Tribuna/Баскетбол/Блоги/Красивый акцент/Татьяна Лихтарович: «Хардинг хотели назвать Дусей, но она выбрала имя Лиза»

Татьяна Лихтарович: «Хардинг хотели назвать Дусей, но она выбрала имя Лиза»

Интервью, после прочтения которого, вы заново переживете эмоции женского чемпионата Европы по баскетболу.

Автор — Игорь
9 августа 2015, 10:00
6
Татьяна Лихтарович: «Хардинг хотели назвать Дусей, но она выбрала имя Лиза»

Интервью, после которого вы заново переживете эмоции женского Евробаскета.

– Вам хоть торт купили после того, как забросили итальянкам на последней секунде?

– Ой, это было очень эмоционально. Меня все так крепко обняли. Но я бы все-таки отметила, что это командная работа. Если бы Катя Снытина не бросила, а мяч не отскочил ко мне, то я бы и не забила. Конечно, девчонки были очень рады. Я тоже. Первая игра – это очень важно. Если бы мы проиграли, было бы очень сложно дальше на дистанции. Как правило, возникает дополнительное давление. А когда выиграешь, то уже идет по накатанной.

Тортика не было,  мы не отмечали, но все были безумно рады. Так переполняли эмоции, что еще долго не могли заснуть. Где-то только после полуночи удалось сомкнуть глаза. Первый день был очень тяжелым. Сначала долго ждали матча, ведь мы играли аж в восемь вечера. Все это время нервничали. Обычно спим перед игрой около часа, а тогда вообще не могли заснуть. Ну и после...

– Как вы успевали восстанавливаться?

– Физически это нетрудно. Лично мне даже нравится. Я люблю большие нагрузки. А вот эмоционально собраться очень непросто. Тем более все просят и ждут победы. Телефон разрывался от смсок. Я пыталась отключиться, но это было практически невозможно. Ощущение, что вся страна наблюдает за тобой.

Да, видела этот заголовок на вашем сайте. Когда опубликовали, мне стали писать еще больше.

– Предлагаю Анатолию Буяльскому забирать телефоны.  

– Нет-нет. Мы уже в том возрасте, когда умеем сами себя настраивать. Я отключала телефон, когда это было нужно. Плюс мало кому отвечала. Только просматривала сообщения. Разговаривала лишь с родными. Родители – это лучшие болельщики. Они внимательно следят за игрой, и когда звонят, то не накручивают, что вот надо выигрывать. Мама так вообще всегда успокаивает: «Ты молодец, главное, чтобы здоровенькая была». У меня мама, для которой самое важное – здоровье ребенка. И вообще, она плакала, когда звонила после матча с Италией. Впрочем, мама всегда плачет. Во время просмотра матча бегает из комнаты в комнату, тискает нашу собаку. И только папа кричит ей результат. А вот он бывает жестче: «Давай забрасывай уже». Хотя после Италии говорил, что очень рад за меня, что именно я сравняла счет. Как обычно, их ребенок – лучший.

– То есть интернет вы не читаете?

– Нет, на самом чемпионате ни в коем случае. На предыдущих турнирах нам рассказывали некоторые комментарии с форумов. Так мы решили, что от этих мнений лучше вообще абстрагироваться.

– Вы говорили, что Турция – самый серьезный соперник. Как вам удалось прихлопнуть его с разницей в 15 мячей?

– Начну с того, что с турчанками мы встречались очень часто. Проигрывали им ответственные игры. А в Румынии все сложилось. Мы стали командой, семьей. Сплотились конкретно на эту игру. Получили огромное удовольствие от проделанной работы. В этом заключалась наша сила. Ну, и нельзя не отметить очень хороший процент попадания.

– Вы не обалдели от того, когда стали выигрывать всех подряд?

– Отвечу лично за себя. Я чувствовала, что мы можем взять даже медали. Было твердое ощущение: мы – топовая команда, которая не хуже испанок, сербок и других. Я восприняла это спокойно и сказала сама себе: «Хорошее начало, надо продолжать в том же духе». Просто чувствовала, что пробьемся на олимпийскую квалификацию.  Но эйфории не было.

– Куда подевался весь кураж на втором этапе?

– Что-то надломилось. Нам не хватало двух-трех очков. Это женский баскетбол... Здесь часто не хватает одного броска. Да и не было того успешного процента, который показывали на первом этапе. Не хватило удачи. Промазали много штрафных. И лично я как будто провалилась на втором этапе. Эти поражения немного прибивают и морально, и физически. Задавалась вопросом, что происходит, почему именно сейчас. В общем, мы провалились.

Но! Везде надо искать плюсы. В итоге мы попали на Литву. Мы с этой командой часто играли. Представляли уровень баскетбола соперниц. Знали, что эт команда прибавляет в третьей и последней четверти. Литовки так играли на протяжении всего турнира. С кем бы ни сражались. Россию они одолели именно так. Мы понимали: надо быть готовым, что они прибавят.

Вообще, мы много анализировали. Перед каждой игрой внимательно разбирали оппонента. Анатолий Сергеевич давал нам флэшки с записями игр соперника. Накануне встречи с командой мы сами разбираем все эпизоды.  После на тренировке отрабатываем все комбинации. Это очень полезно конкретно для игроков. Так лучше понимаем,  когда надо пойти в проход или поставить заслон.

Снытина просто встряхнула всех у экрана. Посчитала, что маловато было использовано валидольчика :)

– Матч с Литвой запомнился еще одним эпизодом.  Екатерина Снытина за секунду до конца матча привезла нам атаку. Как это можно объяснить?

–  Ох, после игры было очень много эмоций. У некоторых случилась настоящая истерика. Никто не понимал, как вообще можно было так ошибиться. Хотя некоторые просто плакали от радости, что все-таки мы выиграли. Но я Катю понимаю. Она хотела отдать передачу мне, но я просто физически не могла догнать тот мяч. Если бы я дотронулась до него, то игра бы закончилась. Вот такая у Снытиной была задумка. Надеюсь, теперь все поймут ее действия.

Признаться, бедная-бедная Катя. Люди до сих пор спрашивают, как так произошло.  Я бы уже психанула. Тем более никто не отмечает ее заслуги, а указывают только на один злосчастный эпизод. Сколько можно обращать внимание? Катя просто встряхнула всех у экрана. Посчитала, что маловато было использовано валидольчика :).

Мы вот были на турнире Red Bull. У нас брали интервью. И Кате снова задали вопрос по этому моменту. Если честно, мне показалось, что она  сейчас сорвется.  Я так и сказала журналисту, что уже опасно для здоровья задавать такие вопросы :). А Катя спокойно все-таки  ответила. Мол, так бывает. Мы уже шутим, что она вошла историю. Теперь ее узнало еще больше людей. Отличный пиар. 

В команде же Катюша проставилась. Тортиком :). Нам надо было быстрее забыть этот досадный эпизод. Просто девчонки очень бурно отреагировали. Особенно те, кто сидел на скамейке.  Некоторые конкретно сорвались. Никто не рычал, но все-таки переносили тяжело. Катюша искренне просила у всех прощения.

– В инстаграме вы во всю ставите хештег #roadtoRio2015. Уже готовитесь к Олимпиаде?

– Конечно, нам еще рано говорить об этом. Но уже сейчас мои тренировки направлены на то, чтобы прогрессировать. Безусловно, я хочу быть подготовленной к игре за клуб. Но главное национальное соревнование – это окончательный отбор на Олимпиаду. И как-то мысленно и физически уже готовимся к Рио, поэтому появился вот такой хештег. Мы занимаемся вместе с Татьяной Ловец. И она строит тренировки так, чтобы хорошенько подготовиться как раз к Бразилии. Олимпиада – это моя мечта. Да, была в Пекине, но тогда мне отводили мало игрового времени. А я хочу быть основным игроком.

Так вот, сейчас у нас такая небольшая тусовка из сборной на тренировках у Татьяны. Я, Екатерина Снытина, скоро Настя Веремеенко подъедет. Просто все очень и очень любят Ловец. Она – один из лучших тренеров по физподготовке у нас в стране. Плюс я в последнем матче чемпионата получила травму локтя. Но сейчас благодаря работе с Татьяной уже восстановилась.

Ловец прекрасно знает, что нам нужно. Постоянно учится. Я вижу, как она хочет помочь нам. И ей это нравится. К такому человеку приятно ходить на тренировки. Но самое главное – результат. Вот я с ней потренируюсь две недели, и потом начинаю быстрее ускоряться, выше прыгать. Я реально это чувствую. Перед тем, как уехать в Чехию, я с ней тренировалась около месяца. Потом в Европе меньше 20 не забрасывала. В каждом матче играла на отлично. Там сильный чемпионат, но я  чувствовала, что быстрее всех. Надеюсь, в этом сезоне так же успешно проведу первые матчи.

– Тем не менее, будет еще дополнительный отбор на Олимпиаду. Объясните, пожалуйста, всем: это формальность?

– Если честно, пока никто не может дать ответ на этот вопрос. Нам попадутся очень экзотические команды, о которых мы практические ничего не знаем.  География будет очень широкой. Боюсь даже предположить, кто там будет. Рано говорить пока о том, что мы уже на Олимпиаде. Просто уже создался какой-то фон, что вот мы уже отобрались. Хотя, значит, в нас верят. Мы и сами верим. Слава Богу, выполнили ближайшую цель – пробились в квалификацию.

– А реально было взять медали?

– Да. На матч за третье место мы выходили как на бой. Когда стали в кружочек, чувствовали огромный заряд бодрости. Лена Левченко сказала хорошие слова. Мы были мотивированы. С испанками могли бороться, но случилась беда... Я получила травму. К тому же в начале матча, когда никто не ожидал. Возможно, если бы это произошло в конце встречи, то девчонки за счет злости на судьбу дожали бы соперника... А так чего-то не хватило.

Лично я даже матч не смотрела. Сразу поехала в больницу. Просила сопровождающего сообщать счет. И чем дольше ехали, тем разрыв становился все больше... Я заплакала. Не от боли, хотя было ужасно тяжело, а из-за того, что не смогла помочь девчонкам.

Хардинг как-то сидела за столом, и на русском с таким явным акцентом закричала: «Прынэсытэ мнэ хлэб».

Но в итоге нашли и плюс. Отобрались на Олимпиаду. Это круто. Плюс почувствовали, что этим составом нам по силам занимать самые высокие места. Еще стали сплоченнее. И, конечно, прибавили за счет приглашения Линдсей Хардинг.

– Как у нее дела?

– Ну это просто высший человек! Она отлично влилась в наш коллектив. Со всеми прекрасно общалась. Она супер! Так, что ее впечатлило? В Беларуси на улицах все таращились на нее. Мы как-то вышли погулять с ней, кто-то кинул взгляд, и она тут же с таким классным акцентом: «Смотры, это на мэня смотрат».  А так она играла в Европе, так что спокойно на многое реагировала. Очень позитивный человек.  Ее ничем нельзя шокировать. Она не из тех американок, которые кричат на каждом шагу: «О мой Бог, как вы здесь живете».

Но при этом  она сильно нас веселила, особенно, когда пыталась говорить со всеми по-русски.  Тоже первый номер, как и Линдсей, Света Кудряшова часто сидела с ней вместе за обедом. Так они учили друг друга языку. В конце турнира Света выдала: «Знаешь, Таня, я уже английский понимаю.  Плохо говорю, но все понимаю». Смешно, когда Света, например, ей говорила: «Ммм, вкусный салат». А Линдсей с абсолютно потерянным взглядом просто повторяла за ней: «Даа! Вкууусно».  Она действительно компанейская. Иногда Света давала ей послушать русскую музыку. Я видела, что Линдсей вообще не понимала, о чем там поется, но при этом говорила: «О, йес, гуд сонг».

Хотя Линдсей уже знает русские слова. Мы научили мату? Ну да, прикольно. Когда я в Чехию отправилась, меня тоже обучили первым делом плохими словами.  Но вот Линдсей очень смешно говорила. Конечно, знала стандартный набор «привет», «пока». А как-то сидела за столом, и на русском с таким явным акцентом закричала: «Прынэсытэ мнэ хлэб».  Еще вот Анатолия Сергеевича называла в основном коуч, но иногда «трэнэр».

Кстати, мы пытались выбрать ей какое-нибудь русское имя. Сначала хотели назвать либо Дусей, либо Марусей. Но она кричала: «Нэт-нэт-нэт». В итоге сошлись на том, что будет Лизой. Она сама выбрала этот вариант.

Правда, на тренировке Линдсей сразу отбрасывает все шуточки и пытается всем подсказывать. Если честно, она очень расстроилась, что мы не вышли в финал.  Вообще, это отличный игрок, который заметно усилил нас.

– Неужели все так круто в таком сложном женском коллективе?

– Ой, ну, вне площадки мы можем что-то не поделить. Но во время матча нас всегда объединяет одна общая цель. Даже если кто-то с кем-то поругался, мне все равно. Главное, чтобы они показывали свой максимум в игре. Мы понимаем, что не можем заставить всех дружить между собой. Повторюсь, главное – быть командой на площадке.

– Для меня открытием чемпионата стала Мария Попова. А  кто удивил вас?

– Лично я Машу видела в деле еще раньше, поэтому она меня не удивила. И она, и Оля Зюзькова выходили и забрасывали несколько трешек. Это хорошие игроки топ-уровня. Если бы вышла, например, Марина Иващенко и так себя проявила, то тогда она бы стала открытием.

Еще я очень рада за Настю Веремеенко. Она вернулась после родов в большой спорт, прочувствовала топ-турнир. Ей было безумно тяжело. Еще недавно она рожала, кормила ребенка, а тут уже надо выступать на чемпионате Европы. Я всегда в восторге от тех, кто возвращается после родов. 

– Наша команда жаловалась, что на турнире элементарно не хватало еды. Это как вообще?

– Например, организаторы на команду выдавали строго по одному кусочку мяса. Мне этого хватало. А вот нашим большим, у которых рост больше двух метров, этого реально мало. Приходилось самим где-то докупать себе продукты. Такие же проблемы были  у всех команд. Да и никакого разнообразия. Одни макароны, и все.

Иногда приносили только свинину. У меня непереносимость этого мяса. Пришлось просить, чтобы приготовили что-то другое. Как-то уладили. Но боюсь представить, какой скандал могли закатить мусульмане из Турции.

Еще многие жаловались на паркет. Между досками были реальные дыры, а это очень сильно сказывается на отскоке мяча. В Беларуси мы такое встречали, так что играли почти, как дома :). Плюс мы выиграла в этом зале в Румынии все наши игры, поэтому он, можно, сказать, фартовый. 

– Самый позитивный момент чемпионата?

– Наверное, выключенный свет в поединке с Грецией. До этой проблемы мы их просто выигрывали, а когда включили свет, так и вовсе разорвали. Лично я думала, что эта заминка сыграет в пользу соперника. Мол, сейчас как понесутся. Я этого боялась. А случилось наоборот. Как будто в нас что-то включили. Мы очень выгодно использовали эту паузу.

– Что еще запомнилось?

– Ужин после турнира со спонсорами и чиновниками.  Я пришла туда в гипсе. Мне вручили цветы. Еще каждой девушке подарили по бутылке шампанского. Мы сидели как одна большая семья. Даже не думал, что так может будет. Говорили о таких вещах... Я даже не предполагала, что  между игроками и чиновниками могут возникнуть подобного рода диалоги.

И еще один прикольный момент. Где бы мы ни гуляли, нас сопровождали голые мужчины. Сейчас поясню. Едет мужик на мотоцикле, сзади его находится собачка, а впереди огромное голое пузо. И он так ехал по городу. Нигде такое не встречала. И вообще,  часто встречал даже в кафешках мужчин без маек и не самым подтянутым телом. Как-то некрасиво это. 

Фото: palova.by, eurobasketwomen2015.com.

Другие посты блога

Все посты