Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/Алексей Гаврилович: «Зубович как-то сыграл в теннис с Тиаго Силвой. Больше бразильца у стола никто не видел»

Алексей Гаврилович: «Зубович как-то сыграл в теннис с Тиаго Силвой. Больше бразильца у стола никто не видел»

В интервью Александру Ивулину защитник «Гомеля» вспомнил, как забивал Паненкой в финале кубка страны, как Игорь Ковалевич в рыбацких сапогах чистил поле «Атланта», а Егор Зубович выигрывал в теннис Тиаго Силву.

10 января 2015, 20:55
9
Алексей Гаврилович: «Зубович как-то сыграл в теннис с Тиаго Силвой. Больше бразильца у стола никто не видел»

В интервью Александру Ивулину Защитник «Гомеля» вспоминает, как Сергей Павлюкович прощался с большим футболом, Игорь Ковалевич разгребал снег в рыбацких сапогах, а Максим Витус фотографировался с Новаком Джоковичем..  

– Что ты загадал под бой курантов?

– Здоровья себе и близким. Без него не будет ничего. Деньги – это не самое важное. Уже взрослый мужик. Руки, ноги есть. Заработаю. В курсе финансовой ситуации в белорусском футболе. Но все это приходящее и уходящее. Важно же хорошо играть и улучшать свою статистику. Хотелось, чтобы прошлый сезон получился гораздо лучше. Шестое место – не тот результат, на который мы рассчитывали. Самому хочется приносить команде больше пользы: забивать, отдавать голевые… Несмотря на то, что играю защитником :).

Есть огромное желание начать этот футбольный год более ровно. В прошлом мы плохо стартовали. Потом вроде бы улучшили игру, а закончили все так же слабо. Нужна стабильность. Например, в начале прошлого года в команду приехало много людей. Ребята заключили контракты, а потом руководители решили их расторгнуть. Вроде это происходило не со мной, но на подсознательном уровне все равно начинал себя накручивать. Такие мысли возникали не только у меня. Все ребята думали: «Что происходит? Почему так?» Мы обсуждали ситуацию в команде. Конечно, всем это не нравилось. Потренировался с человеком несколько сборов, приходишь на занятие после выходных, а его уже нет. Первый раз в жизни столкнулся с чем-то подобным. Ладно, отправили бы игрока в аренду, а так… Не знаю.

Никто не общался с Алексеем Меркуловым по этому поводу. Он главный тренер. Ему отвечать за результат. Не будешь же подходить: «Прокомментируйте, пожалуйста, свой поступок». Единственный раз обратились к нему, чтобы пообщаться по поводу Паши Кирильчика. Капитана команды практически ни за что отправили в дубль. Поговорили с Санычем. Он сказал: «Это мое решение. Думаю, так будет правильно». Мы же ничего не могли изменить. В следующем матче проиграли «Нафтану» – и Меркулова убрали. Время показало, что все-таки ссылать Кирильчика в дубль было неправильно. В тот сложный момент наоборот требовалось сплотиться. Тем более Паша – лидер и на поле, и за его пределами. Без него стало еще тяжелее. Ведь Кирильчик – главная боевая единица «Гомеля». Тем более у нас каждый на счету. В команде обойма из 15 человек. После каждой травмы, дисквалификации появляются проблемы с составом.

Отлично помню, как перед тем матчем с «Нафтаном» к нам зашел директор: «Посмотрите на результаты. Если проигрываем, отставание от соперников станет очень большим. Если так случится, то сами понимаете, могут последовать кадровые решения».

– Чем тебе запомнился Алексей Меркулов?

– Со стороны кажется, что Саныч такой большой, суровый… На самом деле он очень добрый. Меркулов постоянно все держит в себе. Наверное, это чуть-чуть неправильно. Было видно, что он сильно переживал неудачи. При этом не нужно думать, будто Саныч постоянно молчал. Он любил «прихватывать» молодых. Делал это по-доброму. Особенно им доставалось, когда дубль проигрывал, а мы побеждали. Заходит Меркулов в раздевалку: «Теслюк, ты ничего не хочешь мне сказать?» Молодой, конечно, побаивается: «Нет, а что такое?» Тут Меркулов начинал задавать ему какие-то вопросы по игре… Не отпускал достаточно долго.

При этом когда в команду приходили новые люди, Меркулов делал все, чтобы они быстрее адаптировались. Никому из новичков не пихал. Даже, если они играли не очень удачно. По-моему, это не совсем верно. Помню, он как-то здорово прихватил меня на одном из разборов. Тренер нарезал видео с моими ошибками. Моментов пять. Сказал: «Посмотрите, как он играет. Так действовать нельзя». В тех же матчах один из защитников, только-только пришедших в команду, сыграл плохо. О нем Саныч не сказали ни слова. Как будто этого парня вообще не было на поле. Но это мелочи. В целом Меркулов достаточно времени уделял тактике. Правда, голова после его занятий не пухла. В первый год во время разборов Саныч часто общался с Карницким: «Саня, а ты как думаешь? Как бы сыграл в этой ситуации?»

Меркулов очень хорошо разбирается в футболе. У него всегда разные и интересные тренировки. Просто супер! Сильный специалист. Саныч серьезно готовил нас к матчам. Правда, в чемпионате Беларуси большинство команд используют одну и ту же тактику. Против них мы наигрывали позиционные атаки. Перед матчами с БАТЭ Меркулов перестраивал недельный цикл. Мы работали на укороченных площадках. В играх с борисовчанами очень высокий ритм. Наверное, поэтому у нас получались такие интересные матчи. На эти игры команду не нужно было дополнительно накачивать. Фанаты БАТЭ и «Гомеля» соперничают друг с другом. Поэтому на стадионе особый антураж. Все понимают, что впереди серьезная заруба! Футболисты БАТЭ говорят, что иногда выигрывают еще до выхода из раздевалки. За себя могу сказать, что никогда не боялся играть против них.

– Когда-нибудь боялся выходить на поле?

– Может быть, в начале карьеры. Тогда присутствовало какое-то волнение. Правда, во время своего дебюта совсем не волновался. В том матче мы выигрывали 5:1. Что тут бояться? Наоборот, хотелось быстрее переодеться и выйти на поле. Тем более менял не кого-нибудь, а Сергея Павлюковича. Это был его прощальный матч. Сергей Васильевич уходил с поля минут пять. Пока всех отблагодарил, всем похлопал… За это время я и размяться успел :). 

– Ты как-то непонятно уходил из «Динамо»…

– Перед тем, как отправиться в аренду в «Нафтан», я достаточно уверенно отыграл практически весь сезон в «Динамо». После его окончания меня звали на просмотры в Польшу, в Украину. Я отказался. Не видел в этом смысла. Только-только заиграл в «Динамо». Хотелось дальше выступать за родной клуб. Со стороны руководства никто не предъявлял претензий. Вышли из отпуска. Начали тренироваться. В раздевалку зашел Стрельцов, чтобы прочитать список людей, которые летят на сборы. Я его даже особо не слушал, спокойно собирал сумку. В конце он говорит: «С командой не летят Алисейко, Гаврилович и еще кто-то…» Я в шоке! Подошел к Александру Седневу. Он говорит: «Я ничего не знаю. Это решение руководства, а не мое». Тренер сказал: «Подожди, никуда не уходи. Потренируешься с дублем, а после сборов начнешь работать с основой». Команда вернулась в Минск. Звоню Стрельцову: «С кем мне тренироваться?» Он отвечает: «Как с кем? Тренируйся с дублем, мы на тебя пока не рассчитываем». Не знаю, что делать. Вроде бы меня никуда не отпускают, но и в команде не нужен. Хорошо, за две недели до начала чемпионата Ковалевич смог организовать аренду в «Нафтан».

До сих пор не знаю, что тогда происходило в клубе. Все перекидывали ответственность друг на друга. Полный бардак. Вернулся из «Нафтана». В команде уже новый тренер. Снова то едешь на сборы, то не едешь… В день вылета мне позвонили: «Через три часа у нас самолет, езжай в аэропорт». Собрался – поехал. В Турции сыграл несколько матчей. Мне позвонил агент: «Есть вариант в Гомеле. Тебя хотят поменять на Кузьменка». Если тренер не видел меня в «Динамо», какой смысл было оставаться в команде? Конечно, согласился на такой вариант.

Радует, что сейчас в «Динамо» стали больше внимания уделять своим воспитанникам. Несколько лет назад такого не было. Молодежью пренебрегали. Свой игрок никуда не денется. Сходи в аренду, а там посмотрим. Со стороны кажется, что ситуация изменилась в лучшую сторону.

***

– Что тебе вспоминается об Игоре Ковалевиче?

– Николаевич всегда стремился создавать хороший микроклимат. С ним невозможно соскучиться. Когда кто-то забивал на тренировках, он постоянно объявлял голосом диктора: «Мячом отметился Олег Шкабара, СДЮШОР №5 города Минска». Ковалевич особенно любил маленькие города. Моему родному Пинску иногда тоже доставалось.

Николаевич любил играть в нарды. Постоянно заходил в номер ко мне и Егору Зубовичу. Чаще всего делал это с утра. Разбудит нас: «Давай играть». Мы, конечно, его побеждали. Ковалевич постоянно хотел отыграться. Если раз побеждал, то об этом знал весь Новополоцк. Но с Ковалевичем нужно очень внимательно играть. Он то вместо одной фишки уберет две, то лишний раз походит… 

Помню, как заканчивали сезон в «Нафтане». В одном из последних туров играли против БАТЭ. Тогда навалило столько снега, что весь Новополоцк был белым. Перед игрой заходит Ковалевич и обращается к Романюку: «У тебя есть рыбацкие сапоги?» Коля растерялся, но ответил: «Конечно, есть». Тогда Николаевич улыбнулся: «Дай мне, а то снег убирать не в чем». Все переглянулись. Поехали на тренировку. На «Атланте» в раздевалку заходит Ковалевич. Это нужно было видеть: шапка спущена на лоб, рыбацкие сапоги, перчатки. Вместо рукопожатия ударил всем по кулакам: «Пацаны, пойдем, поможем, а то без нас не справятся». Вся команда, дублеры, руководители вышли на поле и стали тягать этот снег. Вычистили. На следующий день игра с БАТЭ. Нас забыли покормить. Ковалевич пошел в магазин. Купил хлеба, колбасы. Перед матчем нарезали бутеров и выиграли. Веселое время.

– Как переживали безденежье в «Нафтане»?

– Я его сильно не ощущал. Поздно перешел в команду. Там практически не оставалось ставок. Получал четыре миллиона. Где тратить деньги в Новополоцке? Сидишь на базе в Междуречье. Там один бар. Хорошо, сейчас ребят кормят. Три года назад мы на кухне только вещи сушили :). У некоторых пацанов имелись электроплитки. Шкабара был самым главным по кухне. Считай, папа. Все приедут с выходных, привезут еды. Он все аккуратненько приготовит. Олег часто жарил рыбу, которую ловили Романюк и Жуковский.

Кстати, с Олегом мы жили в одном номере на базе, когда играли в «Динамо». Поначалу было немного волнительно заселяться к нему. Все-таки это очень уважаемый человек и классный футболист. Конечно, когда я что-то делал не так, он мне вставлял. Я не перечил. Старался прислушиваться. Не то, что нынешнее поколение молодых. Кажется, они вообще никого не слушают. Даже когда заслуженный человек сделает им замечание, у парней в голове будут крутиться мысли: «Кто ты такой, чтобы мне что-то рассказывать?» Даже в «Гомеле» такое есть. Конечно, молодой не отвечает, но делает вид, как будто двадцатку за сезон забивает. 

Вообще, когда приехал в Новополоцк, сначала испытал шок. Я с 15 лет находился в структуре «Динамо». Думал, что везде, в принципе, одинаковые условия для работы. В «Нафтане» столкнулся со всеми реалиями белорусского футбола. Все по-другому, если сравнивать с «Динамо»! Взять то же тренировочное поле. Оно твердое как асфальт. Все такое волнистое… Говорят, на этом месте раньше находилась парковка. Когда после него выходишь на «Атлант», возникает ощущение, что играешь на лучшем газоне в мире.

– Часто вспоминаешь свой гол в стиле Паненки в финале Кубка страны?

– После окончания матча Игорь Гасюто спрашивал: «Кто будет бить?» Я не лез в числе первых. Ходил рядом с тренером, пил воду. Слышу: «Кто еще будет?» Никто не отвечает. Подхожу к тренеру: «Аркадьевич, давайте я». Думал, что до меня очередь не дойдет. Если бы Валера Жуковский забил, тогда так бы и получилось. Еще перед ударом знал, что буду бить по центру. Вратарь соперников ни разу не играл по удару. Он постоянно гадал. Если ударить по центру сильно – есть вероятность, что мяч полетит выше ворот. Покатить мяч низом – вратарь может оставить ногу и как-то отбить. Нужно было пробить несильно верхом, но неслабо низом. По-моему, удар по центру – это верняк :). 

Тогда еще не понимал, что принес «Нафтану» трофей. В тот момент были просто сумасшедшие эмоции! Может, только сейчас начало происходить осознание. А вообще, хочется, чтобы эти момент повторялись как можно чаще.

***

– Что чувствует спортсмен, которому удалось попасть на Олимпиаду?

– Конечно, был рад. Правда, нос не задирал. Хотелось закрепиться в составе, сыграть больше… Не получилось. А так было весело. В тот год Ковалевич меня и Зубовича называл: «Олимпионики». К этому слову он часто добавлял еще одно, посильнее :).

Мы поехали в Англию где-то за две недели до Олимпиады. Заселились в отель среди полей для гольфа. Везде все зеленое. Кроме полей ничего нет. Каждый день по две тренировки. Никакой Олимпиадой там не пахло и близко. Наверное, поэтому не до конца прочувствовали атмосферу праздника. Моя жена была на Олимпиаде в Пекине. Она жила в олимпийской деревне. Там происходит все самое интересное. У нас такого не было. Мы ездили по гостиницам. В одной из них жили вместе с бразильцами. У них команда практически полностью состояла из звезд. При этом ребята спокойно играли вместе со всеми в теннис, бильярд, приставку… Никто не лез без очереди. Правда, бразильцы жутко шумные. Мы намного скромнее. Помню, Тиаго Силва долго играл в теннис. Никто не мог его выбить. Егор Зубович взял ракетку. После этого Силва к столу не подходил :).

Бразильские звезды без проблем фотографировались с нами. У меня сохранился снимок с Халком. Я не то, чтобы очень хотел. Просто Ковалевич попросил меня сфотографировать его с ним. Потом уже сам решил щелкнуться. Кстати, еще одну историю с Зубовичем вспомнил. Он постоянно рубился в теннис с Витусом на X-box. Макс всегда выбирал Надаля, а Егор – Джоковича. Потом Витус сломался. Ему сделали операцию в олимпийской деревне. Там Макс сфотографировался с Джоковичем. После этого он постоянно играл за Новака :). 

Знаешь, на Олимпиаде очень серьезная система безопасности. Чтобы попасть в отель, нужно было пройти через ряд турникетов. Процедура похожая на ту, что происходит в аэропорту. Посторонние не имели возможности попасть  в гостиницу. Все очень серьезно. Такая дотошность понятна. Все относились с пониманием. Еще очень запомнился «Олд Траффорд». Великолепный стадион. Там действительно какая-то особая чемпионская аура. Ощущение, что находишься в театре. Вообще в Манчестере люди разбираются в футболе. Они поддерживали и нас, и бразильцев. Каждое удачное действие встречалось аплодисментами. Правда, бразильцам доставалось больше хлопков :). После этого матча поменялся футболкой с Рафаэлом из «Манчестера». Майку Неймара забрал Кузьменок. Больше не помню, кто с кем обменивался… После этого матча парни, которым не достались майки бразильцев, попросили нашего администратора договориться с ними об обмене… Он вернулся: «Все нормально, я  договорился». Пацаны понесли свои игровые футболки, а бразильцы передали обычные поло из кипы. Ребята были недовольны, что их обманули :). Правда, после Египта уже ни у кого не было желания ни с кем обмениваться майками. Обидно, ведь был такой шанс выйти из группы. Жаль, не сумели им воспользоваться.

– Последний вопрос. Откуда у тебя появилась кличка Пирожок?

– Меня так нечасто называют. Ребята иногда могут в шутку обратиться подобным образом. Эту кличку придумал массажист «Гомеля». Я приехал на первый сбор команды в Пинск. Пошел растираться, а массажист выдал: «О! Так ты тоже пирожок приличный». Кто-то услышал, посмеялся и пошло-поехало.

Фото: Надежда Бужан, Иван Уральский. 

Другие посты блога

Все посты