Tribuna/Футбол/Блогі/Железный дровосек/«Сдохнуть хотелось, когда надурили с деньгами в Румынии». Как белорус играет в баскетбол и смотрит мир

«Сдохнуть хотелось, когда надурили с деньгами в Румынии». Как белорус играет в баскетбол и смотрит мир

Рассказывает Владимир Крисевич.

Аўтар — Тарас Щирый
26 красавіка 2017, 13:26
3
«Сдохнуть хотелось, когда надурили с деньгами в Румынии». Как белорус играет в баскетбол и смотрит мир

 

Владимир Крисевич извлекает пользу из своего роста.

25-летний центровой Владимир Крисевич – один из главных путешественников белорусского баскетбола. Последние 5 лет он выступал исключительно за рубежом. В его трудовой книжке уже значатся клубы из Эстонии, Румынии и Грузии, а недавно Владимир вернулся из полугодичной побывки в Португалии. Тарас Щирый поговорил с баскетболистом и записал несколько историй о португальском радушии, назойливых румынских цыганах и грузинской хитрости.

- Владимир, вы сейчас в плей-офф чемпионата Беларуси играете за БГЭУ-«ГрандПринт», а до этого почти шесть месяцев провели в Португалии. Как вас туда вообще занесло?

– Перед началом прошлого сезона я работал в тренировочном лагере в Греции, где познакомился с агентом Джиорджио Замбеллисом. Мы начали сотрудничать, и в ноябре 2016-го он сообщил, что появился вариант в чемпионате Португалии. Речь шла о команде «Галитос Баррейро». Как выяснилось, тренер клуба Андре Мартинс был более-менее знаком с Ростиславом Вергуном, помощником Крутикова в «Цмоках». Пообщавшись с Ростиславом, португальцы предложили контракт. Так я там и оказался. Хотя, честно говоря, о португальском баскетболе ничего не слышал и с местными баскетболистами нигде не пересекался. Знал, что чемпионат неплохой, «Бенфика» выступала в Еврокубке. Кроме того, сам когда-то за Беларусь играл против тамошней сборной. На этом все.

- Ваши первые впечатления от страны?

– А их толком и не было. Я нифига не успел увидеть. Прилетел за два дня до игры, и меня тут же повезли в Баррейро на тренировку. Нужно было сразу приниматься за работу. И только потом немного осмотрелся. Что это за населенный пункт? Пригород Лиссабона. До столицы от Баррейро каких-то 15 минут на пароме через реку Тежу. Городок сам по себе небольшой. Чистый и уютный. Не знаю, сколько там живет народу, но, думаю, примерно столько же, сколько и в наших Осиповичах. В моем понимании это классический европейский город с небольшим населением. Если на окраине находится частный сектор, то в центре расположены парки, бизнес-центры. Хорошее место. Не деревня. Заселили меня в трехкомнатную квартиру, которую полностью оплачивал клуб. Находится она в пятиэтажке. Жил я не один. Делил квартиру вместе с двумя легионерами – канадцем и американцем. Квартира, кстати, очень хорошая. Кроме комнаты, каждый в своем распоряжении имел балкон, где можно было, к примеру, посушить вещи.

- Что из себя представляла ваша команда?

– Это частный клуб. Его содержит местный бизнесмен, который, как мне объясняли, выделял деньги чуть ли не из своего кармана. «Галитос Баррейро» считается командой чуть выше среднего уровня чемпионата Португалии, хотя к Новому году мы шли на первом месте и опережали лидеров «Бенфику» и «Порту». За клуб выступают в основном португальцы, но среди них хватает африканцев, которые приехали из бывших колоний и получили паспорта. Легионеров было трое. Я и те ребята, с которыми делил квартиру.

- Все профессионалы?

– Не все. В Португалии все зависит от клуба. В «Бенфике», «Порту» и еще парочке клубов с хорошей историей такое просто невозможно. А за нашу команду действительно играли ребята, у которых была еще и основная работа. Знаю точно, что два парня параллельно работали врачами, и были моменты, когда они нам вместо командного доктора оказывали помощь. Естественно, с медицинской сумкой к тебе они не бежали. При минимальной травме просто осматривали поврежденное плечо или колено, давали какой-то совет. Не более.

Какие зарплаты у баскетболистов? Они тоже зависят от клубов и варьируются между парой сотней евро, которые платят в основном молодежи, и 15 тысячами. Рассказывали, что такую сумму получает кто-то из игроков «Бенфики» (средняя зарплата в Португалии составляет 984 евро – Tribuna.com).

На все матчи мы выезжали в день игры. Исключением были поединки на Кубок страны, на которые отправлялись на два дня. Обычно команда добиралась на нескольких микроавтобусах. Причем это были автобусы, принадлежащие кому-то из администрации. «Галитос Баррейро» – команда из разряда «дешево и сердито». Она каждый сезон претендует на какие-то места, но в плане организации руководители все старались делать своими силами. К примеру, большой автобус никто никогда не арендовал.

- Клуб вас вообще кормил?

– Там было просто отличное питание. С едой вопросов не возникало. Если мы ехали играть к кому-то в гости, нам давали ссобойку, а потом еще останавливались в каком-то ресторане. Скажу без преувеличения, нас кормили всем, чем только можно. Кроме того, в обычное время мы, легионеры, питались в одном из ресторанов спонсора клуба, а таких заведений было штуки четыре. Три раза в день могли заходить в любой ресторан и заказывать бесплатно то, что душа пожелает. Нас кормили пастой, паэльей, горячими блюдами. Самое странное, что я попробовал в Португалии, был осьминог. Сильное впечатления, правда, на меня не произвел. Был каким-то пресным, похожим по вкусу на рыбу. Там, кстати, очень много морепродуктов. Из-за этого изобилия стоят они очень дешево.

*  *  *

- В какой баскетбол играют в Португалии?

– Я не могу сказать, что там уж очень высокий уровень баскетбола. Даже у лидеров чемпионата. Да, он неплохой, по силе сравним с эстонским, но все равно сильнее первенства Румынии я еще нигде не играл. Португальский баскетбол напоминает футбол. Там очень многие комбинации подгоняют под одного игрока. Часто бывает так, что баскетболист, владеющий мячом, сам завершает атаку. Мол, разойдитесь, я буду делать дело! Многие просто берут в руки мяч и прут вперед. В командный баскетбол играет только «Бенфика».

- Остальные играют, как единоличники в дворовом футболе?

– Очень близко, но это исключительно мое мнение. Если говорить про какой-то умный баскетбол, это вряд ли относится к Португалии. «Больших» там практически нет. В чемпионате выступают много баскетболистов относительно невысокого роста. Игра с центровыми развита очень слабо. Все ребята примерно равных параметров. И если твой рост чуть выше двух метров, то ты определенно будешь играть на позиции «центра». Я (рост Владимира Крисевича 208 см – Tribuna.com) в Португалии встретил лишь одного парня, который был выше меня, но он практически не играл.

У многих клубов неплохие залы. Разницу если и увидел, то только в паркете. Зато раздевалки не везде были нормальными. В одном городе столкнулись с тем, что там нельзя было вещи оставлять. От двери не было ключей и вещи приходилось относить в микроавтобус. Но я не скажу, что с этим в Португалии такая жопа. Подобное я видел всего лишь несколько раз.

- Людей на баскетбол приходит много?

– Большая аудитория собирается лишь тогда, когда речь заходит о поединках с «Бенфикой» или «Порту». На трибунах творится просто писец. И зрителю все равно, футбол это или баскетбол. Они готовы ехать за этими командами хоть на край света. У этих клубов фанаты есть даже в тех городах, которые к ним не имеют никакого отношения. Мы сталкивались с тем, что на наши домашние матчи приходили жители Баррейро и поддерживали не нас, а «Бенфику».

На играх всегда присутствовали болельщики. И за свой отрезок карьеры, проведенный в Португалии, я не помню, чтобы на трибунах практически никого не было. Нет, определенная аудитория всегда присутствовала. Болеют там эмоционально, но никогда за рамки приличия не выходят. При мне ничего на площадку не бросали. Это в Грузии, где я играл раньше, на паркет летела какая-то хрень. Даже петарды. Судьи однажды игру останавливали. Мой клуб «МИА Академии» шел в конце турнирной таблицы, и нам предстояло играть в гостях против БАСКО из Батуми, лидера чемпионата. Моей команде предвещали поражение. Говорили, дескать, получите минус тридцать и отправитесь домой. Но мы зацепились. И как только начали вести пару очков, на паркет швырнули бутылки. Судьи остановили матч. Но потом погасло табло, в зале пропал свет. Честно говоря, от всего этого беспредела было очень смешно. Хозяева, наверное, очень занервничали от того, что могут проиграть. Матч в общей сложности длился около трех часов. В итоге мы все равно победили. Но в Португалии такого дерьма не было.

Что касается судейства, я до Португалии еще не играл ни в одной лиге, где рефери так придирались к физическим контактам. Это, опять-таки, наверное, пошло от футбола. Там свистят всегда. И всегда в обе стороны. В португальской лиге даже под кольцом особо не потолкаешься. В любом случае услышишь свисток. Я сначала подумал, что, может, сам чего-то не понимаю, но потом поговорил с легионерами, которые играют в том первенстве уже несколько лет, и они подтвердили, что тут все очень мягонько.

- Кстати, а как в Португалии относятся к легионерам?

– Когда ехал туда, прекрасно понимал, что буду забирать игровое время у местного «большого». Из-за этого не все к приезжим относятся позитивно. И часто в таких случаях на тренировках грязи не избежать, можно получить удар исподтишка. А еще есть любители тренеру по ушам «поездить». Но я со своим конкурентом сдружился, хотя на тренировках мы молотили другу друга почем зря. Но все было чисто, по-честному. После занятий мы жали друг другу руки, смеялись и расходились по домам. У меня в команде со всеми были хорошие отношения, и до словесных перепалок дело никогда не доходило. Люди мне очень понравились. А вот в Румынии одно время все было немного иначе. Как ни странно, конфликт возник с легионером. Причем по позиции он был не центровым, а разыгрывающим. Когда к этому темнокожему подъехал его знакомый, на тренировках начали происходить непонятные вещи. Этот плеймейкер часто провоцировал меня на потерю, отдавал передачу в ноги. Все это со стороны выглядело очень некрасиво. Прикол в том, что все в команде видели и понимали ситуацию. А разрешилась она сама собой. Вся эта ерунда со временем просто прекратилась.

- Проходных матчей в португальском первенстве хватает?

– А там нет таких команд, перед игрой с которыми ты думаешь, что порвешь их на сорок очков или крупно проиграешь. Каждый может обыграть каждого. Серьезной разницы в классе, как в Беларуси, в Португалии нет. Любая игра проходит в бескомпромиссной борьбе. Даже если клуб уступает много очков, никто играть не бросает. Я помню, как мы сами по ходу встречи вылезли из огромного минуса. Так что на паркете очень неспокойно. Все бьются, борются до последней секунды. Несмотря на этот накал, матчи проходят в уважительной обстановке. Португальцы хоть и эмоциональный народ, но до стычек дело никогда не доходило. Если сам их бить не начнешь, драки не будет :) Они могут только кричать и размахивать руками. Ну и тренер наш для того, чтобы завести команду, мог швырнуть бутылку в раздевалке, как это было в перерыве матча с «Бенфикой». Но ничего из ряда вон выходящего при мне не происходило.

*  *  *

- Давайте поговорим не о баскетболе. Португалия – дорогая страна?

– Не думаю. К примеру, за 7 евро в среднестатистическом кафе в Баррейро можно хорошенько покушать. При этом порция будет в себя включать устрицы, гребешки, мидии, которые в Беларуси стоят огромных денег. Ну а чему удивляться? Там, где избыток таких продуктов, цена соответствующая. Но в ресторанах в центре Лиссабона цены просто нереальные. Они высокие буквально на все. Я достаточно часто там ужинал, и минимальный чек за нормальный ужин составлял примерно 50 евро.

Если говорить о продуктах питания, то они стоят в Португалии дешевле, чем в наших магазинах. С хлебом там, кстати, интересная история. Практически в каждом магазине есть своя пекарня. Черствых булок в полиэтиленовых пакетах ты нигде не увидишь. В любое время суток будет продаваться свежая выпечка.

- Магазины держат иностранцы?

– В Баррейро – 50 на 50. А вот Лиссабоне очень много африканцев-торгашей. Их на каждом квадратном метре по пять штук. Они все лезут туда, где большой наплыв туристов. Местные жители им ни к чему. Им нужны приезжие, на которых можно делать какой-никакой бизнес. В том же Лиссабоне сразу понятно, что африканцы, продающие какие-то фрукты на улице, не являются сотрудниками какой-либо торговой сети, а сбывают все самостоятельно.

- Чем можно было заняться в Баррейро в свободное время?

– Там есть все: и ночные клубы, и рестораны. Правда, в моем квартале активная жизнь ближе к ночи затухала, но в центре все было наоборот. По субботам там отдыхало очень много людей. А про Лиссабон я вообще молчу. Но я приехал туда играть, поэтому как-то не расхаживал по таким заведениям. Да и куда мне было идти одному? Хотя с ребятами, с которыми делил квартиру, я сдружился. Они часто играли в Play Stationa, но мне вся эта хрень не катит. Так что компанию им не составлял. Я в основном читал и общался с друзьями из Минска.

- Какими вам показались португальцы?

– Очень добродушный, открытый, эмоциональный и общительный народ. Как и у испанцев, у них есть сиеста. Примерно с двух до четырех часов закрываются все заведения и они отдыхают. И это независимо от того, жарко на улице или холодно. А еще португальцы очень гостеприимные. Я вместе с другими иностранцами побывал в гостях у одного из главных спонсоров нашей команды. Представьте себе, чтобы такое было в «Цмоках». Честно говоря, не знаю, как нужно спонсору сильно дружить с легионером, чтобы пригласить его к себе домой. А для Португалии это нормально. Посидели, поговорили, нас накормили и отвезли домой.

- Что самое интересное за эти пять месяцев вы увидели в Португалии?

– Ничего. Честно. Для меня это не Грузия и не Румыния, где по пути на матчи в другие города приходится пересекать горы. Вот они на меня произвели неизгладимое впечатление. Румыния визуально очень красивая страна. Мне там очень понравилось.

- А как же цыгане?

– Там их просто немерено. Даже в тех городах, где их нет по официальным данным, они все равно живут. Сидят на тротуаре, ни хрена не делают. Только попрошайничают, цепляются к людям и раздражают своим присутствием. Но ты понимаешь, если перед тобой взрослый человек, то ты можешь его как-то отпихнуть от себя, послать, но когда тебя окружают дети, которые тебе по пояс, ты просто не знаешь, как себя вести.

- В Португалии сезон еще не завершен. Почему вы покинул команду заблаговременно?

– У меня контракт был подписан на сезон, но пришлось уехать пораньше. Ничего сверхъестественного не случилось. Просто были профессиональные разногласия.

*  *  *

- Вы уже давно выступаете за кордоном. У вас есть желание играть в Беларуси?

– Нет. Если не учитывать «Цмокаў», то зачем здесь играть? Денег нет. Это ведь не шутки, если все сводится к выживанию. Нужно валить отсюда хоть куда. Раньше ситуация с финансами была, как мне кажется, лучше. Деньги были в Гродно, Витебске, Осиповичах. Да, сейчас выступаю за БГЭУ-«ГрандПринт», однако это игра чисто на интерес. Речь о деньгах не идет. Я просто поддерживаю форму. Но после сезона я опять буду пытаться куда-то уехать. И, если честно, был бы не против отправиться туда, где я еще не был. Мне без разницы, куда ехать - в Германию, Чехию, Польшу. Просто хочу убить одним выстрелом двух зайцев. И поиграть, и мир посмотреть.

- Вы никогда не сталкивались с несправедливостью за рубежом?

– В Румынии, куда поехал без помощи агента. С деньгами в «Университате» все было очень плохо. Я заключил годичный контракт и за все время получил всего лишь 2-3 полноценные зарплаты. И это касалось не только меня, но и всех легионеров.

- Как вы тогда жили?

– Как? Через одно место :). С питанием там, конечно, проблем никаких не было, но к концу сезона в клубе творилось абы что. Или менеджер, или какой-то другой сотрудник клуба обманул спонсоров. Ему выделили деньги на команду, а он с ними куда-то пропал. Криминал, короче. Деньги, которые нам были должны, уже не вернуть. Я даже был юридически не защищен, играя за команду. По своей наивности, от безысходности согласился на тот переезд. Я ведь не такой серьезный баскетболист, что могу сидеть и выбирать себе клуб. Как только появился вариант, нужно было валить, делать статистику и думать, что будет дальше. Хотя, честно говоря, в тот момент был готов ко всему. В контрактах есть страницы, на которых напечатано, что если что-то пойдет не так, ты можешь обратиться за помощью в ФИБА. А передо мной лежал листок, где, условно говоря, было написано: «Хочешь играть в баскетбол? Тогда напиши: «Да». Вот и все. Я подписал такой контракт.

- Корили себя долго?

– Нет, и я абсолютно не жалею о том, что поехал в «Университатю». Это была единственная команда, где мне повезло с тренером. Он давал мне на площадке неограниченное количество времени. Благодаря этому я сделал себе очень неплохую статистику. Впоследствии она заставила на меня обратить внимание агентов, и уже в Грузию я поехал играть при поддержке своего менеджера.

- Вы очень позитивно отзываетесь о ситуации, после которой многие бы просто раскисли…

– Думаете, я не расстроился? Да сдохнуть хотелось от всего этого! Но какие у меня были другие варианты? Сидеть и жевать сопли? Позвонить, рассказать кому-то, как меня надурили? Нет, нужно было идти дальше и работать. Если бы ты обратился в ФИБА с этой проблемой, весь этот процесс занял бы огромное количество времени и вытянул бы из тебя много денег. Ты бы потом просто проклинал себя, что занялся этим.

- Вы хотели бы уехать на ПМЖ за рубеж?

– Нет, я бы хотел жить в Беларуси и иметь много денег, чтобы путешествовать.

- Думаете, это реально?

– Да. Но тут просто важно, на что ты готов пойти, чтобы заработать эти деньги.

- Можно сменить место работы. Вы на это готовы?

– Никогда не думал об этом. Я даже не рассматриваю такой вариант. Я отдал баскетболу всю жизнь, и считаю, что нужно использовать те таланты, которые у тебя есть. Тот же рост, к примеру. Где ты кроме баскетбола можешь себя реализовать с таким ростом? Да нигде. Это самый адекватный выбор.

- Есть клуб, за который мечтаете играть с детства?

– Да нет. Я никогда не мечтал попасть в какую-то классную команду. Я просто плыл по течению. В 17 лет, когда я поступил в РУОР, в моей башке что-то щелкнуло. И я подумал, что баскетбол – это то, чем стоит заниматься. Так все и произошло.

- А сейчас какое ваше главное желание?

– Нифига себе. Не знаю, что и сказать. Наверное, хочу в конце своего пути достойно уйти из жизни, ни о чем не жалеть. Это было бы для меня большим счастьем.

ФОТО: из личного архива Владимира Крисевича

Іншыя пасты блога

Усе пасты