Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«Даже «Дандолку» проигрывать было не так обидно, как «Астане». Гордейчук – о трудном сезоне для себя и БАТЭ

«Даже «Дандолку» проигрывать было не так обидно, как «Астане». Гордейчук – о трудном сезоне для себя и БАТЭ

Лучший бомбардир чемпионата – о том, как перебороть кризис.

16 декабря 2016, 10:23
16
«Даже «Дандолку» проигрывать было не так обидно, как «Астане». Гордейчук – о трудном сезоне для себя и БАТЭ

Лучший бомбардир чемпионата – о том, как перебороть кризис. 

Для Михаила Гордейчука нынешний год выдался неоднозначным. С одной стороны нападающий стал лучшим бомбардиром чемпионата. С другой – вместе с БАТЭ пролетел мимо групповой стадии еврокубков да и в сборной пришлось пострадать. Мы встречаемся в тот момент, когда разговоры о возможном переходе в «Генчлербирлиги» достигли своего пика. Гордейчук наотрез отказывается говорить о своем будущем. Беседа начинается с итогов минувшего сезона:

– Год назад ты обещал забить минимум 15 мячей в чемпионате. Доволен своей результативностью в этом сезоне?

– Честно говоря, не очень. Я говорил, что нужно забить минимум 15. В этом году должен был поражать ворота соперников гораздо чаще, но что-то пошло не так. В конце сезона мяч летел куда угодно, но только не в ворота: штанги, перекладины... А еще и вы меня «полоскали».

Если честно, совсем не загонялся, мол, в чемпионате нужно обязательно забить 15. В конце сезона многие подходили: «Ну что? Обещал забить 15, а пока не получается? Должен это сделать». Я вообще никому ничего не должен. Никогда в жизни не спорил на то, что забью столько-то голов за сезон. Хотя в прошлом году Александр Федорович, когда я редко отличался, предлагал заключить пари. Начал рассказывать о каких-то условиях, но я отказался.

– Почему?

– Там Федорович хотел схитрить – сначала говорил одно, потом другое. Я понял, что лучше не ввязываться в этот спор. Понимаешь, всегда есть желание играть лучше, быть в порядке. Например, в конце этого сезона и мне, и Виталику Родионову хотелось выиграть звание лучшего бомбардира чемпионата. Правда, у нас не было такого, чтобы кто-то кому-то не отдал передачу или позлорадствовал, когда кто-то из нас не забил. Отличался Виталик – мы бежали радоваться вместе. Даже в последнем матче с «Городеей» я отдал Родионову голевую передачу, а потом он — мне.

– Как к вашей гонке относились товарищи по команде?

– Подкалывали немного, но, блин, Виталик – нападающий. Его задача – забивать. Не понимаю, с чего все вдруг решили, что я тоже нападающий. Всю жизнь играю полузащитника, а тут резко стал форвардом. Когда два года назад получил приз лучшему нападающему чемпионата, сказал: «Ребята, ну вы что? Я же полузащитник». Потом стали писать во всех программках, что Гордейчук – форвард. Это не мое дело, но все равно считаю себя полузащитником.

– Полузащитник не должен забивать?

– Он должен забивать и отдавать голевые передачи.

– Можешь объяснить, почему тебе практически месяц не удавалось забить?

– Все началось с матча за сборную против голландцев. Ни в коем случае не считаю, что в моем кризисе виновата национальная команда, но все неудачи пошли именно с этой игры. Ждал возвращения в сборную, чтобы поскорее снять проклятье :). В тот период реально как отрезало. Например, в матче с «Крумкачамі» обыгрываю вратаря, уже вижу, как мяч залетает в ворота, а он в последний момент катится мимо. Не знаю, как так вышло.

– По этому поводу о тебе писали много неприятных комментариев.

– Конечно, заходишь в интернет, а там «неделя неудач Гордейчука», «месяц неудач Гордейчука». Главное, что меня поддерживали ребята из клуба и близкие друзья. Звонили: «Не читай все это». Правда, чего скрывать, я захожу на «Трибуну», смотрю новости. Интересно же узнать, что о тебе думают. Все футболисты читают спортивные СМИ и смотрят комментарии. Что поделать? Если критикуют, значит, ждут от человека большего.

– Ты сильно загоняешься в такие моменты?

– Конечно, есть такое дело, но руки никогда не опускаю. Просто мне нужен какой-то толчок. В этом сезоне у меня был период, когда не забивал три или четыре игры подряд. Разговаривали с Александром Ермаковичем по этому поводу. Он донес до меня свою позицию: «Пока не дотягиваешь, поэтому будешь получать меньше игрового времени». Я все понял, все-таки мнение тренера было справедливым. Присел на скамейку запасных. Конечно, это немного расстроило. Может, где-то чуть-чуть была утрачена вера в себя.

Помню, как вышел на замену в игре с СИКом. Была какая-то боязнь пойти в обводку, присутствовало желание сыграть попроще. Но затем один раз удачно обыграл соперника, второй – и пошло-поехало. Просто на подсознательном уровне что-то перещелкнулось, и все пришло в норму. Вышел на замену в матче с «Дандолком» – забил. В этот момент снова почувствовал уверенность в своих силах. Знаешь, когда оказываюсь на скамейке запасных, есть обида только на себя. Никто в этом не виноват. К сожалению, бывают спады.

– Закрывая тему твоих неудач и национальной сборной. Отставка Александра Хацкевича сильно тебя удивила?

– И да, и нет. С одной стороны все закономерно – команда не показала результат, на который рассчитывало руководство. С другой стороны – мы демонстрировали неплохой футбол. По крайней мере, старались.

– Ты общался с Хацкевичем после его отставки?

– Нет, за все время нашего знакомства мы созванивались всего пару раз. Помню, как он по телефону поздравлял меня с рождением дочери. Самому мне не очень комфортно звонить тренерам, хотя тот же Игорь Ковалевич обижается: «Куда ты пропал?» Просто не понимаю, как можно звонить главному тренеру. Он же мне не приятель какой-то. Не буду же я звонить главному тренеру и спрашивать: «Привет! Как дела?» Не знаю почему, но мне неловко звонить тренерам, хотя со всеми у меня нормальные отношения.

***

– Нынешний год можешь назвать для себя удачным?

– Лично для меня он был хорошим. Все было в порядке в семье, многое получалось на поле. Единственное разочарование – не вышли в Лигу чемпионов. Думаю, в следующем году все будет в порядке. Команда захочет еще сильнее попасть в групповой раунд. В этом году мало того, что не вышли в ЛЧ, так и вовсе остались без еврокубковой осени. Поражение от «Астаны» – самый большой кошмар в нынешнем году. Когда проиграли на выезде со счетом 0:2, все равно была уверенность, что пройдем дальше. В Борисове провели хороший первый тайм, забили, потом Иванич мог развить успех. Я мог забивать, но попал в пятую точку Родионову. В перерыве, мне кажется, все верили, что сможем дожать казахов. Уже после игры говорил с Игорем Шитовым, так он рассказывал: «Вы так нас прижали, что мы думали, нам конец». Правда, во втором тайме пропустили какой-то непонятный гол со штрафного. Ничего не предвещало, а тут вынимай. Не поверишь, даже «Дандолку» было проигрывать не так обидно.

– Почему?

– Там было тоже обидно, но «Астана» вовсе лишила нас еврокубков. Хотя в Ирландии сразу все пошло не так. Футболисты «Дандолка» с первых минут взяли мяч под свой контроль. Дома нам удавалось накрывать соперника, а тут совсем ничего не выходило. У команды напрочь не получался прессинг, поэтому игра была 50 на 50. Тут они забивают один, второй… Когда пошел сильный ливень, я уже понял, что вряд ли мы сможем отыграться. Потом получили третий, и стало понятно, что останемся без Лиги чемпионов.

Я уже говорил, что во время жеребьевки плей-офф Лиги Европы хотел, чтобы нам попалась «Астана». Папа и жена слетали в Казахстан, ведь в этой стране я родился.

Поле на домашнем стадионе «Астаны» – это ужас. Не понимаю, как такой солидный клуб с таким современным стадионом может иметь настолько ужасное поле. Наверное, в Микашевичах похожее покрытие. На европейской арене «Астана» это что-то типа «Гранита». Этакая команда, которая всех «ловит» на домашнем стадионе. Видишь, и с нами у них что-то получилось.

– Согласен, что в этом году в БАТЭ было много людей, которые чувствовали себя слишком комфортно?

– Были такие люди, не могу этого отрицать. С таким отношением борется руководство и тренерский штаб. Наверное, в клубе будет какая-то чистка. Думаю, в БАТЭ многое поменяется, и работа будет строиться немного иначе. С другой стороны, у нас была задача выиграть чемпионат,  чтобы в следующем году играть в Лиге чемпионов. Ее мы выполнили. Понятно, добиться этой цели было не так сложно. Хотя могу сказать за себя, я не потерял мотивацию играть в первенстве Беларуси. До сих пор хочу побеждать в каждом матче. Мне просто нравится играть в футбол. Что поделать, если я люблю это дело?  Мне нравится читать интервью Александра Седнева. Иногда он говорит слишком мудрено, но всегда по делу. Недавно он сказал, что у нас в стране пропала любовь к футболу. В принципе, так оно и есть, но это точно не относится ко мне.

– Какая у тебя мотивация играть в чемпионате Беларуси, если команда задолго до финиша становится чемпионом?

– Я хочу постоянно побеждать, неважно с кем играть: с «Городеей», «Динамо» или между собой на тренировке. Хочу побеждать как можно чаще. Иногда случается, что БАТЭ забивает сопернику два-три мяча, и команда начинает экономить силы. Это немного не по мне. Мне нравится, как действует Родионов. Мы забиваем несколько мячей, смотришь ему в глаза, а он хочет отличиться еще и еще. Только забиваем, он поворачивается ко мне: «Сразу начинаем их прессинговать». Это качество Виталика серьезно подкупает. Он не хочет делать много поперечных передач и просто тянуть время. Родионов постоянно действует на обострение, это часто заводит футболистов БАТЭ. Понятно, иногда необходимо придержать мяч. Например, когда команда задохнулась и нужно сбить темп. Но какой смысл катать его поперек поля при счете 2:0? Защитники соперников успевают перестроиться, и что делать дальше?

– До матчей с «Дандолком» и «Астаной» у тебя было ощущение, что в команде что-то идет не так?

– Честно говоря, такие мысли не посещали, хотя мне звонили многие знакомые и предупреждали: «Думаем, с такими игрой и составом вы не выйдете в группу Лиги чемпионов». Я пытался их переубедить. Реально верил, что нам по силам добраться до этой стадии, но мы не попали даже в Лигу Европы. Обидно. Теперь лишь остается ждать следующего года.

– Тебе нравился футбол, в который играл в БАТЭ в этом сезоне?

– В чемпионате Беларуси мы кайфовали. Жаль, в еврокубках толком ничего не получилось. Понятно, что намного приятнее играть в Лиге чемпионов, когда стадион забивается полностью. Зрители что-то кричат, свистят, в общем, создают атмосферу, а в чемпионате Беларуси мало стадионов, на которых собирается много людей, да и антураж не тот.

– Ты обратил внимание, что в этом году посещаемость матчей на «Борисов-Арене» упала?

– Честно говоря, нет. Насколько она упала? На пять человек? Просто мы не попали в группу еврокубков, а это отразилось на посещаемости. Наши преданные болельщики постоянно ходят на матчи. Меньше двух тысяч в этом году на «Борисов-Арене» не было. Мне намного приятнее видеть этих зрителей, а не тех людей, которые звонят и просят достать билеты на матчи группы Лиги чемпионов. Где вы раньше были? Почему не звонили, когда играли с СИКом или «Дандолком»? Получается, люди хотят не за нас поболеть, а посмотреть на грандов.

Еще одно наблюдение о Лиге чемпионов. Когда пересматриваю свои матчи в этом турнире, кажется, что бегу в два раза быстрее по сравнению с чемпионатом Беларуси. Думаю, тут дело в качестве съемки. Не хочу кидать камень ни в чей огород, но в нашей стране показ футбола зачастую оставляет желать лучшего.

