Азаренко и еще 6 теннисистов, поднявшихся с самого дна

Война, голод и ночевки в общественных туалетах.

Блог — Матчбол
Автор — Алесь Коваль
27 октября 2017, 21:15
5
Азаренко и еще 6 теннисистов, поднявшихся с самого дна

Теннис не просто так считается видом спорта для богатых: в него не играют босоногие дети из бразильских фавел, да и во дворе российской панельки сложно будет сгонять партию на воображаемом корте с воображаемой сеткой. Конечно, первые удары по мячу можно сделать на автомобильной парковке, как Матс Виландер, но потом все равно потребуются деньги на аренду кортов, ракетки, мячи и так далее.

Поэтому большинство теннисистов – дети из семей среднего класса из благополучных стран. Но есть и несколько исключений.

Мария Шарапова

Начало. Шарапова родилась в обычной российской семье, но по-настоящему учиться теннису отец на последние деньги увез ее во Флориду, в академию Ника Боллетьери. Денег на обучение им бы не хватило, но тренеры сразу разглядели талант Марии, и она получила стипендию.

Несмотря на это, первые годы во Флориде Шараповым приходилось несладко. «Квартира [в которой они снимали комнату] была как из фильмов 80-х про неблагополучные семьи, матерей-одиночек и людей в бегах. [...] Она была двухэтажная – по типу мотеля, – со внутренним двором и дверьми, которые выходили в открытый коридор. Внутри было тесно и темно, а окна выходили на дорогу, вдоль которой росли пальмы. Мы с папой спали в гостиной на раскладном диване, который по центру провисал. Надо было даже во сне держать баланс, чтобы не провалиться. Это диван – вероятная причина проблем со спиной, которые всю жизнь мучают папу», – писала Шарапова в своих мемуарах.

Advertisment

Итог. Пока что Шарапова выиграла пять турниров «Большого шлема», побывала первой ракеткой мира. По оценке Forbes, за свою карьеру она заработала более 300 миллионов долларов за счет призовых и коммерческих соглашений.

Сестры Уильямс

Начало. Вдохновившись размерами призовых, отец Серены и Винус решил делать из них теннисисток – и поэтому его не останавливали никакие преграды. Первые шаги сестры делали на общественных кортах в калифорнийском городе Комптон, бандитская жизнь которого воспели и олдскульные рэперы из NWA, и современный классик хип-хопа Кендрик Ламар. Ходят истории о том, как сестры Уильямс тренировались под звуки перестрелок.

Итог. Серена выиграла 23 «Больших шлема», а Винус – семь. Обе были первыми ракетками мира. Состояние каждой из сестер, по разным оценкам, составляет больше 100 миллионов долларов. В последнем рейтинге Forbes утверждает, что Серена за последний год заработала 27 млн, а Винус – 10,5 млн.

Новак Джокович и Ана Иванович

Начало. Главные сербские теннисные звезды в детстве столкнулись с войной и натовскими бомбардировками. Ана Иванович могла тренироваться только по утрам, когда обстрелы прекращались, все остальное время приходилось прятаться. Даже в более спокойные времена Иванович было непросто – например, зимой заниматься приходилось в осушенном крытом бассейне, потому что доступных кортов попросту не было.

Джокович в своей книге рассказывал о самых страшных минутах своей жизни – когда они с семьей убегали из своей квартиры во время начавшегося рейда: «Из-за крыши здания появился стальной серый треугольник бомбардировщика F-117. Я в ужасе смотрел, как прямо надо мной раскрылось его металлическое чрево, и оттуда вылетели два снаряда – направленные в моих родных, моих друзей, мой район... Потом меня трясло всю ночь».

Позже все сербские игроки рассказывали, что события весны-лета 1999 года года закалили их характер на всю жизнь.

Итог. Джокович стал одним из величайших игроков в истории и только призовыми заработал более 100 млн долларов. Иванович выигрывала «Ролан Гаррос», была первой ракеткой мира, заработала несколько десятков миллионов долларов.

Виктория Азаренко

Начало. В прошлом году Виктория поразила мир историями о тяжелом детстве: «Там, где я выросла, по-другому не бывает. Если чего-то хочешь, за это надо бороться. Вплоть до еды. Иногда мне было нечего есть, так что я до сих пор никогда не оставляю ничего на тарелке». Голод вообще был для Виктории источником мотивации.

«Я играла турнир ITF – до сих пор это помню. И каждый раз переживаю как заново. Я девять недель ездила по юниорским турнирам, где ты играешь один-два матча в день. И если ты пропускаешь обед, то ты ничего не ешь. У меня не было денег. Мне было нечего есть. Вот это давление. Это было выживание», – рассказывала она на Australian Open.

Итог. Двукратная чемпионка «Больших шлемов» за карьеру заработала почти 30 млн долларов призовых и не раз входила в десятку самых высокооплачиваемых спортсменок Forbes.

Ежи Янович

Начало. Если бедность упомянутых выше игроков закончилась в юниорские годы, то история Яновича была немного другой. В первые годы в профессиональном теннисе он выступал на US Open в кроссовках, на которые ему скидывались представители польской диаспоры в Нью-Йорке. В начале 2012 года 21-летний Янович не смог выступить на Australian Open, потому что ему не хватало денег на поездку в Мельбурн. А до выхода в финал «Мастерса» в Париже на турнирах поляк частенько спал в машине.

Чтобы помочь сыну деньгами, его родители продали свой магазин. При этом Янович отказался от гражданства Катара, который предлагал ему финансовую поддержку. Однако сейчас он конфликтует с федерацией тенниса Польши и подумывает о принятии австрийского гражданства.

Итог. Полуфиналист «Уимблдона»-2013 за карьеру заработал более 3 млн долларов. В этом году он играл в основном «Челленджеры» и квалификации турниров АТР, но все равно получил больше 250 000 долларов призовых.

Иво Карлович

Начало. Хорват в молодости тоже спал в непредназначенных для этого местах. В 20 лет он ездил по французским «Фьючерсам» и однажды ночевал в общественном туалете, потому что не мог позволить себе гостиницу.

«Я не помню, какой это был город – я провел много «Фьючерсов» подряд. Спонсор пообещал, что будет высылать мне деньги, потому что у меня их почти не было, но не прислал. Было холодно, у меня ничего с собой не было, так что мне пришлось около часа спать в туалете. Прямо как в сцене из фильма «В погоне за счастьем». В ту ночь я начал сомневаться, что теннис – это мое. Но я всегда верил, что однажды жизнь наладится», – вспоминал Карлович.

Итог. Заработанные за карьеру 9 млн долларов позволят Карловичу больше не спать в туалетах.

 

Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Ken Levine/Allsport, Ian Walton, Clive Brunskill