Ушел Владимир Цыплаков – легенда нашего хоккея: «крутился» на базаре в Польше, пробился в НХЛ и прислушивался к Солженицыну
Ему было 50.
Ему было 50.
В субботу не стало Владимира Цыплакова. Бывший нападающий сборной Беларуси – знаковая фигура для нашего хоккея. Он трижды становился лучшим хоккеистом страны, искрил с «националкой» на чемпионатах мира и Олимпиадах, а также провел больше 300 матчей в НХЛ. Вспоминаем жизненный путь легенды.
«Динамо» и подработки в «несчастной Польше»
Цыплаков родился в городе Инта, что в российской республике Коми. Отец работал шахтером, а мать на стройке. Хоккейному ремеслу Владимир вместе со старшими братьями Александром и Анатолием обучался в местной спортшколе. Старший из братьев, Анатолий, спорт бросил и пошел по стопам отца, а Александр и Владимир построили хоккейные карьеры.
Первым профессиональным клубом в карьере Владимира стало ярославское «Торпедо», в котором он оказался в 16 лет. «Автозаводцы» тогда выступали в первой лиге чемпионата СССР. Через два года «Торпедо» вышло в высшую лигу, а талантливого форварда забрало минское «Динамо».
В столице Беларуси Владимир оказался благодаря старшему брату Александру. Он в «Динамо» пришел первым. В 1986-м защитник служил в армии и был сначала командирован из московского «Динамо» в рижское, а потом – в минское. Тогдашнему тренеру минчан Владимиру Крикунову импонировала игра Цыплакова. Когда коуч узнал, что у талантливого защитника есть младший брат, сразу захотел видеть его в команде. Любопытно, что о существовании Владимира он узнал случайно.
«Крикунов как-то в «Советском спорте» прочитал, что автором одной из шайб в ярославском «Торпедо» стал какой-то Цыплаков. Сразу ко мне: «Знаешь, кто это?» Отвечаю: «Брат, младший». Поговорили. Спустя некоторое время Крикунов отзывает меня в сторону: «Вот тебе деньги на билеты, езжай в Ярославль за Володей. Будет играть у нас, а армию ему мы «сделаем», – рассказывал Александр Цыплаков.
Цыплакова-младшего хотели видеть в московском и рижском «Динамо», но он выбрал именно Минск. Как позже признался нападающий, из практичных соображений. Ему сразу подарили новую «семерку» и пообещали помочь с квартирой. Некоторое время спустя он получил жилье и женился – стал настоящим минчанином.
Из «Динамо» Цыплаков попал в молодежку СССР, с которой в 1989-м выиграл чемпионат мира. В той команде было полно будущих звезд: Павел Буре, Сергей Федоров, Александр Могильный.
Многие партнеры Владимира после успеха на ЧМ укатили в НХЛ, а он продолжил выступать за «Динамо» и с каждым годом все больше хандрил. Нападающего даже не обрадовал приз лучшему хоккеисту Беларуси-1992. В клубе, как и в стране, амбициозного хоккеиста не все устраивало. Особенно в плане финансов.
Чтобы прокормить семью, хоккеисту приходилось «подрабатывать». «Едешь в эту несчастную Польшу с мыслями не о предстоящих матчах, а о том, как быстрее и выгоднее «крутануться» на тамошнем базаре. За одну победу над сборной Польши могут заплатить 10 долларов, а одна удачная ходка на барахолку будет «стоить» в 10 раз дороже. Вот вам и приоритеты профессионального, как мы про себя думаем, хоккея. Я далек от мысли кого-либо во всем этом винить. Жизнь такая сейчас, дурацкая. У всех», – жаловался Цыплаков.
Побег в США и Солженицын
В том же 1992-м году Владимир осуществил свою мечту – уехал играть в США. Правда, его переход обернулся скандалом. Имея на руках контракт с «Динамо», он фактически убежал из команды. Когда все было устроено за океаном, Владимир попрощался с партнерами и поставил перед фактом руководство. В Америку нападающий летел вместе с Александром Андриевским и Михаилом Захаровым, которому помог устроить переход Юрий Кривохиж.
Нелегальный отъезд лучшего игрока страны сопровождался шумом в прессе. Владимир не хотел, чтобы его считали беглецом и предателем. Перед отъездом он исповедался «Прессболу»: сказал, что всегда готов приезжать в сборную и просил болельщиков его понять. Как оказалось, на решение Цыплакова уехать из страны сильно повлиял Александр Солженицын.
«Хочу, чтобы все поняли: я убегаю не от болельщиков, не от команды, не от клуба, не от президента в конце концов. Напротив, я хочу снять грех с души. Извините, если что не так, не поминайте лихом. Я убегаю от скотской нашей жизни, которой нет пока конца. Недавно видел по телевизору Солженицына. Он сказал, что под гнетом этого «гибрида», который получился после власти коммунистов, мы будем мучиться не 70, а 170 лет. С недавних пор я привык доверять Александру Исаевичу», – объяснял Цыплаков.
С«Динамо» Цыплаков попрощался, за пять сезонов проведя 190 матчей и набрав 64 (39+25) очка.
НХЛ и тот самый гол России
В Америке Владимир три сезона рубился в низших лигах, пока в 1995-м в третьем раунде драфта его не выбрал «Лос-Анджелес», в котором сверкал Уэйн Гретцки. За «Кингз» белорус заиграл сразу: у него был неплохой айстайм и место в бригаде меньшинства. В 1996-м он с Дмитрием Христичем сделал вот такую красоту.
Пожалуй, лучшим в заокеанской карьере у Цыплакова получился сезон 1997/98. Он забросил 18 шайб и сделал 34 ассиста за «Кингз».
А также выступил со сборной на Олимпиаде в Нагано.
Кстати, за «Кингз» у Владимира случались и драки. Он участвовал вот в таком побоище.
За «Лос-Анджелес» Цыплаков провел 256 матчей и заработал 138 (56+82) очков. Зимой 2000-го года он подписался с «Баффало».
Тренеры «Сейбрз» были очень довольны трансфером форварда – и он их не подвел. Тот сезон он закончил с 19 очками и показателем полезности +17 в 34 матчах. Но построить успешную карьеру в «Баффало» Цыплакову помешала травма, из-за которой он пропусти половину следующего сезона 2000/01. После Рождества белорус вернулся на лед и в 26 играх заработал 14 очков. Последний гол в НХЛ он забил «Питтсбургу».
В 2001-м Владимир покинул НХЛ и перебрался в казанский «Ак Барс». Одной из причин переезда в Россию была возможность сыграть со сборной на Олимпиаде – до конца было неясно, позволит ли НХЛ хоккеистам ехать на Игры. В итоге, решение оказалось удачным. Владимир пошумел со сборной на ОИ и выиграл серебро чемпионата России.
В Казани Цыплаков играл до 2004 года. На его счету 136 матчей и 79 (45+34) очков. После сезона в ЦСКА Владимир вернулся в Минск, где закончил карьеру в «Юности».
Со сборной Беларуси Владимир ездил на шесть чемпионатов мира и две Олимпиады. За 46 матчей на этих турнира в составе сборной он забросил 24 шайбы и сделал 24 ассиста. Самый известный гол Владимира за сборную – победная шайба в ворота сборной России на ЧМ-2000.
После окончания карьеры хотел заняться бизнесом, но стал тренером
По молодости Цыплаков имел достаточно простой план: заработать деньги хоккеем, потом уйти в бизнес. «Я чувствую огромную тягу к предпринимательству. Когда-нибудь у меня это получится. Вообще не буду прикидываться, я очень люблю, когда денег много. И в деле, и в кармане. Говорят, что купюры не пахнут, но я буду счастлив лишь тогда, когда смогу заработать достаточное их количество непосредственно любимой работой – хоккеем. Иначе давно бы пошел в профессиональные брокеры или туристы», – рассказывал Цыплаков.
Но так случилось, что практически сразу после окончания карьеры игрока Владимир стал тренировать. Почти шесть лет Цыплаков работал со сборными Беларуси: входил в штаб «националки» и «молодежки», а также самостоятельно рулил юниорами.
В клубах у Цыпалкова на скамейке получалось хуже, чем на льду. В минском «Динамо» он несколько месяцев проработал ассистентом Джима Хьюза. Потом бывший форвард «Кингз» пытался устроиться тренером-консультантом в «Авангард», но ушел после 10 дней работы. Еще в тренерской карьере Цыплакова были «Северсталь» и «Трактор», где он трудился помощником.
Последним клубом Цыплакова был солигорский «Шахтер», где он работал главным тренером. Этот период тренерской карьеры у Владимира Викторовича был самым насыщенным: он взял бронзу ЧБ в 2018-м, ругался с ФХБ и не жал руку Захарову.
Фото: pressball.by, vk.com/hcshahterby, /Brian Bahr /Allsport