Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«Читаешь протокол после игры, а там написано Платоновс». Футбол в Латвии глазами белоруса

«Читаешь протокол после игры, а там написано Платоновс». Футбол в Латвии глазами белоруса

Нападающий, который стал звездой первенства страны-соседки.

22 июня 2016, 11:30
16
«Читаешь протокол после игры, а там написано Платоновс». Футбол в Латвии глазами белоруса

Дмитрий Платонов, выступающий за соперника минского «Динамо» по Лиге Европы, рассказывает.

Нынешней зимой экс-нападающий БАТЭ, «Торпедо-БелАЗ» и других белорусских клубов переехал в юрмальский «Спартак». Там Дмитрий Платонов сходу заявил о себе, став одной из главных звезд чемпионата Латвии. В пяти стартовых матчах за новую команду форвард забил пять мячей (за его статистикой можно следить здесь, а посмотреть голы здесь). С Платоновым мы встретились для беседы месяц назад – еще до того, как состоялась жеребьевка первого квалификационного раунда Лиги Европы и юрмальские спартаковцы попали на минское «Динамо». Футболист, впервые за карьеру уехавший из Беларуси, почти сразу же получил привет с Родины. Но с Дмитрием мы говорили не об этом, а о том, как он обустроился на новом месте и что собой представляет латвийский футбол.

Может, лучше было остаться в Жодино?

–- Разговаривал с руководством жодинского клуба, мне предлагали остаться в «Торпедо». Игорь Николаевич Криушенко хотел, чтобы я остался. Рассказал ему о мотивах, по которым захотел сменить обстановку. Тренер все понял, разошлись без проблем. У меня не было огромного желания любой ценой уехать за рубеж. Просто получил предложение от юрмальского «Спартака», которое меня заинтересовало.

Сейчас в чемпионате Беларуси все говорят о деньгах, но разве кто-то упрекнет футболиста, который едет за границу, чтобы зарабатывать чуть больше? Точно так же поступают представители других профессий: врачи, программисты, строители. Человек уехал и перестал, как выражаются болельщики, доить бюджет. Что в этом плохого? Из-за сложной финансовой обстановки в белорусском футболе кто-то уехал, кто-то решит закончить, а кто-то все равно продолжит играть. Такова жизнь.

Стоит признать, в Беларуси профессия футболиста перестала быть топовой. У нас считают, что игроки – дармоеды, но никто из зрителей на трибунах не поставит корпус так, как это делает Макс Скавыш. Сейчас не идет речи о тяжелых тренировках, травмах, раннем завершении карьеры. Про эти вещи говорили не один раз. Тем более считаю, что в Беларуси не такие большие зарплаты. В Польше или Чехии люди зарабатывают больше, но в Польше не было команды, которая пробилась бы в группу Лиги чемпионов. На процент потраченного белорусского рубля уровень мастерство в чемпионате Беларуси будет очень высоким.

Мое мнение, что каждый должен быть профессионалом в своей сфере. В шесть лет я начал заниматься футболом в «Трудовых резервах». До момента, когда перебрался в дубль «Звезды-БГУ», через команду прошли где-то 500 человек. Кто-то провел десять тренировок, кто-то занимался год, кто-то десять лет. В итоге, в дубль попало человек десять. Из них где-то шесть сыграли в высшей лиге. Сейчас из того набора на профессиональном уровне играю только я. Получается, один человек из 500. Вот такая конкуренция, не все так просто.

Как сделать белорусский футбол лучше?

На мой взгляд, в чемпионат должны приезжать хорошие футболисты. Глядя на них, местная молодежь начнет развиваться. В какой-то момент так стали делать в России. К ним начали приезжать звезды уровня Халка. После того, как в спорт стали вкладываться деньги, российские команды не раз выигрывали Кубок УЕФА. Дошло до того, что сейчас их болельщики недовольны вылетом «Зенита» в 1/8 Лиги чемпионов.

Можно развиваться иначе, но это достаточно долгий процесс. Ждать результатов придется очень долго. Должно вырасти поколение игроков, которые сейчас еще ходят в начальную школу. Конечно, болельщикам хочется результата, но нужно с пониманием относиться ко всем процессам. За три-четыре года футбол кардинально не изменится. Есть обойма игроков, которые чуть прибавят или сбавят, но глобального рывка не случится. К нам не приедет какой-нибудь Халк, глядя на которого местный мальчишка возьмет нужную технику или профессионализм в тренажерке и начнет делать то же самое. 

Почему в Латвии все складывается так хорошо?

