Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Пошел ты лесом, Яков Михалыч!» Как Шапиро устроил футбольный бум на Полесье

«Пошел ты лесом, Яков Михалыч!» Как Шапиро устроил футбольный бум на Полесье

История всплеска футбола на Полесье.

22 июня 2016, 22:05
14
«Пошел ты лесом, Яков Михалыч!» Как Шапиро устроил футбольный бум на Полесье

В Лунинце до сих пор вспоминают яркого тренера.

После развала столичной «Атаки» Яков Шапиро пытался найти себя. Футболистов тренер пристроил в БАТЭ, но сам в Борисове не прижился. Поработал немного и летом 1998 года возглавил слонимский «Коммунальник». А в начале 99-го создал в Лунинце одноименную футбольную команду. Врачом в ней работал Игорь Турковский, который сейчас занимает аналогичную должность в «Граните». Медик живет в Лунинце уже более 55 лет. Город мужчина покидал только на время учебы в гродненском мединституте. После вуза Игорь Станиславович немного поработал врачом в амбулатории, а потом надолго осел в отделении реанимации центральной районной больницы. Турковский жил как обычный человек: ходил на работу, интересовался спортом и посещал тренажерный зал. Так было до зимы того самого 1999-uj, когда в городок приехал Шапиро.

– Я только закончил заниматься в тренажерке нашей детской спортивной школы, которая неподалеку от стадиона, и вышел в вестибюль. Вижу, идет Валерий Жуковский – наш знаменитый тренер по легкой атлетике. С ним зампредседателя райисполкома и мужчина, похожий на Якова Шапиро. Они прошли мимо меня и двинули на стадион. Помню, еще удивился тому, что в наш Лунинец приехал такой большой тренер. Потом встретил Жуковского:

– Петрович, это же Яков Михалыч Шапиро?

– Да.

– А чего он тут ходит?

– Игорь, будет футбольная команда создаваться. Не знал?

Оказалось, что в создании клуба были очень заинтересованы городские и районные власти. И я стал свидетелем «примерочного» визита Шапиро. Он ушел из слонимского «Коммунальника» и приехал к нам смотреть поле и стадион. Оценивал инфраструктуру.

Футбол в Лунинце имеет давнюю историю. В середине 70-х в городе существовала команда «Припять», выступавшая в чемпионате района. Два года – в 74-м и 75-м – полешуки поиграли и на республиканском уровне. Правда, особых успехов не снискали – барахтались в глубине таблицы своей зоны. А в 90-х Лунинец всем городом болел за «Полесье», созданное местным предпринимателем Григорием Юрцевичем. Болельщиков подкупало, что на поле выходили доморощенные ребята. Правда, успехов тоже не было. Лучший результат во второй лиге – 9-е место.

– Не знаю почему, но с частником Юрцевичем проект Шапиро не объединился. В итоге, «Припять» просуществовала до 2000 года и развалилась. «Лунинцу» же город в лице мэра Александра Волчика и его сына оказывал огромную поддержку. Поначалу средств особо не жалели. Команда провела два подготовительных сбора в Стайках! Когда еще клуб второй лиги такое мог себе позволить? Была закуплена красивая форма – красная с белыми вставками. А вот автобуса своего не было. Приходилось заказывать. Кстати, на некоторые игры выезжали накануне.

Под стать проекту подбирались и игроки. За два года в «Лунинце» поиграли такие футболисты, как Сергей Павлючук, Андрей Дрозд, Виталий Лесун, Юрий Дорошевич, Александр Скакалин и Игорь Цаплюк.

– Яков Михалыч умел подбирать игроков. Изучал не только профессиональные качества, но и обращал внимание на поведение в быту, ментальность и характер. Прикидывал, сможет ли тот ужиться в коллективе. В итоге, получалась не команда, а многодетная семья, где не было группировок, шушуканий за спиной и интриг. Была особая атмосфера. Это не значит, что Шапиро был добряком. Где надо, применял и кнут. Однако все делалось так тонко, что никто не обижался. Он как-то умел моментально сбросить нервозность. Порой достаточно было одной фразы. Помню, был период изнуряющих тренировок. Яков Михалыч видел, что ребята выполняют задания на пределе и давно уже в мыслях поставили перед собой его чучело и бьют. В какой-то момент он прервал занятие: «Так, а теперь дружно все сказали: «Пошел ты, Яков Михалыч, лесом!» Футболисты выругались, разрядили эмоции и продолжили тренироваться.

Поэтому и бились игроки за него до конца. Вот показательная история. Центральный защитник Саша Климович столкнулся во время игры с соперником и заработал серьезное рассечение теменной области. Рана была приличная – сантиметра четыре. Края, правда, не разошлись, но играть, в принципе, не стоило.

– Саша, надо голову шить.

– Станиславович, ты что!? Приложи ватой и забинтуй – шьем потом.

После матча подхожу:

– Саня, пойдем в больницу – зашьем.

– Кровь есть?

– Да, нет.

– Ай, давай так тогда.

Юрий Дорошкевич

В команду Турковский попал не сразу. Поначалу клубным врачом значился Павел Грибанов. Однако Шапиро его уволил за нарушение режима. Место предложили Турковскому, который, как и тренер, практически не употреблял алкоголь. Бросать основную работу в больнице анестезиолог не хотел, поэтому первое время совмещал. Составлял график дежурств таким образом, чтобы проводить с командой максимальное количество времени.

– Медицина у Якова Михалыча стояла на первом месте. Без врача даже тренировку не начинал. Постоянно советовался по физическому состоянию игроков.

Говорил, что простить может многое, но не залеты из-за спиртного. Все отношения с «провинившимся» обрубались моментально. Был у нас футболист, которого Шапиро взял в команду под честное слово. Знал о его проблемах со стаканом, но надеялся на личные отношения. Мужчине поставили условие – в «Лунинце» до первого прокола. Какое-то время он держался, хорошо играл и даже забивал. Но все-таки сорвался. Яков Михалыч второго шанса не дал.

Во второй лиге «Лунинец» стартовал очень мощно. Первый круг команда прошла без потерь, победив в 11 матчах из 11. Выход в первую лигу стал делом времени и его ждали всем городом.

– В Лунинце был настоящий футбольный бум. На стадион ходили все. Даже те, кто особо не интересовался футболом. Даже больше скажу, жена ходила! Да, она человек спортивный – играла в баскетбол за сборную БССР. Но сейчас я ее не могу затянуть на стадион, а тогда она сама приходила. Якову Михалычу было важно, чтобы люди ходили на стадион. Даже те, которым футбол был не интересен ни до, ни после. И он много работал с болельщиками. Проводил встречи, организовывал различные активности. На каждой рядовой игре второй лиги собиралось больше 500 человек. А когда посещаемость стала расти, Шапиро убедил руководство построить еще одну трибунку. Кроме того нашел человека, который следил за газоном и платил ему зарплату из своего кармана.

В городе Шапиро почти боготворили. Он же не просто сделал команду, он жил здесь. Ходил по улицам, в магазины, на рынок, гулял с семьей. Никогда не ставил себя выше простого болельщика. Люди поздороваются, он в ответ. Заведут разговор – с удовольствием пообщается. Болельщиков не игнорировал. Даже когда выпившие подходили, никогда не грубил. Располагал к себе. И люди любили и его, и команду. Некоторые болельщики до сих пор жалеют, что «Лунинец» распался. Прошло 15 лет, а народ иногда вспоминает старые времена. Часто спрашиваю своего друга, почему не ходит на футбол. В ответ слышу: «Ай, что там смотреть?! Вот когда «Лунинец» играл, тогда я ходил с удовольствием».

 

Яков Шапиро жил в гостинице на третьем этаже

Подгруппу Б второй лиги «Лунинец» выиграл задолго до конца турнира. Показатели были гроссмейстерскими: 22 матча, 20 побед, одна ничья и одно поражение. Команда забила 79 мячей, пропустив только 13.

– Несмотря на полулюбительский статус лиги, тренировочный процесс у нас был на уровне. Шапиро готовился к матчам, как учитель к урокам. У него был ежедневник, где каждая тренировка расписывалась по минутам. Для него это было очень важно. Если начало в 16:00, то построение без трех минут. Именно так. Трех минут достаточно, чтобы объяснить, чем будут ребята заниматься. Упражнения длились ровно столько, сколько положено по его записям. Ни минутой больше или меньше. Ну и, понятно, что тренировка заканчивалась ровно в то время, которое намечено. Клуб жил по расписанию. Дисциплина для Якова Михалыча была на первом месте. И игрокам он всегда напоминал, что не любит расхлябанности, а любит самодисциплину. Поэтому не дай Бог кому-то опоздать на отъезд или к началу занятий! Моментально следовали штрафы.

Когда Яков Михалыч проводил установки, я исполнял роль секьюрити. Дело в том, что наша домашняя раздевалка не закрывалась. Вот я и стоял у дверей и караулил. Не дай Бог, кто-то всунет свой нос во время установки. Кстати, на выездах установки иногда проходили в холлах гостиниц. Тогда я обычно стоял в коридоре и отправлял людей в обход. Краем уха слышал, что никаких пламенных речей Яков Михалыч не произносил. Скорее рассказывал, как нужно играть. Правда, даже это в его исполнении было занимательным. Дело в том, что он постоянно вставлял крылатые фразы и афоризмы, которые записывал в специальную книжечку.  Вворачивал Шапиро их совершенно к месту. Одно из моих любимых – «Лучше уйти на пять минут раньше, чем на две минуты позже» – только подчеркивает его пунктик по поводу дисциплины.

