Tribuna/Футзал/Блоги/На вулiцы маёй/Первый бразилец в белорусском мини-футболе: «Лукашенко? Не знаю точно, кто это. Президент ваш?»

Первый бразилец в белорусском мини-футболе: «Лукашенко? Не знаю точно, кто это. Президент ваш?»

Первый бразилец в белорусском мини-футболе рассказал Андрею Масловскому о приходе в «Сталiцу», детстве, впечатлениях от европейского футбола, игре против нынешнего главного тренера Владимира Левуса и отношении к войне на юго-востоке Украины.

10 февраля 2015, 16:20
5
Первый бразилец в белорусском мини-футболе: «Лукашенко? Не знаю точно, кто это. Президент ваш?»

Фото: fc-stalitsa.by

Форвард «Сталiцы» Рониньо рассказал Андрею Масловскому о коррумпированности бразильского правительства, долгих грузинских тостах, своем отношении к украинской войне и планах на белорусское чемпионство.

В Беларусь Рониньо приехал в начале января. Потренировался и подписал контракт до конца сезона. «Сталiца» стала пятым европейским клубом бразильца. До этого были грузинская «Иберия Стар», азербайджанский «Араз», украинский «Ураган» и французский «Спортинг Париж». Начинал же карьеру нападающий в родном «Васко да Гама». С каждой командой Рониньо завоевывал награды. В его послужном списке чемпионство в Бразилии, четыре «золота» в Грузии и одно в Азербайджане. А также «серебро» и «бронза» чемпионата Украины. Кроме того, легионер – участник пяти розыгрышей Элитного раунда Кубка УЕФА. А в 2012-м вместе с «Иберией Стар» он вышел в «Финал четырех».

– Уже освоился в Беларуси?

– На сто процентов пока нет. А из-за холодов сделать это еще труднее. Первые дни практически не выходил на улицу. Но когда вышел – поразился чистотой улиц и приветливыми людьми. В общем, пока впечатлений немного, но они позитивные. В Украине, где играл недавно, похожий климат, поэтому, привыкну.

– Как стал возможным твой переход в «Сталiцу»?

– Год заканчивал в парижском «Спортинге». Меня туда пригласили, чтобы я помог команде успешно сыграть в Кубке УЕФА. Мы вышли в Элитный раунд. Однако так как контракт был до конца года, возник вопрос о продолжении карьеры. Поступило несколько предложений. Одно от «Сталiцы». Мы играли против белорусской команды в основном раунде Кубка УЕФА («Спортинг Париж» победил 7:4, Рониньо забил три мяча – Tribuna.com). Мне очень понравилась «Сталiца». Потому я и определился в белорусскую пользу. Кроме того, тренер сборной Грузии Алик Саркисян знаком с Владимиром Левусом. И он меня фактически уговорил.

– Для нашей страны такой переход – достаточно большое событие. Что он значит для тебя?

– Это очень большая ответственность. Я же первый мини-футбольный бразилец в Беларуси. И по мне будут судить о других. В каком бы клубе я ни играл, к бразильцам всегда было повышенное внимание. Бразилия – футбольная страна. Поэтому я должен всегда показывать свой максимум. И делать все, чтобы мое имя осталось в истории чемпионата Беларуси. Так что для меня это тоже важно. Ну, и еще важно помочь «Сталiце» выиграть чемпионство. Важно делать историю команды. В каждом клубе всегда был в призах. Для любого спортсмена важно постоянно выигрывать и продолжать победную серию. Да, сейчас мы идем не на первом месте, но есть еще раунд плей-офф. Там можно все изменить.

– Во многих командах новичку устраивают обряды посвящения. Было что-то такое в Беларуси?

– Нет. И в Европе с чем-то подобным не сталкивался. А вот на Родине похожая традиция имеется. Правда, касается она исключительно молодых ребят, которые только-только пришли в основную команду из молодежного состава. Я на себе это прочувствовал в «Васко да Гама». Чуть ли не в первое утро партнеры не стали меня будить, а тихонечко вышли из комнаты, закрыли двери на ключ и уехали тренироваться. По их замыслу я должен был самостоятельно добраться до места проведения тренировки. Типа, если смогу, тогда буду принят коллективом. В общем, мне повезло, что мы жили в отеле. Я барабанил в двери и меня выпустили. После чего добраться до зала не составило труда.

– Белорусский мини-футбол котируется в мире?

– Честно, мы эпизодически встречались с белорусами, но в целом я мало что знал о вашем минике. Правда, посмотрев парочку матчей, сделал определенные выводы. Мини-футбол развивается. Команды стараются приглашать легионеров. Это повышает конкуренцию. Но я тебе скажу, что ваш чемпионат сильнее грузинского. И если продолжит развиваться в теми же темпами, скоро сравняется с украинским.

– Мне казалось, грузинский на порядок выше.

– Нет. Там есть только одна команда, которая имеет возможность приобретать бразильцев, – «Иберия стар». В Тбилиси их всегда было много, а в остальных клубах легионеров почти нет. И неудивительно, что в мою бытность чемпионом становилась только «Иберия». Поэтому чемпионат для нас всегда отходил на второй план. В приоритете находилось успешное выступление в Кубке УЕФА. Обычно для этого количество бразильцев увеличивалось. Допустим, в чемпионате играло человек пять, а в еврокубках около девяти.

– Наш мини-футбол так заточен, что играть приходится в маленьких и не очень привлекательных залах.

– Да, успел заметить. В той же Украине много хороших залов. И болельщиков прилично ходило. Но это все потому, что мини-футбол в Украине развивается гораздо интенсивнее, чем в Беларуси. Но как только здесь у людей появится интерес, то и инфраструктура улучшится. При этом не все так печально. Мне очень понравился зал, в котором мы играли против «МАПИДа». Большой, просторный, с трибунами для болельщиков. Приятно было там находиться.

– Самый странный зал, в котором приходись играть?

– Больше всего не понравилось в Украине в одном Дворце спорта. Во-первых, было очень холодно. А во-вторых, он очень маленький и старый. Все обшарпано, побито. Хорошо, что сейчас он на реконструкции.

– Главная мини-футбольная страна на континенте?

– Тут даже думать нечего – Испания. Очень сильная лига. Ну, и Россия еще. Правда, это не совсем Европа.

***

– Расскажи о своем детстве.

– Я родился в городе Варжинья штата Минас-Жерайс. Я средний ребенок в семье: есть брат и сестра. Мама продавала косметику, а папа работал на бензоколонке. Поэтому мы не голодали. Но и не шиковали. В пять лет я стал заниматься футболом. Сперва был только большой. В 13 лет у меня появился хороший шанс попасть в «Васко да Гама». Но для этого надо было одному ехать в Рио. Родители побоялись отпускать меня и ничего не вышло. После этого стал параллельно заниматься еще и мини-футболом. Миник понравился мне больше, вот я и решил сосредоточиться на нем.

– Как настоящий бразилец, начинал заниматься босиком?

– Конечно! В каждом районе любого города в Бразилии есть публичный стадион, где собираются люди и играют в футбол. На таком же играли и мы с друзьями. Вообще в Бразилии играют везде – даже на улице. Это нормально. На первом месте у нас футбол. Мама купила мне первые серьезные бутсы в пять лет, когда я пошел заниматься в секцию. У нас никогда не было много денег, но мама всегда приобретала хорошую обувь. Она делала все, чтобы мне было комфортно заниматься.

Кстати, когда мама была мной беременна, я очень сильно бился ножками. При этом папа был уверен, что родится девочка. Но мама, ощущая мои удары, говорила, что мальчик и что он будет футболистом.

– В Бразилии всех мальчиков записывают в футболисты еще до рождения?

– Да. Только футбол. Иных вариантов нет :).

– Ты жил в фавелах?

– Нет. Мой город маленький и такого в нем нет. Мы жили в обычном доме. А вот в Рио, когда играл за «Васко», видел фавелы. Это вообще очень криминальный город. Но в наличии фавел, в которых люди нищенствуют, виновато государство. Оно очень коррумпированное. Никто не думает об этих людях. Поэтому в Бразилии и нет среднего класса: только богатые, или бедные. Но большинство обитателей фавел отнюдь не бандиты, как принято думать. Они просто заложники системы.

***

– Почему ты решился уехать в Европу?

– Здесь больше хороших предложений, чем в Бразилии. Однажды мой друг, который занимается агентской деятельностью, нашел вариант в Грузии. Я подумал и согласился. Приехал туда летом, что хорошо. Первый сбор проводили на море. Здорово. Это помогло быстро освоиться. Вот только к еде пришлось привыкать. Поначалу не мог вообще ничего кушать. Мало того, что остро, так еще и невкусно. Но сейчас я очень люблю хинкали, хачапури и все такое.

– Латиноамериканский мини-футбол отличается от европейского?

– Конечно. Наш более индивидуальный, техничный. Он заточен на контроль мяча. Европейский же более жесткий, силовой. Нужно много бегать. А бразильцы не очень любят это делать. Мы играем с головой, думаем на паркете. Например, когда увидел первый матч чемпионата Грузии, мне показалось, что это не футболисты, а какие-то атлеты-бегуны. Игрок давал пас и просто несся вперед. Пришлось адаптироваться.

– Ментально грузины похожи на бразильцев?

– Да, такие же открытые, добрые. Меня хорошо приняли. Соседи в любой день звали в гости. Поэтому чувствовал себя, почти как дома. И легко привык.

– Застолья, вино.

– У грузин есть такое: давай, наливай, пей. А еще долгие тосты, не выпить после которых сложно. Но я же спортсмен. И должен следить за здоровьем. Поэтому я себя ограничиваю. Могу выпить бокал вина, но очень редко. Да и организм нехорошо реагирует на алкоголь. Однако я знаю очень много бразильцев, которые живут в Грузии, позволяют себе много пить, но при этом играют очень хорошо.

– Через сколько лет жизни в Грузии вы познакомились с женой?

– Лет? Мы были знакомы уже через месяц после моего приезда! Она работала администратором фитнес-клуба, а я пришел туда поддержать форму. Понравилась сразу. Но возникли трудности с общением. Я же не знал грузинского, а она – португальского. Общались на смеси итальянского (жена его учила в институте), жестов и рисунков. Так продолжалось где-то месяц. Потом Кэти решила, что с нее хватит. Но хватило ее на неделю, после написала мне смс. В итоге мы стали полноценно встречаться и учить языки. Сейчас спокойно общаемся на двух.

– Когда тебе предложили грузинское гражданство, сомневался?

– Нет. Шансов играть за сборную Бразилии у меня не было. Футболистов много, команда уже сформирована. Пробиться тяжело. Поэтому когда мне сказали, что хотят сделать грузинский паспорт, согласился без раздумий. Такой шанс – играть за сборную страны – упускать нельзя. Да и жена у меня грузинка. Я люблю Грузию, как Бразилию. Да и вообще в мире много бразильцев, которые имеют гражданство других стран.

– Из Украины ты уехал в самый разгар войны. Тебя это коснулось?

– В Ивано-Франковске так плохо не было, но я себя все равно ощущал себя не очень. Переживал из-за людей, из-за того, что достаточно сильный чемпионат теряет в уровне. Если бы не война, я бы там остался. А так в клубе начались финансовые проблемы, и я вынужден был уехать. Отношение к войне? Я не люблю говорить о политике, так как не слишком в ней разбираюсь. Но в 21-м веке войны в мире быть не должно.

– Знаешь, что Владимир Левус – легендарная для белорусского мини-футбола личность?

– Конечно. Мне и Саркисян о нем рассказывал. Да и когда против МАПИДа довелось играть в Кубке УЕФА, отметил для себя Левуса. Хороший игрок. Плюс его команда была достаточно сильной. Кстати, недавно с женой пересматривали фотографии с тех матчей и нашла фотку молодого Владимира.

– Ты вообще знал кого-то из белорусов до приезда сюда?

– Не особо. Немного слышал о нашем капитане (Александр Черник – Tribuna.com) и все.

– Александр Глеб?

– Нет.

– Александр Лукашенко?

– Я не знаю. А вот Кэти точно знает. Подсказывает, что президент ваш. Правильно? :).

– Что должно случиться, чтобы ты задержался в «Сталiце» дольше, чем до лета?

– Не хочется загадывать. Надо хорошо сделать свою работу и стать чемпионом. А потом посмотрим.

Другие посты блога

Все посты