Tribuna/Футбол/Блоги/Мысли олтушского принца/«Хочу еще». Как олтушские туристы путешествовали по Малоритскому району

«Хочу еще». Как олтушские туристы путешествовали по Малоритскому району

Здесь вы не найдете ни единого слова про футбол. Этот текст о ЗОЖ. О том, каким образом можно заполнить свои выходные.

4 августа 2015, 22:44

Как провести выходные с пользой и в удовольствие? Турпоход – как один из способов. Пеший туризм, можно с уверенностью сказать, является визитной карточкой Олтуша. После долгого перерыва состоялся долгожданный многодневный поход. С 19 по 23 июля местным туристам удалось посетить 14 деревень Малоритского района и получить массу положительных эмоций.

В летнее время многие люди едут отдыхать за границу. Туда, где море и песок. Туда, где жара круглые сутки. Но почему-то все забывают о таком прекрасном виде отдыха, как пеший поход. То ли людям действительно это не интересно, то ли они еще ни разу не решились опробовать на себе многочисленные километровые дистанции с рюкзаками на плечах, с последующим привалом и отдыхом у костра.

5 парней, 4 девушки и 2 руководителя отважились, и сходили в многодневный поход по интересному маршруту: Олтуш, Заозерная, Ямица, Новолесье (ночевка), Радеж, Хмелевка, Отяты (ночь), Богуславка, Гвозница (ночь), Бродятин, Орлянка, Язвин, Гвозница (ночь), Збураж, Никольская, Олтуш. За 5 дней нам удалось пройти более 100 километров. Любому обывателю данное расстояние может показаться космическим. Такой километраж, да еще и пешком?! Я вам скажу, что это того стоит. Свежий и чистый лесной воздух, приготовленная еда на костре – это только часть того, ради чего можно было освободить парочку летних деньков.

В каждой пройденной деревне нам были рады. Оно и неудивительно. Жители данных деревень привыкли к своему спокойствию, к своим соседям. А новые люди, в придачу еще и туристы, им интересны. На месте нашего ночлега мы разбивали бивак. И хозяйки из ближайшего дома нам всячески помогали. От чистого сердца, от души. Давно известный факт – в деревне народ дружелюбней и гостеприимней.

19 июля. Олтуш – Новолесье ≈ 20 км

Нашему походу предшествовала большая гроза. Были опасения по этому поводу. Но благо все обошлось, и после обеда дружная команда туристов собралась в Олтуше на турбазе. Закупившись самыми необходимыми продуктами в магазине, мы начали их равномерно паковать в рюкзаки. Не забыли, конечно же, про спальники и палатки. Хотя кто-то все-таки забыл спальник, но это уже совсем другая история.

В первый день нам пришлось преодолеть 20 километров пути до первого ночлега. С непривычки для юных туристов, которые впервые выбрались в поход, это могло показаться очень сложной нагрузкой. Но мы все вместе сумели преодолеть эту дистанцию достаточно быстро и с задором.

По пути нам встречались различные люди, которые рассказывали много  чего интересного. Например, в Ямице мы встретили Антона Ивановича Сымоника. Со слезами на глазах он нам рассказал, что в деревне осталось всего лишь 3-4 хаты. О том, что кругом все осушили, о работе в колхозе пчеловодом и не только. Ему было интересно нас встретить. Да и мы с удовольствием слушали его рассказ и задавали интересующие вопросы.

Наш первый ночлег был на хуторе Мутвица близ деревни Новолесье. Гостеприимные хозяева Касьяник Мария Григорьевна и Александр Иванович, которые разрешили разбить бивак у них во дворе, от чистого сердца нам помогали всем необходимым. Порой даже тем, о чем мы и не просили. После вкусных макарон с тушенкой, нам захотелось попить чая. И для всех нас было приятным удивлением, когда хозяйка нам вынесла черники. Компот напрашивался само собой.

В Радеже мы посетили школьный музей, который оставил приятное впечатление под рассказ директора школы Елены Калиновны Дацик. В Отятах сходили в гости к Елене Георгиевне Тыцик, у которой любимое занятие – вышивка ручников. В Богуславке встретили приятную бабушку. Пелагея Михайловна Сижук очень переживала за нас. Всячески задавала вопрос: «Куда вы с такими большими сумками идете?».

20 июля. Новолесье – Отяты ≈ 20 км

Первая ночевка прошла под аккомпанемент грозы. Быстренько среагировав, мы попрятали рюкзаки в веранду к хозяевам, а сами разбежались по палаткам. Проливной дождь не стал для нас угрозой, так как палатки были готовы выдержать данное испытание.

Утром 20 июля нас ждал завтрак от шеф-повара Володи. Если вы думаете, что парни не умеют готовить, то вы глубоко в этом заблуждаетесь. Для того, чтобы удостовериться в этой информации, вам нужно хоть однажды сходить в поход. Не в упрек девушкам это будет сказано, но парни в походах очень здоровски проявляют свои кулинарные способности.

Подкрепившись, и погрузив палатки в рюкзаки, мы отправились дальше в путь.

В Новолесье мы встретили замечательного человека – Михаила Петровича Касьяника. Он нам рассказал, как в свои 12 лет наблюдал за военными событиями. Уже прошло столько времени, а это было как будто вчера.

По маршруту, следующей деревней, через которую мы должны проходить, был Радеж. И не побывать в школьном музее, когда предоставилась такая возможность, выглядело бы глупой ошибкой. Под рассказ директора Радежской школы Елены Калиновны Дацик музей произвел приятное впечатление. Довольные, с напутствующей удачей, мы отправились дальше.

Путь до Отят по километражу был почти таким же, как в первый день. Наши ноги и плечи за ночь успели отдохнуть, и мы пошагали к намеченной цели. Дорога, по которой почти не было замечено техники, сменялась с гравийной на асфальт, и наоборот. Поворот за поворотом, уменьшение количества привалов по пути, а также понимание того, что осталось всего 3 километра (Лера Федорук не даст соврать), вселяло оптимизм.

Опознавательный знак населенного пункта придал нам свежие силы, которых, к концу пути, оставалось уже маловато. Причиной тому еще послужила очень жаркая погода. В этот момент  нам хотелось найти какой-нибудь водоем и искупаться, но, к сожалению, поблизости ничего не оказалось.

Придя на знакомую нам с Вячеславом Николаевичем поляну, мы слегка удивились. Растет новая посадка, за которой уже совсем не видно место нашего бывшего бивака несколько лет тому назад.

Выбрав удобное место для бивака, мы поснимали наши тяжелые рюкзаки и принялись ставить палатки. Девушки в первый день только смотрели, как правильно нужно ставить свое жилище. В то время, как на второй день, в Отятах, девчата уже сами принялись к этому интересному процессу.

Далее у нас по плану было посещение одного интересного домика, хозяйкой которого является Елена Георгиевна Тыцик. Почему мы пришли в гости именно к ней? Все просто. Она занимается вышивкой различных ручников и дорожек. Ручная работа всегда оценивалась очень высоко. И не зря нам рассказывала Елена Георгиевна, что ее ручники очень часто можно было видеть на свадьбах. Говорят, что глаз нельзя было оторвать от такой красоты.

После длительного и интересного разговора нам пришлось собираться обратно, к месту бивака. Так как кушали мы только утром, пришло время готовить ужин. Шеф-повар Володя уже никого не подпускал к приготовлению еды. Все делал самостоятельно. И чуть-чуть переперченный рис не умолял его заслуг. Было сытно и аппетитно. Девочки и мальчики за добавкой приходили. Вот что значит походная еда, приготовленная с любовью на костре.

21 июля. Отяты – Гвозница ≈ 20 км

Вторая ночь прошла спокойно, без грозы. Хотя было слегка холодновато, даже в спальниках. Выход был назначен на утро. Позавтракав, мы принялись собираться, уже по традиции, в дальнюю дорогу.

В этот день мы очень часто прибегали к помощи карты Малоритского района. Причин тому масса: возможность скоротать дистанцию и чуть позже – ориентирование на самой местности. По пути веселили сами себя различными байками, анекдотами, песнями. К удивлению многих, в лесу было достаточно черники. Замечу, очень вкусной.

Несмотря на некоторые отклонения от маршрута, мы сумели выйти на правильную дорогу. Встречающая нас деревня имела красивое название - Богуславка. До этого момента я только знал, что в данном направлении ходят автобусы из Малориты. И все. Сидевшая бабушка на лавочке тепло нас встретила и не хотела отпускать дальше в дорогу с нашими огромными рюкзаками. Затянулся длинный диалог обо всем. О военных действиях под Богуславкой, о том, как раньше было лучше, чем сейчас и о молодежи.

До Гвозницы оставалось совсем нечего. Можно сказать, мы уже летели, не чувствуя тяжесть рюкзаков. Как можно быстрей добраться до деревни еще хотелось по той причине, что рядышком протекает речка, на которой возможно было искупаться. Но, к нашему огромному сожалению, найти подходящего места не удалось.

Когда мы проходили по улицам деревни, многие жители нас тепло приветствовали. Спрашивали, откуда путь держим и куда. Местным жителям это слегка в диковинку, но благодаря этому – интересно. Разместившись на новом месте, уже по традиции, мы поставили палатки и разжигали костер. В меню на ужин у шеф-повара значились пельмени.

22 июля. Гвозница – Бродятин – Орлянка – Язвин – Гвозница ≈ 20 км

Четвертый день наших путешествий ознаменовался обычной познавательной прогулкой всего лишь с двумя легкими рюкзаками, которые передавались друг другу через каждые 2 километра. С легкостью в ногах и улыбками на лицах, мы вышли из Гвозницы в сторону Бродятина.

Три новых деревушки, которые нам предстояло посетить, жили своей обыденной и спокойной жизнью. Тишь и благодать. Никаких забот. Памятники ВОВ в таких местах немного заброшены, но не остались без нашего внимания.

Обратная дорога к нашему биваку в Гвознице лежала через Язвин. Еще меньше мы начали доверять карте, которая оказалась слегка обманчивой и вынудила нас идти значительную часть дороги по полю. Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Эту знаменитую фразу можно с легкостью применить к нашей команде.

Последняя наша ночевка прошла под аккомпанемент гитары. И правда, куда в походе без гитары? Антон запевал, а мы подпевали. Посиделки у костра. Чай, который почему-то не заканчивался. Ложиться спать совсем не хотелось. Но организм говорил – надо. На следующий день нас ждал большой марш-бросок в родной Олтуш. Хороший сон – залог накопления силы для последующего рывка на финишный отрезок.

23 июля. Гвозница – Олтуш ≈ 25 км

Утром в голову пришла следующая мысль. Очень жаль, что поход подходил к своему хэппи-энду. Оставшиеся продукты, финансовые сбережения, да и физическое состояние позволяло нам еще как минимум три дня спокойно прогуливаться дальше по Малоритскому району. Но любые отклонения от утвержденного заранее маршрута непозволительны. Грустно, но это так.

Дорога домой всегда проходит мгновенно. Просто не замечаешь, что такую большую дистанцию удается пройти буквально за несколько часов. Возможно, это благодаря опустевшим рюкзакам. Как вариант, желание как можно быстрее оказаться дома.

Дойдя до Збуража, мы направились в школьный музей, предварительно это согласовав. Как и в Радеже, музей произвел благоприятное впечатление. Несколько разделов, исторические стенды, экспонаты. Люди вкладывают в это дело частичку своей души. Все делается с любовью.

До Олтуша оставалось пройти считаные километры. Появившиеся тучи на небе нас слегка подгоняли. Но и этим нас не испугаешь, как и непроходимой, заросшей дорогой. Дойдя до турбазы, мы с облегчением выдохнули, и друг друга поблагодарили за преодоленный пятидневный маршрут.

Для проформы хочется оставить список тех смельчаков, которые решились на такое испытание. И что самое главное, об этом ни разу не пожалели.

Ваня Ефтифеев, Лиза Луковец, Антон Омелянчук, Юра Томашук, Даша Олесик, Володя Абрамчук, Лера Федорук, Ваня Абрамчук, Яна Кривич. Мы с Вячеславом Николаевичем Зезюковым старались не мешать ребятам получать кайф от похода. Думаю, нам это удалось. Своими впечатлениями о походе поделились некоторые участники похода.

Яна Кривич (Малорита, 14 лет)

«Все было замечательно. Компания подобралась хорошая, в которой было приятно находится все время.  Со всеми туристами нам было легко преодолевать трудности в походе. Мы их просто не замечали. Приятно вспомнить наши вечера: посиделки у костра, как дружно пили чай, кушали из одного котелка.

Я, как и многие мои подруги, никогда не думала, что способна прожить в таких экстремальных условиях несколько дней. А нам это удалось. Не побоюсь этого слова, но мы можем собой гордится после этого. Я очень благодарна Вячеславу Николаевичу за то, что он нам всячески помогал и советовал на протяжении всего похода. Побольше бы таких преподавателей, как он: добрых, позитивных, отзывчивых и интересных. Все было на высоте. Я ни в коем случае не жалею, что пошла».

Иван Абрамчук (Дворище, 16 лет)

«За эти 5 дней нашей прогулки по району мы неплохо отдохнули, увидели и узнали, а что самое главное испытали на себе много нового и интересного. Мы сумели сплотиться в одну единую команду, с которой не хотелось расставаться. Мы узнали, какие деревни есть в нашем районе. Еще узнали, что у нас очень хорошие, отзывчивые и доброжелательные жители, к которым можно обратиться за любой помощью, и они в этом не откажут.

Было очень круто, когда мы обливались холодной водой из колодца. В такую жаркую погоду это было необходимо. Ни о какой простуде и речи идти не могло. Проходило буквально несколько минут, а мы уже успели полностью высохнуть. Еще меня приятно удивил тот факт, что девчонки не ныли при каких либо трудностях, а с улыбкой шли вперед.

До похода мы не всех знали лично из нашей команды. Но за первые сутки мы успели со всеми перезнакомиться, и у нас получилась неплохая банда. Конечно, пройдя более 100 км, наши ноги начали уставать, болели плечи от тяжести рюкзаков, но все это нам не испортило настроения и отдых. После всех этих трудностей нам хотелось идти только вперед. Те ребята, которые так и не решились с нами идти в поход – это их выбор. Но, я думаю, что после того, что мы им рассказали и от увиденных фото, они пожалели об этом.

После похода у меня в голове родилась следующая мысль: «Я хочу еще». Главным отличием обыденной жизни от похода является отсутствие различных компьютеров и планшетов. Только изредка у нас были телефон и интернет, но и это, конечно же, было там лишним. В походе все это очень хорошо заменяет живое общение с людьми, которое сплачивает еще больше.

Незабываемым был компот из черники и в целом вся еда, которой нас кормил Володя Абрамчук. Хочется сказать ему большое спасибо. Все-таки 3 года в общежитии дают о себе знать и мы не голодали в походе. Нам было интересно ходить по лесу, которого мы совсем не знали. Приходилось прибегнуть к помощи карты и компаса. Каждый предлагал свой вариант, хоть и ошибочный, но в итоге мы вышли на правильный путь и не сбились с маршрута.

Если вы не знаете, как провести выходные или каникулы, соберитесь и сходите пеший поход, ведь это полезно и незабываемо. Лично мне очень понравилось и тянет все на новые подвиги, к которым мы постараемся прийти. Вам может показаться, что 5 дней - это много, но в последний день вы поймете, что это очень мало. Было бы куда лучше, чтобы молодежь ощутила «вкус» похода, нежели засиживалась дома у компьютеров. Ходите в походы, ведь это движение, а движение - это жизнь»!

Вячеслав Николаевич Зезюков (Олтуш, руководитель)

«Очень понравилось, что инициатива проведения похода проявлена самими ребятами. Всю подготовку (разработка нитки маршрута, продолжительность, дальность дневных переходов, места ночевок, меню, подготовку снаряжения и комплектование самой группы) проводили совместно, с активным участием ребят.

Никого не пугали ни расстояния, ни жара, ни тяжесть рюкзаков. Быстро наладились отличные взаимоотношения, хотя до похода многие небыли знакомы. Никто ни разу даже не заикнулся о желании вернуться. Ни разу не возникло вопросов с приготовлением пищи (кому готовить, или не нравится готовая еда).

Радовали наблюдения и впечатления ребят. Удивлялись, что оказывается можно за день отшагать такое количество километров с тяжелым рюкзаком. Что в деревнях, особенно малых и отдаленных, очень добрые и отзывчивые люди. Что не везде двери замыкают на замок. Что к бабушкам и дедушкам можно не только приехать, но и прийти (в Богуславке бабушка подружки, Дашин дедушка в Збураже). Очень важно, что все дошли до финиша пешком, хотя были предложения подвезти».

***

Целесообразным видится мое мнение о прошедшем походе. Прошлой осенью на Дне туризма многие школьники изъявили желание сходить летом в поход на несколько ночевок. Они наверняка знали, что это круто, но еще на себе не опробовали. Я надеялся, что до лета у этих ребят не пропадет желание, и нам удастся выбраться куда-нибудь на пару деньков в пеший поход.

Хотелось бы выразить восхищение слаженной работой всей нашей команды на протяжении всего похода. Ответственность парней, чувство юмора девушек, правильные замечания Вячеслава Николаевича – это помогало всей команде. Я слышал, что многие побоялись идти в поход из-за дальнего расстояния. Те, кто все-таки пошел, не дадут вам соврать. Не так страшны эти 100 с небольшим километров. Если правильно распределить силы и нагрузку на каждый день, то с легкостью преодолевается любая дистанция.

Ради похода мне пришлось заменяться на работе. Благо, никаких проблем с этим не возникло. Как бы это глупо не звучало, но за время похода я отдохнул. Морально и физически. С новыми силами и с крутым загаром я вернулся на работу. Многие мои коллеги задавались только одним вопросом: «Откуда такой загар»? Они не верили, что в походе такое возможно. Укусы комаров, клещи, голодовка – это, наверное, какое-то неправильное восприятие похода как такового. Чтобы понять, как же круто на самом деле в походе, нужно обязательно в нем поучаствовать.

Что вам даст поход? Хороший отдых в кругу людей. Вкуснейшая еда на костре, рецепт которой никогда нельзя повторить. Хорошая физическая нагрузка, которая никогда не повредит вашему здоровью, а наоборот. Приятные моменты, которые вы будете помнить всю жизнь. Возможность классно загореть, без каких либо усилий. Именно в походе можно узнать человека с совершенно другой стороны. В большинстве случаев – с хорошей. Очень часто в походе люди начинают проявлять свои лидерские и другие качества, которые в обыденной жизни не так заметны или они их пытаются скрыть.

В походе нет привязки к возрасту. Без разницы, сколько тебе лет: 14 или 24. Все едят из одного котелка. Все живут одной идеей. В дружной команде, если у тебя будет что-то не получаться, тебе в любой момент подскажут и помогут. Знаком ты первый день или уже с самого детства дружишь с человеком – то же самое. В походе нет никаких группировок. Все постоянно находятся вместе.

Что хотелось бы сказать в конце. Ребята, отдыхайте активно. Устраивайте шашлыки, берите с собой палатки, наслаждайтесь природой. Лето заканчивается, но это не значит, что нужно заканчивать отдыхать. Еще много чего можно успеть сделать, если захотеть.