Tribuna/Футбол/Блоги/По синему/Формат Евроигр в легкой атлетике бесит даже белорусов. Объясняем, что с ним не так

Формат Евроигр в легкой атлетике бесит даже белорусов. Объясняем, что с ним не так

Жалуются даже те, кто выигрывает.

Блог — По синему
24 июня 2019, 22:30
13
Формат Евроигр в легкой атлетике бесит даже белорусов. Объясняем, что с ним не так

Жалуются даже те, кто выигрывает.

На Европейских играх впервые пробуют новый формат проведения легкоатлетических соревнований. Европейская легкоатлетическая ассоциация (ЕА) решила сделать программу более динамичной, что, по мнению функционеров, должно положительно сказаться на зрелищности. Поэтому классический розыгрыш медалей перевели в динамичную новую атлетику (DNA), в формате которой сложно разобраться не только болельщикам, но и самим спортсменам.

На разработку революционного подхода у ЕА ушло три года. «Больше всего я хочу увидеть интересные соревнования сборных команд, и атлетов, которые будут получать удовольствие от нового формата», – воодушевлял себя и остальных перед стартом Игр президент ЕА Свен Арне Хансен.

Однако удовольствие от соперничества пока получают далеко не все.

Что за формат DNA введен в Минске?

Раньше легкоатлеты, по большому счету, никак не были привязаны к своим сборным, если речь не шла об эстафете. Условные метатели молота сражались все вместе и выявляли лучшего в своих рядах, непосредственно соревнуясь друг с другом и видя результаты конкурентов. Точно так же проходили старты у остальных – бегунов, прыгунов и так далее. Прямая конкуренция, одинаковые погодные условия, если не происходило никаких катаклизмов, – привычная нам, традиционная, схема.

В Минске все иначе. Здесь соревнуются не только легкоатлеты, но и сборные, причем соревнуются в условных матчах. В воскресенье на Европейских играл прошло четыре матча предварительного раунда, в каждом участвовало по шесть команд. Команды набирали очки, очки для них добывали спортсмены. Каждая сборная включает в себя представителей восьми видов легкой атлетики: бег 100 м (мужчины и женщины), барьерный бег 110 м (мужчины), барьерный бег 100 м (женщины), смешанная эстафета 4х400, прыжки в высоту (мужчины), прыжки в длину (женщины), метание копья (женщины). В зависимости от места, занятого спортсменом, команда получает определенное количество очков. Чем больше – тем лучше.

С набранными очками сборные добираются до суперфинала, который венчает каждый матч. Суперфинал проводится по принципу гонки преследования: представители команд бегут смешанную комбинированную эстафету 800 м – 600 м – 400 м – 200 м. Первыми стартуют те, кто набрал в восьми дисциплинах больше всего очков. В итоге только суперфинал влияет на распределение мест в матче: какое место занял на финише эстафеты – на таком месте и закончил матч вне зависимости от набранных очков.

Напрямик в полуфиналы из предварительных матчей попали четыре сборные – победительницы суперфинальных эстафет, а также две сборные, финишировавшие вторыми, но набравшие больше всего очков. 18 команд-неудачниц отправились в четвертьфинал. Через него определят еще шестерых полуфиналистов. В итоге в каждом полуфинальном матче будут соревноваться по шесть команд. Финальный матч также разыграют шесть сборных.

Хух. Надеемся, вы не утратили нить повествования и еще не закрыли пост. Тем более это еще не все.

В предварительных матчах (они прошли в воскресенье, причем совершенно в разное время) спортсмены разыграли награды в своих индивидуальных дисциплинах – бег на 100 м, барьерный бег и т.д.. Они не выходили на старт все вместе. Соревновались только с теми коллегами, которые участвовали в конкретно взятом матче. Потом уже их результаты сравнивались с представителями других матчей. И на основании этого распределялись медали. Вот тут-то и оказалось зарыто яблоко раздора.

Как выступили наши?

Белорусская команда выступала в третьем по счету матче вместе с Чехией, Польшей, Литвой, Латвией и Ирландией. В состав нашей сборной вошли Станислав Дорогокупец (100 м), Анастасия Мирончик-Иванова (прыжки в длину), Кристина Тимановская (100 м), Татьяна Холодович (копье), Юлия Костючкова, Кристина Мулярчик, Алексей Лазарев, Игорь Зубко (эстафета 4х400 м), Виталий Парахонько (110 м/б), Максим Недосеков (прыжки в высоту), Эльвира Герман (100 м/б). На заключительном этапе в суперфинальной эстафете поочередно выступили Сергей Карпов (800 м), Марина Арзамасова (600 м), Александр Василевский (400 м) и Кристина Тимановская (200 м).

В индивидуальных дисциплинах белорусы выступили лучше всех, взяв шесть наград из восьми возможных. Без медалей остались только в беге на 100 м и эстафете 4х400м. «Золото» завоевали Недосеков, Герман и Холодович, «серебро» досталось Парахонько, Тимановской и Мирончик-Ивановой. Для сравнения, в воскресенье Украина забрала 5 наград (2-1-2), Россия – всего 3 (1-2-0).

К заключительной эстафете белорусская команда подходила на первом месте, имея в активе 81 очко. На второй строчке шла Чехия с 67 баллами. Однако удержать пальму первенства в своем матче Беларуси не удалось. Стартовав первыми, в итоге наши легкоатлеты прибежали вторыми, на финишной прямой уступив чехам 0,02 секунды. Тем не менее белорусы уже тогда знали, что квалифицировались в полуфинал, набрав очков больше, чем вторые сборные из двух первых матчей.

Казалось бы, все хорошо: награды есть, команда вышла в следующий раунд. Однако белорусские призеры неожиданно выразили недовольство после своих финишей. Вот в чем дело.

Что же не так?

Легкоатлеты привыкли к прямому соперничеству. Привыкли видеть результаты конкурентов и, исходя из этого, корректировать свою стратегию. У тех же бегунов есть и предварительные забеги, и финальный, куда пробиваются лучшие. Забеги проводятся друг за другом и с небольшим интервалом. А на Европейских играх система другая. Пробежал в матче с представителями еще пяти сборных – вот и все. Остальные команды тоже соревнуются сами по себе. Преимущество имеют те, кто начинает позже. Они видят результаты предыдущих стартов и понимают, к чему надо стремиться. Плюс матчи проходили в разное время на протяжении дня и при разных погодных условиях. Отсюда и недовольные возгласы спортсменов, в том числе белорусских.

«Конечно, реакция на такие революционные изменения была разной. Впоследствии, когда спортсмены осознали, что теперь они будут бороться не за личные результаты, а за успех команды, они приняли это с большим воодушевлением. Причем это были не только спортсмены, которые выступают в Минске, но и легкоатлеты всего мира», – с оптимизмом говорит Хансен.

Вот только воодушевления у белорусских легкоатлетов пока не заметно – DNA им пока не по вкусу. Прыгунам и метателям предоставили всего по три попытки вместо привычных шести и лишили контактной борьбы. Именно на это сетовал свежеиспеченный чемпион Европейских игр – прыгун Максим Недосеков.

«Побеждает тот, кто прыгает в четвертом матче. Он знает все результаты и как прыгать. Поставь планку на один сантиметр выше — и все. Элементарно. Подло. Так нельзя. Это не прыжки в высоту», – негодовал белорус. Из-за трех попыток вместо шести прыгунам с ходу приходится заказывать максимальные высоты, что чревато травмами. «Суть DNA как раз и заключается в том, что побеждает здесь тактика, стратегия, приправленные толикой неопределенности», – не видят проблем в формате на сайте Белорусской федерации легкой атлетики.

Заступился Недосеков даже за своих конкурентов по Играм. Российский прыгун Илья Иванюк выступал во втором матче, поэтому белорус и еще один претендент на «золото» – украинец Богдан Бондаренко из четвертого матча – знали об итоговом результате соперника. Выше всех прыгнул Недосеков – 2,27 м. С таким результатом Недосеков стал бы пятым на ЧЕ-2018, где с 2,33 м взял «серебро». Однако особой радости от первого места атлет не испытал: «Я не рад за высотников. Что это? Обычная тренировка…»

Сравнила Европейские игры с тренировкой и другая чемпионка Игр-2019 – Эльвира Герман.