***

– В этом году ты играл в финале Кубка Беларуси с травмой…

– Вообще, в этом сезоне меня постоянно преследовали какие-то мелкие болячки. Все началось еще со сборов. Прикинь, повредил сгибатель большого пальца стопы. Наверное, такая травма есть только у меня. Во время второго сбора у меня почему-то заболела ягодица. Ощущался какой-то дискомфорт, который мешал тренироваться. Вроде, боль утихла, играем на тренировке в квадрат, а у меня прихватило «икру». Мышца стала болеть все больше и больше. Закончил занятие, пошел к врачу. В докторской Саня Одинцов потрогал ногу, потом взял меня за палец, надавил и выдал: «У тебя сто процентов поврежден сгибатель большого пальца стопы». Пацаны сильно угорали по этому поводу.

Если в этом сезоне у меня ничего не болело, то, значит, что-то шло не так. Может, я уже разваливаюсь? Постоянно клеил на различные части тела кинезию. Вроде бы мелочь, но все равно не очень приятно.

– Кстати, тебя часто называют Максимом?

– Сейчас намного чаще. Если бы сезон продолжался, то был бы совсем кошмар. Просто не понимаю, куда смотрели в АБФФ. Помощник Сергея Румаса вручал мне диплом со словами: «Миша, извини, так получилось». Конечно, это смешно, но все-таки чуть-чуть неприятно. Вы же готовите эти дипломы заранее, так почему не проверить элементарные вещи? Когда мой диплом увидел Саня Глеб, тут же выдал: «Круто! Давай скорее выложим в инстаграмм». Позже мне все-таки дали нормальный диплом. Уже все в порядке.

– Ты давно не выдавал никаких приколов. Экстравагантных розыгрышей пенальти тоже не было

– Просто в этом году Эд Олехнович практически не играл. Не с кем было реализовать какую-нибудь красивую идею. Постоянно ищу в интернете какие-нибудь интересные розыгрыши стандартов. Все хочу оригинально разыграть угловой. Даже консультировался с судьями по этому поводу. Хочу быстро разыграть угловой в момент, когда мяч только-только улетит за флажок. Обычно в таких случаях защитники разворачиваются и идут в штрафную разбирать игроков, а ты можешь просто легонечко ввести мяч и побежать к воротам. Судьи говорили, что в таком случае мяч должен сделать несколько оборотов, но реализовать такую штуку пока не с кем. В общем, нужно придумать что-то крутое, чтобы веселее жилось. Видишь, придумали розыгрыш пенальти, а потом за нами «Барселона» повторяла.

– Кажется, ты заметно повзрослел.

– Наверное. Все-таки когда тебе 27 лет, на некоторые вещи начинаешь смотреть иначе. Элементарный пример: смотришь, как пашет тот же Родионов, и хочется делать, как он. Пойми правильно, я не боготворю Виталика, но молодым ребятам можно у него многому научиться. Где-то гоняешь на тренировках за молодыми и замечаешь, как кто-то где-то не добежит, сделает упражнение в полноги. Бывает, сам подойду ко вчерашнему дублеру: «Не упускай свой шанс, потому что потом можешь его не получить». В 2011 году я вел себя примерно, как они. Думал, если попал в БАТЭ – уже всего добился в жизни, а нужно было пахать и доказывать тренерам свою состоятельность. Вот бежишь ускорение сто метров. Нужно отработать дистанцию на максимуме, и только потом сбрасывать темп. Некоторые начинают сбавлять скорость за 10-15 метров до финиша. Просто если не добежать сейчас, то и в игре не доработаешь. Такое случается со многими молодыми ребятами, поэтому развитие замедляется. Чтобы такого не случилось, нужно много пахать на каждой тренировке, чтобы чего-то добиться.

– Давай начистоту, ты уже перерос уровень чемпионата Беларуси?

– Отвечу так: хочется попробовать себя в более сильном чемпионате, но не знаю, что из этого выйдет. Сообщил руководству клуба и главному тренеру о своем желании уехать в более сильное первенство.

– Для тебя важно уехать в зарубежный чемпионат именно сейчас?

– Мне 27 лет. Дело в том, что другого шанса попробовать силы в заграничном чемпионате у меня может не быть. Но не хочу ничего загадывать. Посмотрим, что будет дальше.

Фото: Анита Занкович, Егор Шумский

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты