Tribuna/Футбол/Блоги/Yellow card/«Раньше на «Брестском» люди и пиво пили, и лежали поперек сидений». Кто снял фильм про фаната Васю Пешехода

«Раньше на «Брестском» люди и пиво пили, и лежали поперек сидений». Кто снял фильм про фаната Васю Пешехода

Расспросили режиссера Андрея Кудиненко про его работу, которую покажут на фестивале «Лiстапад»

Блог — Yellow card
6 ноября 2017, 22:01
11
«Раньше на «Брестском» люди и пиво пили, и лежали поперек сидений». Кто снял фильм про фаната Васю Пешехода

Расспросили режиссера Андрея Кудиненко про его работу, которую покажут на фестивале «Лiстапад».

В этом сезоне брестское «Динамо» стало одной из самых медийных команд в белфутболе. Приобретение Милевского, возможная отставка Журавеля, победа в Кубке Беларуси, борьба за четвертое место – событий в жизни клуба хватает. Помимо этого команда традиционно выделяется своими болельщиками. Многие из них ездят за бело-синими по всей Беларуси, а фанат Вася Пешеход за 11 лет пробил пять «золотых сезонов», в 2016 году пришел на все матчи пешком.

Белорусский кинорессижер Андрей Кудиненко вдохновился этой историей и решил снять фильм «Фанат» про Василия, который покажут на кинофестивале «Лiстапад» 7 ноября в 16.00 в кинотеатре «Беларусь». 

Кудиненко – один из последних учеников легенды «Беларусьфильма» Виктора Турова. Его короткометражный фильм «Сны Валентина Виноградова» получил приз «За лучший экспериментальный фильм» на мультимедийном фестивале «MEDIAWAVE» в Венгрии. С 2015 года режиссер стал куратором мультимедийного проекта «ХРОНОТОПь»(Хь), посвященного актуальной мифологии, ритуалам и обрядам современного человека.

- Андрей, почему вообще решили снять фильм про фаната?

– Мой товарищ, давно увлекающийся футболом, прожужжал мне все уши: «Надо снять фильм про фанатов!» Он хотел что-нибудь про радикальных ультрас. А я понимал, что такие люди обычно не идут навстречу, потому что не хотят светиться в кадре и рассказывать истории. Немного подумав, отвечаю ему: «Самый радикальный фанат, которого я знаю, – это Вася Пешеход из Бреста». О нем наслышаны даже за пределами Беларуси. Парень посещает гостевые матчи не только на поездах и автостопом, а еще и пешком. За его плечами пять «золотых сезонов», сейчас заканчивается шестой – в 2016 он посетил все матчи на своих двоих. Сложностей в реализации затеи добавляет тяжелая болезнь. Проблемы со здоровьем у Василия начались в мае 2012-го, когда 20-летнему парню поставили диагноз апластическая анемия – резкое прекращение роста и созревания клеточных линий в костном мозге.

Легендарный персонаж, практически талисман «Динамо». Что там про эти драки уже снимать? У нас их и нет уже. Тем более таких фильмов хватает. Хотелось найти в этой теме новый поворот. Нашел Васю, и мы начали снимать.

- Откуда вы узнали про Васю Пешехода?

– Случайно прочитал про него в интернете. Сам я из Бреста. На одном из местных порталов наткнулся на материал про Василия и отложил у себя в памяти. Как только друг начал говорить, что нужен фильм про фанатов, мне сразу же вспомнился Вася.

- Быстро нашли с Васей общий язык?

– Довольно быстро, потому что Вася очень общительный парень. К нему был проявлен интерес, появилась небольшая популярность. Это повышает его самооценку. Он рассказывал, что ему писала девушка из Голландии, которая тоже хочет снять фильм про него. Вася стал чуть меньше ходить. Будет плохо, если он словит звезду.

- Подружились с ним во время похода?

– Да, мы активно общаемся. Васе нужна была виза – я помогал ему. Раз в неделю созваниваемся, обмениваемся советами.

- Как проходили съемки?

 – Мы снимали фильм на основе финала Кубка Беларуси, где брестское «Динамо» играло с «Шахтером». Вася нам говорил, что мог бы дойти из Бреста в Гродно за два дня. Он обычно проходит за сутки 50 километров, но в этом случае, думаю переоценил свои возможности. Мы выдвигались где-то за шесть дней до матча. Нужно было снимать фильм, поэтому и времени поход занял больше. Порой мы останавливали героя для интервью, а потом везли покушать.

Вообще, первые два дня съемочная группа шла вместе с Васей, пока ноги себе не постирала. Потом – частями. Когда наша команда ехала на машине, Вася шел. Где-то ждали его. Он обычно держит путь прямо по дороге самым коротким маршрутом, но в этот раз мы заворачивали в интересные места. Это и меловые карьеры, и лазурные озера, и Беловежская пуща с Каменцем. Вася заходил в Волковыск к детскому тренеру Максима Витуса, чтобы передать сувениры.

Но если мы забирали героя куда-то переночевать, то утром привозили на то же место, и он продолжал идти. Все было по чесноку.

К счастью, любимая команда Васи выиграла Кубок Беларуси в драматической борьбе. Результат, конечно, не самое главное. Нам важно было понять, кто он такой, зачем ходит, чем занимается в пути. Вот человек идет один две недели, например, в Новополоцк без денег, автостопа и гостиниц – экстремальный персонаж.

- Смогли понять?

– Думаю, да. Вася очень любопытный. Не скажу, что он абсолютный оптимист, но и инвалидом назвать не могу. По инвалидному удостоверению его пускают во все музеи бесплатно. Ходит, везде фотографирует, потом выкладывает во «Вконтакте». Его знают все болельщики: и свои, и чужие. Иногда едет вместе с командой после выездных матчей. Люди любят фотографироваться с ним. Вася уже свой человек для «Динамо».

Он был на нижней ступени социальной лестницы. Благодаря страсти к непонятным походам стал мини-звездой. Если не было фанатского движения, он, скорее всего, попал бы в тюрьму. Часть жизни Вася бродняжничал. У него были какие-то условные судимости. Об этом в фильме рассказано. Футбол помог ему миновать криминальную тусовку и найти смысл жизни. Ему нужно идти: делать что-то, развиваться. Когда он идет, иногда разговаривает сам с собой, сочиняет  стихи и поет песни. В эти моменты он один, и у него происходит своеобразная медитация.

Не всегда, конечно, фанат преодолевает дистанцию пешком. Стало улучшаться самочувствие – начал меньше ходить, теперь иногда ездит. Кроме футбола Вася еще ходит на волейбол. Получил недавно шенгенскую визу. Хочет в Европе побывать.

Я ему говорю: «Веди блог, у тебя будет много подписчиков». Может, когда-нибудь решится на это. В хорошем смысле он чудаковатый человек с чувством юмора и иронией к себе. Одним словом – оптимист. В его ситуации другим быть невозможно. Подает отличный пример. Когда моя мама ругается, я ей говорю: «А ты попробуй пешком сходить на дачу».

- Вам понравилось идти пешком на матч?

– Да, поход произвел впечатление на меня. Иногда сознанием оказываешься в каких-то других пространствах. Вернувшись домой, я стал ходить по утрам. Каждый день по семь километров. Конечно, идти одному и в компании – совершенно разные вещи.

Съемки фильма: Вася Пешеход на переднем плане, Андрей Кудиненко на заднем в оранжевой майке

- С какими неприятностями вы столкнулись во время похода?

– Ох, я сначала решил пойти без машины, но потом вовремя одумался. А вообще мы столкнулись с одной проблемой – с котами.

- С котами?

– Да, обычные деревенские коты. Где бы мы ни появлялись, они просто разворовывали всю еду. Пробирались наверх, не давали спать, шуршали всю ночь. Фонариком светишь в морду, а глаза такие страшные! Из положительных моментов выделю доброе отношение к нам со стороны людей. Это действительно удивило. Они объясняли, где лучше остановиться, рыбаки, допустим, угощали нас уловом. Я Васю спрашивал – в принципе, на пути ему попадаются 95% хороших людей.

- Возникали какие-то проблемы во время кубкового финала?

– Один мужик постоянно наезжал на меня из-за того, что я не участвую в движухе. Но он был нетрезв. Что поделать, мы работали. Приходилось менять точки съемки. Некоторые фаны просили убрать камеру, порой даже угрожали. Но когда началась серия пенальти, им было уже плевать, и у нас все равно получилось всех их снять. Не знаю, как фаны отнесутся к этому. Интересно будет узнать реакцию.

- Открыли что-то новое в фанатском движении?

– Придя на фанатскую трибуну брестского «Динамо», я удивился: там футбол не главное. Поле далеко, ничего не видно. Некоторые смотрят, конечно, но в основном все следят за дирижером. Ощущения противоречивые. Я чувствовал себя немного неуютно. Было много опасных персонажей: лысых, в татуировках, с обмотанными лицами и разбитыми руками. Но, тем не менее, я не ожидал увидеть столько студентов, девчонок и людей с детьми. Наверняка некоторые люди пришли на матч только потому, что это был финал.

Я слышал про мощное фанатское движение в Польше. Но меня поразил масштаб в Бресте. Ни я, ни поляки, с которыми мы снимали фильм, не думали, что в Беларуси хоть где-то такое есть. Как фаны «Динамо» устроили перфоманс во всем Гродно, причем без хулиганств. Праздник на Советской улице с криками, речевками и барабанами. Встряхнули город в позитивном смысле. 

- До этого когда-нибудь бывали на фанатской трибуне?

– Это мой первый опыт. Раньше я посещал матчи брестского и киевского «Динамо», но на фанатскую трибуну не ходил. Меня интересовал больше футбол. Впервые попал в такую среду, это стало легким потрясением.

Хотя нет, один эпизод у меня был. Вспомнил. В 1989 году я попал на матч «Спартак» – «Динамо» Киев. Находился не на фанатской трибуне, но вокруг меня были одни «спартачи». «Динамо» забило на третьей минуте, и я начал орать. Мне повезло, что рядом были «красно-белые» друзья, которые учились со мной в группе. Они сразу убрали все конфликты. Вскоре «Спартак» забил два и победил 2:1 – поэтому меня не побили. 

* * *

Вы в футбол играли когда-нибудь?

– В юношестве я занимался профессиональным футболом. В 6 лет пришел в брестский СДЮШОР. Потом играл за сборную киевского политеха и за «Арсенал» из Киева. В один момент понял, что я не Бекхэм. Перспектив особо нет. Конкуренция большая, это все-таки не керлинг. У меня была хорошая скорость, выносливость, поэтому играл обычно на фланге: либо защитника, либо полузащитника, иногда в нападении. Но была одна проблема – я абсолютно не видел поля. Не было природного дара.

- Видение поля ведь можно развить.

– Но тогда я не открыл бы для себя кино.

- В какой момент пришло осознание, что вы не Бекхэм?

– Где-то лет в 17-18 я ушел из футбола и перестал ходить на матчи. В девятом классе на тренировке получил травму спины, наверное, там и понял, что не Бэкхэм. 

- Насколько серьезную травму вы получили?

– Первое время после травмы не мог нагнуться. Мне так и не поставили точный диагноз: то ли диск, то ли что. Никак не мог восстановиться до конца. Замотанный в бинты я играл очень аккуратно. Но потом меня вылечила бабка…

- Бабка?

– Это удивительная история! Я сдавал зачет по физкультуре, разгибался – и внезапно вскрикнул. Преподаватель расспросил о моих проблемах, и я все ему рассказал. Он дал мне адрес и сказал: «Едь, тебя вылечат». Отвечаю: «Так меня лечат уже года два». Приехал к бабке, но ничего такого она не сделала. Просто приподняла меня и опустила. Посоветовала не поднимать ничего тяжелого две недели и добавила: «Все пройдет». И все прошло. Не знаю, что это было, я в эти вещи не верил. Врачи направляли на разные процедуры: какие-то ультрафиолеты, кварцы – в общем, чушь. А тут один раз пришел, и стал как новенький. Чудо. Потом давал ее адрес знакомым, и вроде всем помогала.

- Сейчас со спиной проблем нет?

– Тьфу-тьфу-тьфу, больше после этого не было.

- А по телевизору смотрите футбол?

– В юношестве смотрел все матчи по телевизору, когда не было тренировок. Футбола в моей жизни было слишком много. Я знал почти всех футболистов чемпионата СССР. Надо мной даже друзья смеялись: «Ну, назови всех футболистов «Нефтчи» Баку». Во время серьезных турниров дома начинались скандалы, потому что единственный телевизор я забирал себе. Когда мне было 21, решил резко поменять жизнь: бросил политех, спорт, стал пить, курить и смотреть кино :).

Потом играл по инерции. Приезжал на практику, например, в Запорожье. Между пацанами иногда случались конфликты, но если ты играешь в футбол, тебя не тронут. Временами соревновались с друзьями: кто на пиво, кто на деньги. В 1993 поступил в Белорусскую академию искусств, мы на первом курсе все выиграли. Я подумал: «Ну, и что дальше?». С тех пор футбол я не играл.

- За границей когда-нибудь бывали на матчах?

– В 2000-м поехали на фестиваль в Бильбао через Мадрид. И я посетил матч «Реала» на «Сантьяго Бернабеу». До конца встречи остаться не удалось, потому что мне нужно было идти на автобус. С кем они там играли, с Сан-Себастьяном кажется…

- «Реал Сосьедадом»?

– Да-да. Меня встретил друг моего знакомого, один из активистов в мадридском «Реале». Взрослый дядя, бизнесмен. Провел бесплатно, и я посмотрел стадион. Он действительно огромнейший. 80 тысяч болельщиков, это завораживает! Потом завел в какой-то главный бар. Везде висели огромные фотографии. Помню, с какими-то девчонками обнимался. Здорово было.

- Не появилось желание вновь ходить на футбол?

– Я привык к советскому отношению на стадионе. Тогда люди и пиво пили, и лежали поперек сидений. Особенно на «Брестском». С интересом посещал маленькие матчи, потому что это был семейный футбол. Люди и оскорбляли футболистов, и что-то советовали им – это слышал весь стадион. В том же Бресте были смешные персонажи, так называемые «кузьмичи». Мне это нравилось. Кстати, в то время у команд тоже были свои талисманы – чудаковатые болельщики наподобие Васи, которые всюду бегали за командой. Ну, а кто еще может ездить? У всех же работа.

В 90-х я пришел на какой-то символический матч в Минске, может, бывшая сборная СССР играла. Мне было некомфортно. Возле меня стоял милиционер, когда я полез за яблоком, он ко мне побежал. Такие моменты отталкивают.

- Встревали в конфликты на стадионе в советские времена?

– На стадионе нет, но со мной в группе учились два спартаковских болельщика. Они приехали из Гагарина. Постоянно ходили по Киеву в красно-белых шарфах и с кем-то конфликтовали. А я, дурак, ходил с ними. Пытался как-то разруливать, но им нравилась эта движуха.

* * *

- Удалось ли вам реализовать все задуманное во время съемок?

– Это документальное кино, оно более спонтанное, чем игровое. У меня не было каких-то жестких установок. Конечно, существовали свои концепции. Но если пытаться погружать в них героя, то это будет манипуляция. Я очень хотел нарушить линейность повествования, и у меня получилось. Подошел к фильму как к «управляемому счастью». Сюжет абсолютно естественно начинает складываться сам собой из хаоса.

- В фильме есть выдумка?

– Скорее, не выдумка, а приемы экспрессивного монтажа. С помощью них я пытаюсь влезть в голову Васи, узнать мечты. Образно раскрываю их с помощью мест и рассказов. Этот фильм все-таки не совсем про наблюдения и правду от начала до конца. У меня был поэтический подход к герою.

- Раньше у вас были мысли снять фильм о футболе?

– В Москве я общался с журналисткой по кличке Змея. Насколько я знаю, она писала о кино и была из привилегированной семьи. В свободное время активно болела за «коней». Пыталась затянуть меня в это дело, но я понимал, что пахло порохом, и всячески отказывался.

Вообще, познакомился с ней, когда захотел снять фильм о футболе. Вышел через нее на Гинера (президента ЦСКА – Tribuna.com). Написал ему заявку. Команда и сама была заинтересована в этом. Скоро выйдет фильм «Тренер» – очередная «Легенда №117». А я хотел снять кино в духе «Казино» режиссера Скорсезе, чтобы показать футбольную механику: будни игроков, их отношения с женами, кокаином, дискотеками, болельщиков, подкуп судей – все. Как пример, недавно фанаты польской «Легии» избили футболистов после неудачного матча. Интересных историй море. Если сделать круто, это будет мировой бестселлер. Понятное дело, никому это не надо, особенно руководству клубов.

 - Однажды вы вернетесь к этой идее?

– Кто его знает. Фильмы о футболе в основном скучные. Был «Гол», «Хулиганы» про фанатов. Остальное не затянуло.

- Брестское «Динамо» знало о съемках?

– Нет, мы получали аккредитации на финал от фан-клуба. После матча нам уже не давали снимать банкет, но в фильме есть маленький кусочек, где вся команда после победы кричит: «Вася, Вася!» Хороший эпизод.

- Планируете отправлять фильм на международные фестивали?

– Да, планируем. Скорее всего, будем отправлять его на берлинский фестиваль «Панорама». Возможно, куда-нибудь в Польшу или Украину. Думаю, им будет интересно. Фильм, правда, не совсем выдерживает фестивальный канон. Он больше для зрителя.

- Почему ваш фильм стоит внимания?

– Это мой дебют в документальном кино. У белорусских фильмов обычно однозначный формат: деревня, эстетичная камера, красивые длинные планы. Никогда не было какой-то движухи, городского кино, которое будет интересно молодому зрителю. Обычно у нас делают тягомотные, депрессивные и подавляющие фильмы. Именно это и ожидает международный фестиваль от Восточной Европы.

В «Фанате» вы увидите несколько смыслов: есть поверхностный, присутствует и дополнительный подтекст, я сейчас не буду говорить, пусть каждый сам поймет. Получился непростой роад-муви, но с виду очень зрительский. Придуманная человеком утопия. Хоть мой персонаж болен, но на этом все не строится. Мы подошли к нему со светлой стороны и показали его мечту. Он и сам не хотел показывать настоящую жизнь. Однажды сказал мне: «Я живу только в дороге». Это его побег от мира, его счастье.

В фильме звучит легендарная брестская группа «Дай Дорогу». На показ приедет ее солист Юрий Стыльский. Можно сказать, это брестский фильм. Где-то двадцать фанатов «Динамо» приедут посмотреть его. Они хотели еще большим составом. Но я объяснил, что это все-таки не стадион :).

Напомним, показ «Фаната» на кинофестивале «Лiстапад» состоится 7 ноября в кинотеатре «Беларусь». Начало конкурса в 16.00, продолжительность – 40 минут. Через месяц фильм можно будет посмотреть в интернете.

Другие посты блога

Все посты