Tribuna/Гандбол/Блоги/Zubr Cup/Тренер из глубинки мечтает подготовить игрока для сборной Беларуси: не жалуется на зарплату и знает, что мешает нашему гандболу

Тренер из глубинки мечтает подготовить игрока для сборной Беларуси: не жалуется на зарплату и знает, что мешает нашему гандболу

Его ребята обыгрывают команды областных городов, а один из воспитанников - лучший бомбардир тура в истории Zubr Cup.

Блог — Zubr Cup
30 октября 2018, 14:30
4
Тренер из глубинки мечтает подготовить игрока для сборной Беларуси: не жалуется на зарплату и знает, что мешает нашему гандболу

Его команда обыгрывает областные города, а воспитанник – лучший бомбардир тура в истории Zubr Cup.

Игорь Заяц с детства играл в гандбол, но профессионалом не стал. Зато поступил в университет физкультуры и выучился на тренера. Гандбольного, конечно же. Он вернулся в родной Слоним, хотя мог остаться в Минске, и устроился на работу в местную спортшколу. Там тренер ведет сразу пять возрастов, мечтая о том, что кто-то из его воспитанников примерит майку сборной Беларуси. Предпосылки к этому есть, хотя и в очень отдаленной перспективе. Команда Зайца 2005/06 года рождения идет второй по своему возрасту в группе Zubr Cup. Но дело не только в этом. Тренер не жалуется на скромную зарплату, а активно ищет спонсоров: не для себя, а чтобы дети могли гонять на турниры или приглашать к себе в город сильных соперников. По-хорошему одержимый человек рассказал «Трибуне», зачем ему все это надо.

- Чем тренерская карьера вас привлекла?

– В нашем регионе гандболу всегда уделяли внимание, какие-то традиции даже сохранились со времен СССР. Слонимские гандбольные команды всегда были на слуху, по крайней мере, у тех, кто интересуется этим видом спорта. Мне захотелось эти традиции продлить, быть полезным своему краю, и в 2007 году я поступил в БГУФК.

Продолжали тренироваться во время учебы?

– Нет, закончилась школа – закончились и тренировки. Каких-то сверхдостижений у меня не было. Играл, пытался, тренировался, но дальше областных соревнований заявить о себе не вышло. Поэтому решил реализовать себя в качестве тренера.

- За время учебы не разочаровались в выборе?

– Периодически проскакивали такие мысли, но все несерьезно. Больше это связываю с тем, что меня всегда пытались остановить. Знакомые спрашивали, зачем мне это нужно – мол, маленькая зарплата, большая ответственность. Хорошо, что я оказался непреклонен и не послушал их. Это правильное решение, ни о чем не жалею. В 2012 году я заканчивал университет, и директор слонимской спортшколы сделал запрос. Так меня и распределили в родной город.

- Это был первый тренерский опыт?

– Нет, примерно полгода я отработал детским тренером в Минске. Только-только открылась школа, и университет отправил меня на стажировку. Преподаватель видел мое желание, рвение, и меня порекомендовали. Так оказался в школе Спартака Мироновича. Все было достаточно неплохо, у меня горели глаза, так как все было впервые, но при этом было что-то не то. Знаете, бывает такое, когда ты не в своей тарелке. Наверное, мне хотелось домой, в родные стены. С директором слонимской школы быстро нашли взаимопонимание, наши цели и задачи во многом совпадают. Поэтому мы уладили все бытовые вопросы, и я вернулся домой. Директор создал отличные условия и всячески помогает.

- Вернулись в тот же зал, в котором когда-то сами тренировались?

– Да, в тот самый. Здесь я впервые пощупал гандбольный мяч, теперь такую же возможность на протяжении пяти последних лет даю детям. Директор школы ведет один возраст, а все остальные закрываю сам. На мне сейчас пять возрастов мальчиков. Есть еще в Слониме команда девочек.

Для более плодотворной работы объединяем несколько возрастов. Например, 2005 и 2006 годы рождения тренируются вместе. То же самое с 2007-м и 2008-м. В противном случае мне было бы сложно разрываться на всех. Тренировки у нас пять дней в неделю. С полудня и до самого вечера из зала не выхожу.

- Как семья реагирует на работу?

– Жена всячески поддерживает во всех начинаниях. Конечно, ей тяжело. Каждые выходные я в разъездах, уже доходит до того, что она в начале недели спрашивает: «Опять уезжаешь на выходных?» Всегда готова помочь и не важно, моя команда выиграла или проиграла. При любом исходе соревнований находит нужные слова. Своих детей у меня пока нет.

- Жена «песочит» за зарплату?

– Нет, в нашей семье такого нет. Супруга видит мои старания и какую радость я получаю от работы с детьми. Думаю, для нее это важно.

- Расскажите, как удается находить талантливых детей для гандбола?

– В условиях маленького города отыскать талантливых ребят непросто. Существует такая проблема, но мы не отчаиваемся. Ходим по школам, просматриваем детей. У меня есть контакты учителей физкультуры – с ними пытаюсь взаимодействовать. Понимаете, детей набрать можно, но хочется талантливых, перспективных, а не просто для количества и имитации работы. Ребята развиваются, а чем выше средний уровень, тем быстрее рост. В каждом возрасте набор проходит по-разному. Где-то легче дается и много перспективных детей, где-то очень туго и стараешься лепить спортсмена из того, что есть.

- С какого возраста набираете?

– Начиная с пятого класса, хотя понимаю, что это очень поздно. Наверное, идеальный вариант – второй-третий классы, но у нас физически нет возможности охватить столько возрастов. По времени не получится разорваться на всех. В итоге кому-то недодашь, и на выходе никто не добьется результата. Поэтому одна из наших проблем – острая нехватка кадров. Хотелось бы помощи от молодых специалистов. Директор каждый год делает запрос в БГУФК, но почему-то никто не хочет ехать. Точнее, я понимаю причину. Все-таки маленький город, не так много возможностей. Ко всему еще накладывается довольно средняя зарплата, может быть, даже ниже средней, и на выходе никто к нам не приезжает.

- Какие аргументы в пользу Слонима можете привести для выпускника БГУФК?

– Слоним – хороший город, достаточно тихий. Не самый худший вариант – могу сказать однозначно. Мне кажется, у нас хорошая база, профессиональный тренерский штаб. И самое важное – понимающий коллектив. Руководство всегда идет навстречу, старается помочь в любой ситуации. Здесь созданы все условия для роста и развития молодого специалиста.

- В каких условиях проходят тренировки в Слониме?

– У нас неплохой ФОК, хотя и немножко нестандартный по размерам. Совсем недавно в зале был ремонт, поэтому жаловаться точно не нужно. Главное – желание работать, а все остальное второстепенно. Конечно, хотелось бы больше свободного времени, так как периодически делим зал с футболистами. Стараемся равномерно разделить время между всеми.

- Тренеры нередко рассказывают о том, как сложно общаться с родителями.

– Со всеми по-разному проходит общение. Легче находить контакт с теми, кто сам связан со спортом и чем-то занимался в детстве. А вот с теми, кто никогда не имел никакого отношения к спорту… Бывают разные ситуации.

- Расскажите самую необычную историю.

– Многие родители готовы водить детей на тренировки, но не хотят отпускать на соревнования. Очень часто боремся с этим и не всегда быстро удается уговорить. Кто-то считает гандбол травмоопасным и предпочитает отдать ребенка, условно, на легкую атлетику или еще куда-нибудь, где нет работы с мячом и постоянной борьбы. В ответ привожу аргумент, что любой спорт травмоопасен и получить повреждение можно даже в школе на уроках. Никто не застрахован.

- Как убедить ребенка выбрать гандбол, а не футбол?

– Это сложно. В футбол дети начинают играть во дворе с шести лет плюс смотрят большие матчи по телевизору. Для меня главное завести ребенка на первую тренировку, сделать ее максимально интересной, наполнить прикольными игровыми упражнениями. В этом деле важно начать, так как впечатления от первой тренировки заставят ребенка снова прийти ко мне в зал. Если все-таки с самого начала не понравилось, то потом не заставишь. С появлением Zubr Cup привлекать детей в секции в разы проще. БГК все оплачивает – от нас только участие. Слоним – небольшой город, поэтому все родители, все дети общаются. Кто-то только пустит эту волну, и уже на следующий день к нам приходят новые ребята. Такие соревнования – мотивация для детей, это их подстегивает. Бывали даже случаи, когда приходил ребенок с родителями, и те спрашивали, когда и наше чадо отправится на соревнования. Приходилось говорить, что сначала нужно немножко потренироваться и выучить правила. А потом будет Zubr Cup.

- За шесть лет работы тренером поняли, как нужно общаться с детьми?

–  У меня пока нет большого опыта, но могу сказать одну вещь: какого-то определенного рецепта или подхода просто нет. Все дети разные и каждый ребенок – отдельно взятый случай. На кого-то нужно покричать, а с кем-то крик не работает. Есть ранимые дети, на которых нет лица всю оставшуюся тренировку. В итоге занятие идет насмарку. Так же и с тренировочным процессом. Кто-то быстро схватывает, а для кого-то несколько раз нужно показать. Это не значит, что один лучше, а другой хуже – просто есть те, кому требуется больше внимания.

- Как по ребенку понять, что у него есть потенциал?

–  Не открою большой тайны, если скажу, что самое важное – природные данные. Чемпиона видно по движениям, по тому, как ребенок бежит. Обращаем внимание на родителей. Бывает невысокий мальчик, и с тренировок его забирает мама, а придет двухметровый папа и появляется вера, что его время пока не пришло. Все-таки антропометрия в гандболе предельна важна. Зачастую даже грамотно выстроенный тренировочный процесс не сделает ребенка чемпионом каким бы тренер ни был профессионалом. Но мы работаем со всеми детьми, никому не отказываем и не отчисляем из-за роста. Бывали такие случаи, когда ребенок хотел заниматься и родители просили взять, но здоровье не позволяло. У кого-то зрение, у кого-то плоскостопие. От всех детей требуем справку, так как мне не хочется брать на себя такую ответственность.

Сами пытаетесь развиваться и повышать квалификацию?

– Да, сейчас многое можно почерпнуть из интернета. Во время поездок на соревнования наблюдаю за остальными командами, игроками. Общаюсь с более опытными тренерами старшего поколения. Ездил в Минск на тренерские курсы, которые организовывала Белорусская федерация гандбола. На них выступали мировые специалисты. Постоянно развиваюсь, не хочу стоять на месте.

- Насколько мне известно, вам удается привлекать спонсоров.

– Стараюсь и делаю все возможное в этом направлении. Детям не хватает турниров, поэтому подключаю спонсоров, какие-то частные организации. В прошлом году, например, пошел в одну из букмекерских компаний, директор которой не отказал и дал добро, помог. Так удалось организовать неплохой турнир. В этом году проводили соревнования среди ветеранов, в которых я тоже принимал участие. Разговорились с одним из бывших слонимских гандболистов, он, узнав о проблеме с выездами на турниры, предложил помощь, хотя сейчас живет в Санкт-Петербурге и со Слонимом почти не связан. Благодаря ему сможем провести турнир в ноябре, пригласили команду из Московской области, РЦОР, Брест, Гродно – для маленького города такое представительство… Стараемся привезти более сильные команды, может быть, в ущерб результату, ведь только играя с сильными соперниками можно развиваться. Город про нас не забывает и тоже помогает – все по чуть-чуть и кто чем может. Надеемся, в следующем году тоже удастся организовать такой турнир. Думаем наперед, может, фирмы какие-то удастся подключить. В ближайшее время собираюсь посетить мясокомбинат. Для них это небольшие суммы, а для детей столько радости.

- Получается, при желании находить спонсоров реально?

– Да, конечно. Естественно, не каждый готов идти с протянутой рукой к чиновникам и бизнесменам, но я верю, что это пойдет во благо всем детям, занимающимся гандболом. Мне важнее подарить ребятам эмоции от турнира, чем беспокоиться о своем «я». Наверное, если хочешь развивать что-то – придется чем-то жертвовать.

- Зачем вас все это надо?

– Сидеть на одном месте и только жаловаться – это же никакого развития. А смысл такой работы, если ты не приносишь пользу? Если бы хотел отсидеться, пошел бы работать сторожем, например. Кстати, получал бы те же самые деньги. Я кайфую от работы с детьми – с такой работой никогда не постареешь. С детьми всегда весело, ты все время в теме разных шуток и приколов. Конечно, всегда хочется более высокой оплаты труда. Потому что как ни люби свою работу, необходимо кормить семью, самому нормально одеться, жене сделать какой-то подарок. Плюс ты несешь ответственность за детей. Каждые соревнования трачу уйма здоровья, эмоций и нервов. Детей очень много и не всегда просто уследить за ними во время выездов.

- Бывали случаи, когда родители оказывались чем-то недовольны?

– Столько всего было… Это же дети – с ними без приключений не бывает. Недавно ребята стекло в общежитии разбили, постоянные драки, но в таком возрасте это нормально. Довольно часто родители звонят и спрашивают про детей. Ребенок привык, что дома его кормят с ложечки, а на выездных соревнованиях без самостоятельности никак. Не все оказываются готовы к такому.

Есть еще одна проблема, которую хотелось бы затронуть. Возможно, это куда важнее всяких денег, условий для тренировок и дефицита детей. В системе есть небольшой сбой с передачей воспитанников. Допустим, заканчивает гандболист девятый класс и, по сути, если в этом возрасте он оказался не нужен Бресту или Минску, на нем ставят крест. В таком случае ему ничего не остается, кроме как тренироваться с детьми младшего возраста. У этого ребенка пропадает мотивация играть, ему попросту становится неинтересно. Возможно, этот ребенок не слабее тех, кто есть в Минске или Бресте, но он им не нужен, потому что у них есть свой такой же. Получается, гандболистам из маленьких городов нужно быть на голову сильнее, чтобы их заметили и пригласили. Мы многое теряем вот с этой передачей в высшее звено. Жалко детей, которые могли бы раскрыться, но просто не получили своего шанса. 

- Есть у вас какая-то цель, после достижения которой вы поймете, что не зря стали тренером?

– Цель? Моя мечта, чтобы кто-то из моих ребят примерял футболку национальной сборной. Очень хочется наблюдать за своими парнями в играх чемпионата Беларуси.

- У кого-то есть шансы?

–  Очень талантливые ребята 2005-2006 годов, на первенстве области обыграли Гродно. На Zubr Cup Захар Левкевич стал лучшим бомбардиром тура в истории. В этой команде сильные ребята, поэтому стараюсь делать все соревнования под нее. Периодически ездим на соревнования за свой счет. Этот год приглашают на большинство турниров, так как команда очень мощная.

- Родители готовы оплачивать участие в турнирах?

– Не все в команде могут позволить себе участие в выездных соревнованиях. Поэтому зачастую вынуждены отвечать отказом на различные приглашения. Не вижу смысла разделять команду и ехать частично. Неправильно брать только тех, кто готов платить. Стараемся предупреждать родителей заранее и находить компромисс.

- Если поступит хорошее предложение из Минска – готовы бросить все?

– Нужно ставить перед собой максимальные цели, но мне и в Слониме комфортно. У меня семья, жилье, так что, наверное, на кардинальные изменения не готов. Пока я не дошел до своего предела, в родном городе можно вывести гандбол на новый уровень.

Фото: Игорь Заяц, личный архив

Другие посты блога

Все посты