Tribuna/Футбол/Блоги/Кава и бла-бла-бла/«В интернете гибридный проброс стал чем-то вроде мема». Как пережить атаку белТВ и не потерять веру в коллег

«В интернете гибридный проброс стал чем-то вроде мема». Как пережить атаку белТВ и не потерять веру в коллег

Журналист TUT.BY рассказал Игорю Петрулевичу о самом громком тексте в своей карьере – разборе игры хоккеиста Александра Лукашенко.

Автор — Игорь
3 февраля 2016, 23:00
26
«В интернете гибридный проброс стал чем-то вроде мема». Как пережить атаку белТВ и не потерять веру в коллег

Разобрал игру президента и удостоился обструкции в главной информационной передаче страны. Журналист TUT.BY Юрий Михалевич рассказывает, как, того не желая, получил свои 6 минут славы.

В начале января журналист портала TUT.BY Юрий Михалевич решил разобраться, хорошо ли Александра Лукашенко играет в хоккей. Президент отнесся к идее с разумной долей самоиронии, подарив автору текста клюшку с собственным автографом. А вот корреспонденты программы «Главный эфир» на телеканале «Беларусь 1» посчитали поступок Михалевича слишком дерзким и устроили ему настоящий «отлуп». 

Если вкратце, то в итоговой новостной программе на главном канале страны о корреспонденте интернет-портала говорили больше пяти минут. Его задумку называли неправильной, долго объясняли, почему она неправильная, а в завершение еще показали интервью, которое было специально записано с Михалевичем. Цель интервью – подловить журналиста на незнании хоккейных правил. Подловить удалось, это все пошло в эфир, но многие задались вопросом: а правильно ли поступили коллеги-телевизионщики, сработав так?

Спустя пару недель после инцидент Юрий Михалевич рассказал Tribuna.com, каково это, проснуться в статусе героя вечера национального масштаба, и о том, чем закончилась история.

– Прошел практически месяц с тех пор, как тебя «размазал главный канал страны», однако реакции с твоей стороны не последовало. Почему?

– Тут дело только во мне. Я ощущаю дискомфорт, находясь в центре внимания. В этом можно убедиться, пересмотрев видео общения с президентом. Когда Александру Григорьевичу представили меня, он стал интересоваться, действительно ли это тот журналист, который написал про него в хоккее, и стою ли я на коньках. В этот момент хотелось перехватить у него инициативу и задать те несколько вопросов, которые приготовил для него. Так я и поступил.

Думаю, дело, которым я занят, имеет большее значение, нежели моя персона. В жизни, а не в профессии, лишь в разговоре с близкими людьми могу позволить себе быть нескромным. Вот поэтому и решил, что никому ничего доказывать не буду. Как выяснилось, в этом даже не было необходимости.

– И все же ты согласился на это интервью.

– Согласился, но не только потому, что белорусская «Трибуна» была достаточно настойчива в своей просьбе и терпелива по отношению ко мне. В начале прошлого месяца я получил много аналогичных предложений, но всем отказывал. Однако к «Трибуне», в прошлом ресурсу Goals.by, испытываю особенные чувства. Эта площадка помогла мне начать путь в спортивной журналистике, здесь я проработал два года. Из уважения к «Трибуне», а также из благодарности к поклонникам спорта, многие из которых посчитали нужным поддержать меня в «горячие» дни и справедливо имеют вопросы ко мне, я пошел на это интервью.

– Давай по порядку. Как тебе вообще пришла в голову идея написать о том, как президент страны играет в хоккей?

– В понедельник, 4 января, редакторы портала TUT.BY по традиции собрались на планерке, чтобы обсудить повестку на неделю. Это был период праздников. То есть время, когда ярких информационных поводов не так много, и на этом фоне Рождественский турнир любителей хоккея виделся одним из главных событий.

Мы никогда ранее сами не писали о президентском турнире, хотя он проводится уже более десяти лет. Обходились тем, что ставили на сайт новости с БелТА. Они всегда были достаточно популярными. Народ живо обсуждал, как сыграл глава государства, сколько он набрал бомбардирских баллов и так далее. Однако решение подготовить эксклюзивный материал об этих соревнованиях пришло впервые. «Почему бы и нет? Сделаем репортаж», – постановили редакторы и отдали эту тему мне.

Со сложностями пришлось столкнуться уже в самом начале. Именно 4 января и стартовал Рождественский турнир, а сроки аккредитации вышли в конце декабря прошлого года. В Министерстве спорта и туризма оценили нашу заинтересованность в работе на первенстве, однако в каких-либо уступках нам было категорически отказано. Что из этого следовало? Снимать мы не могли, как и рассчитывать на общение с игроками в микст-зоне и другие преимущества. В то же время нам никто не запрещал прийти на «Чижовка-Арену» (вход был свободным) и посмотреть хоккей, а потому, несмотря на некоторые неудобства, тема осталась в редакционных планах.

– То, что в итоге у тебя вышло, на репортаж мало походит.

– Я долго думал о том, в какой форме подать материал. Можно было попробовать написать портрет человека, который ходит на Рождественский турнир. Ну, знаешь, принято считать, что люди оказываются там поневоле, хотя, судя по увиденному мной, это весьма спорный момент. Игра на стереотипах наверняка позволила бы тексту собрать много просмотров, однако это чертов баян. Нет, нужно было что-то другое. Спрашивал себя: «Хорошо, а что тебе самому интересно узнать об этом турнире?».

Так я понял: меня волнует то, что кроется за сухими статистическими данными об игре Александра Лукашенко, которые обычно приводили госСМИ. То есть то, как на самом деле играет в хоккей президент. «Отлично, – подумал я. – Это будет что-то новенькое, незатертое до дыр».

– Как отреагировали на такой поворот коллеги с TUT.BY? Не ожидали?

– Почему же? В разговоре с выпускающим редактором Еленой Шалаевой прозвучала такая мысль, и я за нее зацепился. Другое дело, что от меня не ждали именно упора на аналитику.

– Как ты собирал фактуру для текста?

– Перед матчем белорусов со швейцарцами нашел такое расположение на трибуне, чтобы иметь возможность видеть президента постоянно. Это была правая трибуна за скамейкой нашей команды. Лукашенко как раз выбрал для себя крайнее правое положение на скамье. Всю встречу смотрел только на него. Любую информацию, которую мог бы использовать впоследствии, по старинке отмечал в блокноте. То есть это каждое действие президента на льду, время начала и конца каждой его смены, а также его озабоченность травмой колена, взаимоотношения с партнерами и многое другое.

В моем случае нападающий, 61-летний мужчина, лидер команды, президент – это синонимичный ряд

На следующий день после матча на TUT.BY вышел материал «Разбор без прикрас». Из названия следует, что задачи приукрасить игру Александра Лукашенко в хоккей не стояло. Впрочем, как и очернить.

Когда мы поставили новость на главную страницу портала, заместитель главного редактора Максим Гайко в шутку заметил: «А коленки-то трясутся!». Ни в этот день, ни на следующий жалоб на текст мы не получили.

Позже в интервью для белорусского телевидения Николай Стуло спросил меня: «А ты не боялся критиковать президента?» Вообще, я даже не согласен с такой постановкой вопроса – критиковать. Если присмотреться, то текст носит преимущественно описательный характер, в нем предпринята попытка осмыслить увиденное. А что же касается отсылки к президенту (из контекста «критиковать президента». – Tribuna.com), то я писал про хоккеиста Александра Лукашенко, а не о том, как этот человек руководит страной. В моем случае нападающий, 61-летний мужчина, лидер команды, президент – это синонимичный ряд.

Вопрос Коли (корреспондента АНТ Николая Стуло – Tribuna.com) прозвучал жестче, чем следовало. Хотя пояснительные слова здесь излишни: мы оба знаем, как это работает.

– Позже ты еще написал о том, как стала возможной твоя встреча с президентом, хотя изначально тебе даже аккредитацию отказывались выдавать.

– Все так. Спустя сутки после публикации «разбора» мне позвонил Сергей Вишневский, вместе с которым тружусь на проекте «Спорт» на TUT.BY. Он сказал, что со мной хочет поговорить пресс-секретарь Минспорта Владимир Нестерович. Думал, Нестерович примется меня казнить, однако вместо этого он донес информацию о том, что теперь нашу работу готовы легализовать, и что нас ждут на финале президентского турнира, 7 января. На вопрос, а с чего вдруг, он ответил: «Считайте, что это зажглась рождественская звезда!» Точно не знаю, стояло ли что-нибудь за этой фразой или это был всего лишь свойственный Нестеровичу юмор. Еще я спросил у него о том, может ли вместо меня прийти другой журналист портала. Он подчеркнул, что «желательно, чтобы это были вы».

Честно говоря, у меня были сомнения по поводу того, стоит ли идти. Но ведь зовут. Решение было принято после общения с выпускающим Леной Шалаевой и главным редактором Мариной Золотовой. Я склонен считать, что оно было в итоге верным.

За три минуты до окончания решающего матча турнира между белорусами и финнами Наталья Эйсмонт, пресс-секретарь президента, находилась в выделенной на арене ложе для прессы. Она сообщила, что после финальной сирены хочет организовать небольшое интервью с Александром Лукашенко в подтрибунном помещении. На него она позвала съемочные группы телеканалов ОНТ и «Беларусь 1», корреспондента БелТА и неожиданно TUT.BY. Добавила, что мой недавний текст получился очень интересным.

– Даже так?

– Да. Для меня приглашение негосударственного медиа к президенту стало неожиданностью. «Что ж, коль так, то обязательно надо воспользоваться шансом задать вопрос, а, может, и несколько», – решил я.

Когда короткий брифинг с главой государства завершился, ко мне обратился Николай Стуло из Агентства теленовостей Белтелерадиокомпании. Сказал, что я герой дня и что он хочет записать интервью и со мной. Я промолчал – думал, надо ли мне это. Посчитал, что, так как об интервью меня просит начальник и коллега моей подруги Анны Эйсмонт (ведущая спортивных новостей Белтелерадиокомпании – Tribuna.com), я могу ему доверять. Еще, подумал я, упоминание портала TUT.BY на «первой кнопке» лишним не будет.

Судя по тому, что в сюжете Стуло наша площадка так ни разу и не была названа, я ошибся с предположением. Ну и его вопросы меня тоже удивили. Пожалуй, в мимике моего лица читалась мысль: «О чем мы вообще говорим?»

После интервью я спросил Колю: «Ты уверен, что тебе нужны были эти вопросы?». То ли он сильно торопился, то ли горел от стыда, но в глаза мне уже не смотрел. Заверил, что мне не о чем беспокоиться. Я понял, что тут все как раз с точностью до наоборот и что со стороны «Беларусь 1» стоит ждать атаки – примерно в ближайшее воскресенье.

– В этот день на телеканале традиционно выходит «Главный эфир». Как ты увидел сюжет про себя?

– Нет, я до сих пор не посмотрел его. Зачем? Все, что мне нужно знать о сюжете, я понял во время интервью со Стуло. Кроме того, самые яркие повороты в нем мне пересказали друзья, хотя я убедительно просил их воздержаться от комментариев.

Замечу лишь, что шесть минут (кажется, такой хронометраж был у сюжета) на центральном телевидении – на мой взгляд, это слишком много, чтобы потратить их на меня. Имевшимся у бэтэшников материалом можно было распорядиться гораздо разумнее, отказавшись от излишнего пафоса, и тем самым не подставляться самим под удар.

– Как думаешь, почему коллеги с телевидения решили «распять» тебя?

