Tribuna/Футбол/Блоги/Контора пишет/«Если бы у меня были деньги, набрал бы других игроков». Павлов – про отставку, проблемы «Слуцка» и мировую славу клуба

«Если бы у меня были деньги, набрал бы других игроков». Павлов – про отставку, проблемы «Слуцка» и мировую славу клуба

Пока возвращаться к тренерской работе специалист не планирует.

Автор — Дмитрий Руто
2 июля 2020, 16:31
21
«Если бы у меня были деньги, набрал бы других игроков». Павлов – про отставку, проблемы «Слуцка» и мировую славу клуба

Пока возвращаться к тренерской работе не планирует.

Высшая лига пережила еще одну тренерскую отставку. После финиша первого круга свой пост по собственному желанию покинул Виталий Павлов, возглавлявший «Слуцк» с 2017 года. По словам специалиста, он понял, что клубу нужна перезагрузка, свежая кровь. И ситуация, в которую угодила команда, нужно как-то исправлять. Последний раз случчане побеждали 2 мая, а после этого в восьми матчах набрали всего два балла.

В интервью «Трибуне» Павлов рассказал о финансовых проблемах клуба, о причинах неудач команды, кадровой политике клуба, своем отношении к всемирной славе «Слуцка» и установке коллеги Леонида Слуцкого.

– Чем занимались в первый день после увольнения?

– По сути, ничем. В среду подписывал документы в клубе, забирал трудовую книжку, встретился с председателем клуба. В общем, занимался оформлением всех необходимых документов. С Виталием Буносом мы, кстати, говорили еще буквально на следующий день после матча со «Смолевичами». Он приезжал ко мне в общежитие, спрашивал, не передумал ли я увольняться. Но назад пути нет, слово свое сдержу. Реально считаю, что должна быть какая-то перезагрузка. Когда нет эмоций, когда присутствует выхолощенность, тяжело что-то сделать. Так что я принял окончательно решение.

– Бунос говорил, что вашу отставку руководство может и не принять.

– Он думал, что я погорячился, за ночь остыну. Но ничего такого не было, все реально взвешено. И чтобы ничего не усугублять, лучше мне уйти.

– Вы на пресс-конференции заявили, что решение не спонтанное. Оно вызревало не один день?

– Понимаете, клуб впервые за десять лет столкнулся с такими тяжелыми условиями. Председатель «Слуцуа» предпринимает все усилия, чтобы исправить ситуацию, что-то получается, что-то нет. Но все это в любом случае сказывается на жизни и игре команды. А так, вообще, есть много нюансов, на которые ни я, ни руководство не можем повлиять. Проблемы накапливаются, и делать вид, что все нормально, уже просто не получается. Даже поддерживать эмоциональный фон в команде в такой обстановке непросто.

– Вы думаете, что ваша отставка как-то положительно повлияет на жизнь клуба, игру команды?

– Не знаю. Хотя бы должна повлиять. Времени еще достаточно, второй круге впереди. Мне просто не хочется уже никого обманывать – ни себя, ни болельщиков. Когда тренер выхолощен, что сделаешь? Тут работу нужно делать или хорошо, или никак. Не вижу смысла в том, чтобы имитировать работу. И держаться за свое место, как делают некоторые, – это не про меня. Механизм должен работать четко, но если в нем что-то срывается, кто-то выпадает, то нужно принимать соответствующие решения.

– Но проблемы клуба никуда после вашего ухода не денутся, и они по-прежнему будут влиять на игроков.

– Может быть. Хотя, не исключено, новый тренер повлияет на команду, исправит ситуацию. Может, ребята сами встряхнутся. Я не знаю. Но что-то делать надо было.

– Решили принести себя в жертву?

– Не то, что в жертву. Не хочу показывать футболистам, что у меня в мыслях есть какая-то безысходность, апатия. Они же на меня смотрят. Зачем, чтобы это настроение передавалось игрокам?

– Но на одной из пресс-конференций вы сказали, что у вас есть ощущение бесполезности работы.

– Так потому что все эти околофутбольные нюансы, согласования… На бумагах, вроде, все хорошо, но продвижения никакого нет. Все стараются что-то делать, но реальных подвижек не видно. Сложилась неприятная ситуация с директором завода. Понимаете, был определенный человек, который за все отвечал, существовал порядок. А сейчас пришли новые люди, на заводе стоят совсем другие задачи и приоритеты. Каждый занимается своими проблемами. Еще раз повторю, «Слуцк» впервые за десять лет столкнулся с такой ситуацией.

– В документах прописаны зарплаты, но по факту их нет?

– Зарплаты ребятам выданы, тут вопросов нет. Но, поймите, они не за зарплату играют, все завязано на премиальных. Основной источник заработка футболистов – это как раз премии. Вы представьте, когда я пришел в клуб три года назад, уже тогда руководство урезало зарплаты почти на 50 процентов. Все было сделано для того, чтобы люди зарабатывали, чтобы старались ради премиальных.

– Но в сегодняшнем «Слуцке» даже своевременная выплата зарплат – уже хорошо. Согласны?

– Это понятно. Но в «Слуцке» зарплаты одни из самых маленьких в высшей лиге. В этом клубе все сведено к тому, чтобы футболисты не получали деньги, а зарабатывали. Поэтому и не каждого игрока сюда можно было пригласить – зарплата не всегда их устраивала. Кому-то, может, хорошо подписать контракт, получать деньги на карточку и ничего, грубо говоря, не делать. Но в «Слуцке» ситуация иная. И, считаю, руководство в этом плане поступило правильно. Другое дело, это выплата премиальных… Но, повторюсь, Бунос молодец, день и ночь крутится. Не каждый смог бы выполнять такие объемы работы.

– Если не секрет, средняя зарплата в «Слуцке» до тысячи рублей дотягивает?

– Есть игроки, которые получают и меньше, есть те, кто получает больше. Не хочется конкретизировать. Но в любом случае для высшей лиги это копейки. Мы в первых рядах с конца.

***

– В начале сезона тоже не самая лучшая ситуация была, но команда играла, побеждала.

– У нас никаких задолженностей не было. Игроки были одеты, обуты, прошли сборы. Все работало, все играли, потому что до премиальных было еще далеко. О них никто не думал. Но потом все стало накапливаться, долги росли. Футболисты понимали, что есть премиальный фонд, что они зарабатывают деньги, но ничего все равно не выплачивается. Мы старались поддерживать эмоциональный фон, одну игру держались, вторую, но потом все сказалось. Где-то нам не везло, где-то сами не могли реализовать свои моменты, были судейские ошибки. В общем, на результате сказался большой комплекс проблем.

– То есть главная причина неудачной серии – это не только финансы, но и мастерство игроков?

– Футболист не может разучиться играть за один день. Вот так вам отвечу.

– Команда была на грани бунта?

– Нет, такого точно не было. Не дай Бог. Мы просто собирались, спокойно разговаривали, председатель клуба высказывал свое мнение, говорил о том, как продвигается решение вопросов. В общем, все более-менее спокойно. Тем более, могу сказать, никто за спасибо не играл, какую-то зарплату все равно платили.

– Кто-нибудь из игроков намеревался покинуть клуб?

– Таких футболистов не было, но у всех постоянно возникали вопросы, когда будут обещанные бонусы, премиальные. Если говорить о легионерах, то, наверное, тот же Селюк, агент, который привозил в «Слуцк» своих игроков, знает, что в этом клубе никогда никого не обманывают. Поэтому и сейчас как-то поддерживал темнокожих футболистов, уверял, что все будет нормально, с ними рассчитаются. Осталось только дождаться этого момента.

– А с вами рассчитались?

– Должны рассчитаться, все как положено.

– Можно же было предположить еще зимой, когда произошло задержание директора сахарного завода, что «Слуцк» окажется в непростой ситуации.

– Мы выходили на работу и ничего этого еще не было. Плюс запланированный сбор в Турции был оплачен заранее, экипировка заказана. В общем, все шло своим чередом, вполне нормально. Но в итоге клуб попал в такую ситуацию. Все это впервые в «Слуцке». Скажу честно, когда я узнал о задержании директора завода, никаких опасений по поводу будущего команды не было, мы спокойно работали. Просто команда – это как ребенок, его в любом случае не бросят. За годы механизм выработан, многое было сделано. Например, построены два стадиона, создана ДЮСШ. И это не бросается за пять минут. Поэтому у нас мыслей о том, что все закончится, не было. Люди приходили и спокойно работали. Да, за небольшие деньги, но стабильные. Были поставлены задачи перед сезоном – это попасть в первую восьмерку.

– Вы как-то сказали интересную фразу: «Если клуб в финансовом плане нестабильный, не надо, чтобы такие команды играли».

– Я имел в виду то, как в принципе должно быть. Мое мнение, клуб в финансовом плане должен быть стабильным, перед началом сезона должны быть предоставлены гарантии в федерацию. Чтобы не было в течение года таких ситуаций, что не платят зарплату, премиальные и прочее. Чтобы не было судов между клубами и футболистами. На любительском уровне – пожалуйста. А у профессионалов такого быть не должно. Если нет денег – есть вторая лига, любительская. Идите туда, приводите все в порядок, находите средства и потом играйте. Знаю, что в Светлогорске в свое время доходило до того, что люди приходили в гастроном, и им зарплату платили продуктами. Это маразм, в профессиональном футболе такого не должно быть.

– Ваша фраза применима к сегодняшнему «Слуцку»?

– Скажу так: в этом клубе есть определенная планка, ниже которой опускаться нельзя. Но в этом году случилось так, как случилось. Никто не мог этого предположить. Повторюсь, если бы нам перед сезоном сказали, что у клуба нет денег, то он бы снялся с чемпионата. Но такого никто не говорил.

***

– Давайте поговорим об игре. Вы довольны тем футболом, который демонстрировала команда?

– Местами – да. Даже в тех матчах, которые мы проигрывали. Но все упирается в исполнительское мастерство. Хватало индивидуальных ошибок, которые в том числе приводили к нелепым пропущенным мячам. В каких-то матчах мы выглядели не очень сильно, но все равно побеждали. Было и наоборот: играем хорошо, выглядим мощнее соперника, но уступаем. Но это футбол, и тут побеждает тот, кто делает меньше ошибок. Многое зависит от тех игроков, которые могут сами решить исход матча.

Понимаете, «Слуцк» – это команда, которая не заточена на игру в оборонительный футбол, мы старались показывать более-менее атакующую игру. Мы же хотели побеждать. И вот, в таком случае, раскрывались зоны, нас соперники наказывали. Той же «Городее» мы проиграли из-за своих ошибок – команда ловила нас на контратаках, наши крайние защитники не успели вернуться. Хватало индивидуальных ошибок. Но были и игроки, которые выглядели очень неплохо. Считаю, в «Слуцке» по-новому раскрылся Козлов, Такулов мне нравился, Образов.

– Вы в мае говорили, что в клуб звонили россияне, интересовались вашими игроками.

– Да, были звонки. Может, до сих пор смотрят за этими парнями. Я предупреждал игроков, что на них смотрят не в одном матче, поэтому нужно стараться всегда, выкладываться на полную. Если одну игру выдадут, а остальные провалят, то, естественно, никуда не попадут. Я говорил футболистам, что они играют не за тренера, не за предприятие, а за себя, за свою судьбу.

– Можно немного конкретнее, кто и какими игроками интересовался?

– Был интерес к одному из наших легионеров со стороны клуба РПЛ. Белорусы никого не интересовали. Впрочем, они же немолодые у меня, что также сказывалось.

– Вы говорите, что «Слуцк» – не та команда, которая будет играть от обороны. Но когда один матч, два, шесть без побед – может, стоит поменять тактику?

– Тактику не поменяешь, потому что мы в основном готовились, отталкиваясь от игры соперника. А у нас были оппоненты с насыщенной средней линией или с тремя центральными защитниками. Да и, поймите, дело не в тактике. Если наш игрок не попадает по воротам с двух метров, при чем тут тактика и смеха? Мы говорим только об исполнительском мастерства, хладнокровии.

– Но вы же набирали этих игроков.

– Родной мой, если бы у меня были деньги, я бы других набрал. Если бы клуб мог предложить зарплату в 10 тысяч долларов в месяц, тут бы играли другие футболисты. Того же Дмитрия Лебедева, который сейчас играет в «Крумкачах», я звал в «Слуцк» два года назад. Это человек, который мог решить судьбу игры. Но два года назад мы не могли ему предложить нормальные финансовые условия. Мало ли кого я приглашаю. Может, хочу кого-то другого пригласить, но банально не могу этого сделать. Как я уже в начале говорил, не каждый хотел идти в «Слуцк» именно из-за финансовых условий. Все упирается в денежные знаки.

***

– Давайте поговорим о хорошем – о всемирной славе «Слуцка».