После финиша стометровки с барьерами бегунья обнялась со своим тренером Виктором Мясниковым. Состоялся небольшой разговор. «Молодец. Хорошая тренировка», – вот его слова. Кстати, после золота чемпионата Европы он ничего не сказал. Видно, не мог говорить. Захлестнули эмоции. Он просто обнял меня, радовался», – рассказала Герман.

Белоруска показала результат 12,89. Ближайшая из соперниц в другом забеге уступила Эльвире 0,25 секунды – это гигантский отрыв для 100 м с барьерами.

На прошлогоднем ЧЕ, где Герман финишировала первой, белоруска пробежала за 12,67. В Минске второй стала украинка Плотицина. Со своими 13,14 она бы не попала даже в финал ЧЕ-2018. К слову, Плотицина в прошлом году не отобралась даже в полуфинал Евро, где сразу 12 спортсменок выбежали из 13 секунд. Оценила уровень соперниц на Играх и сама Герман: «Нет, не так сложно. Ближайшие преследователи не выбегали из 13 секунд. Так что мне [приносить 12 баллов] не так сложно, как ребятам из других дисциплин».

Из-за DNA Тимановская упустила «золото»

Неприятный инцидент произошел в женском забеге на 100 м, где Беларусь представляла Кристина Тимановская. Бегунья являлась фаворитом. Это и сыграло злую шутку со спринтершей. На финише она победно вскинула руки вверх, показав лучшее личное время сезона – 11,36 (для сравнения, худшее время в финале ЧЕ-2018 – 11,29).

Кристина продемонстрировала точно такое же время, как и словенка Майя Михалинец из второго матча. Судьям прошлось параллельно пересматривать два забега. Быстрее оказалась Михалинец, опередившая белоруску на тысячную секунды. Разочарованию Тимановской не было предела.

Как стало известно позже, словенка бежала при более слабом встречном ветре, поэтому в контактном забеге против белоруски она наверняка не сумела бы прибежать к финишу первой. При общении с журналистами Тимановская заявила, что на Играх-2019 имела место нечестная борьба.

Любопытно, что на сайте БФЛА решили не критиковать DNA, а осудили действия бегуньи на финише: «К тому же, не начни Кристина праздновать чуть раньше времени, стояла бы на высшей ступеньке. Да и само по себе соперничество вышло интересным, а лучший результат сезона в исполнении лишь начинающей разбег к чемпионату мира белорусской спортсменки – наглядный показатель уровня стартов».

Холодович до сих пор не разобралась в формате

Об этом наша копьеметательница Татьяна Холодовичрассказала по итогам своего выступления: «Честно говоря, мне чуть-чуть непонятна система этих игр. Перед каждой попыткой бегала с вопросом: «Когда я метаю?» Проводись соревнования по обычной формуле, было бы проще. Посвободнее. Мне полгода пытались объяснить, как тут метать. В итоге я сказала: «Просто скажете мне на месте, что и как». Я до сих пор не понимаю, поэтому и нет этого wow. Не могу почувствовать. На соревнованиях по привычной системе у тебя шесть попыток и, бывает, ты выметываешься именно к шестой. А здесь всего три – не пойми как». При этом белоруска переживает за зрителей: «Мне кажется, они вообще ничего не понимают. Сидят, болеют. Если я не понимаю, то, думаю, они точно нет».

Что до результата, то Холодович сумела побороть синдром неудачных выступлений на ответственных стартах. Она удачно использовала третью попытку, в которой отправила копье на 64,37 м.

Этот результат позволил белоруске выполнить норматив на Олимпиаду-2020. Результат действительно хороший. С ним на прошлогоднем ЧЕ Холодович стала бы второй.

Фото:БФЛА/Александра Крупская

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты