Tribuna/Баскетбол/Блоги/Красивый акцент/Елена Левченко: «Вспоминаю, как мама трудилась на трех работах, и начинаю пахать еще больше»

Елена Левченко: «Вспоминаю, как мама трудилась на трех работах, и начинаю пахать еще больше»

Суперлидер сборной Беларуси дает жизнеутверждающее интервью Игорю Петрулевичу.

Автор — Игорь
26 февраля 2016, 22:17
11
Елена Левченко: «Вспоминаю, как мама трудилась на трех работах, и начинаю пахать еще больше»

Суперлидер сборной Беларуси дает жизнеутверждающее интервью Игорю Петрулевичу.

– Когда вы последний раз были в отпуске?

– Хм... Так... В отпуске... Наверное, минувшим летом после чемпионата Европы. Но он продлился недолго. В сентябре мне уже надо было уезжать в Китай.

– Успели хоть отдохнуть?

– Ну, я встречалась с друзьями. Время быстро пролетело. За шесть-семь недель до старта сезона я начала тренироваться, так что такого классического отдыха не было.

– Я ведь чего прицепился. Складывается ощущение, что вы вообще не отдыхаете. Европа – Америка – сборная. Тут еще Китай.  

– Ох, да. Устала. Особенно сейчас. После Китая подписала контракт с турецким клубом. Теперь вот в Беларуси матчи сборной. Наверное, переезды начинают сказываться на организме. Я постоянно хочу спать. Но не получается. У меня все время какие-то дела, переезды. Из-за этого рано или поздно устаешь. Если честно, у меня сейчас такие сложные ощущения. Иногда хочется никуда не ехать, а просто поваляться.

Если бы не выступала за национальную сборную, то могла бы сполна отдыхать летом. Но я понимаю: мне надо пахать. Я должна как-то зарабатывать на жизнь. И не приехать в сборную я тоже не могу. У меня повышенное чувство ответственности в выступлении за национальную команду. Получается, что у меня совсем нет времени на полное восстановление.

–  От чего вы кайфуете в баскетболе? Что самое главное: слава, деньги или победы?

– Я больше всего люблю выигрывать. Чувство удовлетворения наступает только после хорошо проделанной работы. Ее показатель – победа в матче. И вообще, адреналин, который получаешь во время игры, ни с чем нельзя сравнить.

Не скрою, меня очень устраивают финансы, которые предлагают китайцы. Это хорошие деньги

Вообще, у каждого человека в жизни есть мечта: найти какое-то собственное дело, чтобы получать от него удовольствие. Я всегда себе повторяю, что если в конце дня ложишься спасть без чувства удовлетворения тем, как провел день, значит, занимаешься не тем делом. У меня такой проблемы нет. Я нашла себя. Еще до баскетбола пробовала себя и в музыке, и в танцах. Кстати, эти занятия, возможно, мне помогли и в спорте. Движение ног у меня поставлено. Считаю, любое дело сказывается и на будущих успехах. Было много разных вещей, но все не подходило. А вот баскетбол помог мне найти себя. Тем более в детстве я была высокой. В Советском Союзе это было неординарно. Надо мной шутили, дети постоянно показывали пальцем, жестко прикалывались. Думаю, и сейчас высокие девушки проходят через это. Мне в тот момент на выручку пришел баскетбол. Он помог поверить в себя, придал мне уверенности. Я очень люблю побеждать.

– Команда выиграла, а вы ничего толком не показали на площадке. Ваши эмоции?

– Если честно, в молодости более горячо воспринимала плохую индивидуальную статистику, чем сейчас. Хотя все зрители, безусловно, обращают внимание именно на личные показатели. Но теперь я к ним спокойно отношусь. Главное, чтобы команда выигрывала. Если что-то не идет лично у меня, стараюсь своей позитивной энергетикой настраивать девчонок. Это тоже важно. Я уже всем все доказала. Прямо сейчас нужно просто побеждать и выполнять поставленные задачи.

***

 – Девушки сборной, рассказывая о вас, в один голос отмечают вашу дикую работоспособность. Вы действительно не выходите из спортзала по восемь часов?

– Ой, ну такого не бывает. Просто понимаю: чем старше становишься, тем больше надо следить за собой. На мою работу сильно повлияло время моей молодости. Я очень рано уехала за границу. При этом в США меня постоянно преследовали травмы. Многие говорили, что я рано закончу карьеру, и вообще не буду классной баскетболисткой, хоть для этого и есть перспектива. Это выработало во мне желание доказать себе, что я могу. Я поняла, что мне нужно приложить много усилий, чтобы чего-то добиться.

Еще это могу объяснить генами. Моя мама трудилась на трех работах. Я все это видела, когда росла. Знала, что нужно пахать. Плюс редко видела своего отца, который постоянно уезжал на заработки. У нас мало было еды из-за кризиса 90-х. Это все определенно наложило свой отпечаток. Потом еще собственные жизненные обстоятельства выработали во мне еще большую работоспособность. Теперь я не знаю, как по-другому. Я не вижу легкого пути.

Вдобавок я знаю, что в баскетболе всегда будут появляться другие Лены Левченко, которые будут постоянно наступать на пятки. На самом деле попасть на топ-уровень могут все, а вот удержаться на нем гораздо сложнее. Для этого нужно работать. Когда прихожу в зал и вижу, что кто-то тренируется усерднее, чем я, меня передергивает. Тогда работаю больше.

Раньше еще дольше находилась в зале, но теперь стараюсь действовать просто интенсивнее. С возрастом стала более внимательно относиться к своему организму. Я много читаю соответствующей литературы, с профессионалами в этой области обмениваюсь информацией. Мне это интересно. 

– Александра Тарасова удивлялась, что вы постоянно привозите из США понятные только вам штуки для занятий в тренажерном зале. Самое необычное приспособление?

– Ха. Ну, у меня часто с собой какие-то резинки. Помню, как первый раз привезла тиарекс. Это такие шнуры для разного рода упражнений. Теперь они уже популярны, а раньше был в новинку. Потом первая купила себе фоам-роллеры. Сейчас они появились у Кати Снытиной и Тани Лихтарович. А у меня всегда был, такой большой и с шипами. Сейчас приобрела еще тот, который вибрирует. Как только что-то полезное появляется на рынке в США, я тут же это покупаю. Просто в Беларусь эти вещи приходят чуть позже. Впрочем, как и все остальное, немного с опозданием. Я же стараюсь следить и не отставать, чтобы быть всегда  в тренде. Прямо как в моде.

***

– Вы знаете, сколько клубов уже сменили?

– Я даже не считала.

– Я посчитал. 21.

– Ничего себе.

– Почему вы не осядете на одном месте?

– Я очень спокойно и свободно к этому отношусь. Поиграла там – не получилось. Попробовала себя в другом месте. Все хорошо. Но потом поступило еще более классное предложение. Уехала. Все нормально. Это спортивная жизнь.  Вообще, сейчас такая тенденция в баскетболе, что многие команды постоянно меняют игроков. Из обратных примеров могу привести только Настю Веремеенко, которая сначала задержалась в «Надежде» из Оренбурга, а теперь вот в «Фенербахче» последние годы. Ей, наверное, нравится быть на одном месте. Я же не парюсь по этому поводу. Тем более по несколько сезонов в одной команде я тоже проводила. Это было в Екатеринбурге в УГМК и в Вильнюсе в ТЕО.

Китайцы плюются прямо на улице или даже в помещениях

– Лучший город в вашей карьере?

– Я как-то в каждом месте стараюсь найти что-то позитивное для себя, даже если баскетбольные дела идут не лучшим образом. А так с удовольствием вспоминаю Стамбул. Это очень классный город. Там было по-настоящему хорошо. Пару месяцев была в Мадриде. Там тоже классно. Я очень люблю тепло.  Вроде бы я из Беларуси, но мне постоянно холодно.

В минувшем сезоне мне тоже все понравилось. Я была в провинции Гуандун. Это в расстоянии буквально двух часов езды на машине от Гонгонга. Там тоже тепло. Зимой я не видела снега до приезда в Беларусь. В Гуандун было хорошо. Солнце, чистое небо. Хотя Пекин очень загрязнен. Особенно в тот момент, когда даже в мировых новостях отмечали, что уровень загрязненности неприлично высок. Я как вышла из самолета, так чуть не задохнулась. Плохой воздух чувствовался даже в гостинице.

– Что было самым сложным в Китае?

– Все отмечают питание. И я с этим согласна. Не так уж просто к нему адаптироваться. Меня, если честно, до сих удивляет культура китайцев. Точнее, ее отсутствие. Люди плюются прямо на улице или даже в помещениях. Еще все курят. Всегда и везде. Мужчины могут закурить сигарету даже в лифте. Как мне ехать с таким соседом? Я долго не могла понять, почему так происходит. Мне помогла разобраться моя переводчица. Она объяснила, что население слишком большое. Плюс существует явная разница между богатыми и бедными. И обеспеченных людей реально много, которые постоянно сорят деньгами. Я часто встречала машины, которые не видела ни в одной стране мира. Вдобавок много необразованных людей. Думаю, последний пункт больше всего сказывается на бескультурье.     

– Чем вас манит Китай, где быт реально сложен для белоруски?

– Во-первых, удобным календарем. Сезон длится только четыре месяца. Во-вторых, не скрою, меня очень устраивают финансы, которые предлагают китайцы. Это хорошие деньги.

– Но вас там ударили прямо в лицо. Вы вообще ожидали такого поворота событий в Китае?

– Здесь страна роли не играет. И вообще, этот поступок совершила не китаянка, а австралийка. За всю свою карьеру с таким поведением столкнулась впервые. Для меня это стало настоящим шоком. До сих пор не понимаю, за что она так со мной. Ну да ладно. Пусть это останется в прошлом. Ничего тут не попишешь.

Бывает грязный баскетбол. Вот сербки, которые выиграли последний чемпионат Европы, его показывали. Но этих девчонок хоть и не любишь, но уважаешь за такую борьбу. Это просто такая манера баскетбола. Вообще, есть и отдельные игроки, которые любят потянуть за майку, исподтишка ударить локтем. Но чем старше становлюсь, тем реже обращаю на это внимание. Хотя я очень эмоциональна и иногда могу отреагировать.

Валидольные матчи – это фишка сборной Беларуси

– Вы упомянули, что влюбились в Стамбул. Чем он так привлекателен?

– Как уже говорила, там тепло. Плюс нравится еда. Там вообще гастрономический рай. Отличное разнообразие блюд. И в целом проблемы с развлечениями точно не появляются. В Стамбуле всегда есть куда сходить. Как минимум можно просто посидеть у моря. Добавлю, что и уровень баскетбола в Турции очень высокий.

– Страна, откуда хотелось сбежать?

– Была такая. Это Словакия. Я там выступала за клуб «Добри Анелы». Оттуда быстро уехала. Мне было очень некомфортно. Атмосфера в команде была просто угнетающая. И менеджмент в клубе был плохой. И сам город Кошице не понравился. В общем, быстро поняла, что это все не мое.

Я всегда смотрю на отношение к игроку со стороны клуба. Потом обращаю внимание на город, где выступаю. Нельзя же проводить время только по маршруту дом-тренировка. Всегда смотрю, есть ли места, где хоть как-то можно отвлечься и как-то отключиться от работы. Для этого должны быть хорошие способы развлечься. В Кошице я ничего подобного не нашла. Вообще ничего.

– Последний вопрос будет о сборной. У вас есть объяснение, почему матчи сборной всегда такие валидольные?

– Да, мы постоянно даем всем немного адреналина. Я уже думаю, что мы по-другому просто не умеем. Это наши изюминка, наша фишка. Мне кажется, болельщикам нравится наш баскетбол. Мы никогда не даем скучать. Наверное, из-за этого нас все и любят. Видела классную картинку, где на пачке валидола изображено лицо Кати Снытиной. Это прям в точку, прям про нас.

Я все время испытываю гордость, что выступаю за сборную своей страны. Я приезжаю в Беларусь только с хорошими эмоциями. После бронзового чемпионата Европы-2007 у нас все пошло вперед. Единственное, огорчает, что нет резерва. Я пока не понимаю, в чьи руки мы отдаем сборную. Я вот попала в сборную в 16 лет. Уже в то время тягалась с партнерами, пробовала выиграть конкуренцию. Прямо сейчас классных девчонок такого возраста я не вижу. Надо ждать. Пока же мы сами пробуем решить самые главные задачи – попасть на Олимпиаду. Очень важно, чтобы мы все были здоровы. Тогда все получится. 

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов, архив Елены Левченко.

Другие посты блога

Все посты