Еще одна вещь, которая была с тренером постоянно, – кепка, которая приносила счастье. Снимал ее Шапиро очень редко. А точнее только в гостинице. Когда я приходил к нему в номер делать массаж – он периодически просил размять спину, – видел ее, лежащей на столе. Я любил к нему ходить. Мы разговаривали обо всем.

Несмотря на успехи клуба, интерес города постепенно угасал и Шапиро был вынужден искать спонсоров. Так, в середине 1999-го в клуб пришел российский бизнесмен Михаил Мироненков.

– На одной из тренировок на трибуне я заметил молодого человека. Он сидел тихонечко и наблюдал за футболистами. Подхожу к Шапиро: «Кто это?» – «Это человек, который будет нам помогать». С Мироненковым дело сразу пошло в гору. Финансовая ситуация стабилизировалась. Шапиро к деньгам относился очень серьезно. Платил в срок и никогда не обманывал. Так получилось, что к концу первого сезона клуб остался должен мне 100 долларов. Все разъехались в отпуск, и я уже и не надеялся на эти деньги. И тут в декабре или январе звонок: «Игорь, я тебе деньги должен. Не переживай. Скоро верну». И вернул. Он помнил и никогда не забывал. Думаю, так и с игроками было – никто не оставался обманутым.

Михаил Мироненков

Первую лигу «Лунинец» прошел уже не так мощно – команда проиграла четырежды и стала только второй вслед за «Молодечно» Людаса Румбутиса. В другие годы этого было бы достаточно для выхода в «вышку», но в 2000-м после федерационных реформ на повышение шел только победитель.

– Где-то через месяц после окончания чемпионата мне позвонил Яков Михалыч и сказал, что команда прекращает существование по финансовым причинам.

Сам Яков Шапиро комментировал ситуацию свойственной себе манере: «Я могу быть машинистом, но двигать поезд в одиночку – не для меня».

Команда просуществовала менее двух лет, однако успела полюбиться болельщикам и даже сыграть матч жизни. 20 июля 1999-го в рамках 1/16 Кубка Беларуси на Полесье приехал БАТЭ, шедший к своему первому «золоту». Это была не только встреча с командой «вышки», но и встреча Шапиро со своими питомцами из «Атаки».

– Это был матч века для «Лунинца», не иначе. Сейчас я понимаю, что игра была для Якова Михалыча очень важна. И мы готовились серьезно. Очень серьезно. Шапиро сделал шестидневный мини-сбор с двухразовыми тренировками! Проводил солидный теоретический разбор соперника. Все было подчинено результату. Игра получилась очень сильная! Людей собралось море. Свободных мест не было. По протоколу было четыре тысячи человек, но казалось, что больше. БАТЭ тоже относился серьезно. Об этом говорил стартовый состав. Кутузов, Хомутовский, Ермакович, Глеб, Невинский, Лисовский – основа! Первый тайм мы проиграли 0:2, но не сломались и во втором сравняли счет. Что тут началось на трибунах! Подгоняемые болельщиками понеслись забивать. На каких нервах в был Пунтус! Метался около бровки, пытался перекричать рев толпы. Шапиро тоже был эмоционален. Постоянно вскакивал и подбегал к кромке поля подсказывать игрокам, ругался с судьями. Был весь в игре. При этом не забывал и о суеверии. Назначают стандарт в наши ворота, поворачивается к нам: «Так, сплюнули три раза через левое плечо». И вся скамейка: тьфу-тьфу-тьфу. Мы так всегда делали – на каждом матче. Кстати, последовательность, в которой мы сидели на тренерской скамейке, была определенной. Сперва главный тренер, потом тренер, я, а дальше запасные.

В итоге класс БАТЭ сказался – в концовке гости забили еще два. «Лунинец» сумел отквитать только один мяч. Хотя на последних минутах подопечные Шапиро организовали Сергею Шевчику выход один на один с Хомутовским. Форвард решил перебросить вратаря, но попал в перекладину. Следующий розыгрыш Кубка страны тоже не удался – лунинчане проиграли «Дариде». В декабре 2000-го «Лунинец» прекратил существование, а Яков Шапиро вместе с Михаилом Мироненковым пришли в жодинское «Торпедо», с которым сходу вышли в высшую лигу.

– В 2004 году был в Минске по делам. Купил в киоске «Спортивную панораму». На первой странице портрет Якова Михалыча с припиской, что его больше нет. Меня как током ударило. Вроде, и поработали недолго, но я успел проникнуться любовью к нему. Жена как узнала, даже всплакнула. А ведь она его вообще почти не знала, но по его деяниям понимала, какой крутой был человек.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты