Tribuna/Футбол/Блоги/Моя Италия/Сигареты и кофе. Почему Маурицио Сарри – главная надежда Неаполя

Сигареты и кофе. Почему Маурицио Сарри – главная надежда Неаполя

Алексей Логинов рассказывает о тренере, которому пришлось пройти долгий путь, прежде чем он возглавил клуб города своего детства.

Блог — Моя Италия
18 августа 2015, 19:48
1
Сигареты и кофе. Почему Маурицио Сарри – главная надежда Неаполя

Алексей Логинов рассказывает о тренере, которому пришлось пройти долгий путь, прежде чем он возглавил клуб города своего детства.

Так кто же он такой – этот Маурицио Сарри? Выскочка, по примеру Сакки и Земана доказавший, что тренер совсем необязательно должен быть профессиональным футболистом в прошлом? Маньяк, заставляющий игроков до изнеможения отрабатывать стандарты? Консерватор, предпочитающий старые способы коммуникаций и наотрез отказывающийся регистрироваться в социальных сетях? Новатор, первым в Италии начавший использовать во время тренировочных занятий летающих дронов?

А может быть, наивный мечтатель? Ведь он в течение четверти века зарабатывал право возглавить гранд, а когда, наконец, добился этого, вдруг заявил, что планирует построить итальянский «Наполи». И это в клубе, который после двух лет деятельности Рафаэля Бенитеса переполнен иностранцами. И в городе, где быть итальянцем – далеко не одно и то же, что быть своим. Ну не сумасшедший ли? Зато с ним точно не будет скучно.

Аурелио Де Лаурентис, похоже, усвоил важный урок сезона 2014/15, преподанный туринским «Ювентусом»: новый тренер должен быть противоположностью предыдущего. Конечно, в разумных пределах. Антонио Конте хмурил брови и швырялся бутылками с водой, заставляя четко следовать наигранным комбинациям не только защитников, но и футболистов группы атаки, а также требовал у руководства покупки новых звезд. Массимилиано Аллегри же шутил и улыбался, предоставив невиданную свободу в принятии решений игроку, владеющему мячом, и говорил, что счастлив работать с теми, кто есть. В итоге – выход в финал Лиги чемпионов. И это вовсе не потому, что Макс чем-то лучше Антонио. Просто он – другой. Они как лед и пламя.

А ведь эта формула успеха известна давно. Достаточно вспомнить Капелло после Земана в «Роме», Эрикссона после Дзоффа в «Лацио», Сакки после Лидхольма в «Милане», Бошкова после Берселлини в «Сампдории», еtc. Не потому ли президент «Наполи» пригласил Маурицио Сарри? Что ж, европейский проект провалился, пришло время импортозамещения.

Различия в методах Сарри и Бенитеса стали заметны с первых же дней пребывания итальянца в Кастель-Вольтурно. Никаких разговоров о деньгах или нытья о том, что ему требуется кого-то купить. «Мне платят за то, что я с удовольствием делал бы бесплатно после работы. Я – счастливчик». Как ни пытались журналисты подловить Сарри, тот упрямо отвечал: «Я тренирую 25 лучших в мире футболистов».

С Кристиано Джунтоли – новым спортивным директором, одним из авторов восхождения «Карпи», тренер общается не чаще пары раз в неделю, считая, что каждый должен заниматься своим делом. И да, теперь следует забыть слово «ротация» – играть будет тот, кто лучше готов. Интересно, введет ли Сарри в новой команде правило для футболистов – есть пиццу «Маргарита» через десять минут после завершения матча для восполнения запасов гликогена, как это было принято в «Эмполи»? Не знаю, что там будет с борьбой за скудетто, но уж с пиццей-то в Неаполе проблем быть не должно.

Теперь тренировки стали более интенсивными и продолжительными – до 120 минут. Принципиально изменилась и их структура. Два года назад Бенитес ошеломил игроков, когда после выхода из отпуска они сразу же начали работать с мячом. Тогда это воспринималось всеми как нечто из ряда вон выходящее. Сарри же придерживается более традиционного для Италии распорядка – во время утренних занятий делается акцент на атлетические упражнения, причем некоторые позаимствованы из арсенала лыжников. И только на второй тренировке наступает черед техники и тактики. Считается, что на последней Сарри особенно помешан. Доля правды в этом, конечно же, есть, хотя и не в той степени, как это преподносится. Этот тренер слишком долго находился в тени, поэтому после прорыва «Эмполи» в серию А про Сарри успели насочинять множество баек. Сразу и не поймешь, где истина, а где фантазии журналистов.

Он зациклен на расстановке 4-3-1-2

За 25 лет Сарри перепробовал множество тактических модулей. Как и все, кто дебютировал в 1990-е, он подхватил вирус sacchiana – сначала использовал схему 4-4-2, потом переключился на 4-3-3 и ее производные. Менялась конфигурация полузащиты и нападения, но число защитников оставалось одинаковым – их всегда было четверо. К «ромбу» Сарри впервые обратился в середине 2000-х, когда работал в «Пескаре». Впоследствии он вернется к нему, когда в его распоряжении окажется Мирко Вальдифьори. Совсем как Карло Анчелотти, который по схожим причинам перешел на тот же модуль в «Милане». Вот как важно вовремя встретить своего реджисту.

Сейчас базовая схема «Наполи» – 4-3-1-2, но не потому, что Сарри не в состоянии придумать что-то новое или более оригинальное. Просто именно с ней он добился успеха в «Эмполи». Теперь же она не более чем точка отсчета. Если до конца трансферного окна не получится приобрести треквартисту – Инсинье пока не вполне готов для этой позиции, а Гамшик предпочитает играть в полузащите, то не исключен переход на 4-3-3. Почти во всех командах Сарри начинал тяжело, а потом что-то перенастраивал, подкручивал, подгонял, и дела налаживались. И хотя до Монтеллы с его шестью схемами за полтора тайма ему далеко, в предстоящем сезоне «Наполи» не будет ограничиваться лишь одной расстановкой.  

Он не дает футболистам импровизировать

Данное утверждение справедливо только для оборонительной фазы. Поскольку его пунктик – идеальные защитные схемы, где расписано каждое движение. Сарри любит повторять: «Я никогда не видел команду, которая бы оборонялась с фантазией». В этом компоненте игры важны взаимопонимание, синхронность и тактическая выучка. Уже ставшие знаменитыми летающие дроны используются, прежде всего, для анализа перемещений защитников.

Однако при атаке тренер доверяет интуиции футболистов. Франческо Де Грегори был бы в восторге, ведь Сарри ценит игроков не только «за мужество и альтруизм, но и за способность к импровизации». Иначе в «Эмполи» никогда бы не раскрылся Риккардо Сапонара, которого пока так и не удалось перетащить в Неаполь. На позицию треквартисты Сарри предпочитает ставить игрока, нацеленного на атаку, а не просто заслонку. Более того, он не гнушается обсуждать с футболистами тактические вопросы – мало итальянских тренеров практикуют подобное.

Он одержим розыгрышами стандартов

Сущая правда. Сарри даже получил прозвище «Мистер 33» за то, что прибегал к огромному количеству схем при розыгрыше стандартов. Первым его так назвал журналист Фабрицио Феррари, когда в 2002 году посетил тренировку «Сансовино»: «Я был потрясен уровнем организации его работы. Он посвящал футболу все свободное время». Позднее Сарри смеялся: «Этих схем было вовсе не 33, но точно чуть более 30».

В футболе Сарри нет никакой магии. Он, скорее, как точная наука. Качественное выполнение элементарных вещей – вот лучшее его описание. Угловые, свободные и штрафные удары – это те составляющие игры, которые нужно отрепетировать заранее. Поэтому им и уделяется такое пристальное внимание: «Если сильная команда будет усердно работать, то остальным будет трудно справиться с ней». Своей целью Сарри считает «сделать 101% из 100 возможных». Наверно, не нужно уточнять, что такой тренер постарается узнать о сопернике все – он готовится к матчу по нескольку дней. При этом ежедневно выкуривает до четырех пачек сигарет.

Он не умеет работать со звездами

Точнее – никогда не работал. Поэтому многие боялись, что он не сможет достичь взаимопонимания с Игуаином, Кальехоном и другими легионерами. Однако этого не случилось, хотя испанцу будет трудно адаптироваться к «ромбу». Но и здесь Сарри предлагает решение – использовать Кальехона на позиции seconda punta. С аргентинцем также налажен контакт. Тренер даже поступился своими принципами, позволив Игуаину заниматься по облегченной программе в первые дни после открытия тренировочного лагеря. Особо ценно положительное мнение Пепе Рейны, которого Сарри называет лидером раздевалки своего «Наполи», ведь вратарь всецело предан Бенитесу.

Чувство юмора помогает Сарри завоевывать симпатии и уважение футболистов, в том числе выступающих за другие клубы. После игры с «Сампдорией» он рассказывал такую историю: «В конце матча Самуэль Это’О подбежал ко мне и сказал, что для него большая честь познакомиться со мной. Я, разумеется, спросил, не принял ли он чего? На что получил ответ, что ему действительно всегда нравился футбол, в который играет моя команда».

Он – неаполитанец, поэтому его поддерживают тифози

Интересное суждение. В той же степени, что и мой лучший друг, который появился на свет в Новосибирске и которого родители, коренные казаки, через несколько дней увезли в Ростов-на-Дону, сибиряк. В конце 1950-х – начале 1960-х отец Сарри, выходец из Тосканы, работал крановщиком в компании, строившей здания в одном из районов Неаполя – Баньоли. Когда маленькому Маурицио было три года, его семья перебралась в городок Фильине-Вальдарно, расположенный недалеко от Флоренции. Отсюда у него характерный тосканский акцент, но в то же время ему присущи черты, более свойственные жителям Юга. Например, Сарри суеверен. До того как стать тренером, он носил лишь черные костюмы, так как считал, что данный цвет приносит удачу. Даже сейчас на важные встречи он предпочитает надевать темные рубашки.

Место рождения не всегда является определяющим. И хотя Сарри еще задолго до назначения в «Наполи» признавался, что болеет за «адзурри», это совершенно не тронуло сердца тифози. Напротив, в городе были настроены весьма скептически по отношению к преемнику Бенитеса, считая его временной фигурой, которая нужна Де Лаурентису лишь для того, чтобы оправдать снижение затрат на команду. Только спустя несколько недель Сарри удалось растопить лед. Однако среди журналистов по-прежнему превалирует точка зрения, согласно которой на смену великому тренеру, способному выиграть скудетто, пришел человек, еще три с половиной года назад работавший в Lega Pro. 

Несмотря на то, что в Италии живет порядка 50 миллионов тренеров, там сложно пробиться тем, кто сам не играл в футбол на высоком уровне. Справедливо ли это? Ведь кому-то достаточно великого прошлого, чтобы получить шанс порулить грандом. Другие же, подобно Сарри, вынуждены десятилетиями доказывать профпригодность в низших лигах. Хотя ради мечты он бросил карьеру в банке, которая бы обеспечила ему стабильность и спокойную старость. Ведь уже к тридцати годам он успел поработать в четырех странах – Англии, Германии, Швейцарии и Люксембурге. 

Удивительно, что бывшему любителю вообще дали шанс в Неаполе. Там, где хозяева обожают пускать пыль в глаза. Дескать, раз уж судьи не дают нам обставить проклятый Север, то мы хотя бы оденемся у лучшего портного. Поэтому до самого конца Де Лаурентис рассчитывал заполучить Унаи Эмери и лишь после его отказа обратился к Сарри.

Хватит бросаться из крайности в крайность! В истории «Наполи» было достаточно местных тренеров, которые, попадая под влияние болельщиков и местной прессы, впоследствии становились с ними единым целым. С другой стороны, чужак не в состоянии постичь все тонкости южного менталитета. Нужна разумная пропорция. Свой, но воспитанный иначе. И может статься, что Сарри как раз тот, кто нужен. И его кофе окажется более приятным на вкус, нежели тот, что получился у Дона Рафаэля. Разумеется, я про Бенитеса, а не про героя песни, известной каждому неаполитанскому мальчишке. 

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!

Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst, Dpi/ZUMAPRESS.com

Другие посты блога

Все посты