Tribuna/Борьба/Блоги/Кава и бла-бла-бла/«Кавказец приезжает – белорусы должны взбодриться и не отдать свой хлеб». Алим Селимов – о натурализации борцов

«Кавказец приезжает – белорусы должны взбодриться и не отдать свой хлеб». Алим Селимов – о натурализации борцов

Гендиректор «Динамо» знает и воспитывает Джавида Гамзатова почти с детства.

Автор — Игорь
16 августа 2016, 23:05
17
«Кавказец приезжает – белорусы должны взбодриться и не отдать свой хлеб». Алим Селимов – о натурализации борцов

Гендиректор футбольного «Динамо» рассказывает про Джавида Гамзатова, завоевавшего для Беларуси бронзу в Рио. Этого парня Селимов знает и воспитывает почти с детства.

Джавид Гамзатов стал бронзовым призером Олимпиады в греко-римской борьбе. Оказывается, уроженец Дагестана приехал в Беларусь в 15 лет, где попал под опеку Алима Селимова – гендиректора футбольного «Динамо». Игорь Петрулевич поговорил с главным вдохновителем первой белорусской медали Олимпиады-2016 в борьбе.

– Расскажите подробнее о приезде Джавида Гамзатова. Почему вы решили его пригласить в Беларусь?

– Я вас немного поправлю, рассказав всю историю с самого начала. Конкретно я Джавида не приглашал. Все произошло где-то осенью 2006 года. Мой первый белорусский тренер Малик Эскендаров, который тоже родился в Дагестане, но с 15 лет живет в Мозыре, поговорил со своим одноклассником – отцом Джавида Гамзатова. В ходе разговора выяснилось, что его сын – перспективный парень. На тот момент Джавиду было лишь 15 лет. Я по своим каналам узнал, что спортсмен действительно подает надежды и идет вверх. Обсудив эту историю с Маликом, мы приняли решение, что Гамзатова можно пригласить на просмотр. Парень приехал, проявил себя – и наш тренер решил его оставить.

Именно под руководством Малика Эскендарова мы оба в свое время перестраивались на греко-римскую борьбу, хотя у нас заложен фундамент вольной борьбы. Само перестроение требует очень много усилий и нервов. При первом взгляде может показаться, что это такая же борьба, но на самом деле это очень сложно. В греко-римской борьбе задействованы абсолютно другие группы мышц, если сравнивать с вольной.

Так вот, под руководством Малика Эскендарова Джавид прогрессировал и шел по моим стопам. Так же, как и я, приехал в 15 лет, учился в белорусской школе олимпийского резерва. Только он это все делал в Мозыре. Я настоял на том, чтобы парня перевели в Гомель, где бы он мог спарринговаться с более квалифицированными борцами. Тем более я был рядом. Под свою ответственность забрал его в Гомель.

Джавид приехал в Беларусь с весом 105 килограммов. Мы быстро поняли, что это слишком много. Его рост не соответствовал весу. Постепенно стали убирать лишние килограммы. Диета, большие нагрузки привели к тому, что через год он перешел в весовую категорию до 96 килограммов, а еще через годик – до 84. Джавид стал моим спарринг-патрнером. Мы с ним долго работали. Где-то в 2012 году я уже чувствовал от Джавида серьезное сопротивление и соперничество. Это было здорово. Я видел, как он пытался прогрессировать, он шел к заданной мною планке. Сейчас он ее покорил. Теперь мы все очень рады.

Такая вот история приезда Джавида в Беларусь. Он с нуля пробивал себе место в команде, много проигрывал, но продолжал работать, падал, но вставал. Мы много ругались, спорили между собой, потому что я всегда требовал от него максимум. Когда видел, что он не выкладывается на сто процентов, то мог наорать на него. Таким образом я хотел поднажать на морально-волевые качества, чтобы Джавид почувствовал в себе самолюбие. Благо с этим у него всегда было хорошо. Он остывал, анализировал и шел дальше. К первой медали мы пришли на чемпионате мира 2013 года. Тогда мы очень плодотворно поработали. Я постоянно был рядом. К сожалению, до Олимпиады-2016 не получилось так часто помогать Джавиду из-за занятости в футболе. У меня было мало времени. Тем не менее, когда я заканчивал работать в семь часов вечера, ехал в расположение национальной команды, чтобы немного побороться. Иногда не получалось из-за травм толком поработать, но на телефоне я всегда оставался с Джавидом. Морально я его очень хорошо подготовил в последние два-три месяца до старта в Рио.

– Бронза Олимпийских игр – это успех?

– Конечно, я рад. Но, зная возможности Джавида, я немного недоволен. Мне не понравилось, как он провел полуфинальную встречу. Думаю, он сам тоже предъявляет к себе претензии. Хотя там была маленькая судейская ошибка. Но надо помнить, что это Олимпиада. Всегда нужно винить себя, а не судей. Джавид дал моральную слабину, в мыслях он еще оспаривал решение, а его тут же поставили в партер, где соперник смог атаковать. Это неправильно. Уверен, Джавид не абстрагировался от ситуации, которая произошла 5 секунд назад, поэтому пропустил действие. К сожалению, как минимум серебряная медаль ушла от Беларуси. Думаю, и сам Гамзатов расстроился, хотя я еще с ним не разговаривал. Я надеялся на финал, но бронза Олимпийских игр – это тоже успех. Радует, что он сделал то, чего я не смог достичь на Олимпиаде в Лондоне из-за серьезной травмы плеча. От этого вдвойне приятно. Я очень счастлив, что у Джанаева все получилось.

– Вы обошли стороной тему судейской ошибки, а вот главный тренер сборной Беларуси Игорь Петренко называет это настоящим беспределом. Поясните широкой аудитории, в чем все-таки дело.

– За свою карьеру я никогда не искал причину поражений в судьях. Да, на Олимпиаде в схватке Гамзатова был маленький косяк. Судья ошибся, потому что на протяжении 20 секунд нельзя зажигать второе предупреждение. Это морально убивает. Нельзя так делать, но это случилось. Что поделать? Ну, дали балл твоему сопернику, но нельзя расслабляться. Как только Джавид это сделал, тут же получил 4-балльную атаку, и счет уже стал 0:6. Хотя с 0:2 он за полторы минуты еще легко бы мог выкарабкаться.

Игоря Петренко понять можно. Это мой и Джавида личный тренер. Спасибо ему большое. Малик Эскендаров был нашим первым учителем, а уже Петренко работал с нами на взрослом профессиональном уровне. В наших победах его большая заслуга. Уверен, Игорь классно настроил Джавида, с Петренко всегда комфортно себя чувствуешь на ковре, когда он рядом секундирует.

Судейский беспредел есть везде, но надо быть сильнее этого. Мы знаем, как относятся к Беларуси на международных соревнованиях уровня чемпионата мира и Олимпийских игр. Наши страны – Россию и Беларусь – всегда будут топить и засуживать. К этому надо быть готовым. Соперника нужно «съедать», чтобы судьям не оставить никаких шансов к чему-либо прицепиться.

 – После успеха Гамзатова снова поднимается тема, нужны ли кавказские борцы Беларуси. Как вы на это реагируете?

– Давайте проанализируем историю Гамзатова. Человек приехал в Беларусь в 15 лет, попал в жесткую конкуренцию белорусской борьбы, где коренные местные ребята на первых стадиях просто уничтожили его в спортивном плане. Это прошли я и Джавид. Когда Гамзатов приезжал в Мозырь, он думал, будто тут такой уровень борьбы, что он сразу же станет первым номером. Оказался все совсем не так. По приезду Джавид тут же попал под «танки» белорусских ребят. После этого он схватился за голову с вопросом, куда я вообще попал, но не стал падать духом. Джавид прошел честную конкуренцию среди местных борцов. Ну не популярен этот вид спорта у белорусских ребят. Они не хотят выкладываться на сто процентов. Я не могу понять, почему потом люди негодуют. Ведь мы – я и Джавид – прошли такое сито, которое я бы никому не пожелал. У нас на пути были и призеры Олимпийских игр, и чемпионы Европы, но мы выдержали эту конкуренцию. Почему мы не можем честно заработать место в команде? Если человек добился этого права, то здесь вопрос надо задавать не кавказцам. Откровенно говоря, я не люблю эту тему. Считаю, что нет плохих наций. Везде дурачков хватает: у кавказцев, у африканцев и у американцев.

Когда кавказец приезжает в Беларусь, местные ребята должны взбодриться, проявить самолюбие и не отдать свой хлеб. Неужели у белорусов не хватает сил сказать и доказать на ковре: «Я здесь хозяин, вас усажу в запас, вы никуда не пройдете»? Когда у местных ребят будет такое отношение к борьбе, тогда и посыплются медали, и выйдут на первый план именно белорусы. А вышло так, что первый номер белорусской сборной проиграл три раза Джавиду и тут же сложил руки. Почему так происходит?

В весе до 98 килограммов никто из легионеров не может пробраться. Есть Саня Грабовик  и Тимофей Дейниченко, которые перегрызут горло любому, кто приедет из другой страны, и не отдадут свое место. Вот с этих ребят нужно брать пример. Я за то, чтобы в каждом весе вне зависимости от национальности был сильнейший. Будь первым в своей стране! Белорусы не хотят этого делать, но почему? Вот мой главный встречный вопрос на приезд кавказцев.

Джавид сделал для Беларуси больше, чем какой-нибудь клавишный герой у компьютера. Гамзатов высоко поднял рейтинг страны. Это же дипломатия. Как говорил президент нашей страны, это самый легкий способ объявить миру, что есть такая страна как Беларусь. Благодаря спортивным результатам узнают о нас гораздо больше.

– Окей, есть вы и Гамзатов, которые с 15 лет в Беларуси, но есть же представители кавказских республик, которые вспоминают о Беларуси только во время соревнований.

– Да, признаю, это большой пробел в вольной борьбе. К сожалению, такая проблема существует. Вопрос, почему так происходит, нужно задавать руководителям этой федерации. Ребята приезжают – борются – возвращаются обратно. Это неправильно. Считаю, если кавказцы приехали в Беларусь, то должны находиться здесь и повышать конкурентную среду для белорусских ребят. Это очень важно. Тренер и руководители вольной борьбы должны задуматься об этом. В греко-римской борьбе такого вообще нет. В нашем виде спорта каждый приезжий живет здесь, создает семью. Лично я все заработал в Беларуси, у меня здесь дети родились. Как я могу сказать, что это не родная для меня страна? Я очень люблю Беларусь. Когда меня здесь нет 10 дней, начинаю сильно скучать. Я бываю в Дагестане, но мне хватает немного времени, чтобы кого-то  навестить, а потом возвращаюсь в Беларусь, потому что вся моя сознательная жизнь здесь. Так же и у Джавида. Он в 15 лет сюда приехал. Он уже и не помнит другой страны. Это правильно, так и должно быть. Лично я учился в белорусской школе, я могу говорить на мове лучше некоторых белорусов. Когда говорят, что я приезжий и не патриот, мне очень неприятно. Впрочем, сколько людей, столько мнений.

Все это очень больная тема, на которую не люблю говорить. Лично я всегда смотрю не на цвет кожи, а на человеческие качества людей. Это для меня важно.

 – На фоне футбольных неудач «Динамо» победа в борьбе подняла вам настроение?

– Да, очень. Я не люблю смешивать борьбу и футбол. Борьба – это отдельная жизнь. От футбола я получаю удовольствие. Сейчас «Динамо» переживает трудные времена, но я думаю, что мы выйдем из этой ситуации, и у нас все будет хорошо.

Фото: vk.com/lezgisport

Другие посты блога

Все посты