– Точно не знаю, а от высказывания предположений воздержусь.

И вообще – для меня важно ни как, ни почему (тут вряд ли добьюсь правды), а только кто. Обид я на этих людей не держу. Они действовали в соответствии со своим пониманием норм морали. Теперь я знаю об этих людях чуточку больше, чтобы уважать их немного меньше. Но с тем, что они профессионалы, спорить не буду. Здесь не может быть никакой иронии.

Мне лишь горько от того, что эта история встала между мной и Аней Эйсмонт. Последние три года мы вместе работали над проектом «Динамо Inside» для футбольного минского «Динамо». За это время пережили две смены руководства клуба, работали при пяти тренерских штабах и с большим числом футболистов. Налаживание связей каждый раз отнимало больше сил, чем подготовка программы, но нам все равно удавалось поддерживать уровень, который сами определили для себя.

Недавно увиделись с Аней на матче памяти Валентина Белькевича и вместе посмотрели второй тайм этого поединка. В разговоре был момент, когда третья сторона неожиданно подняла неудобную тему, но она была впоследствии замята.

Я понимаю, почему реакция Ани получилась такой. Что ей сказать, когда атаку на меня произвели ее босс и брат Иван Михайлов, которому Наталья Эйсмонт (пресс-секретарь президента – Tribuna.com) приходится женой, и сослуживец Николай Стуло? С другой стороны, ее же никто не просит высказаться публично…

Система действовала по старинке, заставив нас сегодня рассуждать об этике в журналистике и ангажированности государственного телевидения

После «Главного эфира» от 10 января слова поддержки мне выразило огромное количество людей. Прежде всего, я благодарен самой лучшей редакции в мире TUT.BY. Спасибо всем ребятам, ведь это их заслуга в том, что я практически не испытал сколько-нибудь серьезного давления. Близкие люди и родственники из дальнего зарубежья, коллеги из других изданий, спортсмены, медийные персоны и незнакомые болельщики выражали солидарность со мной.

– Кто в итоге оказал тебе самую мощную поддержку?

– Я бы не хотел выделять кого-то одного, потому что это был тот случай, когда многие встали за меня горой. Они помогли мне почувствовать себя в безопасности, заставили верить в силу людей. Это они вернули меня в состав после «небольшого повреждения», так что теперь моя задача – отплатить им хорошей игрой.

– Почему ты решил отдать клюшку, подаренную тебе президентом, на благотворительность?

– Для меня трофеи вроде этого всегда были возможностью помочь кому-то. Что бы я ни получал от спортсменов или где бы я ни просил их расписаться, эти предметы всегда выставлялись на благотворительные аукционы.

Сейчас у меня в загашнике имеется белорусский флаг с автографами биатлонистов Дарьи Домрачевой и Антона Шипулина, а также большой теннисный мяч с подписями всех членов женской сборной по теннису. Благодаря недавнему успеху Веры Лапко на юниорском открытом чемпионате Австралии теперь на этом предмете автографы сразу двух победительниц турниров «Большого шлема».

И флаг, и мяч ждут лучшего времени. В случае с клюшкой следовало быстро решаться, так что еще в разговоре с Александром Григорьевичем выразил желание выставить ее на благотворительный аукцион. Меня потом часто спрашивали о том, не передумал ли я. Нет, ведь если жалеть такой перспективный лот, то, наверное, теряется всякий смысл в идее помогать другим.

– В чью пользу пошли вырученные от продажи президентской клюшки средства?

– По условиям аукциона победитель сам перечислил деньги на счет команды «Крылья Ангелов». Это группа людей, которая ведет активный образ жизни, занимается спортом в компании детей с инвалидностью. Впервые у нас в редакции узнали о них после Минского полумарафона. Дмитрий Тимашков вместе с дочерью Лилей, у которой детский церебральный паралич, пробежал всю дистанцию. Лиля из-за ДЦП передвигалась на специальной гоночной коляске.

Сейчас «Крылья Ангелов» собирают деньги на участие целой команды из 35 человек в Минском полумарафоне 2016 года. Им нужно закупить коляски для детей, экипировку, а также регулярно заниматься в холодную пору.

– За сколько же ушла с молотка клюшка?

– 77,5 миллионов белорусских рублей. Много ли это? Знаешь, в конце прошлого года средняя заработная плата в стране составляла 7,424 млн. Поэтому, сравнивая итог аукциона с этой цифрой, думаю, нам удалось добиться хорошего результата.

Тем не менее, на некоторых отрезках торгов за клюшку предлагали от полумиллиарда белорусских рублей до четырех миллиардов. Увы, эти ставки подтверждены не были, и их авторы не скрывали намерений сорвать аукцион. Таких попыток мы насчитали более десяти.

– Отчего столько негатива?

– Видимо, кому-то эта клюшка страшно не понравилась. Что ж, для таких людей у нас есть специальное предложение.

Недавно в соцсетях мне написал автор гимна хоккейного «Динамо» и лидер музыкальной группы «Палац» Олег Хоменко. Он выразил желание выставить на следующий аукцион его собственную клюшку. На ней автографы оставили два хоккеиста «зубров» из состава-2010/11. Как ты помнишь, именно в том сезоне минские динамовцы впервые вышли в плей-офф КХЛ, а 6 сентября 2010 года на «Минск-Арене» впервые прозвучал полюбившийся белорусским болельщикам гимн от «Палаца».

На прошлой неделе Олег Хоменко записал специальное обращение к болельщикам и передал мне свою клюшку. Так что о начале торгов за этот лот мы сообщим в ближайшее время.

– Главные выводы из твоей истории?

– Несколько лет назад я пережил сложный период в карьере. Сильно обжегся. Был искренен в работе, хотя, наверное, чересчур настойчив. К счастью, в это время нужные слова подобрал мой друг и наставник Джанни Мерло, президент Международной ассоциации спортивной прессы. Он сказал: «Юра, я вижу, что ты патриотично настроен и переживаешь за свою страну. И ты, конечно, понимаешь, что есть несколько путей что-то изменить в ней к лучшему. Возможно, сейчас люди к этому не готовы. Это нормально. Такой молодой стране, как Беларусь, необходимо время, чтобы окрепнуть. Хотя ты можешь помочь ей в этом, если будешь правильно ставить вопросы».

Для меня лично текст «Разбор без прикрас» был именно вопросом. Готовы ли мы открыто и свободно говорить на тему, которая вроде бы находится под запретом? Судя по реакции на вопрос, для всех нас он стал испытанием на зрелость.

К сожалению, с ним не справилась система. Она действовала по старинке, заставив нас сегодня рассуждать об этике в журналистике и ангажированности государственного телевидения. Помню, пару лет назад в эфире «Беларусь 1» подчеркивалось, что по ситуации в Украине канал выбрал нейтральную позицию. Как видим, админресурс включается на раз. Однако была ли в этом необходимость?

С другой стороны, меня порадовала реакция как на мой материал, так и на материал «Беларусь 1» абсолютного большинства людей. Они поняли все без дополнительных комментариев.

Среди других выводов – «прокачка» президентского турнира на медийном пространстве (оказывается, о нем можно рассказывать интересно!), адекватная помощь для команды «Крылья Ангелов», привлечение внимания широкой аудитории к спорту и вовлечение ее в дискуссию, повышение хоккейной грамотности. К примеру, недавно в комментарии Александра Цвечковского на «Беларусь 5» был использован термин «гибридный проброс». А накануне мы, кстати, говорили с ним о том, что стоило бы почаще использовать это словосочетание в телерепортажах. В интернете гибридный проброс стал чем-то вроде мема. Разве не здорово?

В сентябре прошлого года, когда Джанни Мерло был в Минске, я поблагодарил его за ценный совет.

Фото: TUT.BY

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты