Алла Цупер: «Дочку во фристайл не отдам»
Потрясающая победа Аллы Цупер – в комментариях спортсменки, рассказавшей, как ей удалось взлететь на пьедестал, главного тренера команды, объяснившего феномен, и первого вице-президента НОК, пообещавшего сюрприз от президента.
Потрясающая победа Аллы Цупер – в комментариях спортсменки, рассказавшей, как ей удалось взлететь на пьедестал, главного тренера команды, объяснившего феномен, и первого вице-президента НОК, пообещавшего сюрприз от президента.
– Хочу сказать большое спасибо всем людям, которые за меня болели, команде, тренерскому составу, докторам. Сегодня на соревнованиях также присутствовал супруг, который переживал за меня. Безусловно, рада стать олимпийской чемпионкой. Наконец-то добилась того, к чему шла и чего хотела!
- Вы вообще предполагали, что сможете совершить такой подвиг?
– Старалась :). Изо всех сил старалась! До сих пор не верю, что смогла это сделать, что стала олимпийской чемпионкой. Спасибо всем, кто верил в меня, болел и поддерживал!
- О чем думали перед последним прыжком?
– Не успела ни о чем подумать. Все произошло очень быстро. Во втором финале стала четвертой, поэтому пришлось сразу подниматься на склон, выполнять заключительную попытку. Старалась ни о чем не думать, кроме прыжка.
- Сколько лет занял у вас путь к олимпийской медали?
– Дайте подумать... 22 года! И я ничуть не жалею о времени, затраченном на фристайл.
- Что испытывает человек, завоевавший олимпийскую медаль?
– Гордость, радость!
- В финале вы великолепно исполнили сложнейший прыжок «фул-фул-фул». Как решились?
– Во-первых, хочу сказать, что подобный прыжок на снег исполняла второй раз за всю карьеру. Когда начался финал, мы с Николаем Ивановичем Козеко обсудили, что будем показывать. Самый сложный прыжок оставили на потом, на суперфинал. Звезды сошлись!
- Выходит, разговоры про теплую погоду, жесткое приземление, проблемы с разгоном – ничто? Вообще, обращали на это внимание?
– Нет. Для меня соревнования проходили в комфортных условиях. Ребята подготовили трамплины, склоны разгона и приземления на очень достойном уровне. Во все дни, которые мы здесь тренировались, меня все устраивало. Поддержка зрителей в том числе.
- Быть или не быть вам в финале решили три сотых балла. Что вы почувствовали в тот момент? Радость? Расслабление? Или дополнительную супермотивацию?
– Когда стояла и ждала результатов девочек, прыгавших после меня, думала: «Как будет, так будет. Попаду – поборюсь. Нет – значит, судьба у меня такая».
- На первых ролях в дисциплинах фристайла обычно молодежь, а в акробатике на пьедестале две спортсменки, разменявшие 30-летний рубеж. Есть какой-то секрет?
– Не без этого. Но я – не единственный пример. Допустим, в Турине медалисткой стала возрастная австралийка. Думаю, мы просто знаем, чего хотим, и добиваемся этого.
- Это третье «золото» для Беларуси в Сочи и четвертая медаль вообще. Насколько вам приятно быть частью такого достижения?
– Очень приятно! Я достойно выступала за Беларусь. Не жалею, что в 1998 переехала сюда из Украины. Наши биатлонистки тоже прекрасно выступили, молодцы! Думаю, это не последние медали Беларуси в Сочи. Мужчины тоже должны себя показать. Маленькая страна – много медалей. Здорово! :)
- Почему вы приостановили карьеру, а потом решили ее возобновить?
– В Ванкувере, когда я попала в финал, но не заняла призовое место, подумала, что данная Олимпиада для меня последняя. Все, дальше выступать не буду. Отдохнула два года, родила дочку. А потом мне предложили попробовать вернуться. Получится – продолжу выступать. Начала тренироваться, у меня все пошло, меня поддержали. Я была настроена закончить достойно.
- Как за столь короткий период удалось подготовиться к штурму таких вершин?
– Постепенно :). Проводили сборы, трижды выезжали летом в Швейцарию. Прыгала свою программу, давно хотела попробовать «фул-фул-фул», однако все не получалось – то травма, то в финал не попаду, то еще что-то. Здесь у меня все сложилось.
- У вас потрясающая карьера. А свою дочку отдали бы во фристайл?
– Нет.
- Почему?
– Это очень травматичный вид спорта, с большими нагрузками. Так что дочка будет только на лыжах кататься :).
- Можно ли сказать, что нынешнее «золото» – плата судьбы за четыре предыдущие Олимпиады?
– Может быть, на тех Играх я кое-где сомневалась в своих возможностях, а нынче, после возвращения, в меня поверили все. В том числе, и я сама.
- Вы стали первой женщиной-акробаткой в истории белорусского фристайла, кому удалось завоевать медаль. Что для вас значит такое достижение? Успели его осознать?
– Пока нет. До сих пор не верю, что стала олимпийской чемпионкой. Где-то в голове еще сидит, будто это были обычные соревнования, которые я выиграла.
- Кто успел вас поздравить?
– Ребята из команды, тренеры, доктора. Ну, и все волонтеры, готовившие склон. А также болельщики из Беларуси.
- Как думаете отметить?
– Хочу отдохнуть и встретиться с супругом.
- Планируете посетить еще какие-нибудь соревнования Олимпиады?
– Да, хотелось бы. На биатлоне побывать, например. На хоккей уже когда-то ходила. Если бы выступали белорусы, съездила бы. А так не горю желанием.
- Что можете с высоты олимпийской чемпионки посоветовать молодым ребятам, которым предстоит долгий карьерный путь?
– Не переживать. И прыгать свои прыжки, как они умеют.
- Дарья Домрачева на церемонии награждения пела белорусский гимн. Может, и вы споете? Время подучить строчки еще есть.
– Я прослушаю :).
- Когда ехали сюда, загадывали выстрелить, закончить на мажорной ноте?
– Старалась не думать, что это пятая Олимпиада. Когда начинаешь об этом вспоминать, в голову лезут и мысли о неудачах. Когда пришла в пятницу на тренировку, решила для себя, что это моя первая Олимпиада. Тогда волнения у меня практически не было. Так получилось и сегодня. Старалась меньше волноваться... Ну, может на первом прыжке, в квалификации, чуть-чуть было, но когда упала, мандраж прошел. Настраивалась придти, сделать свое дело и уйти.
НИКОЛАЙ КОЗЕКО: «Кто бы взялся за такой труд без веры в успех?»
- Николай Иванович, после прилета вы сказали, что Алла – опытная спортсменка, и это может стать ее козырем. Выходит, опыт помог?
– Думаю, нет. Просто вокруг нее не было того ажиотажа, который обычно присутствует. Алла не ходила в фаворитках. Все было рассчитано на один старт. Никакого внутреннего предстартового давления, мол, «должна, должна». Она просто прыгала и все. Вот и получилось легко. В конце, конечно, тактически немного обыграли всех. Рисковали. Причем, на каждом этапе. Первый можно было пройти на тоненького, на небольшой сложности. На втором уже нужно было обязательно прыгать что-то посложнее. А на третьем хорошо, что начинали – озадачили всех. Остальное нужно было решать соперникам. Они не справились.
- С ребятами теперь будет отдельный разговор? Надо взбираться на пьедестал.
– Оу. Давайте об этом потом поговорим :).
- Знаем, вы уговаривали Аллу вернуться именно под Олимпиаду. Расскажите.
– Это было обоюдное желание – и Аллы, и мое. У нас была надежда, что она сможет хотя бы приблизиться к своим кондициям. Получилось так, что здесь она попробовала новый прыжок, которым фактически выиграла Олимпиаду.
- Что случилось с китайцами, которые традиционно сильны в акробатике?
– Борьба, напряжение, нервы. По сути, никто из них в финале и близко не показал хороших прыжков. Напряжение было такое, что на качество надеяться не приходилось. Тут бы ноги унести, как говорится :).
- Алла сказала, что эта Олимпиада для нее последняя.
– Давайте не будем бежать так быстро...
- За спиной Цупер вы кого-то видите?
– Хороший вопрос. Здесь нам есть, над чем поработать.
- Праздновать победу будете или подождете 17-го числа, когда отпрыгают мужчины?
– Мы уже празднуем! Все счастливы!
- А в узком кругу?
– Посмотрим, как сложится.
- Сами-то верили в успех?
– Как не верить-то, если всего за год проделали такой путь? Кто бы взялся за такой труд без веры?
ИГОРЬ РАЧКОВСКИЙ: «Медалистам Олимпиады глава государства подготовил сюрприз»
– Тяжело представить, что сейчас творится в Минске. Особенно зная отношение к спорту главы государства. Александр Григорьевич сидел у экрана телевизора, следил, как выступает Алла, и когда мы общались по телефону, были слышны радостные эмоции. Конечно, президент сразу поздравил чемпионку, ее тренера.
Сейчас мы поднимемся в деревню, где проведем официальную часть: подарим Алле цветы и знак олимпийского комитета, который вручали Дарье Домрачевой. У нас сегодня большая радость. Николай Иваныч на свое дело положил всю жизнь. Когда говорят «есть еще порох в пороховницах», это и имеют в виду. Добавлю, что от главы государства нашим медалистам готовится сюрприз. Но об этом позже.
Ну а тот факт, что мы сейчас обошли в медальном зачете и Китай, и Россию, говорит о многом. Мы вот стоим с Николаем Ивановичем и не можем поверить! :)
Фото:noc.by