Всплеск в своей игре в чемпионате Латвии связываю с личностью главного тренера. Олег Кубарев прекрасно разбирается в тактике, умеет подготовить физически. Мы тренируемся с поларами, которые отслеживают усталость, тонус мышц, состояние организма. В современном футболе к каждому футболисту нужен индивидуальный подход. Олег Михайлович знает, как меня готовить. Он в курсе, где мне удобно играть, а где нет. Тренер встроил меня в команду. Не будем говорить о тактических моментах. Это не принято обсуждать публично, потому что соперники могут прочитать и перестроить свою игру. В принципе, в чемпионате Латвии они уже стали это делать. Но мы тоже готовимся к каждому матчу, изучаем соперников. Детальный подход Кубарева приносит результат. Мне близка такая позиция. Я вдумчивый человек, который любит анализировать. 

Почему не получалось так играть в Беларуси?

После того, как футболист получает серьезную травму, он пропускает довольно долгий период. Голландские ученые пришли к выводу, что  на следующий год после восстановления игроку по силам провести 1500 минут на поле. Правда, он не может играть по 90 минут два раза в неделю. Получается, за сезон рекомендуется провести максимум 17 полноценных встреч. Если проанализировать мою статистику по минутам, она будет достаточно неплохой. Тем более я не всегда играл нападающего, а выполнял еще и другие функции.

После таких серьезных повреждений футболист становится сильнее в психологическом плане. Посмотрите, как играет Челядинский. Пару лет назад в достаточно солидном возрасте у него была сложная операция. Еще в прошлом сезоне он набирал, а сейчас является одним из лидеров команды.

Насколько латвийская синтетика подходит для футболистов?

Главное – не менять покрытие постоянно. Отыграл зиму и начало весны на синтетике, а потом перешел на натуральное покрытие – и спокойно продолжай работать. Уже перешли на натуральное покрытие. На стадионах в Латвии хорошие газоны, правда, в Жодино был лучше. По-моему, в Жодино и Бресте самые лучшие поля в Беларуси. Вообще, покрытие не так важно, главное – спокойно готовиться к матчам и не загоняться. В голове должен быть порядок.

Круто быть, как Варди?

Эта фраза была сказана с легкой иронией, чтобы люди в наше непростое время лишний раз улыбнулись. Почему не порадовать их? Я ни в коем случае не поймал звезду. Всем понятно, где Варди, а где Платонов.

Каково стать легионером в 30 лет?

Когда приезжаешь в другую страну, нужно доказывать свою состоятельность с первого дня. Необходимо убедить всех, что ты сильнее и приехал помочь. Когда в белорусский клуб приезжает футболист из другой страны, то многие начинают думать, что он занимает чье-то место. В Юрмале такого не было. Может, потому что Олег Михайлович уже работал в клубе, у него есть определенный авторитет. Да и в «Спартаке» нет какой-то белорусской диаспоры. Сломался Коля Кашевский, и нас осталось только трое. Ну какая это диаспора, когда в команде 22-23 человека? Тем более в «Спартаке» собран серьезный интернационал: есть и бразилец, и итальянец, и казах, и русский. Причем ко всем хорошее отношение.

Как живется в бытовом плане?

У меня не возникло особых проблем с адаптацией. В Юрмале обустроился хорошо. От дома до места тренировки идти где-то пять минут, до моря минут 15. Правда, в Юрмале море очень мелкое. Пока оно холодноватое, но просто прогуляться, погреться на песочке – очень здорово. Жена с ребенком переехали ко мне. Ничего не отвлекает от футбола. Юрмала – маленький компактный городок. Здесь очень тихо и спокойно.

В чем разница между чемпионатом Беларуси и чемпионатом Латвии?

Меня часто просят сравнить уровень чемпионатов Беларуси и Латвии. Довольно сложно сделать это. Понятно, в Латвии нет команды уровня БАТЭ, зато первенство очень ровное. В лиге всего восемь команд, в которых собраны лучшие футболисты страны. У всех клубов частный капитал, а не государственные дотации. Каждый ставит амбициозные цели, все хотят, как минимум, попасть в еврокубки. Шесть из восьми клубов стараются навязать борьбу за чемпионство. В каждом туре идет рубка с равным соперником, где все решают детали. Многие говорят, что здесь легко играть. Ребят, ну о чем речь?

Рубилово, как у нас пару лет назад в шестерках?

Плотность в чемпионате примерно такая, какой она была в Беларуси во времена деления на шестерки. Когда играли с «Торпедо» в первой шестерке, было очень интересно. Эмоциональный фон был повышен. Исход игры мог решить едва заметный эпизод. Интерес к турниру был высоким, хотя, может, просто мы хорошо играли в этих шестерках :).

Кому интересен футбол в Латвии?

Чувствуется, что клубы в Латвии нужны руководству. Когда Олег Кубарев пригласил в «Спартак», приехал на беседу с руководителями. В их каждом слове чувствовался интерес. Они не говорили, что кровь из носу нужно выиграть чемпионат и попасть в Лигу чемпионов. Нет, им интересно развивать футбол в городе. У БАТЭ 15 лет назад тоже не было шикарного стадиона и европейского подхода к организации рабочего процесса. Искренне верю, что когда-нибудь «Спартак» добьется успехов борисовчан. Клуб совсем молодой и развивается шаг за шагом. Никто не перескакивает через ступеньки. Мне это нравится.

Кстати, молодые белорусские клубы, которые в этом году пробились в высшую лигу, делают много полезного для футбола в нашей стране. Своим пиаром и маркетинговыми ходами они поднимают интерес к чемпионату. В Латвии нужно стремиться к этому. Например, перед финалом Кубка со всех радиостанций трубили, что матч состоится в Юрмале, везде висели плакаты. Накануне игры была пресс-конференция. Организацией всего этого занималась федерация, которая очень вдумчиво подошла к вопросу.

Финал игрался на нашем домашнем стадионе. Он напоминает солигорский «Строитель», только в Юрмале более современная арена. Трибуна рассчитана где-то на четыре тысячи человек. Она была заполнена примерно на 80%. Конечно, посещаемость первенства Латвии не самая высокая, даже меньше, чем в Беларуси. Наверное, все идет от экономики. Людям сейчас не до футбола, им нужно жить. Только истинные болельщики посещают матчи. Надеюсь, в скором будущем ситуация изменится. Понятно, в чемпионате Латвии и чемпионате Беларуси не будет игр уровня Лиги чемпионов. Правда, эмоции никто не отменял. Сейчас БАТЭ играет сложные матчи, забивает на последних минутах, но никто не говорит, что игры неинтересные.

Как обстоят дела со стадионами?

Инфраструктура в Беларуси развита лучше. В Латвии нет стадионов уровня «Борисов-Арены» или спорткомплекса в «Гомеле». Но практически у каждого клуба в расположении поля с натуральным и искусственным покрытием. 

В Латвии узнают футболистов?

Отслеживать латвийскую прессу тяжело из-за незнания языка. Я не гонюсь за популярностью, просто выполняю определенные функции на поле. Да и особого ажиотажа вокруг футболистов в Латвии нет, все-таки я играю не в Англии или Германии. Люди ходят на футбол, но не сказал бы, что часто узнают игроков на улицах. Тем более латыши совсем не навязчивые, если увидят в городе, редко просят автографы. Никто особо не пристает с расспросами. Разговоры в стиле: «Привет, как сыграете?» На этом все, сильного внимания не ощущается. Наверное, участь больших звезд пользоваться популярностью и раздавать автографы. Себя к ним я не отношу.

Кстати, люди на трибунах в Латвии более добрые, чем в Беларуси. Никто не ругается матом, не обзывает игроков. Сам удивился этому. Понятно, в Беларуси на стадионах собирается тысяча зрителей, а в Латвии 300 человек. Однако они не позволяют себе хамства. Ясно, что и у нас в стране из тысячи человек так могут себя вести трое, но настроение портится. Самое жесткое высказывание в мой адрес? Давай не будем ругаться матом.

На каком языке говорят в Латвии?

В команде мы общаемся на русском, но местное телевидение и СМИ продвигают национальный язык. Считаю, каждый должен говорить на удобном ему языке. Сейчас идет процесс глобализации. Чтобы считать себя коммуникабельным, сегодня нужно говорить на двух-трех языках. Я хорошо говорю на русском, английском, немного понимаю немецкий. Для меня латвийский достаточно сложен. Он не похож ни на английский, ни на русский. Трудновато, потому что не улавливаю похожих слов. Кстати, спрашивал у ребят, почему в Латвии в конце слова добавляется буква с. Никто не может объяснить, даже местные не знают, откуда это повелось. Иногда читаешь протокол после игры, а там написано Платоновс, в другой раз посмотришь – Платонов. Не знаю, почему так происходит.

Фото: Надежда Бужан, Иван Уральский

Другие посты блога

Все посты