Tribuna/Футбол/Блоги/PatricKids/«Родители часто ищут клуб с помощью Google. Значит, реклама секций до них не дошла». Как отдать ребенка в футбол

«Родители часто ищут клуб с помощью Google. Значит, реклама секций до них не дошла». Как отдать ребенка в футбол

Тренер ФК «Патрик» рассказал об основных правилах набора в футбольную секцию.

Блог — PatricKids
Автор — Антон Рогач
24 января 2015, 16:00
13
«Родители часто ищут клуб с помощью Google. Значит, реклама секций до них не дошла». Как отдать ребенка в футбол

Андрей Кулик начинал заниматься футболом в Орше. В 14 лет был принят в училище олимпийского резерва, где тренировался у Юрия Антоновича Пышника и Андрея Юрьевича Пышника, играл за дубль минского «Динамо» и юношескую сборную Беларуси. С 2012 года является тренером ФК «Патрик», где ведет ребят 2005 и 2008 года рождения.

– С какого возраста детей набирают в школы?

– В каждую по-разному. Где-то с шести-семи лет. У нас, например, идет набор с пяти. Считаем этот возраст подходящим для занятий футболом.

– Пятилетний возраст – предел?

– Нет, не предел. Но мы не набираем детей младше, потому что они еще совсем не сформированы. Да, некоторые клубы на Западе, а сейчас и в России, набирают даже трехлетних детей. Но, в основном, для общефизической подготовки. В Беларуси я о такой практике не слышал.

– Я могу бросить первый камень в огород детского спорта в нашей стране?

– На самом деле, работа с детьми от 5 до 10 лет очень специфична. Далеко не каждый тренер предрасположен к ней. Да и детишек старших возрастов к нам ведут не очень много. Что уж говорить о спросе на группы, допустим, трехлетних детей.

– То есть физическое развитие маленьких детей – забота исключительно родителей.

– Воспитатели в детских садах, ясельных группах должны заниматься этим. Это ведь детские учреждения, где получают общие знания о мире. В том числе и начинают заниматься физкультурой.

– В детских садах есть специалисты, которые смогут грамотно вести процесс? Даже в школах уроки физкультуры часто ограничиваются фразой «Вот мяч – я понаблюдаю».

– Это действительно проблема. Ведь даже для ребят, которые занимаются футболом в специализированных школах, общефизическая подготовка очень важна. Но опыт показывает, что большинство ребят не получает необходимого ее объема. А учитывая лимитированное время занятий групп по футболу, восполнить пробел сложно. Если бы учителя хорошо выполняли свою работу, то подготовка будущих футболистов в специализированных школах была бы значительно эффективнее.

– Если родители «проспали» даже шести-семилетний возраст, что делать?

– Сугубо индивидуальный вопрос. Приходят и в 14 лет с неплохим уровнем игры, который он приобрел, играя во дворе. Плюс генетические особенности могут помочь более старшему ребенку влиться в процесс – например, хорошее физическое развитие, добротная координация. Так что их можно внедрить в систему футбола. Но, конечно, если такие дети начинают заниматься с шести-семи лет, они будут играть лучше.

– То есть ребенка приводить в пять-шесть лет?

– Да, уже подходящий возраст. Но многое зависит и от тренировочного процесса, который строит тренер. Если смотреть на детишек, результаты тестов и тому подобное, а потом ставить задачи, которые соответствуют их физическому и умственному развитию, то положительная динамика работы будет. У каждого есть индивидуальная программа развития. Считаю, необходимо учитывать и это.

– Когда мне было семь, тренер на районных соревнованиях требовал результат. Кто-то говорит, что это правильно. Кто-то считает, что на первых порах в игры на результат детей лучше не вовлекать. Как вы считаете?

– Мне кажется, соревнования нужны. Но при этом детишек на результат заряжать совершенно ни к чему. Какой результат? Дети в этом возрасте должны просто играть. Нужно показать им, что от футбола получают удовольствие. Тут и с родителями надо работать. Они в основном нагнетают обстановку, требуя слишком многого. Так что соревновательный метод подготовки необходим, однако акцент на игровой метод считаю более весомым. Главное учить детей футболу и показывать, что эта игра может приносить удовольствие.

– А что делать тренерам, если на них давит руководство? Даже если родители понимают, что ребенок должен получать удовольствие от игры, бороться с руководством трудно.

– Думаю, не уместно делать ставку на результат и ждать, что детско-юношеский футбол будет иметь развитие. Ставка на результат загоняет детей в рамки, и они перестают развиваться творчески, а это повлечет за собой последствия, которые приостанавливают развитие личности.

– Ну вот, хороший повод избежать давления на ребенка – отправить его в музыкальную школу. Там дают получать удовольствие от музыки.

– Каждый родитель имеет право не отдавать детей в футбол. В первую очередь он несет ответственность за свое чадо. Музыкальная школа – это хорошо, но если есть желание развивать ребенка физически, то нужно отдавать его в футбол. А если есть возможность совмещать и музыкальную школу, и футбол, то личность ребенка получит еще большее развитие, что в последующем принесет пользу государству и нам с вами.

– Но при этом во многих школах, особенно в маленьких городах, в футбольные группы проходит не отбор, а набор.

– Нужно работать с детьми и их родителями. Ходить по школам, разъяснять пользу, приглашать и зазывать людей. Если делать это, набрать команду проще. В стране есть государственная программа, но она могла бы работать гораздо более эффективно. Есть люди, которые пытаются развивать детский спорт. Что мешает им действовать более продуктивно, это вопрос разбирательств, но то что детский футбол нуждается в реформах это, на мой взгляд, очевидно.

– И что делать?

– Должно быть больше маркетинговой составляющей. Больше афиш, больше информации, больше футбольных программ. В общем, нужно делать все шаги по информированию людей о футбольных школах. Показывать преимущества: мы разовьем физические и интеллектуальные качества ребенка, у нас есть специалисты высокого уровня. Но продвижению в массы у нас уделяется очень мало внимания. Родители очень часто ищут футбольный клуб с помощью Google. Это значит, что реклама футбольных секций до них не дошла.

– У наших профессиональных клубов маркетинг находится на последнем месте в системе приоритетов. Что уж о детском спорте говорить.

– Для этого есть регламенты. Федерация футбола, на мой взгляд, должна выдвигать определенные требования, служащие развитию маркетинговой составляющей, и следить за их выполнением.

– Хорошо уже, что детей приводят. Многие и этого не делают, ведь у футбола сложился не лучший имидж. Мол, они потом курить и пить начинают.

– Это клише. Мы не должны думать такими категориями. Среди ребят, которые занимаются футболом, попадаются очень высокоинтеллектуальные. Мазать всех одной краской неправильно. Случаи, конечно, бывают. Но, думаю, подобное случается везде.

– Хорошо. Допустим, футбол в головах родителей победил. Привожу я ребенка пятилетнего в вашу школу. Какими будут его первые шаги в ней?

– Конкретно в нашей школе нет отбора. Мы даем возможность играть всем детям, никого не выгоняем. Пытаемся привлекать как можно больше детишек. Потом мы просто делим их на отдельные команды и распределяем тренировочное время соответствующим образом. Это философия нашего клуба, и, мне кажется, она в данных условиях правильна.

Так вот. К нам приводят ребенка. У нас есть на его возраст две команды. У ребят из первой получается чуть лучше, из второй – чуть хуже. Первые шаги он делает со второй командой. Когда ребенок начнет показывать более высокий уровень, его переводят в первую команду. Все группы одного возраста тренирует конкретный тренер, который видит прогресс каждого и принимает решения.

– А если родитель приведет ребенка в школу, где есть отбор?

– Там есть специальные физические тесты – на бег, на скорость, на прыжки, упражнения с мячом. Если демонстрирует хорошие показатели – попадает. Кто-то оценивает визуально. Три тренера ставят галочки в специальную таблицу. Чем больше галочек набрал – тем лучше. Методы и критерии бывают разные, но их совокупность выявит наиболее предрасположенных на данном этапе ребят.

– Критерии отбора говорят заранее?

– Нет, насколько я понимаю. На сайтах информации подобной я не видел.

– Допустим, не помогло. Ребенок не проходит отбор. Что делать?

– Приходить в ФК «Патрик» :). Что можно делать? Наверное, стоит искать другой клуб.

– После такого отторжения ребенок может и опустить руки.

– Вряд ли ребенку напрямую говорят: «Ты хуже, чем остальные». Нужно искать формы объяснений ребенку. Родители должны подобрать нужные слова.

– Тем не менее, допускаете, что какие-то таланты из-за отборов упустили?

– Наверняка есть такие случаи, когда ребят не разглядели. Отборы не стоит называть злом. Не все школы могут содержать много команд на один возраст. Плюс на это нужен бюджет, время. Но если ребенок все-таки талантлив, то его качества проявятся в будущем.

– Когда вообще процесс подготовки идет?

– С сентября и до лета. Разве что дают перерыв в декабре и летом.

– Детский спорт в отрыве от профессионального может существовать?

– Детский спорт может развиваться вопреки профессиональному. Но он от него зависим. Для развития детского футбола нужно желание функционеров и добросовестность тренеров. Да и вообще, чтобы в будущем улучшить ситуацию в профессиональном спорте, нужно взяться за детский в первую очередь.

– Но у детей должны быть кумиры. Ничего страшного, если они из «Баварии» и «Реала», а не из «Белшины» и «Сморгони»?

– Это хорошо. Я против слепого фанатизма. Конечно, каждый человек индивидуален и имеет собственные способности. Но брать пример с игры (подчеркиваю, действий на поле) людей, преуспевших в футболе, – это правильно. Конечно, не думаю, что хорошо копировать, допустим, прически и манеру поведения некоторых футболистов.

– И заходить на страницу Павла Савицкого Вконтакте.

– Футболист, как и любой человек, имеет определенную свободу, если эти действия не выходят за рамки законодательства. Но другой вопрос в том, что это публичные люди. Поэтому нужно понимать, что ты являешься кумиром для молодых ребят. Так что не совсем этично выставлять напоказ фотографии из ночных клубов, наверное.

– Многое решают деньги. Зачем учиться, если можно зарабатывать без этого? То, что профессиональные спортсмены получают доходы выше средних, – закон экономики.

– Я вообще считаю, что не надо отдавать ребенка в футбольную школу с прицелом на то, что он станет профессиональным спортсменом. Пусть ему будет весело, а игра будет приносить удовольствие. Нужно, чтобы ребенок развивался естественным образом. И только в подростковом возрасте следует решать, делать ли уклон в сторону профессионального спорта. Может, это вообще не его? Может, из ребенка вырастет музыкант или человек науки? А футбол помогает тем, что дает нормальное физическое и интеллектуальное развитие.

– Тогда лучше в плавание отдать. Как минимум вероятность травм меньшая. Все-таки с точки зрения маркетинга большие зарплаты в футболе – безусловный плюс. При этом у нас стараются скрывать это. Лионеля Месси в футбол отвела бабушка, а наша бабушка скажет: «Никакого футбола, внучек, а то и 500 долларов получать не будешь».

– Да не нужно ребенка настраивать на деньги. Он должен получать удовольствие. Не только от футбола – от всего!

– В таком возрасте за детей многое решают мамы-папы. Вполне естественно их желание, чтобы дети в будущем зарабатывали много.

– А потом получается вот что. Ребенку восемь лет – он забивает гол, а ему родители за это дают деньги. Потом прибегает в группу и хвастается: «Я сегодня заработал вот столько денег!» Идет программирование на то, что забивать голы нужно только ради денег. А нужно концентрировать внимание ребенка на получении удовольствия. Обыграл, допустим, игрока. К нему нужно подойти и спросить после игры: «Ты так классно сыграл, какие у тебя ощущения? Тебе это нравится?»

– Что-нибудь еще вас в детском спорте шокирует?

– Требования некоторых родителей к детям. Они хотят от них того, что даже профессиональный футболист не всегда сделает. При этом используют такие слова, которые даже подросток лет 15 не понял бы. Бывают комические случаи, конечно. Поэтому в некоторых школах доходит до того, что родителям запрещают посещать тренировки. А во время игр садят родителей далеко-далеко на трибуны.

– Это правильно?

– Нет. Родители должны быть в курсе того, что происходит с их ребенком. И наблюдать за процессом изнутри. Но выполнять работу тренера они не должны. Детям нужна поддержка. Мне нравится, когда родители хлопают и кричат слова поддержки ребенку после удачного его действия на поле. Таких случаев должно быть больше. А то во время соревнований двадцать родителей стоят у боковой линии и учат детей играть. Начинаешь просто держаться за голову от такого.

– По-моему, каждый «диванный» зритель знает, как должен действовать футболист национальной сборной.

– Со стороны родителей должна быть более сдержанная реакция. Нужно понимание того, что это дети и им свойственно ошибаться. Нельзя оказывать на них психологическое давление. А то в 14 лет он махнет рукой и скажет, что не хочет заниматься больше футболом. Дети знают, как им играть и что делать лучше родителей.

– Вот только в последнее время завлечь их к активному времяпрепровождению в принципе сложно.

– Логично. Ведь появились приставки, планшеты. Это общемировая тенденция. Новые технологии появляются и отводят ребенка в другую плоскость. Помня  себя в ранние годы становления, как целыми днями гонял мяч во дворе, с трудом могу представить, насколько больше положительных эмоций получало в детстве старшее поколение.

– Реклама из каждого утюга. Да что планшеты? Ни один футбольный тренер за 11 моих лет обучения в гимназии не пришел. А со школы искусств – чуть ли не каждый месяц.

– Мои коллеги обходят школы. Мы тоже, когда наш клуб формировался, занимались этим. Так что по крайней мере в Минске охват школ высокий. Вклад таких походов по школам при наборе групп достаточно весомый.

– Наверное, где-то в конкуренции вопрос. У нас была одна школа на город. К слову, вам как тренеру в частной школе проблемы государственных учреждений на руку?

– Я хорошо отношусь к здоровой конкуренции. Когда у твоего соседа какие-то проблемы, удовольствия этого не доставляет. Было бы лучше, если у всех школ были бы партнерские отношения. То есть при сохранении конкуренции сотрудничество между школами сохранялось.

– А как у нас с тренерами?

– В Беларуси достаточно высококвалифицированных специалистов. Но не хватает клубов. Много тренеров сейчас не работают по своему направлению. То есть резерв есть. Тут и в оплате труда вопрос: на 300 долларов тяжело прокормить семью. Вот и работают в других сферах. Вообще, у нас хорошая тренерская школа. Я очень ценю квалификацию тренеров из нашей высшей лиги.

– Но всегда есть куда стремиться. Семинары АБФФ проводит какие-нибудь с приглашением иностранных специалистов?

– Есть семинары, но их недостаточно. Хотя есть и другие способы повышения квалификацию. В частности, курсы при подготовке к получению категории А, категории Б, категории PRO. Мне посчастливилось тренироваться под руководством очень хороших специалистов – Андрея Юрьевича Пышника, Юрия Антоновича Пышника, Игоря Николаевича Криушенко, Павла Петровича Родненка. Я вспоминаю тренировочный процесс, который они строили, и он был очень высокого уровня. Тренерская школа в нашей стране одна из лучших на постсоветском пространстве.

– С обходом школ все ясно. А во дворах ребятишек ищут?

– Целенаправленно, наверное, нет. Но находят и во дворах. Знакомый рассказывал: шел по улице, увидел, как мальчишка троих обвел – пригласил на тренировку.

– Ну вот, построили ледовые дворцы. Прошло совсем мало времени, а руководство страны уже спрашивает за результат на уровне национальной сборной.

– Во-первых, одних ледовых дворцов недостаточно. Здесь нужен к ним целый комплекс мер. Конечно, если деньги выделяются, нужно использовать их максимально эффективно. То есть если мы выстроили структуру подготовки, программы развития и так далее, то можно было бы говорить о том, что после выпуска первого набора пойдет всплеск профессиональных спортсменов в стране. Это длительный процесс, в футболе то же самое. Здесь идут проблемы долгосрочного развития.

– Давайте заканчивать. Назовите три вещи хороших и столько же плохих в нашем детском футболе.

– В первую очередь, у нас очень талантливые детки. Вообще, белорусы очень талантливы. Если дать им возможность для самореализации – они могут горы свернуть. Второе – тренерский цех. Я с очень большим уважением отношусь к тренерам старшего поколения. Главное, чтобы опыт передался из одного поколения в другое. Хотелось бы более четких шагов со стороны федерации футбола – увидеть, например, четкую программу развития футбола. Нет, в жесткие рамки загонять никого не нужно. Но генеральная линия должна существовать. Да и вообще, контакт между АБФФ и клубами должен быть более плотным. Хотелось бы видеть турниры, большую финансовую поддержку детскому спорту, семинары для тренеров по обмену опытом. Материально-техническая база должна улучшаться. Во многом именно этот показатель определяет развития футбола. И работа тренера, какой бы хорошей она не была, не сумеет нейтрализовать отсталость материально-технической базы.

– Что родителям пожелаете при выборе секций?

– Повнимательнее посмотреть на своих детей. Понять, что им нужно и к чему они предрасположены. И если дети выбрали футбол, родители должны оставаться терпеливыми. Не надо ждать от ребенка сиюминутных результатов. Подбадривайте, поддерживайте детей. Пускай они спокойно развиваются согласно своей физиологической программе. В футбольной секции ребенок должен получать удовольствие и обучение.

Фото: из личного архива Андрея Кулика

 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты