Tribuna/Футбол/Блоги/А я все чаще замечаю/В первой сшибке «Динамо» и «Шахтера» победили хозяева. Футбол на «Семашко» как лучший вид искусства

В первой сшибке «Динамо» и «Шахтера» победили хозяева. Футбол на «Семашко» как лучший вид искусства

Белорусский футбол сквозь призму работ Чюрлёниса.

30 мая 2020, 15:27
12
В первой сшибке «Динамо» и «Шахтера» победили хозяева. Футбол на «Семашко» как лучший вид искусства

Оставшись без высшей лиги, «Семашко» не скучает.

Холодная бритва железнодорожного полотна с хирургической точостью разрезает южную часть Минска на Московский и Октябрьский районы. Здесь все предельно ясно: все, что слева от «железки» – «московское», справа – «октябрьское», если ещё точнее, курасовщинское.

Та часть Московского, что примыкает к ж/д остановочному пункту «Курасовщина» даже со средней концентрацией столичной застройки гармонично сочетает в себе все самое лучшее, придуманное человечеством, наполняющее бренное бытие человека особым смыслом: искусство, религию и спорт.

Искусство в понимании автора – это способность видеть прекрасное там, где его априори нет. Ну какое может быть «искусство» на улице Наполеона Орды или Чюрлёниса? Не выгул же четвероногого друга по тротуару (Наполеона Орды), в самом деле, или причудливая, символическая – под стать стилю автора – форма высотных домов (Чюрлёниса). Нет, истинное искусство этой части района кроется лишь в названии улиц. Прогуливаясь по району я понял одно: сейчас, когда наша жизнь в этот тяжёлый период стала настолько зыбкой, нужно радоваться каждому мгновению, каждой мелочи... А что касается искусства...то для меня она ещё любовь к тому, чего не видят другие, что дорого только твоему сердцу. И если творчество соотечественника Наполеона Орды дорого мне, как само собой разумеющееся, то с Чюрлёнисом немного иначе. Знаете, открою один секрет. Автор этого поста Матроскин любит Литву. Любит той первой любовью, которой он любил свою будущую супругу в 2014 году. Чистой, искренней, наивной. И сейчас, когда Литва закрыта, я сожалению об одном: когда в прошлом году мы с супругой были в Каунасе, мы не посетили музей Чюрлёниса. Да, такой парадокс нашей жизни: когда есть возможность – нет желания, но когда есть желание – нет возможности...

За религию на востоке Московского района можно быть спокойным. Она в заботливых руках Сергия Радонежского, Защитника земли Русской. А его храм (храм преподобного Сергия Радонежского) готов принять всех страждущих духовной пищи. Рядом с храмом строится другой, более вместительный. Это на случай, если для всех не хватит места. Все же святой Сергий, пусть и усопший, заботиться о своей пастве. Но если найдутся те, кто не принимает православие и не готов постигать бога за кровно заработанные монеты, а хочет постичь Высший Разум абсолютно бесплатно путем самопознания и саморазвития, могут с наслаждением сделать это в прохладе (куда уже прохладнее) экологической тропы Студенческого парка.

Тропа скромна, но хороша. Отличное место побыть с собой наедине. Ну почти наедине. Где-то в траве резвятся шустрые рябинники, где-то наслаждается одиночеством хитрая сорока, в одной части спокойной Лошицы исполняет сонату камерный оркестр старательных лягушек (это уже скорее к искусству), нисколько не мешая медитации рыбака, а в другой – неспешно рассекает водную гладь благородный лебедь. Вот она услада души, вот оно духовное очищение. Да, прав был один мой знакомый, говоря: «Где дух Бога, там свобода». Вот она свобода. Свобода в том, что не создано человеком...

Лошица «ныряет» в трубу под проезжую часть улицы Каролинской и «выныривает» в районе ДОСААФ. Мы же с ней «нырнем» позднее. Река прежде носила название Лоша, так ее прозвали из-за лососей – лошей, лошаков – раньше, как ни удивительно, в изобилии водившихся в реке. Ранее на берегах реки существовало несколько деревень с одноименным названием. В описях границ земель, принадлежавших городу Менску, в 1557 году упоминается Лошица Одинцовская или Сухая Лошица, при Слуцком тракте (позднее стала называться Лошицей Великой). А затем – Лошица Скиндоровская, или Лошица Малая, у Койдановского тракта.

После очищения всегда должно идти насыщение. В нашем случае, насыщение спортом. Да, в нашей жизни всегда должны быть эмоции, иначе не будет равновесия. Если есть лёд, значит должно быть и пламя. Кстати, о льде. Дело живого и здравствующего Александра Григорьевича живёт и в Московском районе. Пусть и не в том виде. А, в принципе, что мешает перепрофилировать СДЮШОР по фигурному катанию на коньках в СДЮШОР по хоккею с шайбой? Ничего.

Хорошо, со льдом разобрались. Ну а в роли пламени предсказуемо выступает объект, расположенный по адресу: улица Семашко, 13. Все верно, РЦОР по футболу при БГУ. Стадион, который в народе называется просто «Семашко». И пусть суеверных не пугает адрес стадиона: футбол как религия, изгоняет страх.

Стадион на Семашко уже был в моем блоге. Здесь мы воочию засвидетельствовали открытие чемпионата, сенсационную победу «студентов» над будущим обладателем кубка 2020 года, ну и конечно, остались тогда недовольными антуражем того матча.

Но с тех пор много воды утекло. БАТЭ, в отличие от своего титульного спонсора, набрал крейсерский ход и находится на первом месте, «энергетики», будто энерджайзеры, не отстают и идут следом. Я, пройдя духовное и культурное очищение, стал на путь самопознания и пообещал себе искать радость в каждой мелкой детали. Трава на территории РЦОРа и за его пределами стала выше и зеленее (но только не на искусственном газоне стадиона), а деревья за автодромом уже успели обзавестись пышной кроной. И лишь одна вещь, на которую не в силах повлиять время осталась неизменной – плохая погода. Да, май в этом году совсем не радует своим теплом...

В пятницу на «Семашко» обещали пламя. Точнее, эмоции. Дублерские эмоции. 29 мая на РЦОРе схлестнулись дублирующие составы минского «Динамо» и солигорского «Шахтёра». И если со вторыми я уже успел познакомиться в Могилёве, то с первыми – нет. Правда, время не пощадило гостей и лишило их главной ударной силы – Руслан Лисакович нынче выступает в «Крумкачах».

Знаете, что...пятничный футбол на «Семашко» как вид искусства, был прекрасным. Не знаю, почему так получилось... может дело в стадионе? Видимо, только сейчас, в конце мая, я к этому пришёл: футбол на «Семашко» (особенно в такую пору) не просто футбол – это состояние души. А душа в это время жаждало компенсации. Жаждало Чюрлёниса. Благо, эмоции, свойственные юности, обеих команд, а также немногочисленная аудитория на трибунах (100 человек) вкупе с антуражем стадиона, словно абстракции, писали необычные картины Микалоюса. А может даже и лучше...

14 картин Чюрлёниса и БелФутбола.

«Гнев»

Источником гнева футбольной общественности в этом году является АБФФ в лице ее председателя Владимира Базанова. Больше всего претензий вызывает тот факт, что чемпионат Беларуси во всех турнирах продолжается в условиях тяжёлой эпидемиологической обстановки в нашей стране. Антисептик на столике, как единственное средство защиты от коронавируса на стадионе, является символом гнева любителей белорусского футбола в адрес федерации в первой работе талантливого художника БелФутбола.

«Гимн»

В этой картине художника БелФутбола предельно ясно запечатлен момент предматчевого построения команд, а также прослушивания ими гимна Беларуси, обязательного элемента предматчевого ритуала. Куда меньше ясности в картине Чюрлёниса. Гимн кому? Чему?

«Зима»

Пусть читателя не пугает зима в конце календарной, пусть и не теплой, весны. Как на картине «Зима» литовского художника Чюрлёниса изображён подсвечник, являющийся символом очага тепла и света в холодную зимнюю пору, так и на картине БелФутбола трубы, словно свечи из канделябра районной теплосети являются как источником тепла для жителей микрорайона «Курасовщина», так и элементом красивого антуража стадиона на Семашко.

«Потоп

 

Как и библейский потоп, изображённый на картине Чюрлёниса, длился сорок дней и ночей, заставлял все живое укрываться он дождя и подниматься все выше, так минский «потоп», изображённый на картине БелФутбола, длился сорок минут и заставлял немногочисленную аудиторию подниматься повыше и укрываться от осадков под небольшой крышей.

«Сотворение мира 13»

 

 

Бог сотворил мир за шесть периодов, которые называются в Библии «днями». На картине Чюрлёниса мы видим мир в процессе его сотворения. Раньше Белфутбол не мог написать эту картину, но теперь, когда застройка территории бывшего аэропорта идёт полным ходом и дома растут, как грибы после дождя, в данной работе белорусского художника мы видим как машут стрелами башенные краны, сотворяя столичный район «Минск-Мир». А также уже видим результаты сотворения: крыши недостроенных многоэтажных домов.

«Похоронная симфония

 

 

На картине Чюрлёниса мы можем видеть «смерть» в образе скелета с косой, оседлавшую гроб с покойным, которая возглавляет похоронную процессию. А на картине БелФутбола мы можем увидеть процессию празднования гола минского «Динамо», забитым Демченко Никитой, который ещё в первом тайме похоронил надежды «Шахтёра» на положительный результат, отличившись дублем.

«Грусть

 

 

Если на картине литовца изображена абстракция, понятная ему одному, то на картине БелФутбола изображена абстракция, которая понятна всем – грусть вратаря дубля «Шахтёра» после первого тайма. И пусть второй забитый мяч был прекрасным по исполнению, но молодой кипер гостей просто обязан был спасать команду. Отсюда и грусть...

«Новости»

 

 

В работе Чюрлёниса «Новости» главным элементом композиции является птица (неизвестного мне вида). На картине БелФутбола читатель, а также зритель может легко заметить (неизвестного мне) человека – коим оказался Савостиков – с бананом в руке, который имеет какое-то отношение к столичному «Динамо». Мужчина знал много новостей в мире белорусского футбола и «Динамо», в частности, чем и делился со своим соседом (на картине его не видно). Например, благодаря герою данной работы, я узнал, что нападающий дубля хозяев «Ложкин не понравился Лёне (Кучуку)». Не расстраивайся, Ложкин, и помни одну простую истину: дорога ложка к обеду. Будет и твое время.

«Спокойствие»

 

 

Состояние безмятежности и спокойствия легко угадывается в лёгких мазках кисти Чюрлёниса. А в работе БелФутбола главным элементом картины является молодой человек, безмятежно сидящий на трибуне во время ненастья, когда остальные спрятались от непогоды под крышей, который и символизирует собой спокойствие. Так он и просидел весь матч. Его спокойствию позавидуют многие.

«Композиция»

 

 

Доминантой данной работы являются облики людей с опущенными вниз головами. Загадкой композиции остался лишь один момент: о чем думают эти «тени»? В работе славного героя БелФутбола все предельно понятно: композицией являются игроки «Шахтёра», которые опустили головы и испытывают не самые приятные чувства после пропущенного мяча.

«Искры

 

 

Искрами на картине Чюрлёниса являются маленькие, подобные на звёздочки, источники света на фоне ночного города. А вот искрами на картине БелФутбола является результат эмоционального юношеского футбола – небольшое повреждение игрока после контакта с соперником. Да, игра пусть и нечасто, но искрила эмоциями.

«Лица»

 

 

Вы видите лица на картине литовского художника? Вот и я не вижу. А они есть. Но в работе нашего белоруса все ясно, как божий день. Кто бы ни играл, когда бы ни играл, на стадионе по улице Семашко всегда будут одни и те же лица. Доминантой работы является довольная физиономия Тве. К слову, пусть и на время высшая лига покинула газон РЦОРа, но и без нее хватает на «Семашко» футбола: первая лига («Арсенал»), вторая лига (БГУ), дубли («Энергетик-БГУ», «Динамо» Минск) и женский чемпионат («Зорка-БДУ»).

«Рассвет

 

 

На картине Чюрлёниса, написанного бледными красками, изображён скорее не город, утопающий в лучах восходящего солнца, а рождение нового дня. На картине БелФутбола мы видим рождение новой надежды на положительный результат приезжей дружины, после того, как она забила гол великолепным дальним ударом, тем самым сократив отставание в счёте.

«Корабль»

 

 

Противопоставление БелФутбола Чюрлёнису. Если на картине второго мы видим корабль, борющийся с бушующими волнами бескрайнего моря, то на картине первого – «корабль» спокойно «пришвартованный» в маленьком пруде, который находится недалеко от стадиона.

 

 

Дубль «Динамо» дотерпел до финального свистка, добыл три очка и упрочил лидирующие позиции в чемпионате. Уставшие футболисты обеих команд, изрядно насытившиеся футболом покинули пределы поля. Насытился футболом и я. Что бы я ни писал выше, как бы я ни называл футбол: религией, искусством или состоянием души, но по прошествии двух часов на «Семашко», я понял ещё одну вещь, что футбол – это ещё и мирская забава, отнимающая много духовных сил. А ещё понял то, что как после очищения следует насыщение, так и после насыщения должно последовать возвращение в исходное состояние. Но и в этом случае, улица Семашко предлагает благодатное место за территорией ДОСААФ – островок рекреации в этом бушующем мире зла.

 

 

Прозванная в мире «Долиной маньяков» спокойная и зеленая территория не должна всех пугать своим названием. Когда-то это место уносило жизни, а сейчас лечет душу, как бальзам раны. А есть ли здесь маньяки? На момент моего променада никого не встречал. Даже лиц без определенного места жительства, обжигающих в здешних местах медный кабель, чтобы потом отнести «результаты трудов» в ближайший заготовительный пункт вторсырья. Только птицы своим пением порой нарушали сладкое молчание, как нельзя кстати вмешиваясь в такой прекрасный ритуал очищения. О, Семашко! Услада для глаз и ушей!..

 

 

Другие посты блога

Все посты