– А я как-то спокойно к этому относился. Да, видел, знал, но особо не обращал на это внимания. У самого хватало проблем и вопросов. Но, думаю, в какой-то момент эта слава все равно пошла клубу на пользу, и такая слава тоже приятна. Знаю, что некоторые футболисты дог сих пор общаются с болельщиками из-за границы. Со мной, кстати, никто не связывался, да я и не такой молодой, чтобы в этих соцсетях сидеть.

– Как отнеслись к желанию болельщиков собрать для клуба деньги?

– Даже перечисления были какие-то. Очень многие люди просили нашу экипировку, хотели купить. Было приятно, конечно, но, снова же, к этому я относился вполне спокойно.

– Как получилось сделать так, чтобы перед одним из матчей установку провел тренер Леонид Слуцкий?

– Через «Красаву» я отослал Леониду Слуцкому краткую характеристику себя, своей команды, ближайшего соперника. Ему все передали. Перед игрой с «Витебском» мы поставили в раздевалке телевизор, включили установку Слуцкого. Посмотрели, похлопали, эмоциональный фон поднялся. Потом я дал свою установку, вышли и сыграли вничью 1:1.

– Может, вам надо было перенять у Слуцкого стиль установок, его эмоциональность, чтобы команду взбадривать?

– У нас свои способы были, не переживайте :). Мы всегда старались, чтобы не было унылых тренировок, легионеров тренеры поддерживали, ведь они в чужой стране. Тимбилдинг был. Знаю, что ребята куда-то под Слуцк ездили и играли в пейнтбол. Команда собралась дружная, настоящий коллектив. Но вот на игре и результатах сказались другие нюансы. В том числе и судейские ошибки. Хотя об этом давайте не говорить – опасно у нас это делать. Я вообще с ума схожу, когда начинается этот бред с дисквалификациями, штрафами. Лучше вообще молчать.

***

– Вы провели в «Слуцке» больше трех лет. Что они вам дали?

– Хорошие эмоции, много друзей, ко мне отношение было хорошее. Я старался людям отплатить своей качественной работой, не хотел никого подвести. Но все равно приходит время, когда нужно что-то менять. Четвертый год в команде – нужна свежая кровь.

– Говорят, что команду строят три года. У вас не получилось?

– Понимаете, все зависит от золотого запаса, как говорил Попандопуло. Когда есть определенный уровень финансов, от него исходит и результат. А так не всегда желания совпадали с возможностями. Старались, как могли, работали на определенном уровне. Во всяком случае за это время «Слуцк» стал хорошим крепким середняком, показывал свой футбол, мы могли любой команде дать бой, обыграть даже лидеров. Но, опять же, многое зависело от исполнителей. Тем не менее, посмотрите, лучшие нападающие были именно в «Слуцке». Тот же Себаи, которого потом забрали в «Балтику», Шикавка от нас уехал в Грецию, а сейчас забивает за «Динамо». Секу у нас выстрелил и переехал в «Тамбов», Куаджа засветился. Если бы были финансовые возможности сохранить людей, тут бы команда была очень сильная. Но что делать, когда человеку предлагают в пять-десять раз больше зарплату? И мне каждую зиму приходилось чуть ли не заново строить команду. Появляются новые люди, засветились – снова ушли.

– «Слуцк», получается, стал таким буфером.

– Да, именно. Перевалочный пункт для ребят. Они получали определенную школу, играли, проявляли себя, а потом уходили на лучшие условия. Вот в таких условиях приходилось лепить команду. Уходило полкоманды – и снова нужно было крутиться.

***

– Что ждет «Слуцк» в дальнейшем?

– Не могу ничего сказать. Для меня самое главное, чтобы команда осталась, играла. Чтобы было какое-то финансирование. Очень жаль будет, если команда пропадет. За десять лет ведь сделано очень многое.

– Если введут лимит – шесть белорусов на поле и один из них не старше 21 года – это скажется на «Слуцке»?

– Да это не только по «Слуцку» ударит, и по остальным командам высшей лиги. Не думаю, что уровень нашего футбола вырастет, улучшится уровень мастерства команда.

– Какие у вас дальнейшие планы?

– Честно говоря, никаких. Давно не был в отпуске, и сейчас хочется выдохнуть, все проанализировать. Иногда даже хочется тупо полежать на диване. Честно говоря, эмоций нет, все выхолощено. Одно желание – отдохнуть от всего и восстановить силы. Что касается дальнейшей работы, то вариантов не ищу. Может, они и есть, но я пока не готов их рассматривать.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты