний отрезок меняется действительно многое.

Судите сами: после достаточно успешного предолимпийского сезона-2004/05, когда медали на этапах КМ брали Рыженков и Сыман, наступил полнейший штиль. Через пять лет наше мироощущение взорвал Сергей Новиков, который чудесным образом взобрался с Уле-Эйнаром Бьорндаленом на одну ступеньку пьедестала Олимпиады в Ванкувере – ни до, ни после этого Сергей не выиграл ни одной награды на этапах Кубка мира. А дальше снова пустота – шаром покати. До прошлого кубкового сезона, когда медаль в Эстерсунде урвал Владимир Чепелин. 

Но это все редкие всплески, которые сменяются полнейшей безнадегой. Если женский биатлон мы смотрим с надеждой, то мужской только ради того, чтобы посмотреть на разборки Йоханнеса Бо и Мартена Фуркада. Наши биатлонисты настолько слабы и неконкурентоспособны, что банально не попадают в отдельные гонки. На последнем этапе Кубка мира в Анси белорусы так поучаствовали в спринте, что не попали в пасьют и, естественно, оказались за бортом масс-старта. Такое чувство, что туристы какие-то приехали на денек покататься.

Иногда кажется, что в белорусском биатлоне что-то наклевывается. Но потом происходит какое-то событие – и уже не кажется. Был чемпионат мира, когда Юрий Лядов четыре раза подряд попал в топ-20 в личных гонках. Но как только из сборной убрали Олега Рыженкова и поставили главным Александра Сымана, все это куда-то исчезло. Сыману куда чаще приходилось сетовать на досадные курьезы и призывать не впадать в уныние. Как тут не впасть-то! А Рыженков сейчас работает в сборной Литвы...

Белорусский биатлон требует реформ. И побыстрее. Причем реформы эти можно было бы провести и своими силами. Но если разбрасываться такими кадрами, как Рыженков или Сашурин, сделать это будет проблематично. 

Что-то нужно менять точно. Каждый год вбухивать государственные и спонсорские деньги в трубу – очень странное занятие. Затраты на содержание биатлонной команды действительно большие. Экипировка, сборы, зарплаты, сервис-группа, тренеры – это недешево. Хочется верить, это не для мужиков искали тренера с месячным окладом в 10 тысяч долларов.

Мы готовы подолгу и много платить за то, что раз в несколько лет лицезреть чудо без какого-либо продолжения. Даже если чудо происходит на Олимпиаде, стоит ли оно того?

Это ни в коем случае не призыв полностью закрывать мужской биатлон, оставляя только женское отделение. Но перевод мужского биатлона на полулюбительские рельсы назрел уже давно. Пускай биатлонисты своими результатами убеждают спонсоров в своей перспективности. Если нет результата, но хочешь заниматься биатлоном – тренируйся сам. Ищи финансовую поддержку, устраивай краудфандинги, экономь, получай стипендию от родного РЦОП или УОР (если они готовы тебе платить). В текущей ситуации лучше условную копейку пустить на развитие детского и юношеского спорта, чем на то, что сейчас происходит у мужиков.

Еще один важный момент – надо полностью отказаться от привоза россиян. Мы любим себя обманывать и, прячась за чужие труды, рассказывать, как у нас развивается спорт, но в биатлоне это не прокатывает. В последних сезонах все было очень плохо – ни одного качественного попадания с российским импортом (да что там, у россиян самих нормальных биатлонистов не хватает). Одно дело, если бы «легионеры» дают результат – тут может быть хоть какое-то оправдание. Но где результат у Абашева, Бочарникова, Ильченко? Даже на Кубке IBU просвета не видать. И ведь это далеко не все. Вы же наверняка помните Бабчина, Дюжева, Панфилову. Для чего все это было? Да ладно результата – хоть бы конкуренцию создавали. Но о какой конкуренции речь, если этих россиян превосходят свои же вчерашние юниоры.

Своих молодых, конечно, необходимо поддерживать. Но поддержка эта не должна быть бездумной и должна иметь какие-то пределы. Она не дожна превращаться в содержание иждивенцев. Если биатлонист переходит из молодежного возраста во взрослый биатлон, можно создать какой-то определенный порядок финансирования. К примеру, после перехода во взрослую команду биатлонист получает полное финансирование и пару лет на самореализацию. Если в течение этого периода наш талант не показывает каких-либо приемлемых результатов (заезды в топ-30 или топ-40, итоговое место в топ-40 Кубка мира ну или хоть какой-то намек на прогресс), его переводят на самоподготовку. Впрочем, над вариантами можно подумать. И желательно, чтобы думали об этом не сторонние наблюдатели и дилетанты, вроде меня, а специалисты. 

Честно, я готов потерпеть несколько лет без мужского белорусского биатлона вообще. Хотя его и сейчас-то нет.

Другие посты блога

Все посты