Tribuna/Футбол/Блоги/Heavy bald/«Пенальти? Бейте сами, а то мне потом назад долго бежать». Как я играл в футбол с Хацкевичем

«Пенальти? Бейте сами, а то мне потом назад долго бежать». Как я играл в футбол с Хацкевичем

Главный тренер национальной сборной Беларуси ставит крест на спортивных перспективах Никиты Мелкозерова.

Блог — Heavy bald
24 августа 2015, 23:07
26
«Пенальти? Бейте сами, а то мне потом назад долго бежать». Как я играл в футбол с Хацкевичем

Главный тренер национальной сборной Беларуси ставит крест на спортивных перспективах Никиты Мелкозерова.

Пятничный рабочий день истекает. Отмучались – можно все. Асфальтовый пятачок стоянки начинают заполнять автомобили. Из одного показывается главный тренер нашей национальной сборной и, судя по количеству внимания, основная ее (наряду с Александром Глебом) звезда. Рубашка, джинсы, небольшой пухлый рюкзак на одном плече – Хацкевич, которому уже за 40 выглядит свежо.

Свое знакомство с любительским футболом столицы тренер начинает с небольшого фэйла. По незнанию здоровается с ребятами из чужой команды. Правда, в этой жизни даже ошибаться можно со стилем. Потому Хацкевич, которому стиль, безусловно, присущ, продолжает здороваться с незнакомыми людьми и улыбаться. В итоге ему вдогонку летит первый восторженный шепот: «Блииин! Да вы че! Маме расскажу, что мне главный тренер сборной руку пожал!»

*** 

Заявка, которая обычно страдает пустотами, в этот раз пухнет от многочисленности. Новичков с солидными профессиональными профайлами у нас представляют пышно. Основатель, идеолог и хранитель традиций «Запада-3» Стас Савицкий зачитывает все их заслуги и клубы. Предыдущий рекорд по продолжительности презентации принадлежал Владимиру Маковскому. Представление Хацкевича уверенно бьет его. «Играл в китайском клубе «Тяньцзинь» и латвийской «Венте», – заканчивает Стас. – «А вот это можно было не упоминать», – расплывается в своей фирменной всепобеждающей улыбке Хацкевич.

Он собран и непонятно, о чем думает, когда надевает черные беккенбауэровские «адидасы» – почти повсеместный символ причастности к тренерскому делу. Правда, получив возможность пошутить, тут же включается. Его дважды динамовский одноклубник и партнер по сборной Владимир Маковский помещает в карман яркий пакет со всякими сладостями для сына Матвея. «Вовка!» – реагирует Хацкевич. – «Чего?» – «Ты что, как дрессировщик, за каждую точную передачу даешь пацанам конфету? :)» – «Да не :)». В общем, в метре от меня друг над другом смеются люди, у которых на двоих три титула лучшего футболиста Беларуси. 

***

Маковский и Хацкевич уходят вперед по направлению к полю. Мы замыкаем процессию в компании аж трех голкиперов. Из них два – тренер вратарей дубля БАТЭ Андрей Дрозд и тренер вратарей молодежной и юношеских сборных Александр Сулима – играют по профилю. И еще один – давший паузу в карьере Сергей Веремко – не по профилю, на позиции под нападающими.

Дрозд достает из закромов именную майку «Сморгони» с 33-м номером и по этому поводу вспоминает свою жизнь в Гродненской области.

– Пришел к нам один руководитель после серии побед и говорит: «Хлопцы, што вам патрэбна? Усе, што нада, будзе». А у нас такое обеспечение, что даже на питание толковое не хватало. «Кушать, – говорим, – хотелось бы лучше». Ну, он сразу же: «У нас тут хазяйства ёсць. Дадуць на каманду кабанчыка!». Ну, кабанчика, так кабанчика. Стали ждать, а потом сгорели кому-то дома. И вот идем с поля, а этот руководитель висит на перилах так, что едва не выпадает из своей ложи, и орет игрокам: «А! ###  [ничего] вам, а не кабанчык з такой гульней!» А у нас тогда Эдик Курскис играл. Так он не стал терпеть. Взял бутылку с минералкой и со всей дури запулил своей левой прямо в ложу. Она от удара взорвалась. Крик, вода – весело было. Правда, остались без кабана :).

Все одобрительно смеются.

А главный фольклорист белорусского минора Юра Сыроквашко рассказывает свою историю на заданную тему. Это скрепа, которая юмором и обаянием объединяет нашу команду. У человека всегда найдется примерно три своих реплики в ответ на одну вашу.

– Когда со Шкловом вышли в первую лигу со второй, случилось примерно то же самое, – говорит самый футбольный таксист столицы. – Сидели на банкете. Ну, и наши руководители, подпив, стали обещать: «Малаказавод дае бидон малака, хлопцы!» А тут я такой вылез и резко: «Два!» – «Ну, хай будзе два!» В общем, можно было и десять сказать, все равно ни хрена мы не увидели.

Приходим к полю с натуральным газоном и неподалеку от него делимся на группы по интересам: кто-то тянется, кто-то забивает квадрат. Хацкевич, естественно, в квадрате. Маковский время от времени травит Якова Залевского на тему его неспешности.

– Яша, тут можно только одно касание делать, а не шесть :).

Правда, потом травля настигает и его. Из кармана Маковского все-таки вылетают сыновьи конфеты.

– Вовка, с тебя сыплется уже, – веселится Хацкевич.

– Хорошо, что мармелад, а не песок, – не менее весело отвечает Маковский.

***

На разминке подбегает улыбающийся Веремко.

– Никитос, давай напишем, что я на поле в полном порядке. Может, меня полузащитников куда-нибудь возьмут.

– Серый, ты и так в порядке.         

В «Запад» Веремко привел его друг Сыроквашко со словами: «Поболтайся впереди. Тут от тебя вреда меньше». Так бывший капитан национальной сборной страны стал атакующим полузащитником. Сергей уже успел забить свой первый мяч за команду. Услышав эту новость, другой бывший игрок национальной сборной из «Запада» – Дмитрий Молош – долго не мог поверить и разрывал вайбер уточнениями.

– Чего? Верем забил?

– Ну.

– С пенальти?

– С игры. Левой с линии вратарской дал в угол.

– Блин, надо звонить его агенту. Верем теперь универсал, точно команду найдет :).

Пока Сергей нашел только наш любительский клуб, но все верят, что его пауза не затянется. Голкипер много и усердно тренируется, твердо намереваясь вернуться к ремеслу. Учитывая появление в команде Хацкевича, мы теперь шутим, что Веремко – первый человек в истории белорусского футбола, который пытается попасть в национальную сборную через «Запад-3».

Ближе к концу разминки пересекаемся с Хацкевичем, который кажется, еще не решил, где будет играть.

– В полузащите бегать нужно… А в защите все за счет выбора позиции и опыта, – тренер делает свой выбор в пользу правого центрального защитника, которого исполнял в своем последнем матче за сборную в качестве игрока. 

***

Хацкевич наполняет состав дополнительным статусом. Большая часть старта представлена бывшими профессиональными сборниками. Сулима, Хацкевич, Маковский, Сащеко, Веремко, Милевский – белорусская «националка». Залевский – молдавская «молодежка».

Оттого и количество собравшихся зрителей. Повсеместно слышатся шутки, что на матчи «Минска» собирается меньшее количество болельщиков и журналистов. Оно, может, и не совсем так. Но нам однозначно приятно.

– Собрался на любительскую лигу, – говорит следующий на трибуну парень, когда возле него по бровке проносится молодечненская пара бывших динамовцев из Маковского и Милевского. – А попал на высшую!

На первых порах создается впечатление, что перед Хацкевичем активирован какой-то энергетический оборонительный щит. В его зоне практически отсутствуют вражеские нападающие. Правда, потом ребята перестают стесняться и становится ясно, что наш новобранец – тоже живой человек. Да, главный тренер сборной иногда позволяет на чуть оторваться от себя оппонентам, но в остальном проявляет чудеса рациональности. Ни одного лишнего шага, все четко, по позиции с максимальным качеством. Правда, при этом почти без длинных передач, на которые всем очень хочется посмотреть.

– Хаца! – в одном из эпизодов кричит Маковский. – Ну, давай, ну, попробуй! Не бойся, пройдет она.

Реагируя, Хацкевич вроде как думает о душевной диагонали, но после аккуратно перекладывает мяч под другую ногу и отдает его опорнику, который развивает атаку.

***

В первом тайме мы забиваем два усилиями наших суперстаров Сыроквашко и Сащеко, обитающих преимущественно на чужой половине поля.

В начале второго тайма получаем возможность забить третий. Неустойчивый в нужных моментах Сыроквашко зарабатывает для команды пенальти, который сам намеревается пробить. Правда, после вспоминает о Хацкевиче.

– Николаевич, пробейте, – щедро предлагает Юра.

– Ай, – следует ответ.

– Хац, ну, давай! – включается Маковский.

– Не, Володя.        

В итоге Хацкевича упрашивают чуть ли не все трибуны. Возникает подзабытое ощущение из детского сада, когда на новогоднем утреннике мальчики и девочки принимаются пискляво голосить: «Сне-гу-ро-чка!» Правда, главный тренер нашей сборной не поддается общественному давлению.

– Не, не буду бить, а то назад потом долго бежать, – шутит Хацкевич.

Напряженный момент. Лучший бомбардир лиги Сыроквашко, которому важны голы, собирается наносить удар. Но вдруг на это право решается посягнуть Веремко.

– Николаичу я бы дал, – говорит Сыр. – А тебе хрен!

Веремко пытается применить захват. Но изворотливый Сыроквашко прошел весь ад белорусского минора, потому справляется с нападением. Всем смешно. В итоге Сыр разбегается, замахивается и… катит мяч вперед. Набежавший Веремко забивает его в ворота. Недавно Михаил Гордейчук так же огорчил шкловский «Спартак». Правда, судья отменяет гол. Мол, Веремко вбежал в штрафную раньше положенного. Возможности перебить нам почему-то не предоставляется… Однако это не главное. Главное – показательность момента. Если Сыроквашко делится с тобой пенальти, значит, уважает. Не зря они с Веремко – лучшие друзья. Вот такая у нас человечная команда.

***

Во втором тайме становится ясно, что положительный результат гарантирован. Начинаются замены.

Руководитель команды, который в этот день решает не брать с собой форму, соблазняется на натуральный газон и возможность сыграть с главным тренером сборной. Так что пытается искать пути допуска на поле.

– Андрюх, может, ты мне дашь шорты? – обращается Савицкий к Милевскому.

И Милевский не отказывает. Потому что, во-первых, Андрей – почти святой человек. А во-вторых, это любительский футбол. Мы отличаемся от профессионалов тем, что у нас Веремко играет под нападающими, Сулима бегает за мячом, перемахивая через забор, а обладатель Кубка Беларуси делится с товарищем своими шортами.

– Случай вспомнил, – вдруг включается замененный Маковский. – Играли в Латвии. И тут ко мне подлетает Малофеев. Глаза горят, голос хрипит, орет: «Снимай трусы!». А я не понял, что произошло. Но он все равно: «Снимай, сказал, трусы». Хорошо, что в ласинах был. Снял, отдал: «На». А потом оказалось, что у Штепа [Сергей Штанюк] в борьбе шорты порвались. Вот Малофеев и затребовал побыстрее другие. Мне потом администратор принес еще одни.

***     

Главный тренер сборной абсолютно спокоен вплоть до момента моего появления на поле. Они играют в паре с Сашей Бучей. Хорошим парнем, который на уровне высшей лиги когда-то засветился в «Сморгони». Саша – Это Матс Хуммельс АЛФ. Абсолютно лучший защитник лиги, которому бы еще поиграть какое-то время с профессионалами. Высоко встречает нападающих, немного авантюрно действует на опережении, но после чего грызет оппонента до победы. Ну, да, у нас сейчас такая первая лига, что в финансовом плане выгоднее закончить с футболом и вернуться в Минск на неспортивную работу.

После матча довольный знакомством с Хацкевичем Буча напишет в вайбере на куражах: «Ребята, спасибо за возможность играть в такой команде!» Его бывший светлогорский одноклубник Сыроквашко тут же ответит: «Саня, конечно, пожалуйста. Но ты мне эти же слова говорил в «Химике» в 2012-м!» В общем, у нас весело.

Так вот о не спокойствии главного тренера. В его жизни все хорошо. Но тут при счете 2:0 в нашу пользу соперник делает коварную разрезающую передачу в штрафную. В момент, когда становится ясно, что просто так до мяча не дотянуться, Хацкевич стелется в подкате. Очень ностальгически. Вот честное слово. Как будто в детстве по телевизору. На скамейке аплодирует Маковский. На трибуне пускают слезы умиления несколько болельщиков. В душах наступает 2000-й год. И, что важно, перехват не дает мячу дойти до адресата. Чтобы полностью снять напряжении, я решаюсь выбить его подальше от наших ворот. А то ситуация чрезвычайная – живешь себе живешь, а тут раз – и совершенно горизонтальный главный тренер сборной лежит рядом. Возникает мысль, что надо дать время человеку вернуться в обычное вертикальное состояние.

Оценив мое благородство, Александр Николаевич дает паузу, выдыхает, делает карающие глаза-угли и произносит: «Ну, куда ж ты… Хватит уже ####### [сильно бить] вперед! Спокойнее»… В общем, теперь в моей футбольной карьере два достижения – как-то на разминке проверил Сащеко между ног и вот получил пистон от Хацкевича. Правда, путь в сборную точно закрыт.

Спустя несколько минут Александр Николаевич долго слушает, как спорят между собой наши опорники и нападающие по поводу передач за спину чужим защитникам, и делает замечание: «Да замолчите вы уже!» И все тут же замолкают. Раньше подобное удавалось только Маковскому.  

До конца матча Александр Николаевич успевает отказаться от очередного похода на угловой, чтобы не напрягаться возвращением назад, и сделать пару наставлений. Вообще играть с заслуженными людьми – одно удовольствие. Просто слушай и делай, что тебе говорят. «Ну, не лезь ты во фланг. Ты же не левый защитник, а центральный, – советует Хацкевич. – Стой рядом со мной – и все будет хорошо».

И действительно: мы забиваем третий и заканчиваем матч уверенной (за вычетом моих пожарных выносов) победой, после которой Хацкевич без проблем отвечает на вопросы аж трех съемочных бригад. Человек действительно привлекает к себе внимание и предматчевой активностью повышает лояльностью к сборной, которую возглавляет.

***

Идем в раздевалку. Савицкий, в недавнем прошлом рефери ФИФА, обращается к Хацкевичу:

– Николаевич, помните ваш прощальный матч? С «Байером» на «Динамо». Потом еще было празднование в «Овертайме».

– Матч помню. Что было в «Овертайме» – нет :).

– Я судил тот матч.

– О.

– Так он теперь аннулируется. Вы же вернулись :).

– Ну, я же не в профессиональный футбол вернулся :). Когда следующий матч?

– В понедельник. Правда, на синтетике.

– На синтетике… Это плохо.

Хацкевич уходит в себя и задумывается. Он очень против искусственного покрытия, которое ничего не плюсует к здоровью. Правда, потом в раздевалке говорит, что, возможно, придет. И это еще больше улучшает настроение.

***

– Весь мир играет в короткую и среднюю передачу. И только ты лупишь дальнюю до сих пор, – на таком высоком уровне мою игру еще никогда не разбирали.

– Ну, я же вырос на вашем футболе. Тогда играли с последним защитником и лупили, – шучу в ответ.

– А теперь – нет. Хотя, главное, что сзади ноль и без ошибок, – довольный жизнью Хацкевич погружается в машину и направляет ее в темноту вечера.

В это время наш опорник Миша Илингин, который когда-то провел два матча в высшей лиге за почившую «Дариду», затем активно пылил в «Клеческе», после чего кинул дурное, открыл строительную компанию, стал бегать за «Запад» и поспособствовал рождению двух своих замечательных детей, задумчиво произносит:

– В 1999-м я уссыкался, когда «Динамо-Киев» вместе с Хацкевичем играло в полуфинале Лиги чемпионов, а теперь он мне говорит на поле: «Мишаня, спокойнее»… Вот жизнь. Стал любителем, так поиграл чуть ли не со всеми ребятами из самой сильной нашей сборной.

Примерно такие эмоции испытывают все игроки нашей команды. Оказаться на поле с человеком, на футболе которого рос, – это, конечно, космически. Пятница получается отличной. Осталось только привлечь Кульчия. Ну, да, если АБФФ не устраивает ему прощального матча в профессиональном футболе, АЛФ устроил приветственный в любительском.

Фото: Анна Карпова, Анна Занкович

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты